Принципы типологии исторического процесса: формационный и цивилизационный подходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 01:11, доклад

Краткое описание

Под цивилизацией следует понимать, с одной стороны, уровень развития культуры и общества в целом, а с другой стороны, способ освоения культурных ценностей (материальных и духовных), который определяет всю общественную жизнь, ее специфику, что позволяет судить о ней как об определенной цивилизации. ПРИЗНАКИ: 1) Ц как уровень развития К и об-ва (включает уровень развития дух-й и мат-й К, а также саму обществ-ю структуру( социально-демографическую, соц-но-классовую, профессиональную и др.), которая отражает весь механизм существования и развития человеч-й деятельности)

Файлы: 1 файл

07 Принципы типологии исторического процесса формационный и цивилизационный подходы..doc

— 90.50 Кб (Скачать)

Шпенглер, в отличие от Данилевского и Тойнби, не отождествлял, а противопоставлял культуру и цивилизацию, т. к. для него последняя есть продукт вырождения и перерождения культуры. Каждая из культур рало или поздно входит в стадию упадка и «омертвления», порождая соответствующую цивилизацию. В «Закате Европы» Шпенглер показал это на судьбе «цивилизованного» Рима и современного ему «цивилизованного» Запада, касаясь сфер политики, морали, философии, искусства.

В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общ-ва, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимности с окружающим миром. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на 2 большие группы – восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством. Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация – на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

 


Информация о работе Принципы типологии исторического процесса: формационный и цивилизационный подходы