Принципы типологии исторического процесса: формационный и цивилизационный подходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 01:11, доклад

Краткое описание

Под цивилизацией следует понимать, с одной стороны, уровень развития культуры и общества в целом, а с другой стороны, способ освоения культурных ценностей (материальных и духовных), который определяет всю общественную жизнь, ее специфику, что позволяет судить о ней как об определенной цивилизации. ПРИЗНАКИ: 1) Ц как уровень развития К и об-ва (включает уровень развития дух-й и мат-й К, а также саму обществ-ю структуру( социально-демографическую, соц-но-классовую, профессиональную и др.), которая отражает весь механизм существования и развития человеч-й деятельности)

Файлы: 1 файл

07 Принципы типологии исторического процесса формационный и цивилизационный подходы..doc

— 90.50 Кб (Скачать)

Принципы типологии  исторического процесса: формационный и цивилизационный подходы

 

Ф или Ц подход является научным при объяснении пути человеческого  развития.

Под цивилизацией следует  понимать, с одной стороны, уровень  развития культуры и общества в целом, а с другой стороны, способ освоения культурных ценностей (материальных и духовных), который определяет всю общественную жизнь, ее специфику, что позволяет судить о ней как об определенной цивилизации. ПРИЗНАКИ: 1) Ц как уровень развития К и об-ва (включает уровень развития дух-й и мат-й К, а также саму обществ-ю структуру( социально-демографическую, соц-но-классовую, профессиональную и др.), которая отражает весь механизм существования и развития человеч-й деятельности); 2) способ освоения К (каков способ освоения К, такова и Ц – Западная (преобл-ет рацион-й подход к ценностям) и Восточная Ц(на основе религ-но-фил-х традициях). Сущ-ют Ц, кот-е хар-ся уровнем развития техники (зап иссл-ли – Бжезинский, Арон) – «доиндустриальные», «индустриальные»(с 16-17 вв.) и «постиндустриальные» (информационные, технотронные). Для каждой Ц характерен свой уровень развития техники и человека как технологического субъекта.

 

Понятие культуры в социальной философии и общей социологии

 

К – это сугубо социальное явление, связанное с жизнедеятельностью человека. Процессы К протекают в неразрывной связи со всеми общ-ми явлениями, но – специфика – вбирают в себя общечеловеческие ценности. Тв-во К не совпадает с тв-вом истории. Необходимо разграничить мат-е произ-во от мат-й К. Мат произв-во – сам процесс произв-ва мат-х благ и воспроизв-ва обеств-х отн-й, а мат К -–система мат-х ценностей, вв том числе включ-х в произв-во. Дух-е произв-во – произв-во всевозм-х идей, норм, ценностей, а дух-я К – это и произв-во самих дух ценностей, и их функционир-е и потребление, в том числе в образов-и, воспит-и, общении. Дух.  К включ-ет дух произв-во и детерминирует его, а дух произв-во содействуетт развитию дух К.

К – как система  маатериальных и духовных ценностей, вовлеченных в социально- прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и познания, его обществ=е отношения, обществ-е сознание, соц институты. Система дух ценностей – это система нравственных и др соц-х норм, принципов, идеалов, установок, их функционирование в конкретно-исторических условиях. Без человека нет К, как нет К в статичном состоянии. К неотделима от всей жизнедеят-ти ч-ка, кот-й явл-ся ее носителем и творцом. Ч-к – существо культурно-историческое, его чел-е кач-ва есть рез-т усвоения им языка, ценностных ориентаций об-ва и той соц-й или нац-й общности, к которой он относится, а также опыта и навыков к труду, традиций, обычаев, духовных и мат-х ценностей, достаавшихся отт предшествующих поколений и создаваемых им самим.

 

Типология исторического  процесса. Развитие концепции:

  1. «мировая монархия» - от библейских царств (Даниил...): Египетское; Ассиро-Вавилонское; Персидское; Греко-Римское. Впоследствии Августин продлил последнее царство (Г-Р) до средних веков включительно и сформулировал идею прогрессивного развития (все кончится хорошо - царство бога на земле).
  2. «век». Гесиод.  5 веков: золотой, серебряный, медный, героев, железный (современное Гесиоду время), - на протяжении которых идет постоянная деградация человека.
  3. «всемирно-историческая эпоха»: мыслители Возр-я критически оценивали европейскую историю после античности и до Возрождения, придумали разделить историю на «античность», «средние (темные) века» и «возрождение» (античности). Уже в XVII критич. отношение к ср.векам идет на убыль, а в XIX в прошлое попадает само Возр-е - появляется понятие «новейшее время». Впрочем, с идеализацией античности было покончено только в XX в.
  4. «стадия» или «ступень» - это придумали позитивисты. Гегель видел в истории исключительно развитие мирового духа (инобытие как развитие по схеме «субъективный - объективный - абсолютный дух»). Дух этот раскрывается (развивается) через национальный дух отдельных народов.
  5. «цив-я»: Мейер изобрел деление истории на 3 независ. цикла, кажд. из кот. проходит примит., среднев., капиталистич. и упадочную стадии, «цив-я» как подход к периодизации: Шпенглер и Тойнби.
  6. «формация»: общинн., рабовладельч., феодальн., капиталист., социалист. и (или) коммунист..

Другие известные  периодизации всемирного исторического  процесса:

а) Экзистенциализм (Ясперс): Прометеев век - неосознанная, случайная и хаотичная экзистенция; Эпоха первых цив-й (в стадиальном смысле) - пробуждение индивида; Осевое время (800 - 200 до н. э.) - религиозно-философская революция, самоосознание человека; Римский период и средние века - освоение достигнутых в осевое время рез-тов; Новое время (с XVIII в.) - деформация экзистенции после промышленной революции.

б) Индустризм (Ростоу): традиц. общество (в Европе до сер. XVIII); стадия создания предпосылок для подъема или переходн. об-во (до сер. XIX); стадия сдвига или промышл. рев-я (самое раннее - Англия, XIX, ост. европ.страны «запаздывают» на полвека); стадия роста или зрелое индустриальное общество (первая пол.XX); стадия выс. уровня масс. потребления (после ВМВ), возможно, сменяющаяся в конце 70-х новым этапом: «поиском качества жизни»

Формационный  подход основывается на нескольких постулатах:

  1. Представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, погрессивно-поступательном, всемирно-историческим и телеологическом (цель) процессе. Формац. подход практически отрицал нац.специфику и своеобразие отдельных гос-в.
  2. Решающ роль мат. пр-ва в жизни об-ва, представление об эк. факторах как базисных для др. общест.отн-й.
  3. Необходимость соответствия производственных отношений производительным силам.
  4. Неизбежность перехода от одной общественно-экономической  формации к другой.
  • введение понятий «застоя», «аритмичности» в развитии формации
  • признание существования «неизменных абсолютных ценностей» - демократии, права, этики
  • признание относительности исторических закономерностей
  • признание роли реформ, религиозных систем, отдельных политических деятелей
  • народ - вся нация, включая элиту
  • 3-х частная классовая структура - появился средний класс
  • появление «человеческого фактора», внимание к исторической психологии
  • религия и право - равноправный фактор наравне с прочими

Цивилизационный подход. В шир. смысле цив. - уровень, ступень развития об-ва, мат. и дух.к-ры, следующий за варварством, дикостью. Любая цив-я хар-ся не столько производ. базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимности с окр.миром. Обычно все многообразие локальных цив-й делят на 2 большие группы –вост. и зап.. Для 1 характерна выс. степень зав-ти индивида от природы и геогр. среды, тесная связь чел-а с его соц. группой, низкая соц. мобильность, господство среди регуляторов общест. отношений, традиций и обычаев. Зап. Цив-и, напротив, хар-ся стремлением к подчинению природы власти над соц. общностями, высокой соц. мобильностью, демократическим полит. режимом и правовым гос-вом. Таким образом,  если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация- на локально-региональном, уникальном, своеобразном. 1934-1964 - «Исследования Истории» Тойнби.

  1. Нет единой истории чел-ва - 24 цив-и, несопостав., равноценн. и современн.; нет критерия «развитости».
  2. 5 стадий в развитии каждой цив-и - рождение, рост (до пика), перелом, разложение, гибель. Нет преемственности между цивилизациями за одним исключением - античность и западная цивилизация.
  3. События и процессы в цив-ях аналогичны, есть некоторые эмп. законы, кот. объясняют ряд внешн. сходств, но не уникальную сущность каждой цив..
  4. Залог развития - элита (понятие мистично и понимается лишь интуитивно). Элита реагирует на вызовы среды и ведет за собой инертн. внутр. пролетариат. Когда элита теряет порыв, нарастает дисгармония развития - элита теряет власть, цив-я распадается и гибнет.
  5. Каждая цивилизация в своем развитии реализует часть некого неясного Божественного Плана.
  6. 5 сущностных цив-й: дальневост., индусск., правосл., исламск., зап., из кот.только зап.еще не миновала пик.

 

Принципы типологии  исторического процесса: формационный и цивилизационный подходы

Ф или Ц подход является научным при объяснении пути человеческого развития.Под цивилизацией следует понимать, с одной стороны, уровень развития культуры и общества в целом, а с другой стороны, способ освоения культурных ценностей (материальных и духовных), который определяет всю общественную жизнь, ее специфику, что позволяет судить о ней как об определенной цивилизации. ПРИЗНАКИ: 1) Ц как уровень развития К и об-ва (включает уровень развития дух-й и мат-й К, а также саму обществ-ю структуру( социально-демографическую, соц-но-классовую, профессиональную и др.), которая отражает весь механизм существования и развития человеч-й деятельности); 2) способ освоения К (каков способ освоения К, такова и Ц – Западная (преобл-ет рацион-й подход к ценностям) и Восточная Ц(на основе религ-но-фил-х традициях). Сущ-ют Ц, кот-е хар-ся уровнем развития техники (зап иссл-ли – Бжезинский, Арон) – «доиндустриальные», «индустриальные»(с 16-17 вв.) и «постиндустриальные» (информационные, технотронные). Для каждой Ц характерен свой уровень развития техники и человека как технологического субъекта.

 

Добавление: Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.

1. Формационный  подход основывается на нескольких  постулатах:

  • Представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, погрессивно-поступательном, всемирно-историческим и телеологическом (цель) процессе. Формационный подход практически отрицал национальную специфику и своеобразие отдельных гос-в.
  • Решающая роль материального проз-ва в жизни общ-ва, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений.
  • Необходимость соответствия производственных отношений производительным силам.
  • Неизбежность перехода от одной общественно-экономической  формации к другой.

На современном этапе  развития общество знания  в нашей  стране теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса.

2. Цивилизационный  подход к анализу общества.

В широком смысле под  цивилизацией понимают уровень, ступень развития общ-ва, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимности с окружающим миром. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на 2 большие группы –восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством. Таким образом,  если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация- на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

 

А теперь начнем издалека...

Христианская картина  мира - идея линейной деградации, за исключением  философских взглядов о Граде  Божием св. Августина. Секуляризация  исторического знания приводит к  переосмыслению понятий мировой монархии, века и появлению новых - историческая эпоха, стадия или ступень, цивилизация, формация. Выдвигаются различные моно-факторы исторического процесса, который в позитивистском ключе понимается как прогресс всего человечества: мировой дух (раскрытие понятия свободы) в философии истории Гегеля, социальные отношения в социальном дарвинизме Г. Спенсера, производственные - в материализме Маркса.

Начало ХХ века - переворот  в естественных науках, переворот  в историческом знании.

Циклическая теория Э. Мейера («История древности» в 5 томах):

  • вместо единого исторического процесса 3 независимых цикла: Средиземноморье и Классический Восток в древности; христианские и исламские страны в Средние века и Новое время; Азия (Индия и Китай).
  • каждый цикл проходит 4 стадии: примитивная, средние века, капитализм (высшая стадия), упадок. Одинаковые стадии разных циклов сопоставляемы (единый понятийный аппарат). Следствие - «модернизация» - возможность использовать термины определенной стадии хронологически позднего цикла, характеризуя аналогичную стадию более раннего цикла.
  • важная роль 2-х факторов: 1) экономика; 2) интенсивность усваивания духовной культуры цивилизации ее элитой. Первый фактор познаваем, второй - лишен закономерностей.

 

Главный оппонент Мейера - К. Бюхер (экономист - монография «Возникновение народного хозяйства») с «ойкосной теорией» или экономическим материализмом:

  • единство мирового исторического процесса
  • наличие точных и познаваемых законов развития
  • определяющий фактор - экономика: 4 стадии: 1) первобытность - родственные отношения; 2) экономика замкнутого домохозяйства (ойкоса); 3) городская стадия (с XI в. в Европе) - непосредственный обмен; 4) национальное капиталистическое хозяйство - всеобщий рынок.

30-е - 40-е годы ХХ  века - новый взгляд на историю:

  • возросший интерес к человеку, многообразие в понимании природы человека
  • многозначность «прогресса»
  • мистицизм

Информация о работе Принципы типологии исторического процесса: формационный и цивилизационный подходы