Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 01:11, доклад
Под цивилизацией следует понимать, с одной стороны, уровень развития культуры и общества в целом, а с другой стороны, способ освоения культурных ценностей (материальных и духовных), который определяет всю общественную жизнь, ее специфику, что позволяет судить о ней как об определенной цивилизации. ПРИЗНАКИ: 1) Ц как уровень развития К и об-ва (включает уровень развития дух-й и мат-й К, а также саму обществ-ю структуру( социально-демографическую, соц-но-классовую, профессиональную и др.), которая отражает весь механизм существования и развития человеч-й деятельности)
Принципы типологии исторического процесса: формационный и цивилизационный подходы
Ф или Ц подход является научным при объяснении пути человеческого развития.
Под цивилизацией следует понимать, с одной стороны, уровень развития культуры и общества в целом, а с другой стороны, способ освоения культурных ценностей (материальных и духовных), который определяет всю общественную жизнь, ее специфику, что позволяет судить о ней как об определенной цивилизации. ПРИЗНАКИ: 1) Ц как уровень развития К и об-ва (включает уровень развития дух-й и мат-й К, а также саму обществ-ю структуру( социально-демографическую, соц-но-классовую, профессиональную и др.), которая отражает весь механизм существования и развития человеч-й деятельности); 2) способ освоения К (каков способ освоения К, такова и Ц – Западная (преобл-ет рацион-й подход к ценностям) и Восточная Ц(на основе религ-но-фил-х традициях). Сущ-ют Ц, кот-е хар-ся уровнем развития техники (зап иссл-ли – Бжезинский, Арон) – «доиндустриальные», «индустриальные»(с 16-17 вв.) и «постиндустриальные» (информационные, технотронные). Для каждой Ц характерен свой уровень развития техники и человека как технологического субъекта.
Понятие культуры в социальной философии и общей социологии
К – это сугубо социальное явление, связанное с жизнедеятельностью человека. Процессы К протекают в неразрывной связи со всеми общ-ми явлениями, но – специфика – вбирают в себя общечеловеческие ценности. Тв-во К не совпадает с тв-вом истории. Необходимо разграничить мат-е произ-во от мат-й К. Мат произв-во – сам процесс произв-ва мат-х благ и воспроизв-ва обеств-х отн-й, а мат К -–система мат-х ценностей, вв том числе включ-х в произв-во. Дух-е произв-во – произв-во всевозм-х идей, норм, ценностей, а дух-я К – это и произв-во самих дух ценностей, и их функционир-е и потребление, в том числе в образов-и, воспит-и, общении. Дух. К включ-ет дух произв-во и детерминирует его, а дух произв-во содействуетт развитию дух К.
К – как система маатериальных и духовных ценностей, вовлеченных в социально- прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и познания, его обществ=е отношения, обществ-е сознание, соц институты. Система дух ценностей – это система нравственных и др соц-х норм, принципов, идеалов, установок, их функционирование в конкретно-исторических условиях. Без человека нет К, как нет К в статичном состоянии. К неотделима от всей жизнедеят-ти ч-ка, кот-й явл-ся ее носителем и творцом. Ч-к – существо культурно-историческое, его чел-е кач-ва есть рез-т усвоения им языка, ценностных ориентаций об-ва и той соц-й или нац-й общности, к которой он относится, а также опыта и навыков к труду, традиций, обычаев, духовных и мат-х ценностей, достаавшихся отт предшествующих поколений и создаваемых им самим.
Типология исторического процесса. Развитие концепции:
Другие известные периодизации всемирного исторического процесса:
а) Экзистенциализм (Ясперс): Прометеев век - неосознанная, случайная и хаотичная экзистенция; Эпоха первых цив-й (в стадиальном смысле) - пробуждение индивида; Осевое время (800 - 200 до н. э.) - религиозно-философская революция, самоосознание человека; Римский период и средние века - освоение достигнутых в осевое время рез-тов; Новое время (с XVIII в.) - деформация экзистенции после промышленной революции.
б) Индустризм (Ростоу): традиц. общество (в Европе до сер. XVIII); стадия создания предпосылок для подъема или переходн. об-во (до сер. XIX); стадия сдвига или промышл. рев-я (самое раннее - Англия, XIX, ост. европ.страны «запаздывают» на полвека); стадия роста или зрелое индустриальное общество (первая пол.XX); стадия выс. уровня масс. потребления (после ВМВ), возможно, сменяющаяся в конце 70-х новым этапом: «поиском качества жизни»
Формационный подход основывается на нескольких постулатах:
Цивилизационный подход. В шир. смысле цив. - уровень, ступень развития об-ва, мат. и дух.к-ры, следующий за варварством, дикостью. Любая цив-я хар-ся не столько производ. базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимности с окр.миром. Обычно все многообразие локальных цив-й делят на 2 большие группы –вост. и зап.. Для 1 характерна выс. степень зав-ти индивида от природы и геогр. среды, тесная связь чел-а с его соц. группой, низкая соц. мобильность, господство среди регуляторов общест. отношений, традиций и обычаев. Зап. Цив-и, напротив, хар-ся стремлением к подчинению природы власти над соц. общностями, высокой соц. мобильностью, демократическим полит. режимом и правовым гос-вом. Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация- на локально-региональном, уникальном, своеобразном. 1934-1964 - «Исследования Истории» Тойнби.
Принципы типологии исторического процесса: формационный и цивилизационный подходы
Ф или Ц подход является научным при объяснении пути человеческого развития.Под цивилизацией следует понимать, с одной стороны, уровень развития культуры и общества в целом, а с другой стороны, способ освоения культурных ценностей (материальных и духовных), который определяет всю общественную жизнь, ее специфику, что позволяет судить о ней как об определенной цивилизации. ПРИЗНАКИ: 1) Ц как уровень развития К и об-ва (включает уровень развития дух-й и мат-й К, а также саму обществ-ю структуру( социально-демографическую, соц-но-классовую, профессиональную и др.), которая отражает весь механизм существования и развития человеч-й деятельности); 2) способ освоения К (каков способ освоения К, такова и Ц – Западная (преобл-ет рацион-й подход к ценностям) и Восточная Ц(на основе религ-но-фил-х традициях). Сущ-ют Ц, кот-е хар-ся уровнем развития техники (зап иссл-ли – Бжезинский, Арон) – «доиндустриальные», «индустриальные»(с 16-17 вв.) и «постиндустриальные» (информационные, технотронные). Для каждой Ц характерен свой уровень развития техники и человека как технологического субъекта.
Добавление: Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.
1. Формационный
подход основывается на
На современном этапе развития общество знания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
2. Цивилизационный подход к анализу общества.
В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общ-ва, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимности с окружающим миром. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на 2 большие группы –восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством. Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация- на локально-региональном, уникальном, своеобразном.
А теперь начнем издалека...
Христианская картина мира - идея линейной деградации, за исключением философских взглядов о Граде Божием св. Августина. Секуляризация исторического знания приводит к переосмыслению понятий мировой монархии, века и появлению новых - историческая эпоха, стадия или ступень, цивилизация, формация. Выдвигаются различные моно-факторы исторического процесса, который в позитивистском ключе понимается как прогресс всего человечества: мировой дух (раскрытие понятия свободы) в философии истории Гегеля, социальные отношения в социальном дарвинизме Г. Спенсера, производственные - в материализме Маркса.
Начало ХХ века - переворот в естественных науках, переворот в историческом знании.
Циклическая теория Э. Мейера («История древности» в 5 томах):
Главный оппонент Мейера - К. Бюхер (экономист - монография «Возникновение народного хозяйства») с «ойкосной теорией» или экономическим материализмом:
30-е - 40-е годы ХХ века - новый взгляд на историю: