Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 13:41, реферат
С древних времен люди стремились постигнуть загадки окружающего их мира, открыть завесу неопознанного в природе. Именно данная склонность является одной из важнейших для человечества, так как иначе невозможно было бы развитие самого человека, науки, техники и неизвестно, как далеко мы бы ушли от каменного века, если бы не обладали способностью к познанию. Процесс овладения тайнами существования есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного к все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли картины мира
Введение…………………………………….……………………………………3
1. Познание как объект философского анализа ………………………………5
2. Многообразие способов познания мира.
3. Сущность и структура познания.
4. Диалектика познания, проблемы истины.
5. Мышление и язык.
Список использованной литературы……
Особый случай представляет собой религиозная вера. Несмотря на все многообразие религиозных традиций как внутри христианства, так и за его пределами, различные модели веры едины в том, что представляют собой доверие, т.е. «веру во что-то», в противовес «верованию в то, что...».
Религиозная вера обладает определенным «интеллектуальным измерением» ибо основывается на признании некоторой истины относительно природы реальности. От других видов знания знание, полученное на основе веры, отличается признанием трансценденции и вовлечением воли в процесс признания истины.
Библейская
модель веры основана на следующей
максиме: «вера должна быть совершенно
истинной для верующего». Библейская
модель в идеале есть удивительное
внутреннее спокойствие человека, который,
в силу своей праведности, «видит»
или «осознает» присутствие Бога.
Экзистенциальная модель веры исходит
из такого ее понимания, в соответствии
с которым «вера предполагает
недостоверность... страдание, сомнения
и неуверенность и даже отчаяние».
Экзистенциальная модель веры также
может быть подразделена на абсурдную
(устремление перед лицом
Проблема достоверности является зависимой не от теоретических построений, а от здравого смысла. Один из вечных споров в истории философии - спор о возможности доказательства существования внешнего мира. Полемика между реалистами и их оппонентами, которых в различные времена называли скептиками, агностиками и солипсистами, то затихала, то разгоралась с новой силой. Например, австрийский философ Фр. Брентано вновь вернулся к данному спору, настаивая на очевидности как высшей достоверности феноменов внешнего мира.
Типы веры различаются между собой в том, какой источник знания считается подлинным авторитетом:
- жизненный опыт и здравый смысл подсказывают человеку, что высшим авторитетом является лишь непосредственное знание, получаемое посредством органов чувств, ко всему остальному следует относиться с недоверием;
-
тот же жизненный опыт
-
существует также авторитет
-
религиозное познание в
Современный материализм подходит к проблеме истины с точки зрения отражения объективной реальности в человеческом сознании. Истина – это адекватное отражение объекта в сознании субъекта, которое воссоздает объект таким, каким он существует независимо от сознания субъекта. Материалистическая теория познания конкретизирует традиционную концепцию истины через диалектическую взаимосвязь понятий: «объективная истина», «субъективная истина», «абсолютная истина», «относительная истина», «конкретность истины».
Объективная истина – это содержание человеческих знаний о действительности, не зависящее ни от субъекта, ни от человека, ни от общества.
В процессе познания необходимо учитывать момент субъективности истины, так как истинное знание всегда является знанием определенного субъекта – индивида, социальной группы, всего человечества. Истина как процесс является объективной по содержанию, но субъективной по своей форме. Истину нельзя понимать как готовое знание, неизменное и данное раз и навсегда. Истина является бесконечным процессом приближения к объекту, который сам находится в развитии. В этом плане любое знание, зафиксированное на том или ином конкретно-историческом уровне развития познания мы имеем дело лишь с относительной истиной.
Относительная истина – это знание, которое в принципе правильно, но неполно отражает действительность, не дает ее всестороннего, исчерпывающего образа.
Абсолютная истина – это полное, точное, исчерпывающее отражение объекта в сознании субъекта; в широком понимании – абсолютное знание обо всем мире. В этом значении абсолютная истина является границей, к которой стремится научное познание, никогда ее не достигая. В узком понимании абсолютная истина означает полное и точное знание отдельных моментов действительности, и в этом значении она является элементом достигнутого знания.
Следует отметить, что нет и не может быть отдельно абсолютной истины и отдельно относительной. Существует одна истина - объективная по смыслу, которая выступает диалектическим единством абсолютного и относительного, т.е. является истиной абсолютной, но относительно определенных границ. Абсолютное и относительное – это два необходимых момента объективной истины.
Из
анализа абсолютной и относительной
истины вытекает учение о конкретности
истины. Конкретная истина – это
истина, в который правильно отражена
сущность определенных явлений и
тех конкретных условий, в которых
эти явления развиваются. Если понятие
«объективная истина» подчеркивает
основную ее черту как верное отражение
действительности, а понятие «относительная
и абсолютная истина» - сам процесс
ее познания, то понятие «конкретность
истины» свидетельствует о
Таким
образом, абстрактной истины нет, истина
всегда конкретна. Истина является субъективным
образом объективного мира, она служит
единством абсолютного и
5. Мышление и язык
Каждая вещь может быть аналитически разделена на материю и форму. Например, глиняный кувшин соединяет изначально бесформенную глину (материю) и оформляющие ее пространственные границы (форму). Мысленно разделяя эти нераздельные вещи, человек получает колоссальный интеллектуальный выигрыш. Благодаря этому он может создать науку о свойствах материи (вещества) - физику и науку о пространственных формах геометрию. Небольшое по объему, но чрезвычайно «концентрированное» знание позволяет людям значительно расширить свои технологические возможности.
При
формировании западной рационалистической
философии по аналогии с вещами подобному
разделению подверглись и нематериальные
предметы: мысли, поступки или произведения
искусства. Разделение этих предметов
на содержание и форму позволило
выявить рационально
Логика – наука о мышлении. Есть и другие науки о мышлении, например, физиология высшей нервной деятельности, психология и т.п. Эти науки отличаются от логики тем, что изучают мышление как реальный процесс, в котором рациональное смешивается с эмоциональным, а стремление к истине с интересами и иными предпочтениями. Логика же изучает формы, законы и средства правильного мышления, то есть идеальную модель мышления, направленного на максимально адекватное воспроизведение действительности.
Максимально
адекватное воспроизведение
Именно второе – логическая правильность рассуждения – является предметом изучения логики. Логическая правильность рассуждения есть соблюдение законов и следование формам правильного мышления. Итак, логическая форма – это способ связи частей содержания мысли. Выразителем логической формы является форма языка, т.е. грамматическая форма.
Язык – система символов (или знаков), отображающая эмпирические и абстрактные объекты (вещи, явления, процессы, мысли, чувства и т.п.). Язык позволяет выражать идеи и намерения, передавать информацию, т.е. он служит средством общения и взаимодействия между людьми.
Следует различать естественные и искусственные языки. Естественные языки сложились исторически как средство общения и взаимодействия. В их задачу входит фиксация и перенос разнообразнейших сообщений, смыслов и даже эмоций. Искусственные языки возникли для преодоления содержательной многозначности и неопределенности, а также формальной нестрогости, присущей естественному языку.
К
числу искусственных языков относятся
специальные языки отдельных
отраслей науки. Это, например, язык физики,
язык психологии, язык права и т.п.
Они отличаются от естественного
языка наличием специальной терминологии,
принятой как во всей науке, так и
в данной отрасли знания, а также
четкими и определенными
В современной логике используются предельно формализованные языки, по степени абстракции сравнимый лишь с математическим. Например, с помощью формулы p → q мы записываем высказывание, в естественном языке звучащее «если пойдет дождь, то земля намокнет». Наиболее распространенными являются язык логики предикатов и язык логики высказываний.
Язык как система знаков изучается в общей теории знаков и знаковых систем – семиотике. Три раздела семиотики – синтаксис, семантика и прагматика – изучают три главных аспекта языка: структурный, смысловой и деятельностный (практический).
Мышление
подчиняется законам логики, тогда
как язык – законам грамматики.
Эти законы не тождественны, но взаимно
согласованны. Мышление способно выразить
себя только через язык, тогда как
использование языка не может
быть неосмысленным. Таким образом,
мышление и язык есть разнородные, неразрывно
связанные и взаимно