Познание: его возможности и границы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 13:41, реферат

Краткое описание

С древних времен люди стремились постигнуть загадки окружающего их мира, открыть завесу неопознанного в природе. Именно данная склонность является одной из важнейших для человечества, так как иначе невозможно было бы развитие самого человека, науки, техники и неизвестно, как далеко мы бы ушли от каменного века, если бы не обладали способностью к познанию. Процесс овладения тайнами существования есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного к все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли картины мира

Оглавление

Введение…………………………………….……………………………………3
1. Познание как объект философского анализа ………………………………5
2. Многообразие способов познания мира.
3. Сущность и структура познания.
4. Диалектика познания, проблемы истины.
5. Мышление и язык.
Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

познание.docx

— 48.52 Кб (Скачать)

    Особый  случай представляет собой религиозная  вера. Несмотря на все многообразие религиозных традиций как внутри христианства, так и за его пределами, различные модели веры едины в  том, что представляют собой доверие, т.е. «веру во что-то», в противовес «верованию в то, что...».

    Религиозная вера обладает определенным «интеллектуальным  измерением» ибо основывается на признании некоторой истины относительно природы реальности. От других видов  знания знание, полученное на основе веры, отличается  признанием трансценденции и вовлечением воли в процесс признания истины.

    Библейская  модель веры основана на следующей  максиме: «вера должна быть совершенно истинной для верующего». Библейская модель в идеале есть удивительное внутреннее спокойствие человека, который, в силу своей праведности, «видит»  или «осознает» присутствие Бога. Экзистенциальная модель веры исходит  из такого ее понимания, в соответствии с которым «вера предполагает недостоверность... страдание, сомнения и неуверенность и даже отчаяние». Экзистенциальная модель веры также  может быть подразделена на абсурдную (устремление перед лицом недостоверности) и парадоксальную (стремление верить, провозглашение веры в условиях ее отсутствия).

    Проблема  достоверности является зависимой  не от теоретических построений, а  от здравого смысла. Один из вечных споров в истории философии - спор о возможности  доказательства существования внешнего мира. Полемика между реалистами и  их оппонентами, которых в различные  времена называли скептиками, агностиками  и солипсистами, то затихала, то разгоралась  с новой силой. Например, австрийский  философ  Фр. Брентано вновь вернулся к данному спору, настаивая на очевидности как высшей достоверности феноменов внешнего мира.

    Типы  веры различаются между собой  в том, какой источник знания считается  подлинным авторитетом:

    - жизненный опыт и здравый смысл подсказывают человеку, что высшим авторитетом является лишь непосредственное знание, получаемое посредством органов чувств, ко всему остальному следует относиться с недоверием;

    - тот же жизненный опыт предписывает  человеку доверять социально  одобренным источникам информации, чей авторитет подкреплен традицией  и общественным мнением;

    - существует также авторитет разума, опирающийся на систему общедоступных  доказательств - его сформировала  интеллектуальная традиция Запада, хотя апелляции к нему можно  найти и в некоторых иных  культурах;

    - религиозное познание в качестве  наиболее авторитетного источника  знания выдвинул непосредственный  мистический опыт, получаемый в  откровении, т.е. сверхчувственном  озарении.

    Современный материализм подходит к проблеме истины с точки зрения отражения  объективной реальности в человеческом сознании. Истина – это адекватное отражение объекта в сознании субъекта, которое воссоздает объект таким, каким он существует независимо от сознания субъекта. Материалистическая теория познания конкретизирует традиционную концепцию истины через диалектическую взаимосвязь понятий: «объективная истина», «субъективная истина», «абсолютная истина», «относительная истина», «конкретность истины».

    Объективная истина – это содержание человеческих знаний о действительности, не зависящее  ни от субъекта, ни от человека, ни от общества.

    В процессе познания необходимо учитывать  момент субъективности истины, так  как истинное знание всегда является знанием определенного субъекта – индивида, социальной группы, всего  человечества. Истина как процесс  является объективной по содержанию, но субъективной по своей форме. Истину нельзя понимать как готовое знание, неизменное и данное раз и навсегда. Истина является бесконечным процессом  приближения к объекту, который  сам находится в развитии. В  этом плане любое знание, зафиксированное  на том или ином конкретно-историческом уровне развития познания мы имеем  дело лишь с относительной истиной.

    Относительная истина – это знание, которое  в принципе правильно, но неполно  отражает действительность, не дает ее всестороннего, исчерпывающего образа.

    Абсолютная  истина – это полное, точное, исчерпывающее  отражение объекта в сознании субъекта; в широком понимании  – абсолютное знание обо всем мире. В этом значении абсолютная истина является границей, к которой стремится  научное познание, никогда ее не достигая. В узком понимании абсолютная истина означает полное и точное знание отдельных моментов действительности, и в этом значении она является элементом достигнутого знания. 

    Следует отметить, что нет и не может  быть отдельно абсолютной истины и  отдельно относительной. Существует одна истина - объективная по смыслу, которая  выступает диалектическим единством  абсолютного и относительного, т.е. является истиной абсолютной, но относительно определенных границ. Абсолютное и относительное – это два необходимых момента объективной истины.

    Из  анализа абсолютной и относительной  истины вытекает учение о конкретности истины. Конкретная истина – это  истина, в который правильно отражена сущность определенных явлений и  тех конкретных условий, в которых  эти явления развиваются. Если понятие  «объективная истина» подчеркивает основную ее черту как верное отражение  действительности, а понятие «относительная и абсолютная истина» - сам процесс  ее познания, то понятие «конкретность  истины» свидетельствует о возможности  практического использования полученных знаний.

    Таким образом, абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Истина является субъективным образом объективного мира, она служит единством абсолютного и относительного, объективного и субъективного. Познание по своей природе, характеру и  целям неограниченно и может  давать объективное и точное отражение  мира. Но истина всегда конкретна, т.е. исторически обусловлена, и имеет  определенные границы применения. Именно поэтому по своему конкретному содержанию и имеющимся достижениям она  является ограниченной, относительной. Процесс познания истины – постоянная борьба за преодоление ограниченности человеческих возможностей в достижении истины.  
 
 
 
 

    5. Мышление и язык

    Каждая  вещь может быть аналитически разделена  на материю и форму. Например, глиняный кувшин соединяет изначально бесформенную глину (материю) и оформляющие ее пространственные границы (форму). Мысленно разделяя эти нераздельные вещи, человек  получает колоссальный интеллектуальный выигрыш. Благодаря этому он может  создать науку о свойствах  материи (вещества) - физику и науку  о пространственных формах геометрию. Небольшое по объему, но чрезвычайно  «концентрированное» знание позволяет  людям значительно расширить  свои технологические возможности.

    При формировании западной рационалистической философии по аналогии с вещами подобному  разделению подверглись и нематериальные предметы: мысли, поступки или произведения искусства. Разделение этих предметов  на содержание и форму позволило  выявить рационально постигаемые  закономерности их существования. Например, правильное мышление, при всем многообразии возможного содержания, всегда опирается  на небольшое количество форм и законов, изучением которых и занимается логика.

    Логика  – наука о мышлении. Есть и  другие науки о мышлении, например, физиология высшей нервной деятельности, психология и т.п. Эти науки отличаются от логики тем, что изучают мышление как реальный процесс, в котором  рациональное смешивается с эмоциональным, а стремление к истине с интересами и иными предпочтениями. Логика же изучает формы, законы и средства правильного мышления, то есть идеальную  модель мышления, направленного на максимально адекватное воспроизведение  действительности.

    Максимально адекватное воспроизведение действительности в мышлении называют истиной. Ее достижение – одна из главнейших задач всего  человеческого рода. Мышление приводит к истине при соблюдении двух условий: истинность мысли по содержанию и логической правильности рассуждения.

    Именно  второе – логическая правильность рассуждения – является предметом  изучения логики. Логическая правильность рассуждения есть соблюдение законов  и следование формам правильного  мышления.  Итак, логическая форма  – это способ связи частей содержания мысли. Выразителем логической формы  является форма языка, т.е. грамматическая форма.

    Язык  – система символов (или знаков), отображающая эмпирические и абстрактные  объекты (вещи, явления, процессы, мысли, чувства и т.п.). Язык позволяет  выражать идеи и намерения, передавать информацию, т.е. он  служит средством  общения и взаимодействия между  людьми.

    Следует различать естественные и искусственные  языки. Естественные языки сложились  исторически как средство общения  и взаимодействия. В их задачу входит фиксация и перенос разнообразнейших сообщений, смыслов и даже эмоций. Искусственные языки возникли для  преодоления содержательной многозначности и неопределенности, а также формальной нестрогости, присущей естественному  языку.

    К числу искусственных языков относятся  специальные языки отдельных  отраслей науки. Это, например, язык физики, язык психологии, язык права и т.п. Они отличаются от естественного  языка наличием специальной терминологии, принятой как во всей науке, так и  в данной отрасли знания, а также  четкими и определенными правилами  использования терминов.

    В современной логике используются предельно  формализованные языки, по степени  абстракции сравнимый лишь с математическим. Например, с помощью формулы p → q мы записываем высказывание, в естественном языке звучащее «если пойдет дождь, то земля намокнет».  Наиболее распространенными являются язык логики предикатов и язык логики высказываний. 

    Язык  как система знаков изучается  в общей теории знаков и знаковых систем – семиотике. Три раздела  семиотики – синтаксис, семантика  и прагматика – изучают три  главных аспекта языка: структурный, смысловой и деятельностный (практический).

    Мышление  подчиняется законам логики, тогда  как язык – законам грамматики. Эти законы не тождественны, но взаимно  согласованны. Мышление способно выразить себя только через язык, тогда как  использование языка не может  быть неосмысленным. Таким образом, мышление и язык есть разнородные, неразрывно связанные и взаимно обусловленные  феномены.

 

       

Информация о работе Познание: его возможности и границы