Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:30, контрольная работа
Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.
1 Основные положения позитивизма
2 Этапы развития позитивизма
3 Стадии истории человечества с позиции позитивизма
4 Идея эволюции с позиции позитивизма
5 Взаимосвязь позитивизма с другими философскими течениями
6 См. также
7 Примечания
8 Литература
9 Ссылки
Согласно
точке зрения Поппера, в обществе
нет никаких объективных
Свою
социально-философскую
К закрытым обществам Поппер относит общества докапиталистические и социалистические. Для них, по его мнению, характерны такие черты, как неизменность социальных форм функционирования, тоталитаризм, примат коллектива над личностью, идейный догматизм и социальная демагогия.
Западное общество, по словам Поппера, в основном завершило переход к открытому обществу. Вместе с тем в 1992 г., то есть спустя полвека после написания книги (а писалась она с 1938 — 1943 гг.), он признает, что современные открытые общества Запада «еще далеки от совершенства, будучи не во всем честными и справедливыми. Среди серьезных недостатков западных обществ он называет прежде всего преступность, проявляющуюся во многих формах и в первую очередь в «злоупотреблениях свободой рынка».
В том
же 1992 г. в «Письме моим русским
читателям», опубликованном в качестве
предисловия к первому тому книги на русском
языке, Поппер (почти уже в девяностолетнем
возрасте) пишет, что главная идея открытого
общества — идея власти закона. Вместе
с этим он указывает, что «Власть закона:
самая насущная потребность России». Нельзя
не согласиться с автором в том, что воплотить
в жизнь хорошее законодательство, превратить
его в высшую власть .в стране гораздо
труднее, чем его создать. «Особенно трудна
эта задача для России, которая на бумаге
уже имела хорошие законы, оставшиеся,
к несчастью, бессильными и неиспользуемыми».
(другие названия: третий позитивизм, логический позитивизм).
Третий этап развития философии науки был связан с лингвистическим поворотом. А именно, с поворотом в философии науки от анализа основоположений науки к логическому анализу языка науки. Этот поворот был связан с деятельностью Венского кружка, который образовался в начале 20-х годов в результате деятельности молодых ученых и философов под руководством Морица Шлика (1882-1936) - он и является основателем направления.
Представители: Карнап, Нейрат (вместе с Шликом – лидеры этого направления), Гёдель, Гемпель, Фейгль, Филипп Франк и др. Огромное влияние на развитие идей оказали труды Бертрана Рассела, Уайтхеда, Людвига Витгенштейна.
После прихода в Германии и Австрии к власти нацистов и убийства профессора Венского университета (Шлика) студентом-нацистом буквально на ступенях университета большая часть неопозитивистов была вынуждена эмигрировать в Англию и в США, что способствовало распространению их идей. Философско-методологическую концепцию представителей Венского кружка принято называть неопозитивизмом. Они опирались на идеи Конта и Маха, а также на разработанную Расселом и Уайтхедом символическую (в частности, математическую) логику.
Неопозитивисты пытались решать проблемы:
Рассел, Бертран (1872-1970)
Основной труд: Principia Mathematica.
Проблему логического анализа языка науки, его структуры они пытались решать, опираясь на математическую логику, считая, что методология научного познания может быть построена в рамках самой науки с помощью самой науки - изнутри.
Проблема обоснования математики возникла в связи обнаружением парадоксов в теории множеств (автором которой был Кантор). Множеством считается любая совокупность элементов.
Парадокс Рассела. В рамках этой теории множеств, предполагалось существование двух основных типов множеств:
Возникла проблема: к какому же типу множеств относится множество всех нормальных множеств?
Рассмотрим два варианта:
В первом случае множество всех нормальных множеств, если оно ненормально, то оно нормально. А во втором случае если оно объявляется ненормальным, то оно обращается в нормальное.
Разрешение парадокса. Рассел попытался создать особый язык (систему символической, математической логики) для разрешения такого рода парадоксов. И пришел к выводу, что этот парадокс возникает в результате смешения двух языков: языка, в котором говорится о некоторых свойствах определенного класса объектов, и метаязыка, в котором говорится о классе классов.
В целях разрешения этого парадокса, обоснования математики и создания особого языка, который бы придавал строгую точность, Рассел и Уайтхед в книге "Принципиа математика" использовали язык исчисления (логики) высказываний и язык исчисления (логики) предикатов.
В исчислении высказываний отвлекаются от внутренней структуры, и, значит, содержания самих этих высказываний. Более того, из простых предложений (которые дальше неделимы на предложения) составляются сложные предложения на основе определённых пропозициональных связок (proposition - высказывание), а именно:
В исчислении предикатов учитывается структура самих высказываний, которая связана с отношениями между субъектом суждения (предмет мысли) и предикатом суждения (свойство и отношения, которые приписываются этому предмету). В рамках исчисления предикатов были введены кванторы
Успехи в разрешении парадоксов в теории множеств и обосновании математики привели Рассела к идее о возможности распространить эти принципы и на все остальные дисциплины для логического анализа языка науки и установления логической структуры в рамках этого языка науки.
Атомарные и молекулярные предложения. Простейшие предложения Рассел назвал атомарными, а сложные - молекулярными. Атомарные предложения непосредственно описывают факт, а молекулярные опосредованно описывают реальность. Атомарные предложения независимы друг от друга. Молекулярные являются по отношению к атомарным пропозициональными функциям, аргументами которых являются эти простейшие предложения. Чтобы установить истинность молекулярных предложений, их можно редуцировать до атомарных. Такая концепция получила название "логический атомизм".
Витгенштейн, Людвиг (1849-1921)
Атомарные и молекулярные факты. В нем Витгенштейн предпринял попытку дальнейшего развития логического атомизма Рассела, а именно, он онтологизировал язык логической системы Рассела. Причем атомарные предложения, которые у Рассела непосредственно описывали факты и были не связаны друг с другом, у Витгенштейна заменяются на атомарные факты, которые не связаны и не зависят друг от друга. Вся реальность состоит из фактов: атомарных и молекулярных, которые складываются из атомарных. Так как вся реальность, с точки зрения Витгенштейна, - это комбинация этих фактов, то и научное знание должно представлять из себя предложение или точнее комбинации предложений, в которых описываются эти комбинации фактов. Так как атомарные факты независимы друг от друга, то не существует никаких принципиальных закономерностей. В частности, отрицается причинная связь. Вера в причинную связь явлений - это суеверие.
Все предложения, термины и понятия, которые выходят за пределы этой реальности, состоящей из комбинации фактов, должны быть исключены их науки. То есть те предложения, которые ничего не говорят о фактах, должны быть исключены из науки. Это связано также с тем, что наш язык искажает наши мысли, то есть "переодевает", как писал Витгенштейн, а потому скрывает их внутреннюю структуру.
Поэтому Витгенштейн ставит задачу: освобождение науки от тех предложений и понятий, которые ничего не говорят о фактах, поскольку они бессмысленны. Это можно сделать путём логического анализа языка науки.
Основные представители:
Мориц Шлик (1882-1936)
Рудольф Карнап (1891-1970)
Отто Нейрат (1873-1956)
Эти идеи были подхвачены и переработаны представителями неопозитивизма, в их философии было три гносеологических принципа:
Ну, и, соответственно, то же с функцией предсказания. Чтобы предсказывать, нужно знать существенные связи между явлениями и между фактами, и, соответственно, чувственными переживаниями, причины их возникновения и уничтожения. Но неопозитивисты утверждают, что они никак не связаны, следовательно, нам недоступно познание этих связей, то есть функция предсказаний также исчезает.
С этими гносеологическими принципами неопозитивистов связаны и другие особенности:
1. Отрицание традиционной философии - метафизики. Так как она всегда стремилась сказать, что лежит за этими чувственными переживаниями. Логический позитивист либо отрицает существование мира вне чувственных переживаний, либо считает, что о нем ничего нельзя сказать. В обоих случаях философия становится ненужной. С точки зрения неопозитивистов, философия нужна для анализа языка науки.