Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:27, реферат
О проблеме времени нельзя сказать, чтобы ее обделяли вниманием мыслители. Начиная с доисторических времен (эпос) мудрецы самых различных философских течений выдвигали всевозможные концепции времени. Их разнообразие не может не удивлять, потому что речь идет, в сущности, о понятии, которое на житейском уровне воспринимается каждым в общем-то одинаково. Казалось бы, что можно сказать о времени нового, если о нем говорят, и не только говорят, но и пишут, еще со времен Аристотеля? Однако говорят.
Определение времени.
Tак что
же понимается под временем в современной
физике? В начале статьи я отмечал, что
время относится к классу нередуцируемых
понятий, и поэтому к попытке дать определение
времени следует подходить крайне осторожно.
Является ли время таким очевидным понятием
как точка, множество, тело, которые понимаются
нами настолько одинаково, что можно на
их основе строить теории, полностью избегая
их неоднозначного понимания? Мне кажется,
нет. Я могу определить время, например,
следующим образом:
Определение
1. Назовем состоянием тела (системы
тел) набор параметров, характеризующих
тело (систему тел) в данной задаче.
Из опыта
следует, что существуют такие
тела, для которых некоторые
Определение
2. Назовем процессом явление
Утверждение
1. Существует хотя бы один процесс.
Это утверждение
ниоткуда не следует. Мы можем
полагать, что это изменение является
следствием изменений в наших
приборах или в наших органах
чувств, а можем считать, что
эти изменения происходят в
исследуемом теле. Мы утверждаем,
что может иметь место вторая
альтернатива. Важно еще и то,
что существуют такие тела (системы
тел), где процессы проходят. В
противном случае было бы
Из опыта
следует, что существуют
Эталонное
время вводится для сравнения
процессов. Любой процесс мы можем сравнить
с неким выделенным, принятым за эталон
с помощью процедуры сравнения. При этом
приходится пользоваться двумя неопределяемыми
понятиями:
Неопредляемое
понятие 1. Примем без определения понятие
одновременности двух событий, происшедших
в одной и той же точке пространства, где
расположен наблюдатель.
Пояснение
1. Естественно, что требование, чтобы
два события и, вдобавок, наблюдатель
находились в одной точке пространства,
нереализуемо. Более физичным следует
признать требование, чтобы наблюдаемые
события и начало системы отсчета, к которой
относит измерения наблюдатель, находились
в малой области пространства. Точные
критерии малости этой области находятся
из решений уравнений теории относительности.
Пояснение
2. Когда мы говорим об "одной
и той же точке пространства",
то подразумевается, что введена
система отсчета, в которой координаты
этих событий совпадают, и наблюдатель
относит свои измерения именно к
этой системе отсчета.
Неопределяемое
понятие 2. Примем без определения
понятиe позже для двух событий, прошедших
в одной и той же точке пространства, что
и наблюдатель.
Теперь
мы можем определить
Определение
3. Пусть в данной точке пространства,
где расположен наблюдатель, происходят
два события, первое и второе, которое
произошло позже первого. Проведем
одновременно с первым событием измерение
выбранного параметра у эталонного
процесса, протекающего в той же
точке пространства, что и события.
Аналогичное измерение выполним
и для второго процесса. Разность
значений этих параметров для второго
и первого событий по определению
есть промежуток эталонного времени.
Определение
4. Выберем фиксированное событие.
Промежуток эталонного времени между
произвольным процессом и фиксированным
по определению есть эталонное время.
За эталон
мы в принципе можем взять
любой процесс. Однако
Утверждение
2. Существует такой эталонный процесс,
что найдется хотя бы одна система
отсчета, для котрой верно: если тело
свободно, то его скорость, измеренная
с помощью этого эталона, есть величина
постоянная (1-й закон Ньютона).
Определение
5. Такой процесс назовем
Из опыта
следует, что утверждение 2 верно,
и введенное таким способом
время определено корректно.
Таким образом построение определения времени закончено. В заключение я бы хотел привести слова Августина Аврелия:
"Я прекрасно знаю, что такое время, пока не думаю об этом, но стоит задуматься -- и вот я уже не знаю, что такое время."