Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:27, реферат
О проблеме времени нельзя сказать, чтобы ее обделяли вниманием мыслители. Начиная с доисторических времен (эпос) мудрецы самых различных философских течений выдвигали всевозможные концепции времени. Их разнообразие не может не удивлять, потому что речь идет, в сущности, о понятии, которое на житейском уровне воспринимается каждым в общем-то одинаково. Казалось бы, что можно сказать о времени нового, если о нем говорят, и не только говорят, но и пишут, еще со времен Аристотеля? Однако говорят.
"A что
о количестве времени мы можем судить
только конкретно, а именно или по движению
или по ряду мыслей, то это объясняется
тем, что понятие времени покоится только
на внутреннем законе ума, а не есть какое-то
врожденное созерцание, и поэтому этот
акт духа, координирующего свои ощущения,
вызывается только чувствами." -- (п14.5
стр. 401)
"6.Но
хотя время, взятое само по себе и абсолютно,
есть нечто воображаемое, однако поскольку
оно относится к неизменному закону чувственно
воспринимаемого, как такового, оно есть
понятие в высшей степени истинное и условие
созерцательного представления, простирающееся
до бесконечности на все возможные предметы
чувств. 7.Итак, время есть абсолютно первый
формальный принцип чувственно воспринимаемого
мира. " -- (п14.6-14.7 стр. 402)
Как понимать
Кантовсое утверждение, что время не является
чем-то объективным? Мне представляется,
что просто само понятие времени у Канта
не соответствует общепринятому "народному"
пониманию. Слово время для Канта не несет
той смысловой нагрузки, которую оно несет
в естественном языке. У Канта речь идет
сокрее не о времени как таковом, а скорее
об идее времени или даже об идее идеи
времени. Само время, - то, что может быть
эмпирически наблюдаемо, не вписывается
в концепцию Канта, оно мешает ему, и потому
незаметно изгоняется. Для Канта время
(идея времени) -- игрушка, кирпичик, который
он вертит в руках, как ему заблагорассудится,
и используется для построения своей философии.
Важно и то, что так, как любая идея неизмеримо
беднее содержанием, чем реальность, то,
заменив время идеей времени, Кант существенно
обеднил свое представление о мире. Действительно,
в Кантовской идее о времени от самого
времени осталось только следование, взаимное
расположение событий. По Канту время
позволяет ответить лишь на вопрос, какое
событие было раньше или позже, но количество
времени у Канта по сути дела лишено какого-либо
конкретного содержания. Другими словами
Кантовское время не может служить шкалой
меры, а только шкалой порядка.
Еще дальше
в этом направлении ушел
"Но
отрицательность, относящаяся к пространству
в качестве точки и развивающая в нем свои
определения как линия и поверхность,
существует вне сферы вне-себя-бытия и
для себя; она налагает вместе с тем свои
определения в сфере вне-себя-бытия, но
при этом являет себя безразличной к спокойной
рядоположенности точек пространства.
Положенная таким образом для себя эта
отрицательность есть время." -- (п257
стр.51)
"Время
как отрицательное единство
"Время
подобно пространству есть
"Но не
во времени все возникает и
происходит, а само время есть
это становление, есть
Вообще-то,
читая Гегеля, никогда нельзя
быть уверенным, что понял его
правильно; трудно избавиться
от впечатления, что он просто
издевается над читателем. Мне
представляется, что Гегель прекрасно
смог бы обойтись вообще без времени.
Ведь в самом деле, понятие время необходимо
субъекту, чувственно изучающему, взаимодействующему
с природой. Если бы Гегель исследовал
эволюцию наблюдаемого мира, а не мировой
идеи, то ему безусловно бы понадобилось
понятие время для изучения этого процесса.
Но развитие идеи Гегель изучает не в проявлении
реальных изменений мира, а в развитии
духа, и поэтому у него нет необходимости
в таком понятии, которое позволило бы
описать изменения реального времени.
Насколько я понимаю, для Гегеля время
есть некая совершенно абстрактная идея,
связанная с его другими идеями, но не
с реальностью.
Время в классической физике.
Параллельно
с философскими
"I.
Абсолютное истинное математическое время
само по себе и по самой своей сущности,
без всякого отношения к чему-либо внешнему,
протекает равномерно, и иначе называется
длительностью. Относительное, кажущееся
или обыденное время есть или точная, или
изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя,
совершаемая при посредстве какого-либо
движения, мера продолжительности, углубляемая
в обыденной жизни вместо истинного математического
времени, как-то: час, день, месяц, год."
-- (стр. 30 )
"Возможно,
что не существует ( в природе
) такого равномерного движения, которым
время могло бы измеряться с совершенной
точностью. Все движения могут ускоряться
или замедляться, течение абсолютного
времени измениться не может." -- (стр.
32)
Здесь
следует сделать несколько
Однако
механистическое понимание
Таким
образом, подытоживая, можно
Время в теории относительности.
Новый
экспериментальный материал в
начале XX века заставил серьезно
пересмотреть фундамент физики.
Постановка вороса: что такое время
позволила глубже проникнуть в суть физических
законов. Действительно, откуда следует,
что время должно быть одинаковым во всех
системах отсчета? Если мы будем рассматривать
время как некоторую метафизическую сущность,
связанную с реальностью посредством
Службы Времени, то ответ на этот вопрос
может лежать только в области метафизики.
Ну, а если эту проблему сформулировать
по-научному? Вопрос сводится к установлению
процедуры сличения (синхронизации) часов.
Как проводилась синхронизация часов
в классической физике? Брали много-много
хронометров, ставили по Службе Времени,
грузили на парусник и везли в другое место,
там снова сверяли со звездами (именно
так это происходило в 1841 году, когда перевозили
около 40 хронометров из Гринвича в Пулково,
правда с целью измерения разности долгот).
Но синхронизацию первых, (Гринвичских)
часов со вторыми, мы провели не мгновенно,
а спустя некоторое время (реально несколько
месяцев), за которое ход обоих часов мог
произвольно измениться. Kак провести
синхронизацию часов мгновенно? Заставив
двигаться парусник с бесконечной скоростью.
Иначе принципиально невозможно доказать,
что ход Гринвичских часов полностью совпадает
с ходом часов Пулковских. Впервые это
осознал Эйнштейн. Он предложил процедуру
синхронизации, названную его именем,
основанную на обмене световыми сигналами.
Следующий шаг -- объявить временем величину,
которая получается при синхронизации
по Эйнштейну. Благодаря этому новому
подходу утверждение об одинаковости
хода часов в разных системах отсчета
сформулировано так, что справедливость
этого можно проверить на опыте. Впрочем,
сразу из конечности скорости распространению
любого сигнала следует, что ход движущихся
часов будет отличаться от хода часов
покоящихся. Учет гравитационного потенциала
тел приводит (уже в рамках ОТО) к тому,
что ход часов будет разным в разных точках
пространства, даже если часы неподвижны.
Таким образом время теряет свою вездесущность,
теперь уже нет глобального аргумента
t, или, точнее, это утверждение опровергается
опытом; время может быть только локальным,
а связь между локальным временем различных
часов определяется уравнениями теории
относительности.
Я хотел
бы здесь подчеркнуть, что
Равномерность времени.
Еще Ньютон,
как мы видели, указывал, что время,
которое он положил в основу
своей механики, должно быть равномерным.
Но что означает равномерность
- это Ньютон не обсуждает. К
чему может привести тот факт,
что наши часы идут
В 1918
году Нетер доказала одну