Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 14:46, реферат
Первое, что следует зафиксировать при рассмотрении понятия «культура» в том ее виде, в котором оно закреплено сегодня в сознании, это многозначность, размытость очертаний, использование и применение в различных отношениях. Не так уж много понятий, которые были бы так неопределенны.
Введение ………………………………………………………………………………..…………3
1. Понятие культуры.
1. Философское понятие культуры………………………………….……………………..........4
2. Модели культуры.
1. Натуралистическая…………………………………………………..………………..…..7
2. Классическая……………………………………………………………..…………..……8
3. Неклассическая (модернистская)…………………………………………..………....….9
4. Постмодернистская……………………………………………………………...…….….9
3. Подходы осмысления культуры.
1. Аксиологический (ценностный)…………………………………………………....……9
2. Деятельный………………………………………………………………………………10
3. Семиотический……………………………………………………………....…………..10
4. Структуралистический………………………………………………….…...………….10
5. Социологический………………………………………………………….…………….11
6. Гуманитарный…………………………………………………………………………...11
4. Виды культуры……………………………………………………………………………..…11
2. Социальная сущность культуры.
1. Человек в мире культуре. Специфические культурные феномены……………….…..…..14
2. Социальные функции культуры…………………………………………………….…...…..16
3. Социальная культура……………………………………………………………………..…..20
Заключение………………………………………………………………..…..……………..…….22
Список используемой литературы………………………………………..………...……………23
В синтетических определениях внимание акцентируется на том, что культура – это «сложный общественный феномен, охватывающий различные стороны духовной жизнедеятельности общества и творческой самореализации человека». Это – «исторически развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей; норм, способов организации поведения и обращения; процесс творческой деятельности человека».
Существуют
классификация, в основу которой
легли следующие концепции
В основу предметно-ценностной концепции заложено понимание культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, имеющих свой аспект рассмотрения в структуре различных наук.
Деятельностная концепция принимает во внимание «человеческий фактор» как способ жизнедеятельности и развития культуры.
Личностно-атрибутивная – представляет ее в качестве характеристики самого человека
Информационно-знаковая – изучает как некую совокупность знаков и знаковых систем.
В рамках концепции культуры как подсистемы общества она рассматривается в качестве такой его сферы, которая выполняет функцию управления общественными процессами на нормативно-вербальном уровне. Само же общество в этом случае представляется как система, изменения в одной из сфер которой приводят к соответствующим трансформациям в других подсистемах.
Культура
рассматривается также как
Ряд
современных философов и
Поэтому же культура всегда, с одной стороны, - определенное количество текстов, а с другой – унаследованных символов.
Символы
культуры, как правило, приходят из
глубины веков и, видоизменяя
свое значение (но не теряя при этом памяти
о своих предшествующих смыслах), передаются
будущим состояниям культуры… Следовательно,
культура исторична по своей природе.
Само ее настоящее всегда существует в
отношении к прошлому и к прогнозам будущего».
Культура
как форма трансляции
социального опыта.
Еще одна из функций культуры – коммуникативная - связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого). Кроме того, она связана с передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации.
В социальном измерение культура – это, в первую очередь, мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, существующих в обществе отношений, уровня и особенностей взаимодействия человека с природной средой и т.д.
Культура
характеризует обновляющееся
Видимо, культура в этом плане – это уровень отношений, сложившихся в коллективе, те нормы и образцы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителя данного этноса и различных его социальных слоев. Культура предстает формой передачи социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природ, но и культурных ценностей, образцов поведения, причем эта, регулирующая социальный опыт, роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и познавательные контакты, представление о прекрасном, видение природы во всех этнических особенностях и колорите.
Кроме того, во взаимодействии человека с природой, культура также играет немаловажную роль. Она связывает (а не только разъединяет) человека и природу, объединяет в единый космос природный ландшафт, жилище, способ добывания пищи и самого человека во всех его этнических проявлениях.
Естественно, что в трансляции присущих культуре образцов поведения, ценностей, регулирующих, прежде всего отношения между людьми в обществе, должна быть определенная устойчивость. Она и есть традиция в существовании и развитии культуры, которая является одним из механизмов освящения культурных ценностей. Традиция как способ сохранения культуры показывает, что культура – это не столько результат человеческой деятельности, сколько способ этой деятельности и человеческой жизни в целом. Традиция конкретизирует социальный опыт и уровень развития, которого достигло общество.
Кроме традиции дает характеристику обществу и новация (способ обновления культуры). Тип культуры отражает своеобразие способа обновления и накопления опыта, принятого в данном обществе. Культуры же нетрадиционного типа основаны на системе образования, науки, когда всеобщий (знаковый) способ получения знания не затрудняется традицией, а всякое знание воспринимается как чье-то личное изобретение. Разного типа культуры – разные системы трансляции знания.
Функцию
трансляции социального
опыта нередко
называют функцией исторической
преемственности, или
информационной. Культуру по праву считают
социальной памятью человечества. Она
опредмечена в знаковых системах: устных
преданиях, памятниках литературы и искусства,
“языках” науки, философии, религии и
других. Однако это не просто “склад”
запасов социального опыта, а средство
жесткого отбора и активной передачи лучших
ее образцов. Отсюда всякое нарушение
данной функции чревато для общества серьезными,
подчас катастрофическими последствиями.
Разрыв культурной преемственности приводит
к аномии, обрекает новые поколения на
потерю социальной памяти.
Культура
как способ социализации
личности.
Культура как устойчивая традиция социальной деятельности позволяет переносить образцы социального поведения от поколения к поколению. Личность здесь является носителем культурных норм и образцов. В этом смысле культура и продукт, и детерминанта социального взаимодействия. Но уже вопрос о традиции и новации предполагает различение систем личности и культуры, культуры и общества. Если культура – это традиции, нормы и обычаи, перенесенные на предметный мир из духовной жизни общества, включая и его коллективное бессознательное, и тем самым организующие социальный опыт, то чем же культура отличается от общества? Обычно ее рассматривают как часть общества, наряду с производством, политикой, и т.д. Но если культура – это система, обеспечивающая способ перенесения духовности человека на весь уклад его жизнедеятельности, то культура определенного типа проявляется и в политике, и в экономике, и в искусстве. Это не значит, что культура и общество могут быть отождествлены друг с другом: содержанием культурного процесса выступает развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности.
Культура позволяет человеку развивать внутренний мир, творчески реагируя на социальные требования, осознавать их моральный, политический и эстетический смысл, принимать решения и делать нравственный выбор. Ведь никакие социальные требования не могут полностью регулировать поведения человека. Поступки, выбор человека говорят о его внутренней и внешней культуре, поскольку внутренняя реализуется в его поведении и действиях. Мотивируя собственные поступки или же опираясь на избранную им культурную традицию осознанно или нет, человек ориентируется на присущие ему потребности (биологические и социальные). Биологические потребности регулируют его жизнедеятельность; их удовлетворение (еда, питье, жилище) позволяет продлевать жизнь человеческого рода. Социальные потребности формируются у человека, поскольку он с детства вращается в обществе, находящемся на определенной стадии развития и формирующем у него определенные потребности в общении, досуге и т.д. Надо заметить, что различные способы удовлетворения природных потребностей человека характеризуют тип культуры. Без труда мы сможем, например, установить культурный уровень развития общества (собирателей, охотников, скотоводов) и индивида по способу приготовления и употребления пищи. Еще в большей степени о культуре народа говорит жилье (юрта скотовода, чум эскимоса или русская изба).
Важно
отметить, что удовлетворение потребностей,
даже самых простых, поскольку
это происходит в обществе, ведет
к появлению культуры, поскольку
человек делает это опосредованно, руководствуясь
социальными табу и контролем, воспроизводя
нормы и образцы поведения, как и способы
их передачи от поколения к поколению,
т.е. мир культуры.
Она представляет собой производство, развитие и совершенствование общественных условий жизни человека. Эта культура характеризует деятельность государства, других социальных институтов, гражданского общества, охватывает все многообразие учреждений и практических действий, которые составляют реальное «тело» общественного бытия, то, что обычно называют социальной материей. Общественная практика, сокрушающая устаревшие институты, организаторская деятельность, устанавливающая новые порядки, принадлежат именно к этой области культуры.
Социальная культура раскрывается в социальных отношениях, она показывает процессы, происходящие в обществе, его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые нормы, типы управления и стили лидерства.
В частности, политическая культура представляет собой совокупность элементов и феноменов сознания, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса. Политическая культура как способ политической деятельности включает в себя в качестве компонента практическое функционирование политических институтов. Идеальный компонент – базовые учреждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему, а также ориентации правительственных структур (оценка субъектом основных государственных институтов, его руководителей и «норм», его «ответ» на них); в отношении других политических систем (сопричастность субъектов к «политическим единицам» - нации, государству, городу, району и лицам, к которым индивид испытывает чувство привязанности, доверия и т.д.); в отношении собственной политической деятельности (участие субъекта в политической жизни, использование всех средств такого участия).
В
последнее время говорят о правовой
культуре. Ее также можно рассматривать
как сферу социальной. Эта культура воплощена
в деятельности правовой системы общества,
правовом развитии человека, важнейшим
показателем которого является его отношение
к закону как к культурной ценности.
Заключение
Таким образом, социальная роль культуры проявляется в нескольких аспектах: 1) культура служит основой и решающим фактором превращения индивида в личность, его социализации; 2) обеспечивая единство ценностей, идеалов всех членов общества, соответствующая культура служит его важнейшей сплачивающей силой, во многом определяющая стабильность всей общественной системы; 3) культура – важнейшая основа и фактор организации, регулирования и модернизации общественной жизни. Особенно социальная роль культуры проявляется в переходные эпохи развития общества.
Общество как широкая социальная реальность характеризуется не только своим групповым характером, но и регулируемым поведением людей, в основе которого лежат ценности, нормы, правила поведения, т.е. культура данного общества.
Т.о., культура - это система социальная значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений, идей, верований и традиций, общих для людей, социально приобретенных, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и социальная регулирования.
Информация о работе Понятие культуры и ее социальная сущность