Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 14:46, реферат
Первое, что следует зафиксировать при рассмотрении понятия «культура» в том ее виде, в котором оно закреплено сегодня в сознании, это многозначность, размытость очертаний, использование и применение в различных отношениях. Не так уж много понятий, которые были бы так неопределенны.
Введение ………………………………………………………………………………..…………3
1. Понятие культуры.
1. Философское понятие культуры………………………………….……………………..........4
2. Модели культуры.
1. Натуралистическая…………………………………………………..………………..…..7
2. Классическая……………………………………………………………..…………..……8
3. Неклассическая (модернистская)…………………………………………..………....….9
4. Постмодернистская……………………………………………………………...…….….9
3. Подходы осмысления культуры.
1. Аксиологический (ценностный)…………………………………………………....……9
2. Деятельный………………………………………………………………………………10
3. Семиотический……………………………………………………………....…………..10
4. Структуралистический………………………………………………….…...………….10
5. Социологический………………………………………………………….…………….11
6. Гуманитарный…………………………………………………………………………...11
4. Виды культуры……………………………………………………………………………..…11
2. Социальная сущность культуры.
1. Человек в мире культуре. Специфические культурные феномены……………….…..…..14
2. Социальные функции культуры…………………………………………………….…...…..16
3. Социальная культура……………………………………………………………………..…..20
Заключение………………………………………………………………..…..……………..…….22
Список используемой литературы………………………………………..………...……………23
Философия
изучает культуру не как особый объект,
подлежащий исследованию наряду с природой,
обществом, человеком, а как всеобщую характеристику
мира как целого. Философское понимание
культуры есть осмысление выраженного
в ней стремления к безграничности и универсальности
человеческого развития. Для философа
способность мира как бы «излучать» из
себя человеческий смысл характеризует
его как явление культуры. С точки зрения
философии, культура есть весь мир, в котором
человек находит себя.
Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Как любая система, она может быть структурирована по различным основаниям. По носителю культура делится на культуру общечеловеческую (или мировую); национальную; культуру социальной группы (классовую, сословную, профессиональную, молодежную, ибо понятно что культура дворянская весьма отличалась от культуры буржуазной, а культура молодежная - от культуры тех, кому далеко за пятьдесят); территориальную (одно дело - культура городская и иное - сельская); культуру малой группы (формальной или неформальной) и культуру отдельного человека.
По источникам формирования следует разделить культуру народную и профессиональную. Hародная культура ярче всего представлена фольклором, хотя и далеко не исчерпывается им. Она не имеет явного и определенного автора (потому и говорится о «народной этике», «народных инструментах», «народном спорте», «народной медицине», «народной педагогике» и т.д.) и передается из поколения в поколение, постоянно дополняясь, обогащаясь и модифицируясь. Следует отметить, что в прошлом народная культура противопоставлялась культуре профессиональной как нечто «второсортное» и недостойное внимания образованного человека. Интерес к ней появляется лишь с эпохи нового времени5.
Профессиональная культура создается людьми, профессионально занятыми данной сферой деятельности и, как правило, прошедшими специальную подготовку к ней. Принадлежность результатов их деятельности тому или иному автору строго фиксирована и юридически защищена авторским правом от любых позднейших изменений и модификаций кем-либо другим.
Сравнительно недавно в оборот вошло и еще одно значение понятия «профессиональная культура», рассматриваемое в паре с понятием «общая культура личности». Общая культура включает в себя те этические, общеобразовательные, религиозные и прочие знания, которыми должен обладать и руководствоваться в своей деятельности каждый член общества, невзирая на его профессиональную принадлежность. Культуру профессиональную, в таком случае, составляет тот комплекс знаний, умений и навыков, владение которым делает специалиста каждого конкретного вида труда мастером своего дела, работающим на уровне мировых стандартов.
Нетрудно заметить, что общая и профессиональная культура конкретного человека могут не совпадать и, скажем, обладающий высокой профессиональной культурой инженер в плане общей культуры может характеризоваться прямо противоположным образом.
Культура народная возникает на заре человечества и значительно старше культуры профессиональной, появившейся лишь с переходом общества к стадии разделения умственного и физического труда. С появлением профессиональной культуры возникают и специфические институты, предназначенные для развития, сохранения и распространения культуры. К ним относятся архивы и музеи, библиотеки и театры, творческие союзы и объединения, издательства и редакции, инженерные и медицинские общества и т.д. Hо особенно в этом плане следует выделить систему образования, которая представляет собой социальную форму существования культурных процессов обучения и воспитания. "Строение системы образования, - подчеркивает В.А.Конев, - и с точки зрения методико-педагогической, и с точки зрения организационно-педагогической зависит от логики строения самой культуры как системы. Структура образования - калька со строения культуры. Так, например, классно-урочная система образования, сложившаяся в новое время и господствующая на всем протяжении культуры буржуазного общества, явилась "калькой" и "отраслевой" системы культуры, сложившейся в ходе буржуазной культурной революции6.
Наконец,
культуру можно структурировать по ее
видам. Как уже было упомянуто, наиболее
широко известно деление культуры на
материальную и духовную. К первой
традиционно относят культуру материального
производства; материальную культуру
быта, под которой понимается культура
среды обитания и культура отношения к
вещам; а также культуру отношения человека
к собственному телу - культуру физическую.
К духовной культуре причисляют культуру
интеллектуальную, нравственную, правовую,
художественную и религиозную, Hо противопоставление
материальной и духовной культуры весьма
условно, ибо, так называемая материальная
культура только потому есть культура,
что она в то же время духовна.
2 Социальная сущность культуры
Выше
были рассмотрены различные
Человеческий мир огромен, пестр и разнообразен — политика, экономика, религия, наука, искусство и т. д. Все эти сферы человеческой деятельности переплетены и влияют друг на друга. Каждая сфера является отражением других. Можно, конечно, рассматривать человека по частями в рамках политической или иной сферы. Например, политическая культура будет включать в себя наилучшие способы политического выбора и действия, ценности и идеалы политического переустройства общества, оптимальные формы социальных взаимоотношений людей в ходе взаимосогласования их интересов и т. д.
В нравственной культуре фиксируется достигнутый обществом уровень представления о добре, зле, чести, справедливости, долге и т. д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей, характеризуют социальные явления. Усваивая нравственные воззрения и принципы, индивид превращает их в нравственные качества и убеждения.
Эстетическая культура общества включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, трагическое и т. д.), способы их создания и потребления. Специфика эстетического восприятия заключается в том, что люди, их поступки, продукты деятельности, явления природы, воспринимаются прежде всего чувственно, в их внешней выразительности.
Сейчас важнейшее значение приобретает экологическая культура. Драматическая ситуация, которую переживает современное общество, во многом обусловлена катастрофическими изменениями, происходящими в природном мире в результате человеческой деятельности. Экологическая культура содержит новые ценности и способы производственной, политической и иной деятельности, направленные на сохранение Земли как уникальной экосистемы.
Единство мира культуры определяется целостностью последнего, действующего как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя - человека.
Индивид усваивает ее через язык, воспитание, живое общение. Картина мира, оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание личности традицией и, незаметно для индивида, изменяются в процессе общественной практики. Биологически человеку дается только организм, обладающий лишь определенными задатками, потенциальными возможностями.
Особое место в мире культуры занимает ее морально-этические и эстетические аспекты. Мораль регулирует жизнь людей в самых различных сферах — в быту, в семье, на работе, в науке, в политике и т. д. В нравственных принципах и нормах откладывается все то, что имеет всеобщее значение, что составляет культуру межчеловеческих отношений. Есть универсальные, общечеловеческие представления о добре и зле, например, такие, как «не укради», «не убий», «не прелюбодействуй» другие, зафиксированные в Библии. Есть групповые, исторически ограниченные представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». В любом случае практика межчеловеческих связей осмысливается как добро, благородство, справедливость.
Сфера
эстетического отношения к
Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм играют большую роль традиционные и далее подсознательные моменты. Обычаи и способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.
Для рассмотрения проблемы «культура и общество» представляются важными и некоторые типологические проблемы, характеризующие социальное бытие культуры.
В качестве первой из них можно выделить специфические и срединные культуры.
Любая культура имеет свои особенности, которые сохраняются и в типологически однородном обществе. Эта специфичность означает особенность данной культуры, ее отличие от всех иных, и разнообразно проявляется.
Некоторые зоны культуры отражают социальные или демографические особенности ее развития. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка. Городская площадь демонстрирует собственную культуру, деревенская улица – во многом иную. В келье священника – другой образ жизни. Торговец и ремесленник отличаются особым жизненным укладом. Эти отсеки культуры называются субкультурами.
Субкультуры обладают значительной стойкостью и в то же время не оказывают ощутимого воздействия на основной ствол культуры. Они рождаются, живут и устраняются, а ведущий строй культуры при этом сохраняется.
В основном, предназначение их заключается в своеобразной адаптации человека к сложившейся обстановке в обществе, самовыражении. Как правило, возникновение новых культурных циклов обуславливается сменой поколений.
Во-вторых, в качестве специфической может выступать так называемая «маргинальная культура», которую иногда называют пограничной, отличной от доминирующей в обществе (срединной) культуры; в частности, в связи с резким изменением образа, условий жизни (например, с переездом из деревни в город, в другую страну и иную культурную среду). Такие люди испытывают затруднения с самоопределением: кто они таковы, и какова их культура.
Однако в истории культуры, судя по всему, складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинают претендовать на некую универсальность, замещать собою другие культуры. Они выходят за рамки собственной культурной среды, возвещают новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае можно говорить уже не о субкультурах. Это скорее третий тип специфических культурных феноменов - контркультурные тенденции.
Контркультура,
если придать этому слову
Культура
– универсальная
форма человеческих
коммуникаций: она
является механизмом
преемственности различных
этапов развития общества
и индивида, формой взаимосвязи
различных элементов
социума. Вне культурной
сферы невозможно межличностное
общение, становление
и развитие личности.
2.2
Социальные функции
культуры. Культура
как тип социальной
памяти
В аналитических определениях культуры упор обычно делается или на ее предметном содержании, или на ее функциональной стороне. В первом случае она интерпретируется как система «ценностей, норм и институтов». Во втором - как процесс «развития сущностных сил человека, способностей, в ходе его сознательной деятельности по производству, распределению и потреблению определенных ценностей».
Информация о работе Понятие культуры и ее социальная сущность