Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:25, реферат
Охватывая как внутренний мир человека, так и внешний, как чувственный, так и дополняющий его сверхчувственный, как природу индивида, так и организацию человеческого общества, платоновская философия есть первая выступившая в истории универсальная система; вместе с тем, она остается самой влиятельной вплоть до наших дней.
Введение
1. Платон и его учение
2. Платонизм
Заключение
Список использованной литературы
Первые
публикации диалогов Платона появились
в “Утреннем свете” Н. Новикова
за 1777-1778 гг. В 1780 - 1785 гг. вышли четыре
книги “Творений великомудрого
Платона” в переводе Сидоровского
и Пахомова, содержащие, за исключением
“Тимея”, “Софиста”, “Парменида”
и “Кратила”, все сочинения Платона.
Значительного влияния на распространение
философии Платона это издание
( тиражом в 300 экз. ) иметь не могло,
но явилось свидетельством зарождения
новой философской ориентации, отталкивающейся
от совокупности аристотелевской и
лейбницианско-вольфианской философских
традиций. Гораздо большее значение
для распространения платонизма
в России имело издание в конце
XVIII в. автобиографических, полемических
и гомилетико-экзегических сочинений
Августина и Псевдо-Августина, которые
были важным источником изучения философии
Платона и неоплатоников. Авторитет
имени Августина был очень
высок, а идея предпочтения платоновской
философии была сквозной во всех его
сочинениях. В конце XVIII в. широкое
распространение получили издания
историко-философских обзоров
Значительному распространению идей платонизма в России 20-х годов XIX в. способствовала популярность философии Шеллинга. Воззрения немецкого философа оказали влияние на широкий круг русских мыслителей. Д. М. Веланский, И. И. Давыдов, В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, П. Я. Чаадаев, А. И. Галич, И. В. Киреевский, А. С. Хомяков и многие другие в той или иной степени отдали дань внимания трансцендентальной философии. Связь между Платоном и Шеллингом заключалась в непрерывности философской традиции, проявляющейся в противопоставлении реального и идеального, природы и духа, субъекта и объекта. Особенно сближало Шеллинга с Платоном учение о “мировой душе”. В “Афоризмах из нравственного любомудрия” Давыдов писал, что сочинения Платона раскрывают стремление человека к истине, добру и изяществу. Рассматривая эти понятия через призму христианства, русский шеллингианец пришел к выводу, что “озаренные светом его высочайшего учения новейшие писатели соединили свет разума со светом веры”. Давыдов проводил четкое различие между учениями Платона и Аристотеля, которые были, по его мнению, первыми “образователями самой философии”. В 1818 году вышла “История философских систем” Галича, который еще в своей диссертации утверждал, что учение Шеллинга совмещает в себе Платона, Д. Бруно и Спинозу. Отношение к Платону у него сдержанное, почти критическое. “Платон, во многих отношениях оригинальный и божественный, объял науку точнее всех предшественников, прояснил сокровенное существо человеческих способностей и соединил умозрение с интересом нравственности; но погрешность его философии, и погрешность едва ли не коренная, состояла в слишком обширном, произвольном протяжении чистых действий разума... . ”. Более благосклонно относился к Платону Н. И. Надеждин, считавший греческого философа столпом истинной философии. Платон, по Надеждину, поддается христианской интерпретации не только потому, “что некоторые Отцы Церкви не усомнились именовать его Христианином до Христа и Аттическим Моисеем”, но и потому, что “учение о верховном всезиждительном Художнике, силой Коего устроена по вечным и беспредельным идеям вся совокупность видимых явлений, составляло верх Метафизики, или, лучше сказать, всея философии Платоновой”.
“В платонизме - пред нами один из самых могучих, - скажу более, - самый могучий из ферментов культурной жизни... . определить платонизм даже формально, - что он - учение Платона: нет, платонизм и шире учения Платона, и глубже его, хотя в Платоне нашел в себе лучшего из выразителей”. Общая тенденция христианизации философии Платона, присущая русской идеалистической философии, сохранена и у Флоренского. “Будучи исходным пунктом стольких направлений мысли, из которых каждое представляет высокую степень широты, не должен ли платонизм быть таким глубоким движением духа, корому уже нет другого наименования, кроме как символическое, уясняемое per se, а не per aliud? И, в таком случае, не правильнее ли разуметь платонизм не как определенную, всегда себе равную систему понятий и суждений, но как некоторое духовное устремление, как указующий перст от земли к небу, от долу - горе? ”.
Центральным
в основном философском трактате
Флоренского “ Столп и
Под
тенденцией платонизма в русской
идеалистической философии
Заключение
Подводя
итог, можно сказать, что активное
внимание к философии Платона
в России началось в 20-х годах XIX века.
До этого времени платонизм
Стремление
русской идеалистической
Список использованной литературы | |
1.Александровский
Г. Атлантида – не легенда!:
В диалогах античного 2.Асмус В.Ф. Платон. – М.: «Мысль», 1975. – 220 с. 3.Васильев В.А. Платон о благе и добродетели // Соц.-гуманит. знания. – 2004. – № 3. – С. 155-169 4.Курабцев В.Л. «Мудрейшие из людей» (Лев Шестов и античная философия) // Вопросы философии. – 2002. – № 11. – С. 184-195 5.Лосев А. Эрос у Платона // Вопросы философии. – 1988. – № 12. – С. 120-139 6.Лосев А.Ф. Платон. Философская энциклопедия, т. 4. – М., 1967г. 7.Овчинников Н. Знание – болевой нерв философской мысли (к истории концепций знания от Платона до Поппера) // Вопросы философии. – 2001. – № 1. – С. 83-113; № 2. – С. 124-151 8.Сафонов В.Н. Политические взгляды Платона //Социально-политический журнал. – 1998. – № 3. – С. 194-206 9.Яковлев В.А. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии. – 2003. – № 6. – С. 142-154 10. Платон. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1964 |