Платон и его учение

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:25, реферат

Краткое описание

Охватывая как внутренний мир человека, так и внешний, как чувственный, так и дополняющий его сверхчувственный, как природу индивида, так и организацию человеческого общества, платоновская философия есть первая выступившая в истории универсальная система; вместе с тем, она остается самой влиятельной вплоть до наших дней.

Оглавление

Введение

1. Платон и его учение

2. Платонизм

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ноябрь -107 философия.docx

— 43.52 Кб (Скачать)

    Первые  публикации диалогов Платона появились  в “Утреннем свете” Н. Новикова за 1777-1778 гг. В 1780 - 1785 гг. вышли четыре книги “Творений великомудрого  Платона” в переводе Сидоровского и Пахомова, содержащие, за исключением  “Тимея”, “Софиста”, “Парменида”  и “Кратила”, все сочинения Платона. Значительного влияния на распространение  философии Платона это издание ( тиражом в 300 экз. ) иметь не могло, но явилось свидетельством зарождения новой философской ориентации, отталкивающейся  от совокупности аристотелевской и  лейбницианско-вольфианской философских  традиций. Гораздо большее значение для распространения платонизма в России имело издание в конце XVIII в. автобиографических, полемических и гомилетико-экзегических сочинений  Августина и Псевдо-Августина, которые  были важным источником изучения философии  Платона и неоплатоников. Авторитет  имени Августина был очень  высок, а идея предпочтения платоновской философии была сквозной во всех его  сочинениях. В конце XVIII в. широкое  распространение получили издания  историко-философских обзоров энциклопедического характера. Наибольшей популярностью  пользовался “Кабинет любомудрия”, в котором философия определялась как “Платонический нектар”, но предпочтение отдавалось еще Аристотелю. Более  охотно обращались к Платону мистически настроенные массоны, ощущавшие  тесную связь своих воззрений  с учением Платона и неоплатоников. Массоны первыми обратились к  переводу сочинений Платона, Амвросия Медиоланского, Фомы Кемпийского и  других авторов, отвечающих их запросам. Наиболее явственно тенденции платоновской философии проявились во взглядах религиозного вольнодумца Г. С. Сковороды. Учение его о двух натурах и о символическом  мире Библии можно с определенностью  считать реминисценцией философии  Платона. Весь мир, по Сковороде, состоит  из двух натур - видимой и невидимой. Видимую натуру он называет тварью, а невидимую - Богом, который “всю тварь проницает и содержит”, существуя и пребывая всегда. “Все три мира состоят из двух едино  составляющих естеств, называемых материя  и форма. Сии формы у Платона  называются идеи, сиречь видения, виды, образы. ” Платонизм занял важное место в философской системе  самобытного мыслителя, хотя Сковорода  с большим уважением относился  и к философии Аристотеля.

    Значительному распространению идей платонизма в  России 20-х годов XIX в. способствовала популярность философии Шеллинга. Воззрения  немецкого философа оказали влияние  на широкий круг русских мыслителей. Д. М. Веланский, И. И. Давыдов, В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, П. Я. Чаадаев, А. И. Галич, И. В. Киреевский, А. С. Хомяков и многие другие в той или иной степени  отдали дань внимания трансцендентальной философии. Связь между Платоном и Шеллингом заключалась в непрерывности философской традиции, проявляющейся в противопоставлении реального и идеального, природы и духа, субъекта и объекта. Особенно сближало Шеллинга с Платоном учение о “мировой душе”. В “Афоризмах из нравственного любомудрия” Давыдов писал, что сочинения Платона раскрывают стремление человека к истине, добру и изяществу. Рассматривая эти понятия через призму христианства, русский шеллингианец пришел к выводу, что “озаренные светом его высочайшего учения новейшие писатели соединили свет разума со светом веры”. Давыдов проводил четкое различие между учениями Платона и Аристотеля, которые были, по его мнению, первыми “образователями самой философии”. В 1818 году вышла “История философских систем” Галича, который еще в своей диссертации утверждал, что учение Шеллинга совмещает в себе Платона, Д. Бруно и Спинозу. Отношение к Платону у него сдержанное, почти критическое. “Платон, во многих отношениях оригинальный и божественный, объял науку точнее всех предшественников, прояснил сокровенное существо человеческих способностей и соединил умозрение с интересом нравственности; но погрешность его философии, и погрешность едва ли не коренная, состояла в слишком обширном, произвольном протяжении чистых действий разума... . ”. Более благосклонно относился к Платону Н. И. Надеждин, считавший греческого философа столпом истинной философии. Платон, по Надеждину, поддается христианской интерпретации не только потому, “что некоторые Отцы Церкви не усомнились именовать его Христианином до Христа и Аттическим Моисеем”, но и потому, что “учение о верховном всезиждительном Художнике, силой Коего устроена по вечным и беспредельным идеям вся совокупность видимых явлений, составляло верх Метафизики, или, лучше сказать, всея философии Платоновой”.

    “В  платонизме - пред нами один из самых  могучих, - скажу более, - самый могучий  из ферментов культурной жизни... . определить платонизм даже формально, - что он - учение Платона: нет, платонизм и  шире учения Платона, и глубже его, хотя в Платоне нашел в себе лучшего  из выразителей”. Общая тенденция  христианизации философии Платона, присущая русской идеалистической  философии, сохранена и у Флоренского. “Будучи исходным пунктом стольких направлений мысли, из которых каждое представляет высокую степень широты, не должен ли платонизм быть таким  глубоким движением духа, корому уже  нет другого наименования, кроме  как символическое, уясняемое per se, а  не per aliud? И, в таком случае, не правильнее ли разуметь платонизм не как определенную, всегда себе равную систему понятий  и суждений, но как некоторое духовное устремление, как указующий перст  от земли к небу, от долу - горе? ”.

    Центральным в основном философском трактате Флоренского “ Столп и утверждение  истины ” являлось рассмотрение антиномичности строения рассудка и поиска ответа на вопрос: “Как возможен рассудок? ”. Вывод Флоренского состоял в  том, что рассудок не возможен сам  в себе, так как он существует и раскрывается только через предмет мышления, в котором соединены противоречивые законы его деятельности (закон тождества и закон достаточного основания). Возможность рассудка заключена, по Флоренскому, в данной ему абсолютной актуальной бесконечности, которая, как объект мышления, есть трииспостасное единство, составляющее предмет и тему всего богословия.

    Под тенденцией платонизма в русской  идеалистической философии Флоренский понимал философскую традицию, восходящую к платоновскому учению об идеях, которая в истории философии  называется идеализмом, реализмом, в  споре об универсалиях, априоризмом  или рационализмом в теории познания, спиритуализмом или телеологией  в онтологии.

 

  

      Заключение

    Подводя итог, можно сказать, что активное внимание к философии Платона  в России началось в 20-х годах XIX века. До этого времени платонизм проявлялся в невычлененной форме в общехристианском философствовании, в философских  взглядах религиозных вольнодумцев (тверской епископ Федор Добрый, Г. Сковорода, масоны и другие). Характерной  чертой русской идеалистической  философии было то, что почти все  ее представители, высоко оценивая значение для них идеализма Платона, стремились к христианизации его учения. Исключением  являлись оценки   платоновской философии В. С. Соловьевым и В. В. Зеньковским. В статье “Жизненная драма Платона” Соловьев, правомерно считая Платона язычником, делал основной акцент на специфичности языческого характера платоновского миросозерцания. В. В. Зеньковский в “Основах христианской философии”, полагая, что платонизм и неоплатонизм, существовавшие в раннем христианстве, заключают в себе стройное и глубокомысленное истолкование бытия, приходит к выводу, что Платон слишком философичен для христианства. “Надо признать, что дуализм, впервые выдвинутый Платоном, прежде всего усложняет само понятие мира (поскольку в нем есть переходящие вещи и непереходящие идейные формы), а с другой стороны, вносит осложнение и в понимание Бога”.

    Стремление  русской идеалистической философии  сблизить философское учение Платона  с христианской религией было обусловлено  содержанием самой философии  Платона. Интерес к платоновской философии в России первой половины XIX века совпал с широким распространением философии Гегеля, который полагал, что религия и философия имеют  одно и то же абсолютное содержание, первая - в форме представления, а  вторая - в форме понятия. Мысль  Гегеля, что ”... . именно Платон и  его философия более всего  способствовали тому, что религия  сделалась организацией разумного, царством сверхъестественного, так  как он уже положил этому великое  начало”, оказала определенное влияние  на философско-религиозную ориентацию русской идеалистической философии  и способствовала формированию внутреннего, глубинного интереса к платоновской философии.

 

Список  использованной литературы
1.Александровский  Г. Атлантида – не легенда!: В диалогах античного мыслителя  Платона все же есть зерно,  говорящее о реальности легендарного  острова // Наука и жизнь. –  1999. – № 9. – С. 82-88 
2.Асмус В.Ф. Платон. – М.: «Мысль», 1975. – 220 с. 
3.Васильев В.А. Платон о благе и добродетели // Соц.-гуманит. знания. – 2004. – № 3. – С. 155-169 
4.Курабцев В.Л. «Мудрейшие из людей» (Лев Шестов и античная философия) // Вопросы философии. – 2002. – № 11. – С. 184-195 
5.Лосев А. Эрос у Платона // Вопросы философии. – 1988. – № 12. – С. 120-139 
6.Лосев А.Ф. Платон. Философская энциклопедия, т. 4. – М., 1967г. 
7.Овчинников Н. Знание – болевой нерв философской мысли (к истории концепций знания от Платона до Поппера) // Вопросы философии. – 2001. – № 1. – С. 83-113; № 2. – С. 124-151 
8.Сафонов В.Н. Политические взгляды Платона //Социально-политический журнал. – 1998. – № 3. – С. 194-206 
9.Яковлев В.А. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии. – 2003. – № 6. – С. 142-154 
10. Платон. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1964
 
 

 

 

Информация о работе Платон и его учение