Платон и его учение

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:25, реферат

Краткое описание

Охватывая как внутренний мир человека, так и внешний, как чувственный, так и дополняющий его сверхчувственный, как природу индивида, так и организацию человеческого общества, платоновская философия есть первая выступившая в истории универсальная система; вместе с тем, она остается самой влиятельной вплоть до наших дней.

Оглавление

Введение

1. Платон и его учение

2. Платонизм

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ноябрь -107 философия.docx

— 43.52 Кб (Скачать)

 

Содержание 

Введение 

1. Платон и  его учение

2. Платонизм

Заключение

Список использованной литературы 

    Введение

    Охватывая как внутренний мир человека, так  и внешний, как чувственный, так  и дополняющий его сверхчувственный, как природу индивида, так и  организацию человеческого общества, платоновская философия есть первая выступившая в истории универсальная  система; вместе с тем, она остается самой влиятельной вплоть до наших  дней. Основная мысль учения об идеях  не только стала исходным пунктом  многих позднейших систем, но оказала  большое влияние на религиозное  миросозерцание, преимущественно на христианское. Но в непосредственно  следующий период влияние этой философии  частью вытеснялось выступившей  вскоре после нее аристотелевской  философией, с которой она позднее  часто вела борьбу за господство.

    Теория  души является актуальной для всего  творчества древнегреческого философа Платона. Она занимает очень важное место в его философии и  тесно взаимосвязана с другими  положениями его учения. Главные  платоновские мысли невозможны без  раскрытия природы души.

 

    1. Платон и его учение

    Центр этого развития, по отношению к  которому предшествующее ему является подготовительной работой, все же последующее - дальнейшим проведением и дополнением, образует принадлежащее к среднему периоду философской деятельности Платона учение об идеях, одно из гениальнейших  и, конечно, важнейших философских  творений всех времен.

    Идея - это то самое единое, которое  составляет суть многообразия. Итак, проблему единого и многого Платон разрешает  следующим образом: единое это идея, а ее проявления это многое. Идея соотносится как с материальными  так и с душевными явлениями. Универсальность идей показывает, что  они представляют собой мощнейшее  философское средство!  Известно много прекрасных вещей. Но каждая вещь прекрасна по-своему, поэтому нельзя прекрасное связывать с одной  вещью, ибо в таком случае другая вещь уже не была бы прекрасной. Но все  прекрасные вещи имеют нечто общее - прекрасное как таковое, это их общая Идея, или Эйдос, или Сущность. Все три термина - идея, эйдос, сущность - обозначают одно и то же, единое. Если Сократ учил, что самопознание есть источник всякого познания, и что  диалектический метод в той форме, в какой он проявляется в беседах  мыслящих и пытливых людей, представляет собой правильный путь к такому самопознанию, то Платон единственно достойным  объектом изучения считает понятие, являющееся вообще в качестве результата подобного исследования. От чувственного представления начинается всякое познание. Однако, это первоначальное содержание познания изменчиво: оно изменяется в зависимости от изменения субъектов  и времени; его результат поэтому  не представляет собой истины, но является мнением, вводящим в заблуждение. Поэтому  неудивительно, что софисты, сводя  всякое познание к чувственному восприятию, смешивали знание с субъективным мнением. Только понятие, добытое мышлением, обладает постоянством, избавляющим  его от изменчивости и делающим его  поэтому содержанием действительного  знания.Далее, всякое знание нуждается  в объекте: знанием оно становится только через то, что оно не просто субъективно, но обладает адекватным себе предметом. Поэтому понятию также, как содержанию знания, должен соответствовать  объект, который относится к нему, как первообраз к своему отражению. Этот первообраз понятия есть идея. Однако, так как нам в чувственном  мире даются только чувственные объекты, первообразы чувственных восприятий, то идея представляет собой сверхчувственный объект. Поэтому путем наших понятий  происходит познание сверхчувственного  мира, и таким образом существование  понятий служит непосредственным доказательством  существования сверхчувственного  мира, а образование понятий, которое  может выполняться диалектическим движением, устанавливает связь  между чувственным и сверхчувственным мирами Алкина Т.Д. Учебник платоновской философии.//Учебник платоновской философии. - М.: “Водолей”, 2007. - с. 144.. Чувственный  мир есть призрачный мир, -- это уже  открыли элеаты; он есть мир, в котором  неизбежно господствует изменение, -- это высказал уже Гераклит. Напротив того, сверхчувственный мир вечен и неизменен. Но он, вопреки мнению элеатов, не находится вне отношения к чувственному. Этот последний не просто призрак, он только постольку призрак, поскольку сам выдается за действительность. В свете мышления, движущегося в понятиях, он напротив того, является призраком, который указывает на бытие и который становится истинным образом бытия в том случае, если мы от чувственного восприятия подымимся до скрывающегося за ним его понятия.

    Из  этого двойного отношения души к  чувственному миру и миру идей вытекает также решение второго вопроса, вопроса об отношении самих идеи к чувственным вещам. Будучи в  человеке посредствующим принципом, благодаря  которому по поводу чувственных представлений  возникает воспоминание в понятиях о первообразах чувственных вещей, душа так же должна мыслиться в  самих чувственных вещах, как  деятельная сила, формирующая их по прообразу идей. Подобно тому как  человеческая душа доставляет идеи человеческому  телу в форме чувственных восприятий, так во внешнем, окружающем нас, мире должны существовать душевные силы, которые  производят чувственные вещи, формируя материю по прообразу идей. Материя  сама собою не может существовать: только идеями, которые отражаются в материи, она пробуждается к  действительному существованию. Поэтому, хотя идеи обладают самостоятельным  существованием в сверхчувственном мире, материя совершенно не имеет  его. Она есть просто отрицательный  принцип: ее действие единственно проявляется  в том ограничении, которое, благодаря  ее участию, испытывают идеи в чувственных  вещах. Здесь заключается источник выступившего уже у Платона и  еще в большей степени у  позднейшего платонизма, презрения  к чувственному миру, которое сказывается  в противопоставлении материи, как  принципа зла, идее, как принципу блага, благодаря чему чувственный мир  является в качестве отпавшего от беспорочного мира идей, а связь  человеческой души с телом, как состояния  унижения и греховности. Однако, у  самого Платона этому взгляду  противостоит в качестве примиряющей  мысли, просветляющей чувственный  мир через живущий в нем  мир идей, понимание прекрасного: последнее является у Платона  наиболее совершенным выражением идеи в чувственной форме, причем оно  образует последовательный ряд, который, начинаясь с телесной красоты, погруженной  вполне в чувственное, через посредствующую ступень -- красоту души, уже чище отражающей мир идей, возвышается, наконец, до красоты самого идеального мира. В человеческой душе это действие красоты проявляется в любви, поскольку она развивается от любви чувственной к духовной. При виде прекрасного она, как  бог любви Эрос, по мифологическому  изображению Платона, приводит душу в божественный экстаз и пробуждает в ней то страстное стремление к идеальному миру, которое, первоначально  зарождаясь в качестве смутного предчувствия в чувственной любви, в философском познании возгорается ярким светом в качестве духовной любви к самим идеям.

    Так как Платон отождествляет отношения  между идеями и чувственными восприятиями, с одной стороны, и идеями и  чувственными вещами, с другой, то у  него также объективируется и  понятие души. Рядом с человеческой душой выступает мировая душа в качестве общего посредника между  миром идей и чувственным миром; отображением ее можно также назвать  человеческую душу, конечно, в том  смысле, что, хотя как индивидуальная, так и мировая душа суть оживотворяющие принципы, соединяющие идеи с материей, но, вместе с тем, мировая душа имеет  более всеобъемлющее значение Геворкян А. Т. Иносказания Платона. - Ереван: “Анастан”, 2006. - с. 287.. Здесь, при космологической  проблеме, однако, поэт-философ, конечно, должен был отказаться от дальнейшего  проведения этой аналогии; поэтому-то он в «Тимее» и излагает образование  мира в форме мифологического  сказания, опираясь на старые пифагорейские  представления: господство в мире числовых отношений и формирование элементов  из правильных геометрических форм.

    Какая идея наиважнейшая? Платон не считал все  идеи равнозначными. Вслед за Сократом он превыше всего ставил идею блага. Для него благо было причиной всего  прекрасного как в мире, так  и в жизни людей. Так, мир познаваем  благодаря благу. Благо, по Платону, это - мировой принцип. Современные  философы придают благу более  земное содержание, они обычно считают  его ценностью, сознательно избранным  человеком образом действия по достижению добра, успешного совместного жительства людей.

    Три главных случая использования Платоном концепции идей. Платон отлично сознавал, что созданная им концепция идей является мощным инструментарием в  деле понимания, интерпретации самых  различных явлений.

    Платон  о душе и ее бессмертии

    Платон  считает тело чуждым человеку (ведь истинный человек, во всяком случае, по Платону, -- это душа). Душа может познавать  лишь себя (об этом будет ещё подробный  разговор), а тело через ощущения может сообщать ей что-либо незнакомое, опять же чужое ей. Тело как бы принуждает душу верить во внешнее  и заботиться о внешнем. Душа должна верить лишь себе, не опираясь на чувственный  материал. Тело же, являясь связующим  звеном между человеком и внешним  миром, постоянно ставит душу перед  фактами: огонь горячий, камень твердый  и т.д. Душа вынуждена считаться  с этими фактами, задумываться над  ними, тогда как, по Платону, душа должна задумываться лишь над вечным и неизменным, а через ощущения мы узнаём (“узнаём” сказано условно) о противоположном -- меняющемся и временном.

    Различение  индивидуального и надындивидуального слоев выступает, как видим, у  Платона в форме различения телесного, чувственного начала в человеке и  бестелесного, нечувственного, т.е. в  форме различения тела и души. Когда душа находится под влиянием тела, она оказывается подчиненной тем состояниям, которые следует считать "телесными", а именно влечениям к изменчивым, тоже телесным вещам эмпирического мира. Но что же представляет собой душа, когда она не подвержена влиянию тела, а предоставлена самой себе? Она, согласно Платону, есть в этом случае размышление. Размышление - это состояние самой души, это ее стихия, когда она свободна от тела и неподвластна ему. "Когда же она (душа. - П.Г.) ведет исследование сама по себе, - продолжает Сократ, - она направляется туда, где все чисто, вечно, бессмертно и неизменно, и так как она близка и сродни всему этому, то всегда оказывается вместе с ним, как только остается наедине с собой и не встречает препятствий. Здесь наступает конец ее блужданиям, и в непрерывном соприкосновении с постоянным и неизменным она и сама обнаруживает те же свойства. Это ее состояние мы называем размышлением..."

    Платон  ставит вопрос: как правильно понимать что такое Солнце, Земля, Луна, звезды и отвечает, что наивно сводить  их к материальному телу. Они могут  принять движение, но не являются источником его. Источник движения вне их. Этот источник Платон называет душой. 

    Душа - это движение, способное двигать  само себя, причина изменений и  всяческого перемещения вещей. Душа правит всем, что есть на небе, на земле  и на море с помощью своих собственных  движений - желание, усмотрение, заботы.

    Солнце, Земля и т.д. - это всего лишь формы души. Душа первична, материальные тела вторичны, производны. Платон ставит проблему соотношения духовного  и материального и делает вывод  о божественности душ, скрывающимися  за материальными телами. 

    В "Тимее" П. рисует творение и устройство космоса. Он вводит понятие демиурга - строителя мира. Демиург создает  мир из идей и бесформенной материи, которую П. называет небытием. Идея образует сверхъестественный мир и  представляет собой прообразы будущих  вещей. Каждая вещь имеет свой прообраз. Идеи - это своеобразные модели материальных вещей. Идеи важны и для души. Из смеси идей и материи демиург  делает мировую душу, которую распространяет по всему пространству. Мировая душа воплощается в космосе. Космос, таким  образом - живое существо, одаренное  умом. Демиург создает так же Богов  и индивидуальные души. Боги заключают  бессмертную душу в смертное тело. После смерти душа может вернуться  на свою звезду. Эти положения Платона  сближают его философию с астрологией  и мифом о переселении душ. Поскольку души имеют отношение  к идеям, постольку каждая из них  обладает знанием. 

    Познание - это процесс воспоминания душой  хранящихся в ней знаний, а обучение - это пробуждение души, ее активизация. Знание не вкладываются в голову ученика, но пробуждаются в душе. В "Федоне" П. развивает мысль, что бессмертие души ставит перед ней и индивидом  проблему: если душа смертна, то индивиду нечего беспокоиться за свои грехи, но душа бессмертна и ей предстоит суд. 

    Платон, сравнивая душу с крылатой колесницей, тем самым показывает нам душу страстную, душу отягощённую земным. Я уже писала о том, что не согласна с мнением, по которому свою теорию души Платон наиболее ярко раскрывает именно в этом сравнении. Нет, смысл  души и её сущность здесь ещё остаются неясными для изучающих Платона. Что же Платон подразумевает под  страстями? На этот вопрос ответить просто: это всё то в душе, что опускает её вниз, на землю, т. е. всё то в ней, что не возвышает её к истинному  бытию. Человек хочет спать, человек  хочет есть -- эти желания не относятся  к жажде истины и, стало быть, они  являются страстями. Это вовсе не значит, что человеку не следует  есть и спать; а дело в том, что  если душа человека хочет того или  этого не связанного с истиной, то она в данный момент и не является настоящей душой. Ещё в “Федоне” Платон говорит, что философ (ни кто  иной как философ претендует на обладание  настоящей душой) должен как можно  сильнее ограничить свою связь с  телом (только убивать себя не дозволено), т. е. освободить себя от мирских желаний, и быть наедине с собой. Платон призывает к умеренности во всём, к безмятежности. Мир сей не должен затрагивать человека, ничто внешнее (т. е. чужое человеку, чужое его  душе) не должно вызывать в нём отклика. Душа должна жить лишь Истиной, ничем  иным кроме Истины.

    Платон  говорит о трёх началах души -- “разумное”, “яростное” и “вожделеющее”  начала. “Яростное” и “вожделеющее”  относятся к страстям. Задача человека состоит в том, чтобы подчинить  эти два начала началу разумному. душа неразумная подчиняется телесным аффектам, ей свойственен неразумный пыл и раздражительность; душа разумная благодаря разуму не обращает внимания на тело и борется с неразумием Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. - М.: “Искусство”, 2006. - с. 321.. Т. е. душе одолевать страсти  помогает сама душа. Чем более душа предаётся своим истинным занятиям, тем менее её обременяет земное.

    Учение  Платона о государстве

    Проблема  государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных  и противоречивых проблем, стоящих  перед человечеством. Множество  людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть "в идеале". При этом некоторые  люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным  и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает  в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящен трактат  Платона "Государство".

    В трактате "Государство" Платон пишет  о том, что главная причина  порчи обществ и государств (которые  когда-то, во времена "золотого века" имели "совершенный" строй) заключена  в "господстве корыстных интересов", обуславливающих поступки и поведение  людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания "корыстных интересов" в их строе.

    Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных  работ. Большое внимание уделяется  спортивным упражнениям, однако уже  заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский  образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к  олигархии.

    2. Олигархия. В олигархическом государстве  уже имеется четкое разделение  на богатых (правящий класс)  и бедных, которые делают возможной  совершенно беззаботную жизнь  правящего класса. Развитие олигархии,  по теории Платона, приводит  к ее перерождению в демократию.

Информация о работе Платон и его учение