Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:25, реферат
Охватывая как внутренний мир человека, так и внешний, как чувственный, так и дополняющий его сверхчувственный, как природу индивида, так и организацию человеческого общества, платоновская философия есть первая выступившая в истории универсальная система; вместе с тем, она остается самой влиятельной вплоть до наших дней.
Введение
1. Платон и его учение
2. Платонизм
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Платон и его учение
2. Платонизм
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Охватывая
как внутренний мир человека, так
и внешний, как чувственный, так
и дополняющий его
Теория души является актуальной для всего творчества древнегреческого философа Платона. Она занимает очень важное место в его философии и тесно взаимосвязана с другими положениями его учения. Главные платоновские мысли невозможны без раскрытия природы души.
1. Платон и его учение
Центр
этого развития, по отношению к
которому предшествующее ему является
подготовительной работой, все же последующее
- дальнейшим проведением и дополнением,
образует принадлежащее к среднему
периоду философской
Идея
- это то самое единое, которое
составляет суть многообразия. Итак, проблему
единого и многого Платон разрешает
следующим образом: единое это идея,
а ее проявления это многое. Идея
соотносится как с
Из
этого двойного отношения души к
чувственному миру и миру идей вытекает
также решение второго вопроса,
вопроса об отношении самих идеи
к чувственным вещам. Будучи в
человеке посредствующим принципом, благодаря
которому по поводу чувственных представлений
возникает воспоминание в понятиях
о первообразах чувственных вещей,
душа так же должна мыслиться в
самих чувственных вещах, как
деятельная сила, формирующая их по
прообразу идей. Подобно тому как
человеческая душа доставляет идеи человеческому
телу в форме чувственных
Так как Платон отождествляет отношения между идеями и чувственными восприятиями, с одной стороны, и идеями и чувственными вещами, с другой, то у него также объективируется и понятие души. Рядом с человеческой душой выступает мировая душа в качестве общего посредника между миром идей и чувственным миром; отображением ее можно также назвать человеческую душу, конечно, в том смысле, что, хотя как индивидуальная, так и мировая душа суть оживотворяющие принципы, соединяющие идеи с материей, но, вместе с тем, мировая душа имеет более всеобъемлющее значение Геворкян А. Т. Иносказания Платона. - Ереван: “Анастан”, 2006. - с. 287.. Здесь, при космологической проблеме, однако, поэт-философ, конечно, должен был отказаться от дальнейшего проведения этой аналогии; поэтому-то он в «Тимее» и излагает образование мира в форме мифологического сказания, опираясь на старые пифагорейские представления: господство в мире числовых отношений и формирование элементов из правильных геометрических форм.
Какая
идея наиважнейшая? Платон не считал все
идеи равнозначными. Вслед за Сократом
он превыше всего ставил идею блага.
Для него благо было причиной всего
прекрасного как в мире, так
и в жизни людей. Так, мир познаваем
благодаря благу. Благо, по Платону,
это - мировой принцип. Современные
философы придают благу более
земное содержание, они обычно считают
его ценностью, сознательно избранным
человеком образом действия по достижению
добра, успешного совместного
Три главных случая использования Платоном концепции идей. Платон отлично сознавал, что созданная им концепция идей является мощным инструментарием в деле понимания, интерпретации самых различных явлений.
Платон о душе и ее бессмертии
Платон считает тело чуждым человеку (ведь истинный человек, во всяком случае, по Платону, -- это душа). Душа может познавать лишь себя (об этом будет ещё подробный разговор), а тело через ощущения может сообщать ей что-либо незнакомое, опять же чужое ей. Тело как бы принуждает душу верить во внешнее и заботиться о внешнем. Душа должна верить лишь себе, не опираясь на чувственный материал. Тело же, являясь связующим звеном между человеком и внешним миром, постоянно ставит душу перед фактами: огонь горячий, камень твердый и т.д. Душа вынуждена считаться с этими фактами, задумываться над ними, тогда как, по Платону, душа должна задумываться лишь над вечным и неизменным, а через ощущения мы узнаём (“узнаём” сказано условно) о противоположном -- меняющемся и временном.
Различение
индивидуального и
Платон ставит вопрос: как правильно понимать что такое Солнце, Земля, Луна, звезды и отвечает, что наивно сводить их к материальному телу. Они могут принять движение, но не являются источником его. Источник движения вне их. Этот источник Платон называет душой.
Душа - это движение, способное двигать само себя, причина изменений и всяческого перемещения вещей. Душа правит всем, что есть на небе, на земле и на море с помощью своих собственных движений - желание, усмотрение, заботы.
Солнце, Земля и т.д. - это всего лишь формы души. Душа первична, материальные тела вторичны, производны. Платон ставит проблему соотношения духовного и материального и делает вывод о божественности душ, скрывающимися за материальными телами.
В "Тимее" П. рисует творение и устройство космоса. Он вводит понятие демиурга - строителя мира. Демиург создает мир из идей и бесформенной материи, которую П. называет небытием. Идея образует сверхъестественный мир и представляет собой прообразы будущих вещей. Каждая вещь имеет свой прообраз. Идеи - это своеобразные модели материальных вещей. Идеи важны и для души. Из смеси идей и материи демиург делает мировую душу, которую распространяет по всему пространству. Мировая душа воплощается в космосе. Космос, таким образом - живое существо, одаренное умом. Демиург создает так же Богов и индивидуальные души. Боги заключают бессмертную душу в смертное тело. После смерти душа может вернуться на свою звезду. Эти положения Платона сближают его философию с астрологией и мифом о переселении душ. Поскольку души имеют отношение к идеям, постольку каждая из них обладает знанием.
Познание - это процесс воспоминания душой хранящихся в ней знаний, а обучение - это пробуждение души, ее активизация. Знание не вкладываются в голову ученика, но пробуждаются в душе. В "Федоне" П. развивает мысль, что бессмертие души ставит перед ней и индивидом проблему: если душа смертна, то индивиду нечего беспокоиться за свои грехи, но душа бессмертна и ей предстоит суд.
Платон, сравнивая душу с крылатой колесницей, тем самым показывает нам душу страстную, душу отягощённую земным. Я уже писала о том, что не согласна с мнением, по которому свою теорию души Платон наиболее ярко раскрывает именно в этом сравнении. Нет, смысл души и её сущность здесь ещё остаются неясными для изучающих Платона. Что же Платон подразумевает под страстями? На этот вопрос ответить просто: это всё то в душе, что опускает её вниз, на землю, т. е. всё то в ней, что не возвышает её к истинному бытию. Человек хочет спать, человек хочет есть -- эти желания не относятся к жажде истины и, стало быть, они являются страстями. Это вовсе не значит, что человеку не следует есть и спать; а дело в том, что если душа человека хочет того или этого не связанного с истиной, то она в данный момент и не является настоящей душой. Ещё в “Федоне” Платон говорит, что философ (ни кто иной как философ претендует на обладание настоящей душой) должен как можно сильнее ограничить свою связь с телом (только убивать себя не дозволено), т. е. освободить себя от мирских желаний, и быть наедине с собой. Платон призывает к умеренности во всём, к безмятежности. Мир сей не должен затрагивать человека, ничто внешнее (т. е. чужое человеку, чужое его душе) не должно вызывать в нём отклика. Душа должна жить лишь Истиной, ничем иным кроме Истины.
Платон говорит о трёх началах души -- “разумное”, “яростное” и “вожделеющее” начала. “Яростное” и “вожделеющее” относятся к страстям. Задача человека состоит в том, чтобы подчинить эти два начала началу разумному. душа неразумная подчиняется телесным аффектам, ей свойственен неразумный пыл и раздражительность; душа разумная благодаря разуму не обращает внимания на тело и борется с неразумием Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. - М.: “Искусство”, 2006. - с. 321.. Т. е. душе одолевать страсти помогает сама душа. Чем более душа предаётся своим истинным занятиям, тем менее её обременяет земное.
Учение Платона о государстве
Проблема
государственного устройства была, есть
и будет одной из самых сложных
и противоречивых проблем, стоящих
перед человечеством. Множество
людей уже тысячи лет пытаются
понять, каким государство должно
быть "в идеале". При этом некоторые
люди считают лучшим сильное, боеспособное
государство с хорошей
В трактате "Государство" Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ и государств (которые когда-то, во времена "золотого века" имели "совершенный" строй) заключена в "господстве корыстных интересов", обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания "корыстных интересов" в их строе.
Тимократия
- власть честолюбцев, по мнению Платона,
еще сохранила черты "совершенного"
строя. В государстве такого типа
правители и воины были свободны
от земледельческих и ремесленных
работ. Большое внимание уделяется
спортивным упражнениям, однако уже
заметно стремление к обогащению,
и "при участии жен" спартанский
образ жизни переходит в
2.
Олигархия. В олигархическом