Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:25, реферат
Охватывая как внутренний мир человека, так и внешний, как чувственный, так и дополняющий его сверхчувственный, как природу индивида, так и организацию человеческого общества, платоновская философия есть первая выступившая в истории универсальная система; вместе с тем, она остается самой влиятельной вплоть до наших дней.
Введение
1. Платон и его учение
2. Платонизм
Заключение
Список использованной литературы
3.
Демократия. Демократический строй
еще более усиливает
4.
Тирания. По мнению Платона,
если некое действие делается
слишком сильно, то это приводит
к противоположному результату.
Так и здесь: избыток свободы
при демократии приводит к
возникновению государства,
Отрицательные
формы государственной власти Платон
противопоставляет своему видению
"идеального" общественного устройства.
Огромное внимание автор уделяет
определению в государстве
Если
в государстве Платона
Всех жителей "идеального" государства автор разделяет на три класса. Низший класс объединяет людей, которые производят необходимые для государства вещи или способствуют этому; в него входят самые разные люди, связанные с ремеслом, земледелием, рыночными операциями, деньгами, торговлей и перепродажей - это земледельцы, ремесленники, торговцы. Не смотря на то, что торговцами и земледельцами могут быть совершенно различные люди, все они, по Платону, стоят приблизительно на одной ступени нравственного развития. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем.
Принадлежность человека ко второму и третьему классам, а это классы воинов-стражей и правителей-философов, определяется уже не по профессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этих людей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса.
Так Платон создает тоталитарную систему разделения людей на разряды, которая немного смягчается возможностью перехода из класса в класс (это достигается путем длительного воспитания и самосовершенствования). Переход этот осуществляется под руководством правителей.
Характерно, что если даже среди правителей появится человек, больше подходящий для низшего класса, то его необходимо "понизить" без сожаления. Таким образом, Платон считает, что для благосостояния государства каждый человек должен заниматься тем делом, для которого он приспособлен наилучшим образом. Если человек будет заниматься не своим делом, но внутри своего класса, то это еще не гибельно для "идеального" государства. Когда же человек незаслуженно из сапожника (первый класс) становится воином (второй класс), или же воин незаслуженно становится правителем (третий класс), то это грозит крахом всему государству, поэтому такой "перескок" считается "высшим преступлением" против системы, ведь для блага всего государства в целом человек должен делать только то дело, к которому он наилучшим образом приспособлен.
В трактате "Государство" Платон пишет о том, что "идеальное" государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями:
1. мудростью,
2. мужеством,
3. рассудительностью,
4. справедливостью.
Мудростью не могут обладать все жители государства, но правители-философы, избранные люди, безусловно, мудры и принимают мудрые решения. Мужеством обладает большее количество людей, это не только правители-философы, но и воины-стражи. Если первые две добродетели были характерны только для определенных классов людей, то рассудительность должна быть присуща всем жителям, она "подобна некой гармонии", она "настраивает на свой лад решительно все целиком". Под четвертой добродетелью - справедливостью - автор понимает уже рассмотренное деление людей на разряды, касты: "...заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это есть справедливость". Следовательно, разделение людей на классы имеет для Платона огромное значение, определяет существование "идеального" государства (ведь оно не может быть несправедливым), и тогда неудивительно, что нарушение кастового строя считается высшим преступлением. Так государство Платона незаметно, ради лучшей цели, приобретает те недостатки, которые рассматривал сам автор, описывая "порочные" государства (например, расслоение общества в олигархическом государстве).
Характерно,
что Платон, живший во времена всеобщего
рабовладельческого строя, не уделяет
рабам особого внимания. В "Государстве"
все производственные заботы возлагаются
на ремесленников и земледельцев.
Здесь же Платон пишет, что в рабство
можно обращать только "варваров",
неэллинов, во время войны. Однако он
же говорит, что война - зло, возникающее
в порочных государствах "для
обогащения", и в "идеальном"
государстве войны следует
В
связи с рассмотренным
2. Платонизм
Платонизм
– разное философское направление,
основанное на учении Платона или
тех людей, которые были под его
влиянием; включали философию Платона,
к тому же его теорий, в иные системы
философии. Неотъемлемой частью Платонизма
является сопротивление миру чувств
мистического мира. Материя системы
платонизма заключается в качестве
начало небытия и зла вместе с
не материальным началом любого бытия,
а в идеалистических
Платонизм в античности был представлен вначале в виде «раннего платонизма», у него были свои представители в трех Академиях Платона(в Древней – Ксенократ, Севсипп, Платоновские учения развивали тут философы которые косвенно или прямо были его учениками; в Средней Академии – Карнеад, Аркесилай; в Новой – преподаватель Цицерона и Варрона, Антиох Аскалонский)
В античности, платонизм выступил сначала в виде «раннего платонизма», имевшего своих представителей в трех платоновских Академиях (в Древней – Севсипп, Ксенократ; учение Платона разрабатывали здесь философы, прямо или косвенно являвшимися его учениками; в Средней Академии – Аркесилай, Карнеад; в Новой – Антиох Аскалонский, учитель Варрона и Цицерона).
Другой формой платонизма являлся средний платонизм, к нему принадлежали, к примеру, Плутарх и Цельс.
Неоплатонизм с третьего по РХ века был самым значимым. Ряд представлений и понятий платонизма использовались к тому же системы гностицизма и герметизма, неопифагоризма.
На
данный момент философия Платона
часто изучается со стороны ее
иррационалистического
Положение платонизма в русской идеалистической философии до XIX века. Высокие оценки философии Платона - довольно распространенное явление в мировой философии. Но только в начале ХIХ в. в русском идеализме проявились в довольно отчетливой форме тенденции философии Платона. До ХVIII в. предпочтения отдавались аристотелевской философии, а платонизм существовал лишь в снятом виде общехристианских установок. Официальное ортодоксальное православие отдавало предпочтение Аристотелю, так как учение Платона своим утверждением о призрачности существующего мира подрывало центральную христианскую догму “очеловечевания Христа”. Несмотря на осуждение Платона официальной церковью, традиции платонизма в Х-ХV вв. нашли своих почитателей (М. Пселл, И. Итал, Ф. Метохит, Варлаам, Г. Плифон, Виссарион Никейский). В ответ на суровую критику Платона в трактате Георгия Трапезунского “Сравнение Платона и Аристотеля” Виссарион Никейский пишет свое основное философское сочинение “Против клеветников на Платона”.
Далеко не все сочинения византийских авторов и далеко не все тонкости споров о Платоне и Аристотеле вошли в оборот русской письменности, но общий их дух и акцент были усвоены. Преобладание аристотелевских идей сопровождалось вниманием к некоторым общим положениям философии Платона: человек состоит из двух частей - невидимой, неосязаемой души и видимого материального тела; цель жизни - в добродетельном уподоблении человека Богу и т. д.
Широкое распространение в XI - XIV вв. получили переводные сборники библейских и философских изречений “Пчела”, хроники И. Малалы и Г. Амартола, претендовавшие на философское осмысление истории. Хроника Г. Амартола отдавала предпочтение Платону перед Аристотелем. Хронист считал, что Аристотель, отрекаясь от своего учителя, исказил учение Платона. Обличая “пустые писания нешних (эллинских)” философов, экзарх Иоанн выражает несогласие с мнением Аристотеля о начале вещей, который “идет против учителя своего Платона, первого философа ... . Но поистине Аристотель твои премудрые словеса подобны суть морской пене... . ”.
Русское
общество в XIV-XVII вв. проявило сознательный
интерес к элементам античного
и неоплатонического наследия в
ранней богословской литературе, в
частности к ареопагитским
Церковь же постепенно становилась в оппозицию к тем из литературных памятников греческого христианского богословия, которые в большей степени, чем другие, были связаны с греческой философской мыслью. В “Беседе души и тела о происхождении страстей” М. Грек утверждал, что философия сама по себе священна, так как занимается главным образом вопросом о Боге и способствует уяснению истинной веры. Настоящая чистая философия находится только в сочинениях Платона, ибо Платон среди всех “философов верховный”. Эта оценка не означала еще, что богослов был почитателем греческого философа.
Начиная
с XVII века развитие философии было связано
с системой религиозно-богословского
образования. В 1685 г. было создано московское
эллино-греческое училище. Знаменитыми
руководителями его были братья Сафроний
и Иоаннакий Лихуды, которые придерживались
исключительно философии
В
Москве постепенное вытеснение аристотелевской
схоластики из духовной академии началось
при митрополите Платоне. Место
рукописных латинских фолиантов, составленных
С. И. Лихудами, Ф. Лопатинским и их
последователями, заняли книги Бэкона,
Баумейстера и др. Такой резкий
поворот к западным философским
системам объясняется большим