Платон и его учение

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:25, реферат

Краткое описание

Охватывая как внутренний мир человека, так и внешний, как чувственный, так и дополняющий его сверхчувственный, как природу индивида, так и организацию человеческого общества, платоновская философия есть первая выступившая в истории универсальная система; вместе с тем, она остается самой влиятельной вплоть до наших дней.

Оглавление

Введение

1. Платон и его учение

2. Платонизм

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ноябрь -107 философия.docx

— 43.52 Кб (Скачать)

    3. Демократия. Демократический строй  еще более усиливает разобщенность  бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития,  борьба за власть, что может  привести к возникновению наихудшей  государственной системы - тирании.

    4. Тирания. По мнению Платона,  если некое действие делается  слишком сильно, то это приводит  к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы  при демократии приводит к  возникновению государства, вообще  не имеющего свободы, живущего  по прихоти одного человека - тирана  Апулей М.Л. Платон и его  учение.//Учебник платоновской философии. - М.: “Водолей”, 2005. - с. 361..

    Отрицательные формы государственной власти Платон противопоставляет своему видению "идеального" общественного устройства. Огромное внимание автор уделяет  определению в государстве места  правящего класса. По его мнению, правителями "идеального" государства  должны быть исключительно философы, для того чтобы в государстве  властвовали рассудительность, разум. Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость государства Платона, ведь им свойственны "...правдивость, решительное неприятие какой-бы то ни было лжи, ненависть к ней  и любовь к истине". Платон считает, что любое новшество в идеальном  государстве неизбежно ухудшит  его (нельзя улучшить "идеальное"). Очевидно, что именно философы будут  охранять "идеальный" строй, законы от всяческих нововведений, ведь они  обладают "...всеми качествами правителей и стражей идеального государства". Именно поэтому деятельность философов  обуславливает существование "идеального" государства, его неизменность. По существу, философы охраняют остальных людей  от порока, каким является любое  нововведение в государстве Платона. Не менее важно и то, что благодаря  философам правление и вся  жизнь "идеального" государства  будет построена по законам разума, мудрости, там не будет места порывам  души и чувствам.

    Если  в государстве Платона существуют люди, которые занимаются законами и устройством государства, то естественно  предположить, что в нем существуют и люди, занимающиеся исключительно земледелием, ремеслом. Действительно, основной закон существования "идеального" государства состоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только то дело, к которому он пригоден.

    Всех  жителей "идеального" государства  автор разделяет на три класса. Низший класс объединяет людей, которые  производят необходимые для государства  вещи или способствуют этому; в него входят самые разные люди, связанные  с ремеслом, земледелием, рыночными  операциями, деньгами, торговлей и  перепродажей - это земледельцы, ремесленники, торговцы. Не смотря на то, что торговцами и земледельцами могут быть совершенно различные люди, все они, по Платону, стоят приблизительно на одной ступени  нравственного развития. Внутри этого  низшего класса также существует четкое разделение труда: кузнец не может  заняться торговлей, а торговец по собственной  прихоти не может стать земледельцем.

    Принадлежность  человека ко второму и третьему классам, а это классы воинов-стражей и  правителей-философов, определяется уже  не по профессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этих людей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса.

    Так Платон создает тоталитарную систему  разделения людей на разряды, которая  немного смягчается возможностью перехода из класса в класс (это достигается  путем длительного воспитания и  самосовершенствования). Переход этот осуществляется под руководством правителей.

    Характерно, что если даже среди правителей появится человек, больше подходящий для низшего  класса, то его необходимо "понизить" без сожаления. Таким образом, Платон считает, что для благосостояния государства каждый человек должен заниматься тем делом, для которого он приспособлен наилучшим образом. Если человек будет заниматься не своим делом, но внутри своего класса, то это еще не гибельно для "идеального" государства. Когда же человек незаслуженно из сапожника (первый класс) становится воином (второй класс), или же воин незаслуженно становится правителем (третий класс), то это грозит крахом всему государству, поэтому такой "перескок" считается "высшим преступлением" против системы, ведь для блага всего государства  в целом человек должен делать только то дело, к которому он наилучшим  образом приспособлен.

    В трактате "Государство" Платон пишет  о том, что "идеальное" государство  должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями:

    1. мудростью,

    2. мужеством,

    3. рассудительностью,

    4. справедливостью.

    Мудростью не могут обладать все жители государства, но правители-философы, избранные люди, безусловно, мудры и принимают  мудрые решения. Мужеством обладает большее количество людей, это не только правители-философы, но и воины-стражи. Если первые две добродетели были характерны только для определенных классов людей, то рассудительность должна быть присуща всем жителям, она "подобна некой гармонии", она "настраивает на свой лад решительно все целиком". Под четвертой  добродетелью - справедливостью - автор  понимает уже рассмотренное деление  людей на разряды, касты: "...заниматься своим делом и не вмешиваться  в чужие - это есть справедливость". Следовательно, разделение людей на классы имеет для Платона огромное значение, определяет существование "идеального" государства (ведь оно не может быть несправедливым), и тогда неудивительно, что нарушение кастового строя  считается высшим преступлением. Так  государство Платона незаметно, ради лучшей цели, приобретает те недостатки, которые рассматривал сам автор, описывая "порочные" государства (например, расслоение общества в олигархическом государстве).

    Характерно, что Платон, живший во времена всеобщего  рабовладельческого строя, не уделяет  рабам особого внимания. В "Государстве" все производственные заботы возлагаются  на ремесленников и земледельцев. Здесь же Платон пишет, что в рабство  можно обращать только "варваров", неэллинов, во время войны. Однако он же говорит, что война - зло, возникающее  в порочных государствах "для  обогащения", и в "идеальном" государстве войны следует избегать, следовательно, не будет и рабов. Как писал В.Ф. Асмус, в трактате "Государство" "...класс рабов  как один из основных классов образцового  государства не предусматривается, не указывается, не называется". Это  не значит, что автор выступает  против угнетения человека человеком, просто, по его мнению, высшие разряды (касты) не должны иметь частной собственности, чтобы сохранить единство. Тем  не менее, в диалоге "Законы", где  также обсуждаются проблемы государственного устройства, Платон перекладывает основные хозяйственные заботы на рабов и  чужестранцев, но осуждает воины.

    В связи с рассмотренным разделением  людей на разряды возникает вопрос: кто же возьмет на себя ответственность  определения способности человека к некоему делу, и только к нему? По-видимому, в "идеальном" государстве  эту функцию возьмут на себя мудрейшие  и справедливейшие люди - правители-философы. При этом они, естественно, будут  выполнять закон, ведь закон - важнейшая  составляющая "идеального" государства, и его выполняют все без  исключения (доходит до того, что  дети должны играть (!) по законам государства). Таким образом, правители-философы вершат судьбы всех остальных людей. Они не только определяют способности  человека, но и осуществляют регламентацию  брака, имеют право (и должны) убивать  малолетних детей с физическими  недостатками (здесь, как и в некоторых других случаях, Платон берет за образец государственное устройство современной ему Спарты). 

 

    2. Платонизм

    Платонизм – разное философское направление, основанное на учении Платона или  тех людей, которые были под его  влиянием; включали философию Платона, к тому же его теорий, в иные системы  философии. Неотъемлемой частью Платонизма является сопротивление миру чувств мистического мира. Материя системы  платонизма заключается в качестве начало небытия и зла вместе с  не материальным началом любого бытия, а в идеалистических монистических  это будто бы итог ограничения  себя от чего бы то либо.

    Платонизм в античности был представлен  вначале в виде «раннего платонизма», у него были свои представители в  трех Академиях Платона(в Древней  – Ксенократ, Севсипп, Платоновские учения развивали тут философы которые  косвенно или прямо были его учениками; в Средней Академии – Карнеад, Аркесилай; в Новой – преподаватель  Цицерона и Варрона, Антиох Аскалонский)

    В античности, платонизм выступил сначала  в виде «раннего платонизма», имевшего своих представителей в трех платоновских Академиях (в Древней – Севсипп, Ксенократ; учение Платона разрабатывали  здесь философы, прямо или косвенно являвшимися его учениками; в  Средней Академии – Аркесилай, Карнеад; в Новой – Антиох Аскалонский, учитель Варрона и Цицерона).

    Другой  формой платонизма являлся средний  платонизм, к нему принадлежали, к  примеру, Плутарх и Цельс.

    Неоплатонизм  с третьего по РХ века был самым  значимым. Ряд представлений и  понятий платонизма использовались к тому же системы гностицизма  и герметизма, неопифагоризма.

    На  данный момент философия Платона  часто изучается со стороны ее иррационалистического характера.

    Положение платонизма в русской идеалистической  философии до XIX века. Высокие оценки философии Платона - довольно распространенное явление в мировой философии. Но только в начале ХIХ в. в русском  идеализме проявились в довольно отчетливой форме тенденции философии  Платона. До ХVIII в. предпочтения отдавались аристотелевской философии, а платонизм  существовал лишь в снятом виде общехристианских установок. Официальное ортодоксальное православие отдавало предпочтение Аристотелю, так как учение Платона  своим утверждением о призрачности существующего мира подрывало центральную  христианскую догму “очеловечевания  Христа”. Несмотря на осуждение Платона  официальной церковью, традиции платонизма в Х-ХV вв. нашли своих почитателей (М. Пселл, И. Итал, Ф. Метохит, Варлаам, Г. Плифон, Виссарион Никейский). В ответ  на суровую критику Платона в  трактате Георгия Трапезунского  “Сравнение Платона и Аристотеля”  Виссарион Никейский пишет свое основное философское сочинение  “Против клеветников на Платона”.

    Далеко  не все сочинения византийских авторов  и далеко не все тонкости споров о Платоне и Аристотеле вошли  в оборот русской письменности, но общий их дух и акцент были усвоены. Преобладание аристотелевских идей сопровождалось вниманием к некоторым  общим положениям философии Платона: человек состоит из двух частей - невидимой, неосязаемой души и видимого материального тела; цель жизни - в  добродетельном уподоблении человека Богу и т. д.

    Широкое распространение в XI - XIV вв. получили переводные сборники библейских и философских  изречений “Пчела”, хроники И. Малалы и Г. Амартола, претендовавшие на философское  осмысление истории. Хроника Г. Амартола отдавала предпочтение Платону перед  Аристотелем. Хронист считал, что  Аристотель, отрекаясь от своего учителя, исказил учение Платона. Обличая  “пустые писания нешних (эллинских)”  философов, экзарх Иоанн выражает несогласие с мнением Аристотеля о начале вещей, который “идет против учителя  своего Платона, первого философа ... . Но поистине Аристотель твои премудрые  словеса подобны суть морской  пене... . ”.

    Русское общество в XIV-XVII вв. проявило сознательный интерес к элементам античного  и неоплатонического наследия в  ранней богословской литературе, в  частности к ареопагитским сочинениям.

    Церковь же постепенно становилась в оппозицию  к тем из литературных памятников греческого христианского богословия, которые в большей степени, чем  другие, были связаны с греческой  философской мыслью. В “Беседе  души и тела о происхождении страстей”  М. Грек утверждал, что философия  сама по себе священна, так как занимается главным образом вопросом о Боге и способствует уяснению истинной веры. Настоящая чистая философия находится  только в сочинениях Платона, ибо  Платон среди всех “философов верховный”. Эта оценка не означала еще, что богослов был почитателем греческого философа.

    Начиная с XVII века развитие философии было связано  с системой религиозно-богословского  образования. В 1685 г. было создано московское эллино-греческое училище. Знаменитыми  руководителями его были братья Сафроний и Иоаннакий Лихуды, которые придерживались исключительно философии Аристотеля и вместе со своим преемником Феофилактом  Лопатинским оставили многочисленные рукописные курсы, основанные на перипатетической философии. Во второй половине XVIII-го века произошла переориентация общей  направленности философских интересов  в сторону систем Декарта, Лейбница и Вольфа. В Киеве с 1752 г. Г. Конисский  ввел в преподавание философии учебники вольфианца Баумейстера.

    В Москве постепенное вытеснение аристотелевской  схоластики из духовной академии началось при митрополите Платоне. Место  рукописных латинских фолиантов, составленных С. И. Лихудами, Ф. Лопатинским и их последователями, заняли книги Бэкона, Баумейстера и др. Такой резкий поворот к западным философским  системам объясняется большим количеством переводной литературы, изданной в России при Екатерине II. В это время были переведены Вольтер, Фенелон, Кондильяк, Локк, Бэкон; из древних философов - Платон, Аристотель, Феофраст, Саллюстий, Боэций, Августин.

Информация о работе Платон и его учение