Платон и актуальность его учения в истории развития философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 08:30, реферат

Краткое описание

Влияние платонизма прослеживается не только в аристотелевском учении и в новой Академии, но в доктрине неоплатоников, в философии «отцов церкви», в классической философии и в различных доктринах абсолютного идеализма философии начала ХХ века. Платонизм является философским основанием логицизма — крупного направления в современной философии и методологии математики, к которой принадлежали такие мыслители, как Фреге, Рассел и Уайтхед. Цель моей работы, дать краткие биографические сведения о философе, раскрыть тему «Платон и актуальность его учения в истории развития философии» - основные положения философской концепции и дать оценку актуальности учения Платона.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Ι.Платон…………………………………………………………...........................5
1.1. Краткие биографические сведения о философе..........................................5
1.2 Философские принципы платонизма………………………………… …...7
1.3 Диалектика Платона………………………………………………………...9
ΙΙ.Актуальность учения в истории философии……………………………….12
2.1 Платон и античная философия …………….................................................12
2.2 Неоплатонизм………………………………………………………………13
2.3Влияние платонизма на средневековую христианскую философию……15
2.4 Черты учения Платона в классической философии...................................16
2.5 Платонизм как основа логицизма ……………………………………….18
Заключение...............................................................................................................21
Список литературы....................................................................................23

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 61.36 Кб (Скачать)

Платон, отмежевавшись от телесного мира, пришёл практически  к полному совпадению диалектики (как логики и метода) с теорией познания и онтологией. И Гегель пришёл к тем же выводам. Поэтому основные структуры (способы функционирования) диалектической логики у Платона и Гегеля фактически совпадают. И совпадают не только потому, что Гегель пытался повторить и конкретизировать учение Платона, но и потому, что логика монизма, логика последовательного мышления всегда приводит к одному и тому же результату. Это главный аргумент против современной идеи исторических типов рациональности, типов, которые в большинстве своём к разумному мышлению имеют весьма отдалённое отношение.

2.5 Платонизм как  основа логицизма

В современном логическом и математическом мышлении определенной аналогией платоновского реализма является концепция логицизма, отстаиваемая главным образом Г. Фреге, отчасти  Б. Расселом (в раннем периоде его  развития), А.Н.Уайтхедом, отчасти к  этой точке зрения приближаются некоторыми своими взглядами А. Черч и Р. Карнап. Можно напомнить понимание смысла имени Г.Фреге как абстрактной  сущности, которая является не субъективной, но объективной. В более умеренной  форме это логицистическое понимание имеет место у А.Черча и Р.Карнапа, у которых речь идет о том, что является интерсубъективно стабильным и неизменным, например при переводе.

(2) Можно допустить, что  абстрактные сущности образуют  самостоятельную сферу, которая  является 

(а) относительно независимой  от индивидуумов,

(б) но не является  независимой от субъекта, наблюдателя  или носителя языка.16

Наоборот, эта сфера считается  результатом логико-конструктивной активности носителя языка. Это точка  зрения концептуализма. В современном  логическом и математическом мышлении в значительной мере концептуализму соответствует точка зрения интуиционизма, обоснованная Л.Брауэром, Г.Вейлем, А.Гейтингом  и др., или же точка зрения логико-математического  конструктивизма.

В этих ответах особого  внимания требует пункт (а), то есть независимость абстрактных сущностей  от индивидуумов. Следует подчеркнуть, что нельзя отождествить (1а) и (2а); в  случае платонизма речь идет о независимости  в онтологическом смысле. В отличие  от споров номинализма и феноменализма  об эпистемологическом приоритете индивидуумов или свойств при споре номинализма  и платонизма речь идет об онтологическом приоритете индивидуумов или абстрактных  сущностей (или, если это выразить в  традиционной философской терминологии, о споре об онтологическом приоритете универсалий или индивидуумов). В  последовательном платонизме индивидуум является вторичным в онтологическом и генетическом смысле, продуктом  или точкой пересечения универсалий  или абстрактных сущностей.

С течением времени учение Платона не теряет своей актуальности и в современной науке, а именно в логицизме, аспекты учения о  логике нашли сове отражение и  переосмысление в трудах таких ученых как: Г. Фреге, отчасти Б. Расселом (в раннем периоде его развития), А.Н.Уайтхеда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Платон - чрезвычайно крупное  явление в развитии философской мысли древности, да и не только древности. Из сочинений Платона черпали идеи не только визионеры и схоласты, не только корифеи объективного идеализма и религиозного спиритуализма и мистики, не только Плотин, Августин, Эриугена, но и мыслители и ученые Возрождения- Николай Кузанский, Копанелла, Галилей, Декарт.

Согласно поставленным задачам  автор приходит к следующим выводам:

1) Платон создал   теорию   общего   как   закона   для единичного, теорию  необходимых  и вечных закономерностей природы и  общества,   противостоящую их   фактическому смешению и   слепой нерасчленённости, противостоящую всякому донаучному пониманию.  Именно эта сторона  учения Платона об  идеях  в  значительной  мере  обусловила  его тысячелетнюю значимость в истории человеческой мысли.

2) Учение это представляло несомненное отступление от метафизики неизменных и тождественных "идей". Платоновская "диалектика" бытия и небытия, единого и многого, тождественного и иного, покоя и движения как непосредственно, так и через переработку неоплатоников III - V вв. н. э. оказала в XIX в. несомненное влияние на разработку диалектики Гегелем.

3) Итак, философия Платона – это не только объективный идеализм, но еще и античный объективный идеализм, т.к все доминирующие над космосом идеи Платон привлекает только для обоснования этого космоса как максимально идеального воплощения в материи царства идей.

4) Неоплатонизм радикально отличается от своего первообраза - философии Платона. Несколько веков послеплатоновской идейной эволюции не прошли даром. Тем не менее, ретроспективно он позволяет многое понять как в учении Платона.

5) Философия «отцов церкви» заимствует идеи платонизма и неоплатонизма и отождествляет высшую идею Платона - идею Блага с Богом, который оказывается источником бытия и блага и который есть всесовершенная истина, добро, красота. Бог есть величайшее абсолютное бытие, неизменное, вечное, высшее благо.

6)Платон, отмежевавшись от телесного мира, пришёл практически к полному совпадению диалектики (как логики и метода) с теорией познания и онтологией. И Гегель пришёл к тем же выводам. Поэтому основные структуры (способы функционирования) диалектической логики у Платона и Гегеля фактически совпадают.

7) С течением времени учение Платона не теряет своей актуальности и в современной науке, а именно в логицизме, аспекты учения о логике нашли сове отражение и переосмысление в трудах таких ученых как: Г. Фреге, отчасти Б. Расселом (в раннем периоде его развития), А.Н.Уайтхеда.

Секрет тысячелетней значимости Платона заключается не в буквальном содержании его философии и проповедуемой  им морали и не в буквальной направленности его научных, религиозных, эстетических или социологических теорий. Конструктивно-логические принципы мысли, проповедь самоотверженного служения идее, пафос мировой гармонии, принципиальный антисистематизм и антидогматизм, беспокойный драматический диалог и язык - вот в чем разгадка тайны тысячелетней значимости Платона.

       Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к исследованию учения Платона в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью и противоречивостью.

 

 

 

Список литературы

1. Асмус В.Ф. Платон. — М.: Мысль, 1975. — 220 с.

2. Блинников Л.В. Великие философы: словарь-справочник. — М.: Логос, 1998.— 440 с.

3. Васильева Т.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости или мудрость любви. —М.: Логос, 1999. — 195 с.

 4. Гегель Г. Сочинения. — М., 1932. — 217 с.

 5. Кедровский О.И. Взаимосвязь философии и математики в процессе исторического развития. — Киев, 1973. — 210 с.

6. Лосев А.Ф. Античная философия истории. — М.: Наука, 1977. — 270 с.

7. Нерсесянц В.С. Платон. — М.: Юрид. лит-ра, 1989. — 210 с.

8.Платон и его эпоха / Глав. Ред. Ф.Х. Кессиди. — М.: Наука, 1979. — 350 с.

9. Платон. Сочинения. — М.: Мысль, 1971. — Т. 3. — Ч. 1. — 610 с.

10.Тевзадзе Г.В. исследования о Платоне // Вопросы философии, 1977. — № 9.— 155-157 с.

11.Целлер Э. Очерк истории греческой философии. — М.: Канон, 1996. — 290 с. 
 

 

 
 

1 Асмус В.Ф. Платон. — М.: Мысль, 1975. — 122 с.

2 Кедровский О.И. Взаимосвязь философии и математики в процесса исторического развития. — Киев, 1973. — 99 с.

 

3 Целлер Э. Очерк истории греческой философии. — М.: Канон, 1996. — 112 с. 

4 Лосев А.Ф. Античная философия истории. — М.: Наука, 1977. — 88 с

5 Платон и его эпоха. - М.: Наука, 1979. – 174 с.

6 Платон и его эпоха /Глав. Ред. Ф.Х. Кессиди. - М.: Наука, 1979. -77 С. 

7 Платон. Сочинения. — М.: Мысль, 1971. — Т. 3. — Ч. 1. — 77 с.

8 Платон. Сочинения. — М.: Мысль, 1971. — Т. 3. — Ч. 1. — 78 с.

9 Асмус В.Ф. Платон. — М.: Мысль, 1975. — 120 с.

10 Блинников Л.В. Великие философы: словарь-справочник. — М.: Логос, 1998.— 222 с.

11 Платон и его эпоха / Глав. Ред. Ф.Х. Кессиди. — М.: Наука, 1979. — 55 с.

12 Тевзадзе Г.В. исследования о Платоне // Вопросы философии, 1977. — № 9.— С. 123.

13 Платон и его эпоха / Глав. Ред. Ф.Х. Кессиди. — М.: Наука, 1979. — 266 с.

14 Васильева Т.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости или мудрость любви. —М.: Логос, 1999. — 115 с.

15 Гегель Г. Сочинения. — М., 1932. — 76 с.

16 Кедровский О.И. Взаимосвязь философии и математики в процессе исторического развития. — Киев, 1973. — 199 с.

 


Информация о работе Платон и актуальность его учения в истории развития философии