Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 08:30, реферат
Влияние платонизма прослеживается не только в аристотелевском учении и в новой Академии, но в доктрине неоплатоников, в философии «отцов церкви», в классической философии и в различных доктринах абсолютного идеализма философии начала ХХ века. Платонизм является философским основанием логицизма — крупного направления в современной философии и методологии математики, к которой принадлежали такие мыслители, как Фреге, Рассел и Уайтхед. Цель моей работы, дать краткие биографические сведения о философе, раскрыть тему «Платон и актуальность его учения в истории развития философии» - основные положения философской концепции и дать оценку актуальности учения Платона.
Введение………………………………………………………………………….3
Ι.Платон…………………………………………………………...........................5
1.1. Краткие биографические сведения о философе..........................................5
1.2 Философские принципы платонизма………………………………… …...7
1.3 Диалектика Платона………………………………………………………...9
ΙΙ.Актуальность учения в истории философии……………………………….12
2.1 Платон и античная философия …………….................................................12
2.2 Неоплатонизм………………………………………………………………13
2.3Влияние платонизма на средневековую христианскую философию……15
2.4 Черты учения Платона в классической философии...................................16
2.5 Платонизм как основа логицизма ……………………………………….18
Заключение...............................................................................................................21
Список литературы....................................................................................23
Но как показывает Платон, это решение приводит к новому противоречию. Как утверждает, что движение и покой равно существуют, то должен: 1) или признать, что движение и покой тождественны с бытием, а следовательно, тождественны между собой, 2) либо признать, что бытие, хотя и кроет в себе движение и покой, но тем не менее отличается от них обоих. В первом случае получается нелепый вывод, будто движение должно остановиться, а покой- двигаться. Во втором - бытие, будучи отличным от движения и от покоя, не должно не двигаться не покоиться. Но «что не движется, - спрашивает Платон, - как тому не покоиться... что не покоиться, как, опять-таки, тому не двигаться.»8
Платон доказывает, что тождественное и иное должны быть отличаемы от покоя и движения. Но так как покой и движение - противоположности и так как все, что высказывается о противоположностях, не может быть ни каждой из этих противоположностей в отдельности, ни той и другой вместе, то покой и движение должны отличаться от тождественного и иного.
Тождественное отличается и от бытия. В самом деле, если бы тождественное не отличалось от бытия, то, утверждая, будто покой существует так же, как существует и движение, мы должны были утверждать, будто покой тождественен с движением. Но тождественное отличается не только от покоя и движения, но также и от бытия, то это значит, что в тождественном мы должны признать четвертый и самостоятельный род сущего наряду с родами покоя, движения и бытия.
То же самое Платон доказывает и относительно иного. Иное отличается не только от тождественного и от покоя. Иное отличается также и от бытия. В самом деле, иное всегда относительно, и только относительно. Напротив, к природе бытия принадлежит и относительное, и безусловное. Поэтому 'иное' образует пятый род сущего, самостоятельный по отношению к родам бытия, покоя, движения и тождественного.
В учении Платона об ином существует очень важная особенность. Состоит оно в том, что, по Платону, все первые четыре рода сущего - и бытие, и покой, и движение, и тождественное - принадлежат или причастны роду иного. Так, движение есть иное. Оно иное не как движение, но лишь поскольку движение не есть покой, не есть бытие, не есть тождественное.9
По учению, развиваемому в «Пармениде», бытие, поскольку оно рассматривается само по себе, едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, бездейственно и не подлежит страданию. Напротив, то же самое бытие, поскольку оно рассматривается через свое иное, множественно, возникает, содержит в себе различия, изменчиво, подвижно и подлежит страданию. Поэтому, согласно полному определению своей сущности, бытие одновременно и едино и множественно, и вечно и переходящие, и неизменно и изменчиво, и покоится и не покоится, и движется и не движется, и действует и не действует, и страдает и не страдает. В каждой паре этих определений все вторые определения высказываются как определения иного. Но так как иное есть иное по отношению к бытию, или, другими словами, иное бытие, то все эти определения оказываются определениями также и самого бытия. Итак, бытие как по самой своей природе (онтологически), так и по своему понятию (гносиологически и логически) заключает в себе противоположные определения.
Учение это представляло
несомненное отступление от метафизики
неизменных и тождественных "идей".
Платоновская "диалектика" бытия
и небытия, единого и многого,
тождественного и иного, покоя и
движения как непосредственно, так
и через переработку
II. Актуальность учения в истории философии
2.1 Платон и античная философия
Влияние Платона проявилось не сразу, поскольку Греция не пошла тем путем, который предсказал Платон, а теория Платона не принималась даже в его собственной школе. Однако его время пришло достаточно быстро, еще до конца античности произошли серьезные изменения в мировоззрении: бренные вещи и чувства потеряли ценность по отношению к вечным и сверхчувственным идеям, внешнее - по отношению к внутреннему, и "человечество обратилось к платонизму". Последующие века античной философии, начиная с I в. до н. э., прошли под громадным влиянием идей Платона.10
Платон никогда не переставал
быть греком, т.е. человеком античной
культуры. Античная же культура, возникшая
на основе общинно-родовой и
Итак, философия Платона – это не только объективный идеализм, но еще и античный объективный идеализм.
2.2 Неоплатонизм
Идеи Платона оказали огромное влияние на европейскую мысль. Однако подлинные сочинения греческого философа вплоть до эпохи Возрождения были практически неизвестны: их содержание становилось доступным в изложении так называемых неоплатоников. Неоплатонизм был направлением позднеантичной философии (III-VI н. э.), которое систематизировало учение Платона и развило его мистические аспекты, соединив с религиозными традициями Востока. В то же время это учение составило философскую основу магии и оккультных наук. Уже Платон заимствовал определенные идеи из индийской мистическом философии. например миф о том, что судьба человека предопределена состоянием его души еще до рождения. В нем отражены индийские учения о переселении душ и воздаянии за земные дела (карме). Такие представления были с восторгом приняты неоплатониками. Платон учил о принципиальной противоположности между Единым, которое есть «высочайшее благо», и «неопределенной двойственностью». Материальный мир устроен как «золотая цепь», которая нисходит от Единого до его последнего отблеска в сфере вещественного. Сущности всех ее звеньев тесно взаимосвязаны. Задача человека -вновь подняться по этой цепи к вершине бытия.12
Благодаря особым усилиям душа человека способна возвратиться к тем сферам, из которых она проистекла. Поскольку в самых недрах своей сущности человек не утратил все высшие уровни бытия, включая первооснову, путь к окончательному возвращению остается для него открытым. Платон полагал, что познание Единого в форме озарения начинается со страстного духовного усилия. Эта огненная искра в душе, однажды вспыхнув, отныне питает себя самое, как писал философ в своем знаменитом седьмом письме (из сохранившихся двенадцати).
Целью неоплатоников были поиски Бога путем мистического самоуглубления. В трактате «О прекрасном» из книги «Эннеады» Плотин пишет: «...Вознесемся вновь к Благу, к которому стремится всякая душа... Достигает же его тот, кто восходит вверх, обращается к нему и снимает с себя одежды, которые мы надеваем, сходя вниз, подобно тому, как входящие в святая святых предварительно должны очиститься, снять одежды и войти обнаженными. И если кто узреет Благо, какой любовью он воспылает, какое испытает страстное томление, желая слиться с ним воедино, какое почувствует потрясение, смешанное с блаженством!»
Неоплатонизм радикально отличается от своего первообраза - философии Платона. Несколько веков послеплатоновской идейной эволюции не прошли даром. Тем не менее, ретроспективно он позволяет многое понять как в учении Платона, так и в философии его лучшего ученика, Аристотеля.
2.3 Отражение платонизма в средневековой христианской философии
Аврелий Августин (Блаженный) (354 – 430 гг.) - виднейший представитель патристики и один из основоположников христианской философии. Он был первым, кто определил единство мировоззрения западного Средневековья вплоть до XIII в. Аврелий прошел через увлечение скептицизмом, в 387 г. принял крещение. С 395 г он являлся епископом Гиппона и непререкаемым авторитетом в вопросах религии .
Августин заимствует идеи платонизма и неоплатонизма и отождествляет высшую идею Платона - идею Блага с Богом, который оказывается источником бытия и блага и который есть всесовершенная истина, добро, красота. Бог есть величайшее абсолютное бытие, неизменное, вечное, высшее благо. Божественная Троица – Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух - отождествляется с платоновскими идеей Блага, Умом-демиургом и Мировой душой. 13
В рамках теоцентризма Аврелий Августин рассматривал вопросы о бытии и космосе, о человеке, о соотношении человеческой свободы и Бога, о соотношении веры и разума, вопросы познания, времени, теодицеи.
Учение о бытии. По мнению Аврелия Бог создал мир из ничего (из небытия) и существование мира постоянно поддерживается Богом. Если бы его творческая сила иссякла, то мир сразу бы исчез. Ограниченный в пространстве и времени, которые также созданы Богом (т.е. до возникновения мира их не существовало), он является изменчивым бытием, что означает, что он есть нечто среднее между бытием и небытием. Любое изменение оказывается частичной смертью, признаком неполноты бытия. В изменяющемся бытии все принадлежит прошлому или будущему, т.е. актуальное отсутствует. Только бытие Бога актуально и, следовательно, вечно. 14
Мир есть только один и других
миров до создания нашего не было. Единство,
красота, гармония и порядок являются
неотъемлемыми, Богом данными свойствами
бытия. Сотворенный мир имеет
строгую иерархическую
2.4 Черты учения Платона в классической философии
В истории философии особым
образом выделяются фигуры Платона
и Гегеля: первого считают
Гегель в своих работах подчёркивает, что опирается на материал всей истории философии, однако сравнение показывает, что основные принципы построения своей диалектической логики он фактически берёт платоновские. Сделать это было не просто, так как Платон, с одной стороны, не был расположен к научному стилю изложения своих идей, а с другой - руководствовался указанными принципами в основном интуитивно, по крайней мере часто не делал чётких и однозначных формулировок. Понадобилось более двух тысячелетий, чтобы появился такой гениальный мыслитель как Гегель, который смог понять интуитивные установки Платона, конкретизировать их и связать в целостную систему - теорию понятия, или диалектическую логику. Его колебания в «Феноменологии духа» были только подходом к диалектическому субстанциализму. Критикуя «субъективный субъект-объект» Фихте, Гегель на место абсолютного Я поставил платоновскую идею, в этом эйдосе и реализовалось единство субъективности и объективности.15
История диалектической логики
начинается с истории становления
концепции субстанциальности
И Платон, и Гегель исследование диалектики начинали, ориентируясь больше на диалектику конкретных видов реальности, то есть диалектику видовую (диалоги на этические темы у Платона, диалектика «раба и господина» в «Феноменологии духа» Гегеля). Переход к диалектической логике родовой (развёртывание абстрактных, то есть невидоспецифических понятий диалектической логики), очевидно, да и несомненно, требовал процедуры абстрагирования и, естественно, она не могла иметь ничего общего с обобщающим абстрагированием в эмпиризме и реализуется подсознательно. Если Платон в своей глубокой интуитивности не объясняет такого перехода, то у Гегеля мы находим диалектику видородовых отношений. Тут вид и род равны по общности, или по своей всеобщности. Любое субстанциальное содержит в себе совпадающие по общности и род и вид (отношение составных частей его системы - вида (Единичного) и рода (Всеобщего) - разрешается через тождество). Образное представление тут совершенно бессильно, что и подчёркивал Гегель. И видимо неслучайно Платон, объясняя структуру развёртывающегося понятия, нередко использует термины род и вид как синонимы.
Информация о работе Платон и актуальность его учения в истории развития философии