Платон и актуальность его учения в истории развития философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 08:30, реферат

Краткое описание

Влияние платонизма прослеживается не только в аристотелевском учении и в новой Академии, но в доктрине неоплатоников, в философии «отцов церкви», в классической философии и в различных доктринах абсолютного идеализма философии начала ХХ века. Платонизм является философским основанием логицизма — крупного направления в современной философии и методологии математики, к которой принадлежали такие мыслители, как Фреге, Рассел и Уайтхед. Цель моей работы, дать краткие биографические сведения о философе, раскрыть тему «Платон и актуальность его учения в истории развития философии» - основные положения философской концепции и дать оценку актуальности учения Платона.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Ι.Платон…………………………………………………………...........................5
1.1. Краткие биографические сведения о философе..........................................5
1.2 Философские принципы платонизма………………………………… …...7
1.3 Диалектика Платона………………………………………………………...9
ΙΙ.Актуальность учения в истории философии……………………………….12
2.1 Платон и античная философия …………….................................................12
2.2 Неоплатонизм………………………………………………………………13
2.3Влияние платонизма на средневековую христианскую философию……15
2.4 Черты учения Платона в классической философии...................................16
2.5 Платонизм как основа логицизма ……………………………………….18
Заключение...............................................................................................................21
Список литературы....................................................................................23

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 61.36 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА  Философии и Социологии

 

Реферат по дисциплине

«Философия»

 

 

 

 

 

Платон  и актуальность его учения в истории развития философии

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр.

 

Проверил:

к.ф.н., доцент                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

Братск  2010

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

Ι.Платон…………………………………………………………...........................5

1.1. Краткие биографические сведения о философе..........................................5

1.2 Философские принципы платонизма………………………………… …...7

1.3 Диалектика Платона………………………………………………………...9

ΙΙ.Актуальность учения в истории философии……………………………….12

2.1 Платон и античная философия …………….................................................12

2.2 Неоплатонизм………………………………………………………………13

2.3Влияние платонизма  на средневековую христианскую  философию……15

2.4 Черты учения Платона в классической философии...................................16

2.5 Платонизм как  основа  логицизма ……………………………………….18

Заключение...............................................................................................................21

Список литературы....................................................................................23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Творчество Платона волнует  умы уже три тысячелетия: его  учение оказывалось современным  и содержательно значимым для  любой эпохи.

Влияние платонизма прослеживается не только в аристотелевском учении и в новой Академии, но в доктрине неоплатоников (Плотика, Прокла и др.), в философии «отцов церкви» (в особенности Августина), в классической философии (особенно в философии Канта и Гегеля) и в различных доктринах абсолютного идеализма философии начала ХХ века. Платонизм является философским основанием логицизма — крупного направления в современной философии и методологии математики, к которой принадлежали такие мыслители, как Фреге, Рассел и Уайтхед.

   Цель моей работы, дать краткие биографические сведения о философе, раскрыть тему «Платон и актуальность его учения в истории развития философии» - основные положения философской концепции и дать оценку актуальности учения Платона.

   При раскрытии  темы, необходимо ответить на  поставленные задачи, такие, как :

1) Философские принципы платонизма. Платон - первый в Европе последовательный     представитель    объективного идеализма, основатель   этой   философии. Объективный идеализм Платона    есть    учение    о   самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий.

2)Диалектика Платона. Диалектика – сердце платоновской философии. Все диалоги ведут к ней! Если пройти мимо диалектики, то Платона – не понять. Платон: “Диалектика– это карниз, венчающий все наше знание”.

3) Платон и античная философии. Бренные вещи и чувства потеряли ценность по отношению к вечным и сверхчувственным идеям, внешнее - по отношению к внутреннему, и "человечество обратилось к платонизму". Последующие века античной философии, начиная с I в. до н. э., прошли под громадным влиянием идей Платона.

4) Неоплатонизм. Идеи Платона оказали огромное влияние на европейскую мысль. Однако подлинные сочинения греческого философа вплоть до эпохи Возрождения были практически неизвестны: их содержание становилось доступным в изложении так называемых неоплатоников.

5) Влияние платонизма на средневековую христианскую философию. Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.

6) Черты учения Платона в классической философии. В истории философии особым образом выделяются фигуры Платона и Гегеля: первого считают основоположником диалектической логики, а второго – автором самого развёрнутого за всю историю философии и наиболее последовательного изложения этой логики. Ни неоплатоники, ни предшественники Гегеля в немецкой классической философии не могли так чётко определить предмет логики и диалектический метод.

7) Платонизм как  основа логицизма. В современном логическом и математическом мышлении определенной аналогией платоновского реализма является концепция логицизма, отстаиваемая главным образом Г. Фреге, отчасти Б. Расселом (в раннем периоде его развития), А.Н.Уайтхедом, отчасти к этой точке зрения приближаются некоторыми своими взглядами А. Черч и Р. Карнап.

Источниками информации для написания послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных данной тематике, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

 

 

I. Платон

1.1 Краткие биографические сведения о философе

Сведения о жизни Платона скудны, неполны и противоречивы. Платон родился в знатной и богатой семье на острове Эгина, неподалеку от Афин. Со стороны отца, Аристона, род Платона восходит к последнему царю Аттики Кодру, со сторона матери, Периктионы, - к семье родственников знаменитого законодателя Солона. Дом этот был воспет Анакреоном и другими греческими поэтами. Родственником матери Платона был также известный афинский политический деятель, впоследствии тиран, Критий.1

По-видимому, именно Критий ввел Платона в круг Сократа и его учеников. Философская деятельность Платона началась не очень рано. Есть предание, будто ей предшествовали занятия атлетикой и даже успешные выступления на истмийских состязаниях, а также опыты Платона в области художественной литературы, музыки и живописи. Впоследствии Платон, как верно заметил Теодор Гомперц, не то чтобы отрекся от них, но скорее поставил свои художественные склонности и дарования на службу философии. Еще до вступления в число учеников Сократа Платон учился  философии  у  Кратила ( последователь Гераклита).

С годом гибели Сократа (336) заканчивается первое пребывание философа в Афинах. Платону было в это  время двадцать восемь лет. Он покидает родину и возвращается в Афины  только через двенадцать лет. За это  время Платон побывал в Египте, Кирене, Южной Италии и Сицилии.

Впечатления и сведения, вынесенные из пребывания в Египте, сыграло важную роль в формировании научных и политических воззрений Платона. Хотя Египет испытал в 525г. до н.э. вторжение персов, социальный и политический строй государства не был поколеблен. По-видимому, особо сильным оказалось произведенное на Платона впечатление от бытовавших в Египте фиксированных форм разделения труда, а в области науки - от практиковавшихся там форм обучения арифметике. Наиболее длительным было пребывание Платона в Гелиополе, центре египетской религии.

Из Египта Платон прибыл на побережье африканской Кирены. Здесь он общался с видными греческими астраномом и сведущими в музыкальной акустике математиком Феодором, которого он впоследствии вывел как действующее лицо в трех своих диалогах.

Вслед за пребыванием в  Кирене последовал переезд Платона в Южную Италию, так называемую Великую Грецию. Здесь было много основанных греками городов. Большим успехом пользовалось учение пифагорейцев. Одной из задач Платона в его путешествии в Италию было ознакомление с этим учением, в особенности с результатами матемматических исследований учеников Пифагора. В это время центром деятельности пифагорейцев был Тарент. Крупнейшей умственной силой Тарента был тогда пифагореец Архит, государственный деятель, стратег и ученый: математик, физик, механик.

В 387 г. до н.э., в сороколетнем возрасте - в то самом, какой греки считали временем расцвета, или 'акмэ', человека, - Платон вернулся в Афины. По прибытии он основал школу, получившую название Академии. Вскоре вокруг Платона собрались ученики. Часть из них пришла в Академмию для изучения наук, и прежде всего математики. Уже для принятия в школу требовались определенные математические знания. Школа Платона - эпоха в истории античной математики.2

Остаток своей долгой жизни  Платон провел в Афинах. Попытка  вмешаться в ход политических событий и перестроить общество принесла ему горькое разочарование. В последнем своем крупном произведении - 'Законах' - Платон отказывается от ряда ригористических черт своей первоначальной системой воспитания и политической системы.

Набросанные нами выше факты  из жизни Платона достаточно рисуют его личную жизненную неудачу, которую  не будет преувеличением назвать  трагической. Но, давая этот краткий обзор творческого и жизненного пути Платона, необходимо сказать, что помимо общественно-политической и одновременно личной для Платона трагедии погибающего полиса он переживал еще одну трагедию, в которой сам едва ли отдавал себе отчет, но которая тоже заставляла его чувствовать отчаяние и полное бессилие в итоге своего беспокойного жизненного пути. Это была трагедия всякого идеализма вообще, плохо понимающего невозможность преобразования жизни при помощи одних только идей.3

1.2 Философские  принципы платонизма

Вопрос о тысячелетней значимости Платона   возникает у каждого,   кто  соприкоснулся  с его мировоззрением и с художественным стилем его произведений. Платон - первый в Европе последовательный     представитель    объективного идеализма, основатель   этой   философии. Объективный идеализм Платона    есть    учение    о   самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий. Платон является   первым   в    Европе    философом, заложившим основы  объективного идеализма и разработавшим его в целостном виде. 4

Мир по  Платону  и  не  телесный  космос, лишенный индивидуальности, и  не  отдельные   материальные   вещи, наполняющие Вселенную.  Прекрасный,  материальный космос, собравший множество  единичностей  в  одно   нераздельное целое, живет   и   дышит,    весь  наполнен  бесконечными  физическими силами,  но  зато  он  управляется  законами, находящимися вне его,  за его пределами.  Это самые общие закономерности, по  которым  живет  и  развивается   весь космос. Они   составляют   особый  надкосмический  мир и называются у Платона миром идей.   Увидеть  их  можно  не физическим зрением, а умственным, мысленно. Идеи, управляющие   Вселенной,     первичны.     Они определяют жизнь  материального мира.  Мир идей находится вне времени,  он не  живет,   а  пребывает,   покоится  в вечности. И  самая  высшая  идея  идей  - это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте. Платоновский идеализм     потому     и    называется объективным, что   он   признаёт   существование   вполне реального, независимого  от  сознания  человека,  то есть объективного идеального бытия.5

Основные философские  принципы платонизма:

1. Идея вещи есть смысл  вещи.

2. Идея  вещи  есть  такая   цельность всех отдельных частей и проявлений вещи,   которая  уже  не  делится  на отдельные части   данной  вещи  и  представляет  собою  в сравнении с ними уже новое качество.

3. Идея   вещи  есть  та  общность  составляющих  её особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи.

4. Идея вещи невещественна.

5. Идея  вещи  обладает  своим  собственным и вполне самостоятельным существованием,  она  тоже  есть  особого рода идеальная  вещь,   или  субстанция,  которая в своем полном и совершенном виде существует только на  небе  или выше неба.6

Однако, сильной  стороной  философии  Платона,   его положительным вкладом в  историю  философии  менее  всего является его   объективный  идеализм  как  мировоззрение.

Общее не   остается   у   Платона   лишь   противостоящим единичному, оно   осмысляет всякую единичность и трактует как принцип   единичного,   как  закон  проявления  этого единичного, как модель его построения. Платон создал   теорию   общего   как   закона   для единичного, теорию  необходимых  и вечных закономерностей природы и общества,   противостоящую их   фактическому смешению и слепой   нерасчленённости, противостоящую всякому донаучному пониманию.  Именно эта сторона  учения Платона об  идеях  в  значительной  мере  обусловила  его тысячелетнюю значимость в истории человеческой мысли.

1.3 Диалектика  Платона

Диалектика – сердце платоновской философии. Все диалоги ведут 
к ней! Если пройти мимо диалектики, то Платона – не понять. Платон: “Диалектика– это карниз, венчающий все наше знание”. Диалектика – это то, ради  чего он создает мифы, и шаг за шагом очищает мнения от неистинного в них.

Для Платона диалектика - это не логика только, хотя в ней есть и логический (и даже формально-логический) аспект; это не учение о методе только, хотя в ней есть и аспект метода. Диалектика Платона прежде всего учение о бытии. Идеализм Платона, так же как и его теория познания и диалектика, имеет явно выраженный антологический характер. 7

В чрезвычайно важных диалогах: в «Софисте», «Пермениде», а так же в некоторых других - Платон отступает от метафизической характеристики 'идей'. В этих диалогах он стремится доказать, что высшее роды всего сущего: бытие, движение, покой, тождество и изменение - могут мыслиться только таким образом, что каждый из них и есть и не есть, и равен и не равен самуму себе.

Информация о работе Платон и актуальность его учения в истории развития философии