Перспективы развития цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Различные проблемы в той или иной мере сопутствовали процессу становления и развития цивилизации. И раньше вставали как перед всем человечеством, так и на местном уровне продовольственная и энерго-сырьевая проблемы, случались экологические катастрофы, во все времена люди страдали от войн и конфликтов. Масштабность и острота проблем, которые были раньше, не могут идти ни в какое сравнение с явлениями и процессами, характерными для конца 20 – начала 21 вв.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ 6

1.1. Понятие и классификация глобальных проблем 6

1.2. Характеристика основных глобальных проблем современности 12

1.3. Причины возникновения глобальных проблем 15

2. ПУТИ РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ 19

2.1. Роль философии в решении мировых проблем 19

2.2. Международное сотрудничество в решении глобальных проблем 22

2.3. Основные направления в решении глобальных проблем 24

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ 27

3.1. Связь глобальных проблем и развития цивилизации 27

3.2. Концепция устойчивого развития цивилизации 30

3.3. Перспективы устойчивого развития цивилизации 33

3.4. Республика Беларусь на пути к устойчивому развитию 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 99.85 Кб (Скачать)

  Широко  обсуждается выработанная мировым  научным философским сообществом концепция устойчивого развития, опирающаяся на те ориентиры общественного развития, при которых поддерживался бы устойчивый баланс во взаимоотношениях общества с природой не только в отдельных регионах, но и на всей планете. Глобальные проблемы требуют соблюдения определенных нравственных норм, позволяющих соотнести все возрастающие потребности человека с возможностями планеты их удовлетворить.

  Многие  исследователи связывают преодоление  глобальных проблем со сменой идейных  установок, преодоление старой модели развития стран с формированием  и укреплением в массовом сознании новой этики, с гуманизацией культуры, с новым гуманизмом. Отсюда – проблема ценностей, поиск новых ценностных приоритетов в сознании людей. В центр политики государств должны быть поставлены интересы человека и человечества в целом.

  Ряд ученых справедливо считают, что  необходим переход всего земного  сообщества от тупикового техногенно-потребительского к новому – духовно-экологическому, или ноосферному типу цивилизационного существования (тип цивилизационнго существования, при котором научно-технический прогресс, производство материальных товаров и услуг, политические и финансово-экономические интересы являются не целью, а средством гармонизации отношений между обществом и природой, подспорьем для утверждения высших идеалов человеческого существования: бесконечного познания, всестороннего творческого развития и нравственного совершенствования).

  Судьбы  мира зависят в конечном итоге  от вопросов духовного порядка. Без  соответствующих человеческих качеств, без глобальной ответственности  каждого человека невозможно решение  ни одной из глобальных проблем. Главным богатством всех стран должны стать не накопленное материально-техническое богатство и не финансовое благополучие, а сохраненные ресурсы природы и культурно-образовательный уровень людей, живущих в гармонии с этой природой. Вполне вероятно, что формирование нового – информационного – мирового сообщества, имеющего гуманные цели, станет той магистралью развития человечества, которая приведет его к решению и устранению главных глобальных проблем.[14]

  Главная предпосылка успешного решения  глобальных проблем – рассмотрение их во взаимосвязанной целостности, тесном переплетении экономических, политических, социальных, культурных, технологических, экологических, психологических и других процессов.

  Вместе  с тем необходимо учитывать, что, несмотря на международный резонанс, глобальные проблемы воспринимаются в разных странах мира дифференцированно, сквозь призму национальных интересов и индивидуальных взглядов политических лидеров и сообществ.

  Предпосылки решения глобальных проблем:

  – парадигмальный прорыв в общественном сознании, новые концептуальные подходы к пониманию перспектив развития человечества;

  – переосмысление сути экономической безопасности государств, реализующих разные модели демократического общества;

  – достижение консенсуса по вопросам, касающимся важнейших контуров нового общественного порядка в XXI в.;

  – синтез, взаимообогащение и дополнение оценок, стратегий и программ развития мирового сообщества, обоснованных разными странами, научными школами и т. п.;

  – пересмотр и перестройка системы международных отношений на началах общечеловеческих ценностей, приоритетности развития творческого потенциала человеческой личности;

  – формирование нового миропорядка, создание единого механизма регулирования на глобальном уровне, международных процедур и механизмов, отвечающих нуждам обеспечения достойного будущего человечества;

  – объединение усилий и ресурсов человечества на основе осознания важности и неотложности решения глобальных проблем, единства интересов и общей ответственности перед будущими поколениями.[1]

 

 

  

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ

3.1. Связь глобальных проблем и развития цивилизации

 

  За  последние десятилетия в результате стремительного роста научно-технических  достижений в развитии производительных сил общества произошло больше изменений, чем на протяжении многих предшествующих столетий. Техника, экономика, наземный и морской транспорт колоссально увеличили мобильность и преобразующие возможности человека. В таких же масштабах возросла мировая торговля и взаимозависимость мировой экономики. На земле не осталось не только не изведанных человеком мест, но практически нет уже и чистых территорий, естественное состояние которых не было бы прямо или косвенно подвержено влиянию человеческой деятельности. В итоге вся планета стала одной системой, единым целым и возникшие проблемы оказались общими для всех людей, т.е. глобальными.

  Глобальные  проблемы современности представляют собой единую, динамичную, постоянно изменяющую свое состояние во времени систему, которая является открытой, так как в нее могут входить вновь возникающие проблемы, а прежние – по мере их решения исчезать.

  Под угрозой находится не только окружающий мир, но и наш организм, человеческая телесность. Повсеместно фиксируется  резкое ослабление иммунитета человека под воздействием таких факторов, как радиация, ультразвук, электромагнитное поле, а также многочисленных стрессов. Человечеству угрожает опасность разрушения как вида, вследствие накопления генных нарушений, патологий и заболеваемости людей.

  Будущее человечества всегда было значительной мировоззренческой и методологической проблемой, а социальный прогноз всегда выступал как мысленная модель предстоящего развития, то есть как философское осмысление будущего.

  В современной науке выделяется особая дисциплина – футурология. Футурология – в широком смысле – совокупность представлений о будущем человечества, в узком – область насущных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов. Термин «футурология» был введен «для обозначения философии будущего» в 1943 году немецким ученым О. Флехтхеймом. С 60-х годов этот термин стал употребляться на Западе как история будущего или «наука о будущем». В 1968 году была создана международная организация, получившая название Римский клуб, основными направлениями работы которой являются стимулирование исследований глобальных проблем, формирование мирового общественного мнения и диалог с руководителями.[7]

  Существует несколько прогнозов:

  1). Депопуляция. Ряд экспертов высказывался об оптимальной численности населения Земли в пределах: от 1,0 млрд. до 500 млн. человек с учетом «бесконечного обеспечения ресурсами». Уже объявлено, что к 2030 году цивилизация землян столкнется с непреодолимым ресурсно-экологическим кризисом. Следовательно, по логике «депопуляторов», решительные действия надо предпринимать «уже вчера». Такой сценарий подразумевает установление жесткого тоталитарного контроля над населением Земли. Просматривается и идеал: построение пирамидального общества с кучкой самозванцев во главе. Модели такого общества хорошо видны на примере тоталитарных сект. В чем ошибается мировая элита, так это в управляемости депопуляции. Процесс неизбежно приобретет неуправляемый характер. Мир слишком сложен и противоречив. В результате хаотизации искомый оптимум (500 млн.) не состоится и высока вероятность, что численность населения Земли остановится на нуле. Произойдет полный коллапс цивилизации землян. Если и останется жалкая горстка уцелевших, то на них повиснет такой груз ответственности за небывалый геноцид, что это приведет к полному разрыву с веками устанавливавшейся моралью и гуманистическими традициями. Это будет общество нелюдей. Общество деградантов будет влачить долгое жалкое прозябание в замкнутом земном мирке, пока какой-нибудь шальной астероид не покончит с беззащитными вырожденцами.

  2). Замещение. Следующей моделью  является модель, связанная с развитием кибернетики и созданием искусственного интеллекта. Некоторые мыслители не видят перспектив для существования биологической ипостаси homo sapiens за пределами XXI века. Человек разумный должен проживать свою биологическую часть жизни (этап «бабочки»), а затем, после исчерпания ресурса, уходить на киберноситель (этап «куколки»). Сотни личностей, перешедших на киберстадию, должны стать связующим звеном между человеческим разумом и кибернетическим. Ситуация для биологического человека, в таком случае, не столь безнадежна. В этом варианте, возможно коституирование обязательного прохождения этапа «бабочки» для получения статуса полноценной личности в кибериерархии. В таком случае удастся избежать мрачной перспективы полного замещения биологического человека на его кибернаследника. В пользу замещающего варианта рассматриваемой модели играет фундаментальная ограниченность ресурсов жизнеобеспечения людей в масштабе планеты Земля. Отсюда вывод: для продления бытия биологической ипостаси человечества необходима соответствующая ресурсная база.

  3). Пространственная экспансия. Для  полноценного развития «бабочек» (биологического этапа жизни индивидуума) и предназначена пространственная экспансия (колонизация космоса). Ресурсное обеспечение для такой модели (с учетом перспективных технологий) вполне достаточно для многих и многих тысяч поколений. При этом глобальные угрозы существованию человечеству снимаются или отодвигаются на отдаленную перспективу. А существуют ли на самом деле такие технологии? Да, уже многие существуют. Можно, например, обратить внимание на запатентованные в России изобретения: № 2125303 «Способ осуществления инерционного термоядерного синтеза и преобразования полученной энергии»; № 2134650 «Магнитоплазменный способ вывода полезных грузов на геостационарную орбиту» и многие другие прорывные изобретения и разработки позволяющие перевести проблему пространственной экспансии в практическую плоскость.[5]

  Угроза  кризиса цивилизации, вызванная  глобальными проблемами – не только в системе международных отношений во всех ее параметрах, но и в региональных военных конфликтах, в хронической обездоленности двух третей человечества. Глобальная угроза – в воспроизводстве самого человека. Как урбанизация, технизация и другие аспекты современной цивилизации отразятся на самом человеке, его биологии и генетике, психофизиологических качествах – это вопросы фундаментальной важности, приобретшие глобальный характер.

3.2. Концепция устойчивого развития цивилизации

 

  В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), на которой было принято историческое решение об изменении курса развития всего мирового сообщества. Такое беспрецедентное решение глав правительств и лидеров 179 стран, собравшихся на ЮНСЕД, было обусловлено стремительно ухудшающейся глобальной экологической ситуацией и прогнозируемой на основе анализа ее динамики глобальной катастрофой, которая может разразиться уже в XXI в. и привести к гибели всего живого на планете.

  ЮНСЕД продемонстрировала осознание пагубности традиционного пути развития, который  был охарактеризован как неустойчивое развитие, чреватое кризисами, катастрофами, омницидом (гибелью всего живого). Переход на новую модель (стратегию) развития, получившую название модели устойчивого развития, представляется естественной реакцией мирового сообщества, стремящегося к своему выживанию и дальнейшему развитию.

  Человечество  столкнулось со все обостряющимися противоречиями между своими растущими потребностями и неспособностью биосферы обеспечить их, не разрушаясь. В результате социально-экономическое развитие приняло характер ускоренного движения к глобальной экокатастрофе, при этом ставится под угрозу не только удовлетворение жизненно важных потребностей и интересов будущих поколений людей, но и сама возможность их существования. Возникла идея разрешить это противоречие на пути перехода к такому цивилизационному развитию, которое не разрушает своей природной основы, гарантируя человечеству возможность выживания и дальнейшего непрекращающегося, т.е. управляемого и устойчивого, развития.

  Идеи  устойчивого развития отвечают объективному требованию времени и могут решающим образом повлиять на будущее стран, сыграть важную роль в определении государственных приоритетов, стратегии социально-экономического развития и перспектив дальнейшего реформирования. Новая стратегия развития цивилизации уже определила позицию мирового сообщества – объединить усилия во имя выживания человечества и непрерывного развития и сохранения биосферы.

  Понятие устойчивого развития должно определяться через два основных признака такого развития – антропоцентрический и биосфероцентрический. Под антропоцентрическим признаком в широком смысле понимается выживание человечества (страны) и способность (возможность) его дальнейшего непрекращающегося (устойчивого), непрерывно долгого развития, чтобы наши потомки имели не меньшие возможности, по сравнению с настоящим поколением, удовлетворения своих потребностей в природных условиях и экологических условиях Земли и космоса (принцип равенства возможностей поколений в плане удовлетворения своих потребностей). Биосфероцентрический (в общем случае – экологический) признак понятия связан с сохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, необходимого условия ее устойчивости и естественной эволюции, так чтобы дальнейшее развитие человечества не происходило в экофобной форме.

Информация о работе Перспективы развития цивилизации