Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:31, контрольная работа
Огромное влияние на русскую религиозную мысль 16 вв. оказал исихазм. В афонском исихазме (прежде всего у Григория Паламы) опыт мистическо-нравственной аскезы соединяется с опытом обоснования православной онтологии (в учении о различии божественной сущности и божественных "энергий", самовыявлений, творчески действующих в тварном мире).
1.Введение.
Огромное влияние на русскую религиозную мысль 16 вв. оказал исихазм. В афонском исихазме (прежде всего у Григория Паламы) опыт мистическо-нравственной аскезы соединяется с опытом обоснования православной онтологии (в учении о различии божественной сущности и божественных "энергий", самовыявлений, творчески действующих в тварном мире). Очень рано на Руси стала известна раннехристианская аскетическая литература, ставшая основой исихазма 14 в. Труды же Григория Синаита и Григория Паламы пользовались большим авторитетом в Московской Руси. В 16 вв. традиция исихазма проявилась в воззрениях заволжских старцев-нестяжателей в их полемике с иосифлянами.
2.Стяжатели и не стяжатели.
Противоборствующие религиозно-политические
тенденции в России конца XV - начала XVI
вв. Нестяжатели требовали отказа Церкви
от «стяжания» как противоречащего Евангелию
и авторитету Церкви. Нестяжател- Нил Сорский
(1433-1508). Нестяжателей поддерживал и приехавший
из Греции в 1518 для перевода и исправления
церковных книг Максим Грек. После осуждения
нестяжателей он был обвинен в ереси. В
«Монастырском уставе» Нил Сорский говорил,
что приобретение собственности несовместимо
с монашеством. Его воспитанник Вассиан
Косой выступал за конфискацию церковных
земель и передачу их людям. Нестяжатели
были представителями созерцательного
монашества и считали Писание (Библию)
важнее Предания. Нестяжатели лучше относились
к еретикам, нежели стяжатели. Стяжатели
во главе с Иосифом (отсюда название стяжателей
- Осифляне) отстаивали принцип неприкосновенности
церковно-монастырских земель, думали,
что обрядовое благочестие и Предание
в Церкви должны быть на первом месте,
говорили божественное происхождение
княжеской власти и ее приоритет в государственных
и церковных делах, что и обеспечило победу
стяжателей. Собор 1503 осудил нестяжателей
и выступил за сохранение церковной земельной
собственности при подчинении самой Церкви
московским князьям. Однако лишь на соборе
1531 г. Стяжатели убедили Ивана III отказаться
от поддержки нестяжателей. как противников
усиления государственной власти. нестяжатели
потерпели окончательное фиаско. В дальнейшем
стяжатели-осифляне жестоко преследовали
нестяжателей, активно содействовали
учреждению опричнины. Канонизация Иосифа
Волоцкого явилась признанием его роли
в государственном строительстве, народное
же почитение канонизировало Нила Сорского
за строительство духа.
3. Максим Грек
Судьба распорядилась так, что в религиозные русские споры 16 в. оказался вовлечен греческий мыслитель Максим Грек, до принятия пострига Михаил Триволис (ок. 1470-1556). Ему, прибывшему в Москву в качестве переводчика с греческого, предстояло, многое претерпев, стать одной из самых поразительныйх фигур в истории русской религиозно-философской мысли. Максим Грек высоко оценивал значение философии: "Философия без умаления есть вещь весьма почитаемая и поистине божественная". Вслед за Отцами Церкви он разделял философию "внутреннюю" ("священную") и "внешнюю" ("светскую"). Последняя может быть как полезна, так и вредна в зависимости от того, определяется ли она подлинной, "горнейшей премудростью".
Максим Грек традиционно выделял в человеке три начала: плотское, душевное и духовное. Ум - "кормчий души", и он должен играть главенствующую роль по отношению к душе и телу. Но ум сам нуждается в просвещении, которое неотделимо от нравственного совершенствования. Нравственные усилия позволяют "мысль от плоти обуздати". Такой результат, по Греку, связан не только с моральным, но и с познавательным опытом: чтобы постичь истину, надо жить в ней. Необходимо просвещение не только ума, но и сердца. Если сердце "суетно", то никакое постижение истины (а следовательно, и спасение) невозможно. Сердце в данном случае - традиционный символ цельности духовной жизни.
У Максима Грека, как это принято в христианской
традиции, достичь чистоты сердца и ума
позволяет любовь, которая "превыше
всего", - любовь к Богу и ближнему. Влияние
исихазма заметно в отношении Максима
к "молчанию" как состоянию духовной
сосредоточенности, позволяющей отойти
от суетности и приблизиться к истине.
В истории философии он высоко ценил Сократа,
Платона ("внешних философов верховного")
и Аристотеля (хотя и критиковал учение
последнего, видя в нем идейный источник
католической схоластики), из христианских
мыслителей выделял Августина и Иоанна
Дамаскина. В своих воззрениях на государственную
власть Максим Грек был сторонником гармонического
единства (" богоизбранного супружества")
власти светской и духовной. Его идеал
- просвещенный властитель, осознающий
свою ответственность перед Богом и народом,
признающий религиозно-нравственный авторитет
Церкви.
4.Церковный раскол.
В начале XVII в. - «бунташного века» - после Смуты, в феврале 1613 г., на престоле Русского государства занял Михаил Федорович Романов, положивший начало 300-летнему правлению дома Романовых. В 1645 г. Михаилу Федоровичу наследовал его сын, Алексей Михайлович, получивший в истории прозвище «Тишайшего».
К середине XVII в. восстановление разрушенного Смутой хозяйства привело к положительным результатам (хотя шло медленными темпами) – постепенно оживляется внутреннее производство, возникают первые мануфактуры, происходит увеличение роста внешнеторгового оборота. Вместе с тем происходит укрепление государственной власти, самодержавия, законодательно оформляется крепостное право, вызвавшее сильное недовольство крестьянства и ставшее в будущем причиной многих волнений. Достаточно назвать самый крупный взрыв народного недовольства – восстание Степана Разина в 1670-1671 гг.
Внешнюю политику правители Руси при Михаиле Федоровиче и его отце Филарете вели осторожную, что и неудивительно – последствия Смуты давали знать о себе. Так, в 1634 г. Россия прекратила войну за возвращение Смоленска, в Тридцатилетней войне (1618-1648), разразившейся в Европе, участия практически никакого не принимали.
Ярким и поистине историческим событием в 50-е гг. XVII в., во время правления Алексея Михайловича, сына и преемника Михаила Федоровича, стало присоединение к России Левобережной Украины, боровшейся во главе с Б. Хмельницким против Речи Посполитой. В 1653 г. Земский собор принял решение о принятии Украины под свое покровительство, а 8 января 1654 г. Украинская Рада в Переяславе одобрила это решение и принесла присягу на верность царю.
В перспективе Алексей Михайлович видел объединение православных народов Восточной Европы и Балкан. Но, как говорилось выше, на Украине крестились тремя перстами, в Московском государстве – двумя. Следовательно, царь стоял перед проблемой идеологического плана – навязать всему православному миру (который давно уже принял нововведения греков) собственные обряды либо подчиниться господствовавшему троеперстному знамению. Царь и Никон пошли вторым путем.
В
результате первопричиной
В результате, «церковные» причины реформы (приведение в единообразие отправление религиозного культа) занимали второстепенное положение.
Причины реформы имели, несомненно, объективный характер. Процесс централизации Русского государства – как один из централизаторских процессов в Истории – неизбежно требовал выработки единой идеологии, способной сплотить вокруг центра широкие массы населения.
Религиозные
предтечи церковной реформы
Реформы Никона начались не на пустом месте. Во времена эпохи феодальной раздробленности политическое единство русских земель было утрачено, в то время как церковь осталась последней общерусской организацией, и стремилась смягчить анархию внутри распадающегося государства. Политическая раздробленность привела к распаду единой церковной организации, и в различных землях развитие религиозной мысли и обрядов пошло собственным путем.
Большие
проблемы в Русском
В начале XVI в. о необходимости исправления книг заговорили не только духовные власти, но и светские. В качестве авторитетного переводчика выбрали Максима Грека (в миру – Михаил Триволис), ученого монаха из Афонского монастыря, который прибыл на Русь в 1518 г.
Ознакомившись с русскими православными книгами, Максим сказал, что их необходимо привести в единообразие, исправив коренным образом по греческим и древнеславянским оригиналам. В противном случае православие на Руси можно даже не считать таковым. Так, об Иисусе Христе говорилось: «два Мене [меня] познайте». Или: о Боге-Отце говорилось, что Он «собезматерен Сыну».
Максим
Грек приступил к громадной
работе, выступая в качестве
Подобным
отношением к православным
Однако
проблема с пересмотром книг
осталась по-прежнему
Митрополит
Макарий, возглавляя ранее
На Стоглавом соборе верх одержали сторонники старины, и под страхом проклятия Стоглав запретил «трегубую [т.е. произносимая троекратно] аллилуйю» и троеперстное знамение, признал преступлением против догматов веры бритье бороды, усов. Если бы Макарий столь же яростно принялся вводить троеперстное знамение, как это сделает позднее Никон, раскол наверняка произошел бы раньше.
Однако
собор принял решение о
Хотя Макарий проявил достаточную долю равнодушия к внешней стороне обрядности, проблема осталась. Греки, жившие в Москве, монахи из Киевской духовной академии придерживались мнения о приведении обрядов, совершаемых в церквях Русского государства, к «единому знаменателю». Московские «хранители старины» ответствовали, что греков и киевлян нельзя слушать, поскольку-де они под магометанским игом живут и учатся «по латинам», а «кто по латыни научился, тот с правого пути совратился».
Информация о работе Отражение русской души в трудах философов 16 века