Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:04, контрольная работа
В основании любой научной теории всегда лежат исходные положения, принципы, которые представляют собой теоретическую основу ее логической системы, объединяют все элементы последней и раскрывают самое существенное и общее в ее содержании. Научные теории опираются на различные принципы, что объясняется как качественными особенностями описываемых ими объектов, так и выбором способов их построения.
Возможность является более 
бедным и абстрактным понятием, а 
действительность более богатым 
и конкретным. Действительность в 
самом широком смысле — это 
весь объективно существующий мир, объективная 
реальность, бытие материи вообще, 
вся материальная действительность. 
В плане гносеологии 
Единичное, особенное и всеобщее
Единичное — определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к миру в целом по их качественной определенности; предел количественного деления данного качества. Е. есть определенность качества внутри него самого, т. е. его однородность с вещами того же качества, служащая объективным основанием для его количественного математического выражения. С этим связана проблема единицы как основания счета. Е. есть диалектическая противоположность всеобщего. В своей изолированности Е. — такая же пустая абстракция, как и общее без Е. “... Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему... Всякое отдельное неполно входит в общее и т. д. Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными (вещами, явлениями, процессами) и т. д.” (В.И. Ленин, ПСС, изд. 4-е, т. 38, с. 359).
Диалектика устанавливает, 
что Е. всегда есть продукт процессов, 
протекающих по всеобщим закономерностям. 
Появление, изменение и исчезновение 
Е. всегда имеют место внутри определенных 
всеобщих условий, внутри сложнейшего 
взаимодействия массы других Е., т. е. 
внутри действительности, управляемой 
конкретно-всеобщими законами. В 
развивающейся действительности постоянно 
осуществляется переход, превращение 
Е. во всеобщее и особенное, и обратно. 
Действие всеобщей закономерности выражается 
в Е. и через Е., а всякая новая 
всеобщая форма (закономерность) всегда 
вначале выступает в 
Особенное - категория, выражающая 
реальный предмет как целое в 
единстве и соотнесении его 
Категория всеобщего - есть отражение реально всеобщего, т. е. объективного единства многообразных явлений природы и общества, в сознании человека. Объективно В. отражается в мышлении в форме системы понятий, определений. Абстрактно В., выделенное путем сравнения из массы единичных и особенных явлений, играет в познании важную, но ограниченную роль. Само по себе абстрактно В. не в состоянии выразить подлинную всеобщность, т. к. В. существует вне сознания не как простое подобие, не как абстрактное тождество явлений, а как живая конкретная связь различных и противоположных друг другу вещей, явлений, процессов, как закон, необходимость, включающая в свой состав случайность, противоречие формы и содержания и т. д. “Форма всеобщности в природе- это закон... Форма всеобщности есть форма внутренней завершенности и тем самым бесконечности; она есть соединение многих конечных вещей в бесконечное” (Ф.Энгельс “Диалектика природы”, М., 1955, стр. 186-185). В., т. о., существует в действительности через особенное, единичное, различное и противоположное, через переход, превращение противоположностей друг в друга, т. е. как конкретное тождество, единство противоположностей и различий, а не как “абстракт, присущий отдельному индивиду” (Маркс К. и Энгельс Ф., ПСС, 2-е изд., т. 3, с 3).
Заключение
Диалектическое мышление как реальный познавательно-творческий процесс возникло вместе с человеком и обществом. Мера диалектичности человеческого мышления определяется уровнем развития общественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия, адекватное отражение которого является необходимым условием разумной ориентации человека в мире и преобразования его в интересах людей.