Основные принципы и законы диалектики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:04, контрольная работа

Краткое описание

В основании любой научной теории всегда лежат исходные положения, принципы, которые представляют собой теоретическую основу ее логической системы, объединяют все элементы последней и раскрывают самое существенное и общее в ее содержании. Научные теории опираются на различные принципы, что объясняется как качественными особенностями описываемых ими объектов, так и выбором способов их построения.

Файлы: 1 файл

Основные принципы и законы диалектики.docx

— 39.52 Кб (Скачать)

 

Возможность является более  бедным и абстрактным понятием, а  действительность более богатым  и конкретным. Действительность в  самом широком смысле — это  весь объективно существующий мир, объективная  реальность, бытие материи вообще, вся материальная действительность. В плане гносеологии действительность в этом смысле противопоставляется  сознанию, хотя сознание само является частью действительности, ее высшим продуктом, и за пределами гносеологии это  противопоставление является не абсолютным, но лишь относительным. В более узком  смысле можно говорить о социальной действительности и общественном сознании. Действительность как материальный мир представляет собой бесконечную  в пространстве и времени движущуюся материю и состоит из бесконечного множества отдельных объектов (предметов, явлений, процессов), которые возникают, существуют и исчезают, превращаясь в нечто другое по сравнению с тем, чем они были. При этом каждый новый предмет возникает не внезапно и беспричинно, а как результат превращения некоторого другого предмета, в котором он первоначально существовал лишь как тенденция развития, как возможность, прежде чем он стал действительностью. Т. о., действительность в собственном смысле есть ступень развития каждого отдельного предмета; она представляет собой как бы часть, момент действительности в самом широком смысле и противопоставляется возможности. Действительность растения — это само растение, существующее в материальном мире как часть, как предмет этого мира; и если в плане гносеологии растение противостоит своему понятию как предмет действительности его отражению в сознании человека, то в самой действительности оно противостоит заключенной в зерне тенденции как результат — исходному пункту развития, как действительность — возможности.

 

Единичное, особенное и  всеобщее

 

Единичное — определенное, ограниченное в пространстве и времени  тело, вещь, система вещей данного  качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к  миру в целом по их качественной определенности; предел количественного  деления данного качества. Е. есть определенность качества внутри него самого, т. е. его однородность с вещами того же качества, служащая объективным  основанием для его количественного  математического выражения. С этим связана проблема единицы как  основания счета. Е. есть диалектическая противоположность всеобщего. В  своей изолированности Е. — такая  же пустая абстракция, как и общее  без Е. “... Отдельное не существует иначе как в той связи, которая  ведет к общему... Всякое отдельное  неполно входит в общее и т. д. Всякое отдельное тысячами переходов  связано с другого рода отдельными (вещами, явлениями, процессами) и т. д.” (В.И. Ленин, ПСС, изд. 4-е, т. 38, с. 359).

 

Диалектика устанавливает, что Е. всегда есть продукт процессов, протекающих по всеобщим закономерностям. Появление, изменение и исчезновение Е. всегда имеют место внутри определенных всеобщих условий, внутри сложнейшего  взаимодействия массы других Е., т. е. внутри действительности, управляемой  конкретно-всеобщими законами. В  развивающейся действительности постоянно  осуществляется переход, превращение  Е. во всеобщее и особенное, и обратно. Действие всеобщей закономерности выражается в Е. и через Е., а всякая новая  всеобщая форма (закономерность) всегда вначале выступает в действительности в виде единичного исключения из всеобщего  правила (будь то рождение нового биологического вида, новой формы общественных отношений  и т. д.). Никакая реальная система  явлений не может развиваться, не выделяя из своего состава новых  и новых единичных формообразований, вносящих в нее новые различия, изменяющих ее общий облик Е., т. о., реализует многообразие в единстве и является необходимой формой развития действительности. При этом сохраняются  и воспроизводятся развитием, получая  всеобщее значение, лишь такие единичные  “исключения”, которые соответствуют  общей тенденции развития, требованиям, заложенным во всей совокупности условий, и реализуют эти требования своей  особенностью, своим отличием от других Е. Через единичные, случайные отклонения, прокладывает себе дорогу общая необходимость, закономерность.

 

Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в  единстве и соотнесении его противоположных  моментов — единичного и всеобщего. Обычно О. рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между  единичным и всеобщим. Напр., понятие “русский” выступает как общее по отношению к каждому русскому человеку и как О. по отношению к понятию “славянин”. Последнее выступает как общее по отношению к понятию “русский” и как О. по отношению к понятию “человек”. При более глубоком рассмотрении О. выступает не просто как промежуточное звено между единичным и всеобщим, а прежде всего как объединяющее их начало в рамках целого. В процессе познания противоположности общего и единичного снимаются, преодолеваются в категории О., которая выражает общее в его реальном, единичном воплощении, а единичное — в его единстве с общим. О. выступает как реализованное общее. Категория О.— важный момент движения познания в глубь объекта.

 

Категория всеобщего -  есть отражение реально всеобщего, т. е. объективного единства многообразных  явлений природы и общества, в  сознании человека. Объективно В. отражается в мышлении в форме системы  понятий, определений. Абстрактно В., выделенное путем сравнения из массы единичных  и особенных явлений, играет в  познании важную, но ограниченную роль. Само по себе абстрактно В. не в состоянии  выразить подлинную всеобщность, т. к. В. существует вне сознания не как  простое подобие, не как абстрактное  тождество явлений, а как живая  конкретная связь различных и  противоположных друг другу вещей, явлений, процессов, как закон, необходимость, включающая в свой состав случайность, противоречие формы и содержания и т. д. “Форма всеобщности в природе- это закон... Форма всеобщности  есть форма внутренней завершенности  и тем самым бесконечности; она  есть соединение многих конечных вещей  в бесконечное” (Ф.Энгельс “Диалектика  природы”, М., 1955, стр. 186-185). В., т. о., существует в действительности через особенное, единичное, различное и противоположное, через переход, превращение противоположностей друг в друга, т. е. как конкретное тождество, единство противоположностей и различий, а не как “абстракт, присущий отдельному индивиду” (Маркс  К. и Энгельс Ф., ПСС, 2-е изд., т. 3, с 3).

 

Заключение

 

Диалектическое мышление как реальный познавательно-творческий процесс возникло вместе с человеком  и обществом. Мера диалектичности человеческого  мышления определяется уровнем развития общественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия, адекватное отражение которого является необходимым  условием разумной ориентации человека в мире и преобразования его в  интересах людей.

 

 

 

 


Информация о работе Основные принципы и законы диалектики