Основные принципы и законы диалектики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:04, контрольная работа

Краткое описание

В основании любой научной теории всегда лежат исходные положения, принципы, которые представляют собой теоретическую основу ее логической системы, объединяют все элементы последней и раскрывают самое существенное и общее в ее содержании. Научные теории опираются на различные принципы, что объясняется как качественными особенностями описываемых ими объектов, так и выбором способов их построения.

Файлы: 1 файл

Основные принципы и законы диалектики.docx

— 39.52 Кб (Скачать)

 

 Формула «единства  и борьбы» противоположностей  выражает напряженное взаимодействие  «полярных» свойств, изложений  движения, развития. Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение  в своей жизни тождественны  с собой и тем не менее  отличаются от самих себя благодаря  усвоению и выделению веществ,  благодаря знанию, образованию и  отмиранию клеток, благодаря происходящему  процессу циркуляции, благодаря  сумме непрерывных молекулярных  изменений, которые составляют  жизнь и общие итоги которых  выступают воочию в виде жизненных  фаз: эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость, процесс размножения,  старость, смерть.

 

 Используя закон единства  и борьбы противоположностей  всеобщего вообще и любой объект  в частности можно расценивать  их как соединение двух гипотетических  начал – мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не  демонстрируют наличие сугубых  противоположностей, напротив, человек  с любой точки зрения – анатомической,  психологической, философской –  есть подвижный результат двух  начал. 

 

 Любая ориентация, стремление  определяет мужское в мужчине,  женское в женщине.

 

 Движение слева направо,  вверх, от центра к периферии  – мужское. Справа влево, вниз, от периферии – женское. Т.о., любое «слева» уже подразумевает  «направо», а любое «вверх»  имеет смысл, если известен  «низ».

 

 Все направления легитимны  тогда, когда имеется центр.

 

 Противоречие – выражает  внутренний источник всякого  развития, движения. Познание внутреннего  (сущностного) и внешнего (формального)  противоречия отличает диалектику  от метафизики. Диалектика есть  изучение противоречия в самой  сущностей предметов. Диалектическое  противоречие есть единство взаимоисключающих  (взаимно друг друга обуславливающих), т.е. взаимодействующих противоположностей. Единство тождества и различия  – такова диалектическая форма  противоречия.

 

 Противоположности характеризуются  как взаимообусловленные и взаимодействующие  стороны диалектического противоречия.

 

 Противоположности, по  словам Гегеля, «имеют против  себя» не просто иное, а «свое  иное». Диалектика противоречия  отражает двойственное отношение  внутри целого: 1. Единство противоположностей. 2.Их борьбу.

 

 Существуют следующие  типы (виды) противоречий:

 

а) внутренние и внешние. Внутренние противоречия – это противоречия между элементами структуры; а внешние  – это противоречия различных  систем, явлений. Общество и природа, организм и среда.

 

б) Основные и неосновные, главные и неглавные. Например, взаимные превращения нейтрона, протона, электрона, мезона в ядре атома представляют собой процесс непрерывного возникновения  и разрешения противоречий, но это  не приведет к изменению атома  – полярность ядра, электронные  оболочки остаются!

 

 В материалистической  диалектике отрицание рассматривается  как необходимый момент развития, условие качественного изменения  вещей.

 

Отрицание означает превращение  одного предмета в другой при одновременным  переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе  второго, что называется снятием.

 

 Диалектическое отрицание  включает в себя триединый  процесс:

 

1) деструкции (разрушения, преодоления,  изживания), прежнего;

 

2) кумуляции (накопление, суммирование) - (частичного сохранения, препятственности, трансляции);

 

3) конструкции (формирования, создания нового).

 

 Отрицание отрицания  предполагает цикличность, относительную  повторяемость и поступаемость.

 

Закон количественных и качественных изменений имеет категории:

 

1. Качество – это совокупность  свойств, указываемых на то, что  представляет собой вещь, чем  она является.

 

2. Количество – это  совокупность свойств, характеризующих  величину вещи, ее размеры.

 

3. Качество – такая  определенность предмета (явления,  процесса), которая характеризует  его как данный предмет, обладающий  совокупностью присущих ему свойств  и принадлежащий к классу однотипных  с ним предметов.

 

4. Количество – характеристика  по степени развития или интенсивности  присущих им свойств, выражаемая  в величинах и числах.

 

 Каждая отдельная вещь  обладает бесчисленным количеством  свойств, единство которых означает  ее качество. В данном законе  выделяют следующие понятия:

 

 Мера – диалектическое  единство качества и количества  или такой интервал количественных  изменений, в пределах которого  сохраняется качественная определенность  предмета.

 

 Скачок – переход  количественных изменений в качественные  или переход из одного количественного  состояния в другое в результате  превращения меры.

 

 Свойство – сторона  предмета, обуславливающая его различие  или сходство с другими предметами  и проявляющаяся во взаимодействии  с ним.

 

 

3. Альтернативы диалектики

 

 

 Одним из аспектов  классификации методов философского  познания окружающего мира является  дифференциация диалектического  и метафизического методов.

 

 Под диалектикой имеют  в виду, прежде всего, учение  о наиболее общих закономерностях  развития бытия и познания, одновременно  она выступает и общим методом  освоения действительности. Хотя  такое ее понимание было не  всегда. Зарождение и начало становления  диалектики связано с периодом  античности. Этот этап часто характеризуют  как стихийную, или наивную,  диалектику, имея в виду, прежде  всего, то, что взгляды первых  философов на мир были во  многом наивны. Но вместе с  тем они рассматривали его  непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, что уже  тогда обнаруживалось разное  понимание диалектики.

 

 Так, материалист Гераклит  в своем учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное  движение и изменение мира, на  взаимный переход противоположностей  в нем, то есть прежде всего  на «диалектику вещей», на объективную  диалектику. Жившие в этот же  период идеалисты Сократ и  Платон под диалектикой понимали  искусство вести спор, диалог  с целью выяснения понятий  и достижения истины. Здесь идет  речь о «диалектике понятий», о субъективной диалектике.

 

 Таким образом, диалектика  в принципе совместима как  с материализмом, так и с  идеализмом. В первом случае она  выступает как материалистическая  диалектика, во втором — как  идеалистическая диалектика. Классический  представитель идеалистической  диалектики (равно как и диалектического  идеализма) — Г.В.Ф. Гегель, создавший  систему диалектики как теорию  и метод познания. А классики  материалистической диалектики (равно  как и диалектического материализма) — К. Маркс и Ф. Энгельс,  которые придали ей целостный  и научный характер.

 

 Диалектика возникла  и развивалась наряду с метафизикой  как противоположным ей способом  мышления и познания. Ее особенность  — тенденция к созданию однозначной,  статичной картины мира, стремление  к абсолютизации и изолированному  рассмотрению тех или иных  моментов или фрагментов бытия.  Метафизический метод характеризуется  тем, что рассматривает предметы  и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое,  либо черное; либо друг, либо враг  и т.д. В социальной практике  этому соответствует хорошо известный  лозунг: «Кто не с нами, тот  против нас». При рассмотрении  движения метафизика тяготеет  к сведению многообразных его  форм к какой-либо одной. Причем  чаще наблюдается сведение высшей  формы движения материи к низшей. Так, например, для материализма  Нового времени было характерно  сведение различных форм движения  материи к механической. Поэтому  он и получил название механистического материализма, который в свою очередь, является проявлением метафизического материализма.

 

 Необходимо отметить, однако, что сам по себе метод  познания, который предполагает  рассмотрение предметов и явлений  в статике, покое, а тем самым  и «огрубление», «упрощение» находящегося  в постоянном изменении бытия,  имеет полное право на существование.  Метод абстрагирования, который  при этом применяется, вполне  научен и используется различными  дисциплинами. И если за покоем  не забывается движение, за статикой  — динамика, а за деревьями  — лес, то такой элемент  метафизики просто необходим  в познании, ибо он выступает  как необходимый момент диалектического  познания. Методологическая ошибка  возникает тогда, когда этот  момент покоя или какая-либо  одна характеристика, сторона предмета  исследования вырывается из всеобщей  взаимосвязи и взаимообусловленности  и возводится в абсолют. В  этом, кстати, гносеологические корни  всех односторонних идеалистических  концепций. Суть их в том,  что идеальный фактор (мысль, сознание, идея) отрывается от материального,  абсолютизируется и противопоставляется  материальному в качестве абсолютно  автономного демиурга (творца) бытия.  При этом забывается, что, в  конце концов, мышление, идеальное  возникает на базе материального.

 

 Следует, однако, отметить, что опасность познанию представляет  не только абсолютизация покоя,  но и абсолютизация его противоположности  — движения. И то и другое  есть выражение метафизического  способа исследования. И если  в первом случае мы встаем  на путь, ведущий к догматизму, то во втором — на путь, ведущий  к абсолютному релятивизму (от  лат. relativus — относительный —  методологический принцип, заключающийся  в абсолютизации относительности  познания и проистекающий из  одностороннего подчеркивания постоянной  изменчивости реальности и отрицания  ее относительной устойчивости) [8; 410]. Для подлинной диалектики  нет ни только покоя без  движения, но и движения без  относительного покоя. 

 

 Помимо указанных методов  философия включает в себя  и другие. Отметим некоторые из  них, имеющие наибольшее значение.

 

Сенсуализм (от лат. sensus —  чувство) — методологический принцип, в котором за основу познания берутся  чувства и который стремится  все знание вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя  их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.) [8; 425].

 

Рационализм, (от лат. ratio —  разум) — метод, согласно которому основой  познания и действия людей является разум (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель и др.) [8; 404].

 

Иррационализм — философский  метод, который отрицает или, по крайней  мере, ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия

 

Законы диалектики

 

Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание  отрицания.

 

В своем происхождении, историческом развитии и соотношении, внутренней взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной  диалектики мира и его познания в  динамике их развития.

 

Эти законы выражают универсальные  формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического  мышления. В этих законах диалектики конкретизируются ее основные категории  в их историческом становлении и  соотношении. Открытие и научное  обоснование основных законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее известных категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы диалектики представляют собой логичное выражение  существенного в развитии.

 

Закон единства и борьбы противоположностей

 

Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в  том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего  из взаимодействия и противоречия между  различными предметами и явлениями  и различными сторонами внутри предметов  и явлений, переходят из состояния  незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям  моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой  в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного  явления. Каждый предмет содержит в  себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и  то же время имеет место и взаимопроникновение  и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря  противоречию, т. е. возникновению активного  взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности  находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи  одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.

 

Будучи отраженным в системе  теоретического знания, этот закон  входит основным стержнем или ядром  в диалектический метод научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой  сущности предметов” (Ленин В. И., “Философские тетради”, М., 1947, с. 237). Диалектика, т. о., дает возможность усматривать стимулы  развития мира внутри самого мира.

Информация о работе Основные принципы и законы диалектики