Формула «единства
и борьбы» противоположностей
выражает напряженное взаимодействие
«полярных» свойств, изложений
движения, развития. Растение, животное,
каждая клетка в каждое мгновение
в своей жизни тождественны
с собой и тем не менее
отличаются от самих себя благодаря
усвоению и выделению веществ,
благодаря знанию, образованию и
отмиранию клеток, благодаря происходящему
процессу циркуляции, благодаря
сумме непрерывных молекулярных
изменений, которые составляют
жизнь и общие итоги которых
выступают воочию в виде жизненных
фаз: эмбриональная жизнь, юность,
половая зрелость, процесс размножения,
старость, смерть.
Используя закон единства
и борьбы противоположностей
всеобщего вообще и любой объект
в частности можно расценивать
их как соединение двух гипотетических
начал – мужского и женского.
Мужчина и женщина отнюдь не
демонстрируют наличие сугубых
противоположностей, напротив, человек
с любой точки зрения – анатомической,
психологической, философской –
есть подвижный результат двух
начал.
Любая ориентация, стремление
определяет мужское в мужчине,
женское в женщине.
Движение слева направо,
вверх, от центра к периферии
– мужское. Справа влево, вниз,
от периферии – женское. Т.о.,
любое «слева» уже подразумевает
«направо», а любое «вверх»
имеет смысл, если известен
«низ».
Все направления легитимны
тогда, когда имеется центр.
Противоречие – выражает
внутренний источник всякого
развития, движения. Познание внутреннего
(сущностного) и внешнего (формального)
противоречия отличает диалектику
от метафизики. Диалектика есть
изучение противоречия в самой
сущностей предметов. Диалектическое
противоречие есть единство взаимоисключающих
(взаимно друг друга обуславливающих),
т.е. взаимодействующих противоположностей.
Единство тождества и различия
– такова диалектическая форма
противоречия.
Противоположности характеризуются
как взаимообусловленные и взаимодействующие
стороны диалектического противоречия.
Противоположности, по
словам Гегеля, «имеют против
себя» не просто иное, а «свое
иное». Диалектика противоречия
отражает двойственное отношение
внутри целого: 1. Единство противоположностей.
2.Их борьбу.
Существуют следующие
типы (виды) противоречий:
а) внутренние и внешние. Внутренние
противоречия – это противоречия
между элементами структуры; а внешние
– это противоречия различных
систем, явлений. Общество и природа,
организм и среда.
б) Основные и неосновные,
главные и неглавные. Например, взаимные
превращения нейтрона, протона, электрона,
мезона в ядре атома представляют
собой процесс непрерывного возникновения
и разрешения противоречий, но это
не приведет к изменению атома
– полярность ядра, электронные
оболочки остаются!
В материалистической
диалектике отрицание рассматривается
как необходимый момент развития,
условие качественного изменения
вещей.
Отрицание означает превращение
одного предмета в другой при одновременным
переходе первого на положение подчиненного
и преобразованного элемента в составе
второго, что называется снятием.
Диалектическое отрицание
включает в себя триединый
процесс:
1) деструкции (разрушения, преодоления,
изживания), прежнего;
2) кумуляции (накопление,
суммирование) - (частичного сохранения,
препятственности, трансляции);
3) конструкции (формирования,
создания нового).
Отрицание отрицания
предполагает цикличность, относительную
повторяемость и поступаемость.
Закон количественных и качественных
изменений имеет категории:
1. Качество – это совокупность
свойств, указываемых на то, что
представляет собой вещь, чем
она является.
2. Количество – это
совокупность свойств, характеризующих
величину вещи, ее размеры.
3. Качество – такая
определенность предмета (явления,
процесса), которая характеризует
его как данный предмет, обладающий
совокупностью присущих ему свойств
и принадлежащий к классу однотипных
с ним предметов.
4. Количество – характеристика
по степени развития или интенсивности
присущих им свойств, выражаемая
в величинах и числах.
Каждая отдельная вещь
обладает бесчисленным количеством
свойств, единство которых означает
ее качество. В данном законе
выделяют следующие понятия:
Мера – диалектическое
единство качества и количества
или такой интервал количественных
изменений, в пределах которого
сохраняется качественная определенность
предмета.
Скачок – переход
количественных изменений в качественные
или переход из одного количественного
состояния в другое в результате
превращения меры.
Свойство – сторона
предмета, обуславливающая его различие
или сходство с другими предметами
и проявляющаяся во взаимодействии
с ним.
3. Альтернативы диалектики
Одним из аспектов
классификации методов философского
познания окружающего мира является
дифференциация диалектического
и метафизического методов.
Под диалектикой имеют
в виду, прежде всего, учение
о наиболее общих закономерностях
развития бытия и познания, одновременно
она выступает и общим методом
освоения действительности. Хотя
такое ее понимание было не
всегда. Зарождение и начало становления
диалектики связано с периодом
античности. Этот этап часто характеризуют
как стихийную, или наивную,
диалектику, имея в виду, прежде
всего, то, что взгляды первых
философов на мир были во
многом наивны. Но вместе с
тем они рассматривали его
непредвзято, в развитии и движении.
Однако надо отметить, что уже
тогда обнаруживалось разное
понимание диалектики.
Так, материалист Гераклит
в своем учении обращает внимание,
прежде всего, на постоянное
движение и изменение мира, на
взаимный переход противоположностей
в нем, то есть прежде всего
на «диалектику вещей», на объективную
диалектику. Жившие в этот же
период идеалисты Сократ и
Платон под диалектикой понимали
искусство вести спор, диалог
с целью выяснения понятий
и достижения истины. Здесь идет
речь о «диалектике понятий»,
о субъективной диалектике.
Таким образом, диалектика
в принципе совместима как
с материализмом, так и с
идеализмом. В первом случае она
выступает как материалистическая
диалектика, во втором — как
идеалистическая диалектика. Классический
представитель идеалистической
диалектики (равно как и диалектического
идеализма) — Г.В.Ф. Гегель, создавший
систему диалектики как теорию
и метод познания. А классики
материалистической диалектики (равно
как и диалектического материализма)
— К. Маркс и Ф. Энгельс,
которые придали ей целостный
и научный характер.
Диалектика возникла
и развивалась наряду с метафизикой
как противоположным ей способом
мышления и познания. Ее особенность
— тенденция к созданию однозначной,
статичной картины мира, стремление
к абсолютизации и изолированному
рассмотрению тех или иных
моментов или фрагментов бытия.
Метафизический метод характеризуется
тем, что рассматривает предметы
и процессы по одному принципу:
либо да, либо нет; либо белое,
либо черное; либо друг, либо враг
и т.д. В социальной практике
этому соответствует хорошо известный
лозунг: «Кто не с нами, тот
против нас». При рассмотрении
движения метафизика тяготеет
к сведению многообразных его
форм к какой-либо одной. Причем
чаще наблюдается сведение высшей
формы движения материи к низшей.
Так, например, для материализма
Нового времени было характерно
сведение различных форм движения
материи к механической. Поэтому
он и получил название механистического
материализма, который в свою очередь,
является проявлением метафизического
материализма.
Необходимо отметить,
однако, что сам по себе метод
познания, который предполагает
рассмотрение предметов и явлений
в статике, покое, а тем самым
и «огрубление», «упрощение» находящегося
в постоянном изменении бытия,
имеет полное право на существование.
Метод абстрагирования, который
при этом применяется, вполне
научен и используется различными
дисциплинами. И если за покоем
не забывается движение, за статикой
— динамика, а за деревьями
— лес, то такой элемент
метафизики просто необходим
в познании, ибо он выступает
как необходимый момент диалектического
познания. Методологическая ошибка
возникает тогда, когда этот
момент покоя или какая-либо
одна характеристика, сторона предмета
исследования вырывается из всеобщей
взаимосвязи и взаимообусловленности
и возводится в абсолют. В
этом, кстати, гносеологические корни
всех односторонних идеалистических
концепций. Суть их в том,
что идеальный фактор (мысль, сознание,
идея) отрывается от материального,
абсолютизируется и противопоставляется
материальному в качестве абсолютно
автономного демиурга (творца) бытия.
При этом забывается, что, в
конце концов, мышление, идеальное
возникает на базе материального.
Следует, однако, отметить,
что опасность познанию представляет
не только абсолютизация покоя,
но и абсолютизация его противоположности
— движения. И то и другое
есть выражение метафизического
способа исследования. И если
в первом случае мы встаем
на путь, ведущий к догматизму,
то во втором — на путь, ведущий
к абсолютному релятивизму (от
лат. relativus — относительный —
методологический принцип, заключающийся
в абсолютизации относительности
познания и проистекающий из
одностороннего подчеркивания постоянной
изменчивости реальности и отрицания
ее относительной устойчивости)
[8; 410]. Для подлинной диалектики
нет ни только покоя без
движения, но и движения без
относительного покоя.
Помимо указанных методов
философия включает в себя
и другие. Отметим некоторые из
них, имеющие наибольшее значение.
Сенсуализм (от лат. sensus —
чувство) — методологический принцип,
в котором за основу познания берутся
чувства и который стремится
все знание вывести из деятельности
органов чувств, ощущений, абсолютизируя
их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк,
Беркли, Гольбах, Фейербах и др.) [8; 425].
Рационализм, (от лат. ratio —
разум) — метод, согласно которому основой
познания и действия людей является
разум (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель
и др.) [8; 404].
Иррационализм — философский
метод, который отрицает или, по крайней
мере, ограничивает роль разума в познании,
а уделяет основное внимание иррациональным
способам постижения бытия
Законы диалектики
Наиболее общими законами
диалектики являются: переход количественных
изменений в качественные, единство
и борьба противоположностей, отрицание
отрицания.
В своем происхождении, историческом
развитии и соотношении, внутренней
взаимосвязи категории и законы
субъективной диалектики представляют
собой логическое выражение объективной
диалектики мира и его познания в
динамике их развития.
Эти законы выражают универсальные
формы, пути и движущую силу развития
материального мира и его познания
и являются всеобщим методом диалектического
мышления. В этих законах диалектики
конкретизируются ее основные категории
в их историческом становлении и
соотношении. Открытие и научное
обоснование основных законов диалектики
обогатило понимание содержания
и связи ранее известных категорий,
развитие которых подчинено этим
универсальным законам. Законы диалектики
представляют собой логичное выражение
существенного в развитии.
Закон единства и борьбы противоположностей
Движущую силу развития выражает
закон единства и борьбы противоположностей.
Сущность этого закона состоит в
том, что предметы и явления объективного
мира в процессе своего развития, вытекающего
из взаимодействия и противоречия между
различными предметами и явлениями
и различными сторонами внутри предметов
и явлений, переходят из состояния
незаметного, несущественного различия
составляющих данное явление сторон,
тенденций к существенным различиям
моментов целого и к противоположностям,
которые вступают между собой
в противоречие, борьбу, составляющую
внутренний источник развития данного
явления. Каждый предмет содержит в
себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость
любого объекта состоит в том,
что в едином предмете в одно и
то же время имеет место и взаимопроникновение
и взаимоисключение противоположностей.
Развитие возможно только благодаря
противоречию, т. е. возникновению активного
взаимодействия, столкновения, борьбы
противоположностей. Борющиеся противоположности
находятся между собой в единстве
в том смысле, что они присущи
одному предмету, явлению. Противоречие,
выражающееся в борьбе противоположностей
в рамках данного единства, составляет
источник развития.
Будучи отраженным в системе
теоретического знания, этот закон
входит основным стержнем или ядром
в диалектический метод научного
познания. В собственном смысле диалектика
есть изучение противоречия в самой
сущности предметов” (Ленин В. И., “Философские
тетради”, М., 1947, с. 237). Диалектика, т. о.,
дает возможность усматривать стимулы
развития мира внутри самого мира.