Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:04, контрольная работа
В основании любой научной теории всегда лежат исходные положения, принципы, которые представляют собой теоретическую основу ее логической системы, объединяют все элементы последней и раскрывают самое существенное и общее в ее содержании. Научные теории опираются на различные принципы, что объясняется как качественными особенностями описываемых ими объектов, так и выбором способов их построения.
Закон перехода количественных изменений в качественные
Развитие как движение 
от простого к сложному, от низшего 
к высшему, от старого качественного 
состояния к более высокому, новому 
качеству есть одновременно и непрерывный, 
и прерывный процесс. При этом 
количественные изменения явлений 
до известного предела носят характер 
относительно непрерывного роста одного 
и того же по своему качеству объекта, 
который, изменяясь количественно 
в пределах одной и той же меры, 
не перестает быть тем, что он есть. 
Только на определенной ступени развития, 
при определенных условиях объект теряет 
свое прежнее качество и становится 
новым. Развитие, т. о., есть единство прерывности 
и непрерывности, революционного, скачкообразного 
и эволюционного изменения 
Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение нового.
Закон отрицания отрицания
Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним.
Основные диалектические закономерности и категории
Диалектика не исчерпывается тремя основными законами. Кроме них так же существует ряд диалектических закономерностей, конкретизирующие и дополняющие основные законы диалектики, выраженные в категориях: сущность и явление, содержание и форма, случайность и необходимость, причина и следствие, возможность и действительность, единичное, особенное и всеобщее и т.д.
Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики.
Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.
Сущность и явление — универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории Сущности и явления всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство С. и я. не означает их совпадения, тождества: “...если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...” (К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд. т. 25, ч. 2, с. 384).
Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется: “...не только явления преходящи, подвижны, текучи..., но и сущности вещей...” (В.И. Ленин, ПСС, т. 29, с. 227). Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития: “...закон и сущность понятия однородные..., выражающие углубление познания человеком явлений, мира...” (там же, с. 136)
Содержание и форма - категории, 
во взаимосвязи которых 
Диалектическое понимание формы, предполагает рассмотрение её как развивающейся и становящейся структуры: необходимо, по мысли Маркса, “... генетически вывести различные формы...” и понять “...действительный процесс формообразования в его различных фазах” (К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд., т. 26, ч. 3, с. 526), с учётом объективной субординации С. и ф.
Развивая анализ особенностей 
развития как борьбы С. и ф., составными 
моментами которой являются взаимопереход 
С. и ф. и “наполнение” старой формы 
новым содержанием, В. И. Ленин сформулировал 
важное положение о том, что “...всякий 
кризис, даже всякий перелом в развитии, 
неизбежно ведет к 
Применительно к мышлению 
проблема взаимоотношения С. и ф. 
рассматривается в диалектике на 
основе принципа, согласно которому мышление 
отражает объективный мир как 
содержанием, так и формой. Содержание 
мышления — это результат отражения 
в совокупной духовной культуре человечества 
природных и социальных явлений. 
В содержание мышления входят все 
многообразные определения 
Необходимость и случайность 
- категории, которые конкретизируют 
представление о характере 
Случайность – отражение 
в основном внешних, несущественных, 
неустойчивых, единичных связей действительности; 
выражение начального пункта познания 
объекта; результат перекрещивания 
независимых причинных 
Необходимость выражается главными, регулярными причинам процесса, полностью ими детерминирована в данном отношении, характеризуется строгой однозначностью и определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений. Необходимость не сводится к неизбежности. Последняя – только одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления. Случайность столь же причинно обусловлена, как и необходимость, но отличается от нее особенностью своих причин. Она появляется в результате действия отдаленных, нерегулярных, непостоянных, незначительных, малых причин или одновременного воздействия комплекса сложных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего протекания. Один и тот же комплекс причин может обусловливать необходимые процессы на одном структурном уровне материи, в одной системе связей и одновременно вызывать случайности на др. уровне или в др. системе связей.
Причина и следствие - категории, 
отображающие одну из форм всеобщей связи 
и взаимодействия явлений. Под причиной 
понимается явление, действие которого 
вызывает, определяет, изменяет, производит 
или влечёт за собой другое явление; 
последнее называют следствием. Производимое 
причиной следствие зависит от условий. 
Одна и та же причина при разных 
условиях вызывает неодинаковые следствия. 
Различие между причиной и условием 
относительно. Каждое условие в определенном 
отношении является причиной, а каждая 
причина в соответственном 
Знание причинно-следственных связей отражает с большим или меньшим приближением реальные, объективно существующие связи и взаимодействия вещей и процессов объективного мира.
Диалектика признаёт отправным 
пунктом анализа понятия 
П. и с. суть отдельные стороны, 
моменты, звенья универсального взаимодействия. 
Только мысленно изолируя, отделяя 
его акт и абстрагируясь от 
обратного влияния 
П. и с. могут меняться местами: следствие может стать причиной другого следствия. Во многих областях объективной действительности само взаимодействие П. и с. выступает как причина изменения явлений и процессов.
В природе и обществе существует 
бесчисленное многообразие форм взаимодействия, 
взаимосвязи и 
В гносеологии понятие причинно-следственной связи выполняет важную методологическую функцию, ориентируя исследователя на прогрессивное движение познания по причинно-следственной цепи — от случайности к необходимости, от единичного к особенному и общему, от формы к содержанию, от явления к сущности.
Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении.
Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность.
Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.
В. и д. — это категории, 
отражающие свойства самого материального 
мира и фиксирующие основные моменты 
движения и развития материи. В. и 
д.— соотносительные категории, 
выражающие диалектический характер всякого 
процесса развития. В процессе развития 
каждого предмета в неорганической 
и органической природе, в человеческом 
обществе и мышлении та или иная 
возможность превращается в действительность. 
Какая из возможностей превратится 
в действительность - это зависит 
от обстоятельств, от условий, в которых 
протекает развитие. Примером такого 
превращения может служить