Основные принципы и законы диалектики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:04, контрольная работа

Краткое описание

В основании любой научной теории всегда лежат исходные положения, принципы, которые представляют собой теоретическую основу ее логической системы, объединяют все элементы последней и раскрывают самое существенное и общее в ее содержании. Научные теории опираются на различные принципы, что объясняется как качественными особенностями описываемых ими объектов, так и выбором способов их построения.

Файлы: 1 файл

Основные принципы и законы диалектики.docx

— 39.52 Кб (Скачать)

 

Закон перехода количественных изменений в качественные

 

Развитие как движение от простого к сложному, от низшего  к высшему, от старого качественного  состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения явлений  до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно  в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие, т. о., есть единство прерывности  и непрерывности, революционного, скачкообразного  и эволюционного изменения явлений.

 

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение  нового.

 

 

 

Закон отрицания отрицания

 

Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту  сторону развития выражает закон  отрицания отрицания. Каждое явление  относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку  оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс  развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также  переходит в иное качество. Отрицание  снимается вторым отрицанием, а вся  цепь развития представляет собой процесс  отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания  получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему  с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и  т. д. Закон отрицания отрицания  дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений  из одного качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком  уровне некоторые черты старого  качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения  старого качества, повторяющуюся  связь между различными этапами  развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым.          Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как  синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен  от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому  заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее  в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического  развития рассматривает как результат  предшествующего момента и в  органичной связи с ним.

 

Основные диалектические закономерности и категории

 

Диалектика не исчерпывается  тремя основными законами. Кроме  них так же существует ряд диалектических закономерностей, конкретизирующие и  дополняющие основные законы диалектики, выраженные в категориях: сущность и явление, содержание и форма, случайность  и необходимость, причина и следствие, возможность и действительность, единичное, особенное и всеобщее и т.д.

 

Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики.

 

Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного  мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных  и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы  его существования. В мышлении категории  Сущности и явления выражают переход  от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

 

Сущность и явление  — универсальные объективные  характеристики предметного мира; в  процессе познания они выступают  как ступени постижения объекта. Категории Сущности и явления  всегда неразрывно связаны: явление  представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в  явлении. Однако единство С. и я. не означает их совпадения, тождества: “...если бы форма  проявления и сущность вещей непосредственно  совпадали, то всякая наука была бы излишня...” (К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд. т. 25, ч. 2, с. 384).

 

Явление богаче сущности, ибо  оно включает в себя не только обнаружение  внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные случайные  отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в  то время как сущность образует нечто  сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению  к явлению, сущность также изменяется: “...не только явления преходящи, подвижны, текучи..., но и сущности вещей...” (В.И. Ленин, ПСС, т. 29, с. 227). Теоретическое  познание сущности объекта связано  с раскрытием законов его развития: “...закон и сущность понятия однородные..., выражающие углубление познания человеком  явлений, мира...” (там же, с. 136)

 

Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных  элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Термин “форма” употребляется также  для обозначения внутренней организации  содержания и связан, т.о., с понятием структуры. Отношение Содержания и  формы характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в  друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении  С. и ф. содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма  охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие С. и ф. в конечном счёте разрешается “сбрасыванием” старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию.

 

Диалектическое понимание  формы, предполагает рассмотрение её как  развивающейся и становящейся структуры: необходимо, по мысли Маркса, “... генетически  вывести различные формы...” и понять “...действительный процесс формообразования в его различных фазах” (К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд., т. 26, ч. 3, с. 526), с учётом объективной субординации С. и ф.

 

Развивая анализ особенностей развития как борьбы С. и ф., составными моментами которой являются взаимопереход  С. и ф. и “наполнение” старой формы  новым содержанием, В. И. Ленин сформулировал  важное положение о том, что “...всякий кризис, даже всякий перелом в развитии, неизбежно ведет к несоответствию старой формы с новым содержанием” (В.И. Ленин, ПСС, 5-е изд., т. 27, с. 84). Разрешение противоречий между С. и ф. может  протекать по-разному — от полного  отбрасывания старой формы, переставшей  соответствовать новому содержанию, до использования старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание. Но в последнем случае и форма  не остаётся прежней, новое содержание “... может и должно проявить себя в любой форме, и новой и  старой, может и должно переродить, победить, подчинить себе все формы, не только новые, но и старые...” (там  же, т. 41, с. 89).

 

Применительно к мышлению проблема взаимоотношения С. и ф. рассматривается в диалектике на основе принципа, согласно которому мышление отражает объективный мир как  содержанием, так и формой. Содержание мышления — это результат отражения  в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений. В содержание мышления входят все  многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием, в т.ч. её всеобщие связи и отношения; эти  последние при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления. Категориальная структура  мышления развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже и  всестороннее содержание мышления, тем  в более развитых и конкретных формах оно выражается.

 

Необходимость и случайность - категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости  явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности  явления. При определенных условиях необходимость – вещь, явление  в их всеобщей закономерной связи  внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития; выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда  вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности  в действительность, при котором  в определенном объекте имеется  только одна возможность, превращающаяся в действительность.

 

Случайность – отражение  в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности  в действительность, при котором  в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных  возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется  только одна из них; форма проявления необходимости и дополнение к  ней.

 

Необходимость выражается главными, регулярными причинам процесса, полностью  ими детерминирована  в данном отношении, характеризуется строгой  однозначностью и определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений. Необходимость не сводится к неизбежности. Последняя – только одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления. Случайность столь  же причинно обусловлена, как и необходимость, но отличается от нее особенностью своих причин. Она появляется в результате действия отдаленных, нерегулярных, непостоянных, незначительных, малых причин или одновременного воздействия комплекса сложных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего  протекания. Один и тот  же комплекс причин может обусловливать необходимые процессы на одном структурном уровне материи, в одной системе связей и одновременно вызывать случайности на др. уровне или в др. системе связей.

 

Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи  и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении  есть следствие. П. и с. находятся  в единстве: одинаковые причины в  одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. В области  общественных наук причины отличаются от поводов — процессов, способствующих их проявлению.

 

Знание причинно-следственных связей отражает с большим или  меньшим приближением реальные, объективно существующие связи и взаимодействия вещей и процессов объективного мира.

 

Диалектика признаёт отправным  пунктом анализа понятия причины  самодвижение материи, которое выступает  как взаимодействие. Совокупность всевозможных взаимодействий вещей и процессов  природы составляет всеобщее (универсальное) взаимодействие, исходя из которого “... мы приходим к действительному отношению” (К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд., т. 20, с. 546).

 

П. и с. суть отдельные стороны, моменты, звенья универсального взаимодействия. Только мысленно изолируя, отделяя  его акт и абстрагируясь от обратного влияния произведённого на источник порождения, можно говорить об одностороннем действии причины  на следствие. В реальных процессах  следствие не является пассивным, оно  может воздействовать на свою причину.

 

П. и с. могут меняться местами: следствие может стать причиной другого следствия. Во многих областях объективной действительности само взаимодействие П. и с. выступает  как причина изменения явлений  и процессов.

 

В природе и обществе существует бесчисленное многообразие форм взаимодействия, взаимосвязи и взаимообусловленности  явлений и соответственно — многообразие причинно-следственных зависимостей. В современной науке классификация  причинно-следственных связей проводится по различным признакам. Так, по признаку природы отношений причинно-следственные связи подразделяются на материальные и идеальные, информационные и энергетические, физические, химические, биологические, социальные; по характеру связей —  на динамические и статистические; по числу и связности воздействий -  на простые, составные, однофакторные, многофакторные, системные, внесистемные. Причинно-следственные связи подразделяются также на внешние и внутренние, главные и неглавные, объективные и субъективные, всеобщие, особенные, единичные и др.

 

В гносеологии понятие  причинно-следственной связи выполняет  важную методологическую функцию, ориентируя исследователя на прогрессивное  движение познания по причинно-следственной цепи — от случайности к необходимости, от единичного к особенному и общему, от формы к содержанию, от явления  к сущности.

 

Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого  предмета или явления в природе, обществе и мышлении.

 

Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или  иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность.

 

Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов  и всех ее проявлений.

 

В. и д. — это категории, отражающие свойства самого материального  мира и фиксирующие основные моменты  движения и развития материи. В. и  д.— соотносительные категории, выражающие диалектический характер всякого  процесса развития. В процессе развития каждого предмета в неорганической и органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная возможность превращается в действительность. Какая из возможностей превратится  в действительность - это зависит  от обстоятельств, от условий, в которых  протекает развитие. Примером такого превращения может служить любое  превращение предмета из одного качественного  состояния в другое: одной элементарной частицы в другую, зерна в растение, товара в деньги, абстракции в мистическую  фантазию и т. д. В случае, когда  зерно превращается в растение, зерно  является исходным пунктом, а растение — результатом развития. Зерно  содержит в себе различные возможности, в нем действуют различные  тенденции развития. При благоприятных  температурных и пр. условиях его  основная биологическая тенденция  прокладывает себе путь и получает всестороннее проявление: зерно развивается  в растение. В зерне растение существовало только потенциально, в возможности, теперь оно существует актуально, в  действительности; зерно заключало  в себе возможность растения —  его первую ступень развития, теперь налицо действительность растения —  его вторая ступень развития. Возможность  превратилась в действительность.

Информация о работе Основные принципы и законы диалектики