Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:31, реферат
Уровень развития национальных систем "науки и техники" стал на рубеже веков одним из основных факторов, оказывающих огромное влияние на социальное и экономическое развитие стран мира, их место в системе мирового хозяйства.
Расчеты исследователей показывают, что именно он и связанные с ним технические инновации стали основой современного благосостояния и высокого жизненного уровня населении. В связи с этим изучение национальных научно-технических систем стран мира, уровня их развития представляется нам одной из важных задач научных исследований.
Введение.................................................................................................................3
1.Типы стран по уровню развития науки.............................................................4
1.1 Страны с высоким уровнем развития науки (I группа).................................6
1.2 Страны со средним уровнем разили науки (II группа)..................................7
1.3 Страны с низким уровнем развития науки (III группа).................................8
2. Особенности российской науки......................................................................10
2.1 Экспертиза критических технологий............................................................13
2.2 Результаты экспертных оценок.....................................................................14
3. Наука Западной Европы: реалии и перспективы...........................................17
3.1 Исследовательские позиции Европы............................................................17
3.2 Перспективы науки в Европе........................................................................18
3.3 Научная деятельность в США......................................................................20
Заключение...........................................................................................................23
Список использованных источников..................................................................24
— человеческие ресурсы в науке, технологиях и инновациях (поощрение мобильности, участия женщин, привлекательности для молодежи и привлечение исследователей из третьих стран);
— наука, общество и граждане (установление в Европе нового «общественного договора» между наукой, политикой и этическими требованиями общества).
К приоритетам «европейских исследований» отнесет:
— «постгеномные» исследования в биологии и изучение основных болезней на уровне, соответствующем общемировым критериям;
— нанотехнологии как междисциплинарное поле исследовании;
— исследования в области информационного общества, особенно касающиеся проблем объединенной Европы;
— аэронавтика и космос как межгосударственная сфера исследований;
— исследования,
характеризующиеся высокой
— исследования, рассматривающие модель развития Европы как целостности.
Реализация концепции ЕНП предусматривает создание сети национальных программ, координируемых ЕС, тематических, дисциплинарных и междисциплинарных «сетей превосходства» (основанных на поддержке инноваций и исследовательской инфраструктуры университетов и частного бизнеса через объединение финансовых потоков от национальных и региональных организаций, структурных фондов ЕС и частных инвесторов), движение к долговременным (более четырех лет) схемам поддержки научных исследований, устранение барьеров, мешающих передвижению исследователей, знаний и технологий, расширение диалога «наука — общество» (в том числе через СМИ) и систематическое распространение в обществе информации о научно-технических достижениях.
В целом движение Европы к постиндустриальной науке идет не в сторону «массовизации усредненности» (при параллельном культивировании элитарности), а напротив, реализации принципа «повышения уровня средних до уровня высших». Приверженность классической парадигме получения теоретических знаний и сегодня — в условиях весьма жесткого научного соперничества с американской исследовательской традицией — позволяют науке Старого Света оставаться наиболее цитируемой в мире, ибо новое знание и инновационный поиск — вещи все же нетождественные. Если новое знание и возможно без инноваций, то обратное нереально ни при каких обстоятельствах.
К началу третьего тысячелетия сформировалось три мировых центра научного притяжения: Северная Америка, Европа и Азия.
Научно-технические области, для которых прогнозируются наиболее высокие темпы технологического прогресс в период с1998-2003 гг.
3.3. Научная деятельность в США
Основные
направления исследований и разработок
США в 2008 г.
Министерства, ведомства и программы |
Национальные институты здравоохранения |
Биомедицинские исследования |
Обороны |
Научно-исследовательская инициатива |
НАСА |
Космический запуск |
Исследование Марса |
Происхождение Вселенной |
Система космического зондирования |
Энергетики |
Фундаментальные исследования |
Энергетика полезных ископаемых |
Национальный научный фонд |
Партнерство в математике и естественных науках |
Математические науки |
Нанонаука и нанотехнология |
Сельского хозяйства |
Биотехнология |
Биопродукты и биоэнергетика |
Торговли |
Исследования Мирового океана |
Спутник на полярной орбите для контроля состояния окружающей среды |
Собственные исследования |
Транспорта |
Наземные высокоскоростные дороги |
Интеллектуальные транспортные системы |
По делам ветеранов |
Исследования в области разработки протезов |
Образования |
Исследования
Национального института |
Исследования и распространение их результатов |
Необходимо отметить, что американское общество удовлетворено состоянием дел в науке, где США являются бесспорным лидером, и никто не сможет в ближайшие годы, бросить им вызов. Однако в области развития технологий и применения их результатов Соединенные Штаты - лишь один из лидеров, наряду с Японией и Европейским Союзом. Они не обладают тем же запасом прочности, как в науке. Этот факт составляет предмет постоянных дебатов в США, в ходе которых эксперты стремятся ответить на вопрос: почему Соединенные Штаты так сдают свои позиции при переходе от одной фазы научно-технического прогресса к другой.
Главная
задача федеральной власти в этом
вопросе, по мнению всех участников этого
процесса - ученых, промышленников и правительственных
чиновников, заключается в создании в
стране такого климата, который бы способствовал
скорейшей разработке новых технологий
и их адаптации к общественным потребностям.
И роль правительства в этом вопросе чрезвычайно
велика. Достаточно вспомнить почти плановое
управление научно-техническим комплексом
в Японии и некоторых "новых промышленных
странах". Но усиление роли государства
противоречит общим идеологическим установкам
Республиканской партии, для которой "чем
меньше государства в экономике, тем лучше".
Поэтому администрацией Дж. Буша-мл. проводится
политика, согласно которой государство
не должно подменять своими действиями
рынок. Государственная поддержка оказывается
лишь в тех областях, где у частного капитала
нет стимула для инвестиций. Если же государственные
инвестиции оказываются в зоне интереса
фирм, то, считают республиканцы, снижается
заинтересованность последних в собственных
инвестициях и ослабляется общий конкурентный
настрой фирм. Прошедшее десятилетие показало,
что разумное сочетание интересов государства
и частных фирм вполне достижимо. Республиканская
администрация стремится продолжить и
развить это направление сотрудничества
с бизнесом.
Заключение
Качественная разница в уровне развития науки в отдельных странах мира обусловлена, особенностями исторического и социально-экономического развития и зависит от культурно-этнических факторов. Различия лежат в основном в особенностях организации научной деятельности, структуре и качестве научного потенциала, специфики исследований. Для определения уровня развития науки в стране необходима особая методика оценки, определенная система показателей.
К началу третьего тысячелетия сформировалось три мировых центра научного притяжения: Северная Америка, Европа и Азия.
В науке США являются бесспорным лидером, и никто не сможет в ближайшие годы, бросить им вызов. Но в области развития технологий и применения их результатов Соединенные Штаты - лишь один из лидеров, наряду с Японией и Европейским Союзом.
В целом движение Европы к постиндустриальной науке идет не в сторону «массовизации усредненности», а напротив, реализации принципа «повышения уровня средних до уровня высших».
К числу
самых приоритетных направлений развития
науки и техники, Российской Федерации
наряду с фундаментальными исследованиями
отнесены семь направлений, в целом соответствующих
мировым тенденциям: информационные технологии
и электроника; производственные технологии;
новые материалы и химические продукты;
технологии живых систем; транспорт; топливо
и энергетика; экология и рациональное
природопользование.
Список
использованных источников:
1. Артамонов М. В. Финансирование научных исследований. Высшее образование в России. 2001. - №2. – с35-40.
2. Варшавский
А. Социально-экономические
3. Водопьянова Е. Наука Западной Европы. Свободная мысль – ХХI. 2004. - №3. – с74-81.
4. Карбунов
С. Научно-технические
5. Комаров Е. НИОКР в Японии. Управление персоналом. 2007. - №11. – с 45-49.
6. Ковалев
Ю. Ю. Типы стран по уровню
развития. Вестник московского
7. Соколов
А. Выбор научно-
Информация о работе Основные направления научных исследований в России и за рубежом