Основные направления научных исследований в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:31, реферат

Краткое описание

Уровень развития национальных систем "науки и техники" стал на рубеже веков одним из основных факторов, оказывающих огромное влияние на социальное и экономическое развитие стран мира, их место в системе мирового хозяйства.
Расчеты исследователей показывают, что именно он и связанные с ним технические инновации стали основой современного благосостояния и высокого жизненного уровня населении. В связи с этим изучение национальных научно-технических систем стран мира, уровня их развития представляется нам одной из важных задач научных исследований.

Оглавление

Введение.................................................................................................................3
1.Типы стран по уровню развития науки.............................................................4
1.1 Страны с высоким уровнем развития науки (I группа).................................6
1.2 Страны со средним уровнем разили науки (II группа)..................................7
1.3 Страны с низким уровнем развития науки (III группа).................................8
2. Особенности российской науки......................................................................10
2.1 Экспертиза критических технологий............................................................13
2.2 Результаты экспертных оценок.....................................................................14
3. Наука Западной Европы: реалии и перспективы...........................................17
3.1 Исследовательские позиции Европы............................................................17
3.2 Перспективы науки в Европе........................................................................18
3.3 Научная деятельность в США......................................................................20
Заключение...........................................................................................................23
Список использованных источников..................................................................24

Файлы: 1 файл

наука и научные исследования.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Теперь  при существенно изменившихся внешних  и внутренних экономических факторах назрела необходимость в уточнении  приоритетных направлений и соответствующего перечня критических технологий. Стала еще более очевидной необходимость жесткой концентрации крайне ограниченных бюджетных средств, выделяемых на науку и технику, на ключевых направлениях их развития.

2.1 Экспертиза критических  технологий.

В число  основных задач экспертизы входили:

оценка  актуальности каждой технологии с точки зрения экономического прогресса (повышения эффективности экономики, создания конкурентоспособных на внешнем рынке видов продукции и услуг), социального развития (влияния на повышение уровня и качества жизни населения), обеспечения обороноспособности страны, улучшения экологической обстановки; оценка практической значимости конечных результатов по каждой технологии с точки зрения возможностей выхода на мировой рынок и развития внутреннего рынка.

Для проведения более качественной экспертизы исходный перечень из 70 критических технологий федерального уровня был детализирован, таким образом, что каждая КТФУ была разбита на три пять технологий, раскрывающих в совокупности ее содержание. Всего в детализированном перечне - 258 технологий. Он подробно обсуждался и был согласован с соответствующими управлениями Миннауки России, координирующими различные направления развития науки и техники.

В процессе экспертизы оценивались технологии детализированного перечня, а затем рассчитывались интегральные характеристики КТФУ. Это дало возможность не просто оценить и сравнить состояние отдельных критических технологий, но и выявить сильные и слабые стороны каждой из них.

2.2 Результаты экспертных  оценок.

Оценки  оказались весьма неоднородными. Для экономического развития наиболее актуальны информационные технологии и биотехнологии, для социального развития - экологические и медицинские, для повышения обороноспособности - информационные технологии и электроника, авиакосмические и навигационные системы, для улучшения экологической обстановки - природоохранные технологии и повышение безопасности атомной энергетики.

Из действующего перечня КТФУ, Россия, по мнению экспертов, имеет «сильные» позиции по 19 технологиям, по 2 лидирует, а по 17 не уступает лучшим зарубежным разработкам.

Однако  «сильные» технологические позиции  страны далеко не всегда преобразуются  в конкурентные преимущества на стадии промышленного применения технологий. Лишь по 10 из 70 критических технологий более 40% экспертов отметили потенциальные возможности выхода России на мировой рынок.

Результаты  исследований показали слабую корреляционную связь между уровнем отечественных  разработок отдельных технологий, их актуальностью и практической значимостью.

Эксперты, отметившие высокую актуальность критической технологии «иформационно-телекоммуникационные системы» (высшие рейтинги по актуальности с точки зрения экономического прогресса, социального развития и обороноспособности), отводят ей место в 3-4 десятке по перспективам выхода на мировой рынок из-за отставания от зарубежных аналогов. В то же время такие технологии, «Технологии электронного переноса энергии», «Нетрадиционные технологии добычи и переработки твердых видов топлива и урана» и «Трубопроводный транспорт угольной суспензии», несмотря на лидирующие позиции Российских разработчиков, имеют низкие показатели перспектив выхода на мировой рынок и средней по актуальности практической значимости. Из этого примера ясно, перед какой дилеммой стоит руководство российской науки: поддержать в первую очередь те области, где Россия является мировым лидером или те, где мы пока отстаем, но которые жизненно необходимы для отечественной экономики. Чтобы ее решить, нужен серьезный экономический анализ и социально-политический прогноз.

По восьми ТКФУ более 40% экспертов считают  целесообразным отказаться от их дальнейшей разработки, перейти на использование  подобных или замещающихся технологий либо переориентироваться на импорт готовой продукции. Причины предлагаемого  отказа от дальнейшей разработки технологий различны. Так, в направлениях «Информационные технологии и электроника», «Технологии живых систем», «Топливо и энергетика», «Экология и рациональное природопользование» чаще всего отмечается наличие подобных и замещающих технологий за рубежом; в направлениях «Производственные технологии» и «Новые материалы и химические продукты» - низкий технический уровень производства и отсутствие необходимых производственных мощностей, а в направлении «Транспорт» низкая конкурентоспособность потенциальных результатов. Все это свидетельствует о том, что в отдельных областях отставание России от западных стран может стать непреодолимым.

Технологии, по которым российские разработки превосходят лучшие зарубежные аналоги:
1. Системы  жизнеобеспечения и защиты человека в экстремальных условиях

2. Трубопроводы  для транспортировки угольной  суспензии 

Технологии, по которым уровень российских разработок соответствует лучшим зарубежным аналогам
1. Системы  распознавания и синтеза речи, текста и изображений

2. Системы  математического моделирования 

3. Лазерные  технологии 

4. Электронно-ионно-плазменные  технологии 

5. Технологии  ускоренной оценки и комплексного  освоения стратегически важного  горнорудного (алмазы, золото, платина)  и техногенного сырья

6. Композиты 

7. Авиационная  и космическая техника с использованием  новых технических решений, включая  нетрадиционные компоновочные схемы 

8. Технологии  изучения недр, прогнозирования,  поиска, разведки запасов полезных  ископаемых и урана 

9. Технологии разрушения горных пород, проходки горных

выработок и бурения нефтяных и газовых  скважин 

10. Технологии  воздействия на нефтегазовые  пласты 

11. Нетрадиционные  технологии добычи и переработки  твердых видов топлива и урана 

12. Технологии  углубленной переработки нефти, газа и конденсата

13. Атомная  энергетика 

14. Технологии  регенерации отработавшего ядерного  топлива, утилизации и захоронения  радиоактивных отходов 

15. Технологии  электронного переноса энергии 

16. Водородная  энергетика 

17. Технологии прогнозирования развития климатических, экосистемных, горно-геологических и ресурсных изменений

Отвечая на вопрос о том, какие первоочередные меры потребуются для ускорения  научных разработок и их реализации, от 80-90% экспортёров указали на необходимость увеличения финансирования; 70% экспортёров отметили важность доведения разработок до состояния инвестиционных проектов. Особо подчёркивалась острота проблемы ускорения кадров и необходимости привлечения молодёжи в первую очередь в сферу информационных технологий и электроники, производственных технологий, экологии.

КТФУ, имеющие наибольшие перспективы  выхода на мировой рынок 
1. Авиационная  и космическая техника с использованием  новых технических решений, включая  нетрадиционные компоновочные системы 

2. Атомная  энергетика 

3. Системы  распознавания и синтеза речи, текста и изображений 

4. Технологии  регенерации отработавшего ядерного  топлива, утилизации и захоронения  радиоактивных отходов 

5. Многопроцессорные  ЭВМ с параллельной структурой 

6. Системы  математического моделирования

7. Рекомбинантные  вакцины 

8. Транспортные  средства на альтернативных видах  топлива 

9. Полимеры 

10. Лазерные  технологии 

 

3. Наука Западной  Европы: реалии и  перспективы.

Развитие  науки и технологии на протяжении трех минувших веков происходило под бэконовским афористичным девизом «Знание — сила». В этот период наука Европы как часть европейской культуры (с ее еще в античности сформировавшимся пониманием исследования как объективного процесса, основанного на логических рассуждениях и измерениях) не имела равных в мире и триумфально преумножала свои достижения как в естествознании, так и в технических и социальных дисциплинах: «Исторически сама идея прогресса, которая не старше Фрэнсиса Бэкона и Рене Декарта, родилась как идея научного прогресса».

Однако  в XX веке ситуация кардинально изменилась. Уже к 1930-м, еще до массовой эмиграции  европейских ученых в США, начала заявлять о себе в мировом масштабе американская наука, хотя первоначально  и преимущественно как промышленная наука. Взаимодействие европейской и американской науки имеет сегодня не только прагматический, но и в значительной степени символический смысл: США давно стали бесспорным мировым лидером постиндустриальной, технологической науки; носителем же традиций фундаментального теоретического знания по-прежнему остается Западная Европа. В культурологическом плане евро-американское сотрудничество предстает как взаимодействие «науки — творчества» и «науки — массового производства». Похоже, именно этим взаимодействием и будут определяться основные параметры науки наступившего столетия [2].

В последней  четверти XX века европейская наука  оказалась втянутой в соревнование как с американской, так и с  японской наукой, а затем и с  исследовательской практикой «азиатских тигров» Индии и Китая. Результаты этого соперничества измеряются не только количественными параметрами (по данным на 2000 год 38,4 процента научных исследований сегодня проводится в Северной Америке. 35.4 — в Европе, а 19 — в Японии и «новых индустриальных странах» Азии), но и эффективностью взаимодействия науки с культурой конкретного региона, с идеями «просвещения» в их классически европейском и постмодернистском вариантах.

3.1 Исследовательские  позиции Европы

При всей очевидности успехов соперников из Нового Света исследовательские позиции Европы по-прежнему сильны: даже без учета стран Центральной и Восточной Европы и России. Европа Западная, Северная и Южная производит около 34 процентов, мировой печатной исследовательской продукции — масштаб, вполне сопоставимый с вкладом США в мировую науку. Ныне Европа создает свыше 50 процентов мировой научной продукции в физике и химии, более 40 — в биомедицинских исследованиях, клинической медицине, математике, науках о Земле и космосе.

Ученым  Европы принадлежат многие из научных достижений, ставших символами мирового развития последней четверти XX века. Так, томограф — прибор, совершивший революцию в медицине и ознаменовавший новый этап в развитии мировой науки в целом (в центре научных изысканий оказался человек, а физика уступила место биологии), был создан в 1971 году в Великобритании; ей же принадлежит наиболее громкое достижение конца века — удачный эксперимент по клонированию млекопитающих. Технологию Интернета изобрел в 1989 году Т. Бернерс-Ли, специалист по компьютерам из Оксфорда, работавший в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН) в Швейцарии. Европейским лидером конца столетия вновь оказалась Великобритания.

Тем не менее перспективы науки как  института отнюдь не безоблачны. За последние 40 лет отношение к ней сменилось с восторженного на сдержанное. Во всем мире сократились бюджетные ассигнования на науку, а после завершения «холодной войны» во всемирном масштабе стала сокращаться и оборонная наука.

Практически повсеместно происходит подчинение познания требованиям эффективности и быстрой востребованности на рынке. Система безусловных научных приоритетов фактически свелась к двум: медицине и фармакологии.

В промышленно  развитых странах постепенно утрачивает значимость тезис о самодостаточности фундаментальных исследований. Наука становится «слишком прикладной» и с технологической точки зрения все более приближается к производственному процессу. Что это сулит науке? Чем заменят европейцы порожденный ими в Новое время идеал прогресса как прогресса науки?

В целом  европейскую науку характеризуют  сегодня как более сдержанный темп исследовательской активности (о причинах этого мы еще скажем), так и более критическое отношение массового сознания к ее достижениям.

3.2 Перспективы науки в Европе

Перспективы науки в Европе отчасти проясняет  концепция европейского научного пространства (ЕНП) как новой реалии стран ЕС. Эта «идеология» заложена в стратегию будущих мер поддержки исследований в странах Европейского Союза. Стратегия ЕНП органично продолжает курс на создание в Европе различных интегративных структур. Европейское экономическое пространство уже стало реальностью, европейское научное пространство еще только предстоит создать, но необходимость этого уже не подвергается сомнению. Глобализация экономики и коммуникаций, инновационные и многие другие императивы сделали становление ЕНП целью, реализация которой не терпит отлагательства.

При всем осознании необходимости перемен  ответ Европы на вызовы глобализации явно недостаточен по сравнению с другими лидерами мировой науки. В 12007 году в Европе на «исследования и разработки» («research&development») было затрачено всего 1,8 процента ВВП, тогда как в США — 2,7, в Японии — 3,1. Европа отстает и по количеству исследователей, числу патентов и экспорту высоких технологий. Сознавая это, Европейская комиссия в январе 2000 года провозгласила создание европейского научного пространства как основы для формирования на континенте «общества, основанного на знаниях», Европарламент поддержал этот проект в резолюции от 18 мая 2000 года, идея ЕНП с удовлетворением воспринята европейским научным сообществом и промышленностью.

Реализация  этой программы потребует более  структурированной, чем прежде, политики. Значительно теснее должна стать  связь между национальными исследовательскими программами и межправительственными исследовательскими инициативами. Кооперационные сети различных уровней должны послужить тем остовом, на базе которого будет строиться ЕНП. Направления ЕНП не предрешают структуру очередной шестой «рамочной программы», а самостоятельно распределяются по следующим профильным областям:

— исследовательская  активность (приоритет промышленных исследований, сети и координация  национальных программ);

— исследования и инновации (усиление возможностей технологических инноваций в ЕС);

— проведение европейской политики в области  исследовательской инфраструктуры, в том числе крупномасштабных электронных сетей;

Информация о работе Основные направления научных исследований в России и за рубежом