Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:31, реферат
Уровень развития национальных систем "науки и техники" стал на рубеже веков одним из основных факторов, оказывающих огромное влияние на социальное и экономическое развитие стран мира, их место в системе мирового хозяйства.
Расчеты исследователей показывают, что именно он и связанные с ним технические инновации стали основой современного благосостояния и высокого жизненного уровня населении. В связи с этим изучение национальных научно-технических систем стран мира, уровня их развития представляется нам одной из важных задач научных исследований.
Введение.................................................................................................................3
1.Типы стран по уровню развития науки.............................................................4
1.1 Страны с высоким уровнем развития науки (I группа).................................6
1.2 Страны со средним уровнем разили науки (II группа)..................................7
1.3 Страны с низким уровнем развития науки (III группа).................................8
2. Особенности российской науки......................................................................10
2.1 Экспертиза критических технологий............................................................13
2.2 Результаты экспертных оценок.....................................................................14
3. Наука Западной Европы: реалии и перспективы...........................................17
3.1 Исследовательские позиции Европы............................................................17
3.2 Перспективы науки в Европе........................................................................18
3.3 Научная деятельность в США......................................................................20
Заключение...........................................................................................................23
Список использованных источников..................................................................24
Теперь
при существенно изменившихся внешних
и внутренних экономических факторах
назрела необходимость в
2.1 Экспертиза критических технологий.
В число основных задач экспертизы входили:
оценка актуальности каждой технологии с точки зрения экономического прогресса (повышения эффективности экономики, создания конкурентоспособных на внешнем рынке видов продукции и услуг), социального развития (влияния на повышение уровня и качества жизни населения), обеспечения обороноспособности страны, улучшения экологической обстановки; оценка практической значимости конечных результатов по каждой технологии с точки зрения возможностей выхода на мировой рынок и развития внутреннего рынка.
Для проведения более качественной экспертизы исходный перечень из 70 критических технологий федерального уровня был детализирован, таким образом, что каждая КТФУ была разбита на три пять технологий, раскрывающих в совокупности ее содержание. Всего в детализированном перечне - 258 технологий. Он подробно обсуждался и был согласован с соответствующими управлениями Миннауки России, координирующими различные направления развития науки и техники.
В процессе экспертизы оценивались технологии детализированного перечня, а затем рассчитывались интегральные характеристики КТФУ. Это дало возможность не просто оценить и сравнить состояние отдельных критических технологий, но и выявить сильные и слабые стороны каждой из них.
2.2 Результаты экспертных оценок.
Оценки оказались весьма неоднородными. Для экономического развития наиболее актуальны информационные технологии и биотехнологии, для социального развития - экологические и медицинские, для повышения обороноспособности - информационные технологии и электроника, авиакосмические и навигационные системы, для улучшения экологической обстановки - природоохранные технологии и повышение безопасности атомной энергетики.
Из действующего перечня КТФУ, Россия, по мнению экспертов, имеет «сильные» позиции по 19 технологиям, по 2 лидирует, а по 17 не уступает лучшим зарубежным разработкам.
Однако
«сильные» технологические
Результаты
исследований показали слабую корреляционную
связь между уровнем
Эксперты,
отметившие высокую актуальность критической
технологии «иформационно-
По восьми ТКФУ более 40% экспертов считают целесообразным отказаться от их дальнейшей разработки, перейти на использование подобных или замещающихся технологий либо переориентироваться на импорт готовой продукции. Причины предлагаемого отказа от дальнейшей разработки технологий различны. Так, в направлениях «Информационные технологии и электроника», «Технологии живых систем», «Топливо и энергетика», «Экология и рациональное природопользование» чаще всего отмечается наличие подобных и замещающих технологий за рубежом; в направлениях «Производственные технологии» и «Новые материалы и химические продукты» - низкий технический уровень производства и отсутствие необходимых производственных мощностей, а в направлении «Транспорт» низкая конкурентоспособность потенциальных результатов. Все это свидетельствует о том, что в отдельных областях отставание России от западных стран может стать непреодолимым.
Технологии, по которым российские разработки превосходят лучшие зарубежные аналоги: |
1. Системы
жизнеобеспечения и защиты человека в
экстремальных условиях
2. Трубопроводы для транспортировки угольной суспензии |
Технологии, по которым уровень российских разработок соответствует лучшим зарубежным аналогам |
1. Системы
распознавания и синтеза речи,
текста и изображений
2. Системы математического моделирования 3. Лазерные технологии 4. Электронно-ионно-плазменные технологии |
5. Технологии
ускоренной оценки и 6. Композиты 7. Авиационная
и космическая техника с 8. Технологии изучения недр, прогнозирования, поиска, разведки запасов полезных ископаемых и урана 9. Технологии разрушения горных пород, проходки горных выработок и бурения нефтяных и газовых скважин 10. Технологии воздействия на нефтегазовые пласты 11. Нетрадиционные
технологии добычи и 12. Технологии углубленной переработки нефти, газа и конденсата 13. Атомная энергетика 14. Технологии
регенерации отработавшего 15. Технологии электронного переноса энергии 16. Водородная энергетика 17. Технологии прогнозирования развития климатических, экосистемных, горно-геологических и ресурсных изменений |
Отвечая на вопрос о том, какие первоочередные меры потребуются для ускорения научных разработок и их реализации, от 80-90% экспортёров указали на необходимость увеличения финансирования; 70% экспортёров отметили важность доведения разработок до состояния инвестиционных проектов. Особо подчёркивалась острота проблемы ускорения кадров и необходимости привлечения молодёжи в первую очередь в сферу информационных технологий и электроники, производственных технологий, экологии.
КТФУ, имеющие наибольшие перспективы выхода на мировой рынок |
1. Авиационная
и космическая техника с 2. Атомная энергетика 3. Системы распознавания и синтеза речи, текста и изображений 4. Технологии
регенерации отработавшего 5. Многопроцессорные ЭВМ с параллельной структурой 6. Системы математического моделирования 7. Рекомбинантные вакцины 8. Транспортные
средства на альтернативных 9. Полимеры 10. Лазерные технологии |
3. Наука Западной Европы: реалии и перспективы.
Развитие науки и технологии на протяжении трех минувших веков происходило под бэконовским афористичным девизом «Знание — сила». В этот период наука Европы как часть европейской культуры (с ее еще в античности сформировавшимся пониманием исследования как объективного процесса, основанного на логических рассуждениях и измерениях) не имела равных в мире и триумфально преумножала свои достижения как в естествознании, так и в технических и социальных дисциплинах: «Исторически сама идея прогресса, которая не старше Фрэнсиса Бэкона и Рене Декарта, родилась как идея научного прогресса».
Однако
в XX веке ситуация кардинально изменилась.
Уже к 1930-м, еще до массовой эмиграции
европейских ученых в США, начала
заявлять о себе в мировом масштабе
американская наука, хотя первоначально
и преимущественно как
В последней
четверти XX века европейская наука
оказалась втянутой в соревнование
как с американской, так и с
японской наукой, а затем и с
исследовательской практикой «
3.1 Исследовательские позиции Европы
При всей очевидности успехов соперников из Нового Света исследовательские позиции Европы по-прежнему сильны: даже без учета стран Центральной и Восточной Европы и России. Европа Западная, Северная и Южная производит около 34 процентов, мировой печатной исследовательской продукции — масштаб, вполне сопоставимый с вкладом США в мировую науку. Ныне Европа создает свыше 50 процентов мировой научной продукции в физике и химии, более 40 — в биомедицинских исследованиях, клинической медицине, математике, науках о Земле и космосе.
Ученым Европы принадлежат многие из научных достижений, ставших символами мирового развития последней четверти XX века. Так, томограф — прибор, совершивший революцию в медицине и ознаменовавший новый этап в развитии мировой науки в целом (в центре научных изысканий оказался человек, а физика уступила место биологии), был создан в 1971 году в Великобритании; ей же принадлежит наиболее громкое достижение конца века — удачный эксперимент по клонированию млекопитающих. Технологию Интернета изобрел в 1989 году Т. Бернерс-Ли, специалист по компьютерам из Оксфорда, работавший в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН) в Швейцарии. Европейским лидером конца столетия вновь оказалась Великобритания.
Тем не менее перспективы науки как института отнюдь не безоблачны. За последние 40 лет отношение к ней сменилось с восторженного на сдержанное. Во всем мире сократились бюджетные ассигнования на науку, а после завершения «холодной войны» во всемирном масштабе стала сокращаться и оборонная наука.
Практически повсеместно происходит подчинение познания требованиям эффективности и быстрой востребованности на рынке. Система безусловных научных приоритетов фактически свелась к двум: медицине и фармакологии.
В промышленно развитых странах постепенно утрачивает значимость тезис о самодостаточности фундаментальных исследований. Наука становится «слишком прикладной» и с технологической точки зрения все более приближается к производственному процессу. Что это сулит науке? Чем заменят европейцы порожденный ими в Новое время идеал прогресса как прогресса науки?
В целом
европейскую науку
3.2 Перспективы науки в Европе
Перспективы науки в Европе отчасти проясняет концепция европейского научного пространства (ЕНП) как новой реалии стран ЕС. Эта «идеология» заложена в стратегию будущих мер поддержки исследований в странах Европейского Союза. Стратегия ЕНП органично продолжает курс на создание в Европе различных интегративных структур. Европейское экономическое пространство уже стало реальностью, европейское научное пространство еще только предстоит создать, но необходимость этого уже не подвергается сомнению. Глобализация экономики и коммуникаций, инновационные и многие другие императивы сделали становление ЕНП целью, реализация которой не терпит отлагательства.
При всем
осознании необходимости
Реализация этой программы потребует более структурированной, чем прежде, политики. Значительно теснее должна стать связь между национальными исследовательскими программами и межправительственными исследовательскими инициативами. Кооперационные сети различных уровней должны послужить тем остовом, на базе которого будет строиться ЕНП. Направления ЕНП не предрешают структуру очередной шестой «рамочной программы», а самостоятельно распределяются по следующим профильным областям:
— исследовательская активность (приоритет промышленных исследований, сети и координация национальных программ);
— исследования и инновации (усиление возможностей технологических инноваций в ЕС);
— проведение
европейской политики в области
исследовательской
Информация о работе Основные направления научных исследований в России и за рубежом