Основные исторические формы позитивистской философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 20:41, контрольная работа

Краткое описание

Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, что невозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключает возможность ее классификации по интересам к предметной проблематики:
онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.;
по методу:
трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая;
по социально-политическим взглядам:
консервативная, леворадикальная, либеральная и др.;
по иным основаниям:

Оглавление

Введение
1 Классический позитивизм (О.Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль)
2 Неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн и др.)
3 Постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др.)
Литература

Файлы: 1 файл

димена философия.docx

— 47.42 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Тема 16  Основные исторические формы позитивистской философии

  Введение

    1 Классический позитивизм (О.Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль)

    2 Неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн и др.)

    3 Постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др.)

  Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, что невозможно дать ее однозначное  определение. И вместе с тем это  не исключает возможность ее классификации  по интересам к предметной проблематики:

онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.;

по методу:

трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая;

по социально-политическим взглядам:

 консервативная, леворадикальная,  либеральная и др.;

по иным основаниям:

 научная, ненаучная, профессиональная, житейская, рациональная, нерациональная, светская, религиозная и т.п.

Нельзя отказываться и  от прежних классификаций по историческим, культурным, национальным и иным различиям. Хотя развитие философии приобрело  всемирный характер, и тем не менее влияние национальных и культурно-исторических традиций остается существенным фактором развития современной философии. Как видно направлений философии очень много, но я рассмотрю одно направление буржуазной философии - это позитивизм: основные направления и взгляды философов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Классический  позитивизм (О.Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль)

Представителями первой, классической формы позитивизма XIX в. кроме О. Конта  были английские мыслители Дж. С. Милль, Г. Спенсер, французы П. Лаффит, Э. Ренан и др. Были позитивисты «первой волны» и в России (П. Лавров, Н. Михайловский).

Поскольку О. Конт — создатель, основоположник такого мощного философского направления, уделим ему несколько  больше внимания, чем другим, ибо  основные принципы позитивизма сформулировал именно он.

Конт Огюст (1798—1857) — французский  философ, один из основоположников позитивизма  и социологии. Был секретарем Сен-Симона, затем преподавателем Политехнической  школы в Париже. Основная работа «Курс позитивной философии: В 6 т.» (1830—1842), которая принесла ему наибольшую известность.

О. Конт полагал, что «метафизика» как учение о сущности явлений, об их началах и причинах, должна быть устранена, а ее место должна занять позитивная философия. Последнюю он мыслил как синтез, «совокупность  общих научных положений» всего  обширного положительного естественнонаучного  и социального материала. Вот  почему созданная Контом философия  называлась позитивной (положительной). Основная ее характеристическая черта  состоит в признании всех явлений  подчиненными неизменным естественным законам. Поиски же первых или последних  причин французский философ считает  «абсолютно недоступным и бессмысленным» занятием.

Применяя принцип историзма (а это несомненный плюс), т.е. полагая, что «ни одна идея не может быть хорошо понята без знакомства с ее историей», Конт показывает, что человечество пришло к позитивной философии в  ходе развития его ума. В этой связи  он выделяет три основных стадии (состояния) интеллектуальной (теоретической) эволюции человечества.

В первом, теологическом (или  фиктивном) состоянии человеческий дух объясняет природу вещей  воздействием многочисленных сверхъестественных факторов. Во втором, метафизическом (или  абстрактном) состоянии сверхъестественные факторы заменены абстрактными силами, настоящими сущностями («олицетворенными абстракциями»), с помощью которых  и объясняются все наблюдаемые  явления. В третьем, научном (или  положительном) состоянии человек  стремится к тому, чтобы, правильно  комбинируя рассуждения с наблюдениями и экспериментами, познать действительные законы явлений. При этом, согласно Конту, необходимо отказаться от возможности достижения абсолютных знаний и от познания внутренних причин явлений.

Прохождение трех указанных  состояний (стадий) Конт называет главным, основным законом развития человеческого  ума в различных сферах его  деятельности. Исходя из этого общего закона, он определяет истинную природу  положительной философии. Эта природа (т.е. основная характеристическая черта последней) состоит, по его мнению, в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и низведение числа которых до минимума и составляет цель всех познавательных усилий. В качестве примера Конт приводит ньютоновский закон тяготения («чудная теория» Ньютона), с помощью которого объясняются все общие явления Вселенной.

Указывая на «разъедающее влияние» специализации научного труда, Конт выводит отсюда необходимость  «новой науки» (т.е. положительной философии), которая и призвана к тому, чтобы  «предупредить разрозненность человеческих понятий».

Говоря о пользе и назначении положительной философии в общей  системе частных наук, Конт указывает  на четыре ее основных свойства.

Во-первых, изучение положительной  философии дает, по его мнению, единственное рациональное средство обнаружить логические законы человеческого ума, к отысканию  которых, как считает Конт, применялись  малопригодные средства.

Во-вторых, прочное обоснование  положительной философии дает ей возможность играть руководящую  роль во всеобщем преобразовании системы  воспитания и образования, где все  острее возрастает потребность в  приобретении совокупности положительных  идей по всем главным сферам действительности. Особенно важным Конт считает глубокое освоение того, что составляет суть частных наук — их главные методы и наиболее важные результаты.

В-третьих, специальное изучение общих положений наук способствует прогрессу отдельных положительных наук.

В-четвертых, важнейшее свойство положительной философии, по Конту, состоит в том, что ее можно  считать единственной прочной основой общественного преобразования.

Большой заслугой Джона Стюарта  Милля (1806—1873) — философа, экономиста и общественного деятеля, стала  разработанная им в «Системе логики» (1843) совокупность методов индуктивного исследования причинных связей. Отводя в логике важную роль индукции, он, однако, абсолютизировал этот прием исследования и отрицал дедукцию как метод  получения новых знаний. В указанной  работе английский философ утверждает, что единственным источником является опыт, предметом которого являются наши ощущения. Материя — лишь постоянная возможность ощущений, а сознание — возможность их переживаний.

В «Системе логики» содержится интуитивистская трактовка логики как всеобщей методологии наук. В  ней Милль излагает учение об именах и предложениях, дедуктивных (силлогистических) умозаключениях и индукции.

Последняя — единственно допустимый прием познания. Она же лежит в основе умозаключений логики и аксиом математики. Она, с точки зрения Милля, должна устанавливать не столько причины, сколько законы явлений.

Спенсер Герберт (1820—1903) широкую  известность получил благодаря  разработанному им в «Системе синтетической  философии» (1862—1896) учению о всеобщей эволюции, опиравшемуся особенно на эволюционные идеи Ч. Лайеля и Ч. Дарвина.

Философию он понимал как  максимально обобщенное знание законов  явлений, считая, что она отличается от частных наук только количественно, степенью обобщенности знания. Философия, по мнению Спенсера, — это однородное, целостное, основанное на частных науках знание, достигшее универсальной  общности, т.е. высшей ступени познания закона, охватывающего весь мир.

Согласно Спенсеру, этот закон состоит в развитии (эволюционизм), которое идет путем накопления вещества при одновременном рассеивании  движения. При этом развитие идет от относительно неопределенной, несвязанной  односторонности (гомогенности) к конкретной, связанной разнородности (гетерогенности), т.е. от абстрактного к конкретному и при столкновении противоположных сторон (сил).

Идею эволюции через противоречия (созидание — разрушение и др.) Спенсер перенес с живых существ  на все предметы и явления и  разработка данной идеи — несомненная  его заслуга. Однако, данную диалектическую идею (хотя и с элементами стихийного материализма) он понимал в целом  механистически как перераспределение  в мире вещества и движения, и  этим самым стирал грань между  различными областями материального мира.

Под это механистическое  понимание эволюции Спенсер пытался  подвести все явления — от неорганических до нравственных и социальных. Отказываясь искать причины эволюции, английский философ понимал эволюционизм как простое описание фактов. Его концепция эволюции не могла объяснить качественные изменения в развитии.

Однако, объективности ради, нельзя не сказать о том, что его философия резюмировала принципы и фактический материал естествознания (и всей науки) своего времени. И хотя в целом она давала им механистически-метафизические объяснения, вместе с тем философия Спенсера внесла идею историзма в этнографию, историю религий, психологию — что следует признать его важным достижением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    2 Неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн и др.)

Это второй — последний — этап позитивизма и одно из основных направлений западной философии, особенно активно себя проявившее в 30—60-е гг. XX в. (Карнап, Шлик, Найрат, Рейхен-бах и др.). Основные идеи неопозитивизма были сформулированы в 20-е гг. XX в. в рамках деятельности Венского кружка.

Представители неопозитивизма внесли определенный вклад в решение  целого ряда сложных и актуальных философско-методологических проблем. В их числе: роль знаково-симво-лических средств в научном познании, возможности математизации знания, соотношение теоретического аппарата и эмпирического базиса науки и др. Отделяя науку от философии, они считали, что единственно возможным знанием является только специальное знание, а задача философии — анализ языковых форм последнего, и прежде всего языка науки. Однако элиминация из науки традиционных философских вопросов («метафизики») как бессмысленных, сведение философии только к логическому анализу языка науки, абсолютизация формальной логики — эти и ряд других установок неопозитивизма впоследствии обнаружили свою ограниченность.

Важное значение неопозитивисты придавали принципу верификации. Верификация (доказательство, подтверждение) — процедура установления истинности научных положений в процессе их эмпирической проверки, т.е. с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. В современной логике и методологии науки различают непосредственную верификацию (наиболее тесно и прямо «выходящую» на факты) и опосредованную (через логические следствия из проверяемого положения). Однако, строго говоря, любая верификация является опосредованной (косвенной), ибо факты всегда так или иначе «теоретически нагружены». «Чистого опыта», зафиксированного в так называемых «протокольных предложениях», быть не может, как полагали представители логического позитивизма. Тем не менее верифицируемость научных выводов может быть отнесена к одному из важных признаков (критериев) научности.

Рассмотрим кратко идеи одного из крупных представителей неопозитивизма Р. Карнапа.

Карнап Рудольф (1891—1970) —  австрийский философ и логик, один из лидеров логического позитивизма. Преподавал в Венском и Пражском университетах, с 1931 г . работал в США.

Основные работы: «Значение  и необходимость». М., 1959; «Философские основания физики. Введение в философию  науки.» М., 1971; «Введение в символическую логику» (1954).

Обосновывая свою концепцию, Карнап считал важным уточнение основных понятий философии и науки  с помощью аппарата формальной (математической) логики. Опираясь на идеи Витгенштейна и Рассела, главную задачу философии науки он видел в анализе структуры естественнонаучного знания формально-логическими средствами. Некоторые результаты этого анализа были использованы в исследованиях по кибернетике.

Карнап активно участвовал в разработке неопозитивистской  модели научного знания. Ее суть — все  предложения науки должны быть верифицированы, т. е, сведены к т. наз. «протокольным  предложениям». Последние абсолютно  достоверны, выражают «чистые» чувственные  переживания субъекта, лежат в  основе научного знания, нейтральны по отношению ко всему остальному знанию, гносеологически первичны. Предложения, которые верифицировать невозможно, — не имеют смысла и должны быть устранены из науки. Такая же судьба уготована традиционной философии.

Философско-логические представления  Карнапа менялись в ходе его творческой эволюции. Так, «поздний» Карнап делает предметом исследования не только формальный, но и смысловой аспект языка науки, пытаясь на основе исходных понятий  логической семантики построить  единую систему формальной логики. В последние годы жизни Карнап более решительно, чем раньше, высказывал положение о существовании «ненаблюдаемых материальных объектов» как основы для построения логических систем, близкое к естественнонаучной материалистической тенденции. Постепенно отходил он и  от неопозитивистской модели научного знания.

Таким образом, неопозитивизм  сводит задачи философии не к систематизации конкретного естественнонаучного  знания, как это делал «классический» позитивизм, а к деятельности по анализу языковых форм знания. Если «классический» позитивизм ориентировался на психологию познания, то неопозитивизм  в большей степени опирается  на логику. Знание для него является действительным только тогда, когда  оно может быть адекватным образом представлено в языке.

Говоря о позитивизме  в целом, следует сказать, что  это сложный, неоднозначный феномен, который нельзя оценивать преимущественно  в негативном плане. Во всех своих  формах он оказал значительное влияние  на естественные, гуманитарные науки и науки о познании, мышлении.

Информация о работе Основные исторические формы позитивистской философии