Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 11:41, реферат
В ходе исторического развития философии возникали самые разнообразные попытки разрешения основных проблем человеческого знания. Поэтому внутри общего развития философии каждая проблема имеет свою особенную историю, которая, хотя и стоит в очень тесной связи с общей историей развития взглядов, однако, в известном смысле самостоятельна, в этом обособлении вместе с тем обнаруживаются основания, которые постепенно привели к различным решениям философских проблем.
Развитие главнейших направлений философской мысли связывается с тремя основными проблемами: с гносеологической, метафизической и этической. Центральное положение среди указанных нами проблем занимает метафизическая. Все общие вопросы не входящие в область теории познания, в конце концов, приводят к метафизике. Теория познания, метафизика и этика являются тремя главными частями философии.
Введение 3
1. Объективный идеализм философии Платона 4
2. Субъективный идеализм Дж. Беркли 7
3. Абсолютный идеализм Гегеля 10
4. Материалистические тенденции в античности и французском Просвещении 13
5. Материализм Фейербаха и Маркса 19
Заключение 23
Список использованной литературы: 24
Л. Фейербах (1804-1872 гг.) — единственный представитель материализма в классической немецкой философии. Материализм Фейербаха оказал мощное влияние на русских революционеров-демократов А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского. Влияние идей этого философа испытали и классики марксизма.
Главный вопрос, который интересовал Фейербаха, это проблема человека, его сущности. Причем под человеком он понимал не нечто абстрактное (например, самосознание, как у Гегеля), а реальное существо во всех проявлениях.
В философии Фейербаха человек рассматривается как «исходный пункт и конечная цель» всех философских исследований. Поэтому философия Фейербаха — это философская антропология.
Человек, согласно Фейербаху, есть «зеркало природы». Оно — порождение природы и является отражением ее естественных сил и способностей. Поэтому нет ничего сверхъестественного в природе вещей. Все так называемое «сверхъестественное» должно быть сведено посредством человека к естественному, т. е. к природе. В этом положении кратко выражается суть антропологического принципа философии Фейербаха. Поэтому «истина не есть ни материализм, ни идеализм, ни физиология, ни психология, истина — только антропология».
Основные положения
Онтология. Бытие предшествует мышлению. Природа есть первичное. Материя — это бытие «вне мышления, субстрат реальности», т. е. всего реально существующего. «Быть — значит чувственно быть».
Учение о человеке. В учении о человеке Фейербах различает понятия «человеческая природа» и «человеческая сущность» (или сущность человека). Человеческая природа — это совокупность естественных данных от природы сил и способностей каждого отдельного человека. Но «отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает в себе человеческой сущности», потому что его человеческая сущность наличествует, согласно Фейербаху, только в его отношении к другому человеку, т. е. «только в общении, в единстве человека с человеком». Поэтому «сообщество людей есть изначальный принцип» истинной философии человека.
С точки зрения этого принципа Фейербах рассматривает и природу сознания. Каковы формы общения людей, таковы и формы их сознания, чувствований и верований. Превратным отношениям соответствуют превратные формы жизненного проявления человека — его превратные чувства, иллюзии и ложные представления.14
С этой точки зрения Л. Фейербах подходит к критике религии. В религиозных представлениях отражается родовая сущность человека и неадекватные (превратные) условия ее существования. Религия есть отражение человеческой сущности. Ее основу составляет «чувство зависимости человека» от внешней природы и от природного в самом себе. Религия есть отношение человека к своей собственной сущности, т. е. способ самосознания и опредмечивания в религиозных представлениях самое себя, т. е. свое же собственное родовое существо.
Марксистская философия возникла как прямое продолжение традиции материалистической философии XVIII-XIX вв. и положительной диалектики, идейно связанной с философией Г. Гегеля. Основоположниками этой формы философского мировоззрения являются К. Маркс (1818-1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820-1895 гг.).
Состав и содержание марксистской философии
Марксистская философия состоит из двух частей: диалектического и исторического материализма.
Диалектический материализм представляет собой синтез материализма и диалектики. Основополагающими положениями этой новой исторической формы материализма являются:
1. Принцип материального единства мира, в соответствии с которым всякое бытие есть либо материальная вещь (предмет), либо свойство материальной вещи, либо отношение материальных вещей.
Исторический материализм является конкретизацией принципов диалектического материализма применительно к обществу и человеческой истории. С именем К. Маркса и Ф. Энгельса связывают разработку нового, материалистического понимания истории. Основной принцип материалистического понимания истории формулируется следующим образом: общественное бытие определяет общественное сознание. Общественное бытие — это материальная жизнь общества, а общественное сознание — духовная жизнь общества. В полном соответствии с духом материализма общественное сознание с точки зрения его сущности рассматривается как отражение общественного бытия. Фундаментом общественного бытия является материальное производство. В своей конкретной форме оно выступает как исторически определенный способ производства материальных благ, представляющий собой конкретно-историческое единство производительных сил и производственных отношений. В состав производительных сил входит человек (главная производительная сила) и средства производства (предмет труда и средства труда). Производственные отношения различаются следующими видами: отношение процесса производства, отношения распределения, отношения обмена и отношения потребления. В своей совокупности и в определенной исторической форме они составляют базис общественной системы, над которым, как над своим основанием, возвышается надстройка. В состав надстройки входят общественное сознание и его отношения (правовые, политические, нравственные, эстетические и религиозные). Базис и надстройка рассматриваются в качестве главных элементов структуры общественно-экономической формации, т. е. исторически определенного типа общества. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений подвержено определенному закону, который определяет смену различных общественных системе (общественно-экономических формаций). Этот закон известен как закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Смена общественно-экономических формаций понимается как объективный, естественно-исторический процесс.15
В нашей работе дали характеристику основным философским направлениям – идеализму и материализму.
В результате мы сделали следующие выводы:
Метафизические направления развивались постепенно, что особенно обнаруживается из той последовательности, в которой они выступили в античной философии. Первоначально появились на сцене материалистические миросозерцания. Потом из них развился идеализм, выступивший после ряда подготовительных попыток в первый раз в платоновской философии в резко очерченной форме, сообщив свое название и более поздним направлениям подобного же рода. Платон — выдающийся представитель объективного идеализма, его основоположник, давший эвристический толчок развитию всей западной философии. Идеалистическая диалектика Платона оказалась вершиной античной диалектики.
Философия Дж. Беркли имеет своим исходным пунктом критику непоследовательности Локковского сенсуализма. Материя есть субстрат вещественных качеств и свойств. Все качества и свойства — вторичны, т. е. субъективны. Они существуют только в сознании воспринимающего субъекта. Беркли отверг объективное существование телесной субстанции и вещей внешнего мира. Единственной субстанцией Дж. Беркли признает индивидуальное сознание субъекта.
Ядром диалектики Гегеля является учение о противоречии как источнике и движущей силе развития. Противоречие — источник всякой диалектики. Такова истина гегелевской философии.
Л. Фейербах — единственный представитель материализма в классической немецкой философии. В его философии человек рассматривается как «исходный пункт и конечная цель» всех философских исследований. Марксистская философия возникла как прямое продолжение традиции материалистической философии XVIII-XIX вв. и положительной диалектики,
1. Васильев В. А. Философия Л. Фейербаха // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - N2.
2. Вундт В. Введение в философию. – М.: Добросвет, 1998.
3. Голубев С. В. Учение Платона об идеальном государстве //Философия и общество. - 2005. - N 1.
4. Коротких В. И. Система философии Гегеля как предмет историко-философского рассмотрения // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. - 2002. - № 6.
5. Лосев А.Ф. История античной эстетики. – М.: Логос, 1997.-Т. 1.
6. Лурье С. Я. Демокрит: Тексты. Перевод. Исследования, -Л., 1970.
7. Материалы и исследования по истории платонизма / Под ред. Р.В. Светлова, А.В. Цыба. - СПб. : Санкт-Петербургский университет, 1997.
8. Ойзерман Т. И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. - 2000. - № 2.
9. Платон //Философские науки. - 2005. -N 12.
10. Реалистическая философия /Под ред. В.Л. Обухова. – Спб: Пушкин, 2003.
11. Современный субъективный идеализм: критические очерки / АН СССР, Ин-т философии; Под ред. М.П. Баскина, М.Ш. Бахитова; Академия наук СССР, Институт философии. - М. : Политиздат, 1957.
12. Философия /Под ред. Проф. В.Д, Губина. – М.: Гардарики, 2005.
13. Хомелев Г.В. Философия. – Спб: Экономикс, 2003.
14. Маслобоев О. Д. Погружаясь в античность //Вестник Российского философского общества. - 2005г. - № 3.
В противоположность системе тождества Шеллинга, покоящейся на идее метафизического параллелизма, у Гегеля господствует взгляд, что природа и дух — последовательные формы развития единого абсолютного бытия, которое в своих формах сознает себя мыслящим разумом. Таким образом, природа по учению Гегеля, - ступень в развитии, предшествующая духу, еще бессознательное стремление разума, который в человеческом сознании и преимущественно в продуктах человечества, в государстве и истории в искусстве и религии, постепенно возвышается до самосознания достигающего в конце концов, в философии понимания всего предшествующего развития в необходимой, внутренне закономерной связи. Отдельны, работы Гегеля, проведенные по этой схеме, обладают далеко неодинаковым значением. В натурфилософии бледная шаблонная конструкция понятий, опирающаяся на конструкцию Шеллинга, лишена всякого научного значения; в эстетике, в философии религии и истории разбросана масса ценных мыслей; руководящая же везде идея развития, имманентного самой духовной жизни, сообщает системе Гегеля в этих областях мировое значение в том отношении, что она выдвинула на первый план духовную закономерность в обществе и истории. В основе системы Гегеля лежит историко-философская мысль, что всякое понятие в имманентном движении всей духовной жизни переходит в свою противоположность, потом объединяется с ней в высшем единстве и при продолжении этого процесса пробегает целый ряд ступеней духовного развития. Так, последний из продуктов субъективного духа, воля, через содержащийся в ней момент свободы, вместе с тем является исходным пунктом самого общего из объективных продуктов духа, права. Свободе в морали противостоит долженствование как дополняющая ее противоположность; мораль настолько же индивидуальна и конкретна, насколько право обще и абстрактно. Право и мораль, в свою очередь, соединяются в формах объективной нравственности: в семье, гражданском обществе и государстве, из которых каждый следующий член, как высший "заключает в себе предшествующий, так что государство, как высшее осуществление объективного духа требует все предшествующие ступени в качестве средств для своих собственных целей; поэтому Гегель вполне соглашается с платоновской идеей государства, по которой индивид существует для целого, а не наоборот. Но и само государство у него в истории входит, в свою очередь, в процесс развития мирового духа носителями которого являются отдельные народы и в развитии которого каждый из них осуществляет определенную идею.
1 Материалы и исследования по истории платонизма : межвузовский сборник / Под ред. Р.В. Светлова, А.В. Цыба. - СПб. : Санкт-Петербургский университет, 1997 – с. 12.
2 Платон //Философские науки. - 2005. -N 12. – с.55-56.
3 Голубев С. В. Учение Платона об идеальном государстве //Философия и общество. - 2005. - N 1. – с.44.
4 Современный субъективный идеализм: критические очерки / АН СССР, Ин-т философии; Под ред. М.П. Баскина, М.Ш. Бахитова ; Академия наук СССР, Институт философии. - М. : Политиздат, 1957. – с.69-70.
5 Хомелев Г.В. Философия. – Спб: Экономикс, 2003. – с.157-158.
6 Коротких В. И. Система философии Гегеля как предмет историко-философского рассмотрения // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. - 2002. - № 6. - С. 9-10.
7 Вундт В. Введение в философию. – М.: Добросвет, 1998. – с.305-306.
8 Философия /Под ред. Проф. В.Д. Губина. – М.: Гардарики, 2005, с.96.
9 Лурье С. Я. Демокрит: Тексты. Перевод. Исследования, -Л., 1970., с.19.
10 Лосев А.Ф. История античной эстетики. – М.: Логос, 1997.-Т. 1, с. 55.
11 Маслобоев О. Д. Погружаясь в античность //Вестник Российского философского общества. - 2005г. - № 3, с.87.
12 Философия /Под ред. Проф. В.Д, Губина. – М.: Гардарики, 2005. – с.249-250.
13 Реалистическая философия / Под ред. В.Л. Обухова. – Спб: Пушкин, 2003. – с.100-101.
14 Васильев В. А. Философия Л. Фейербаха // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - N2. - С. 173-174.
15 Ойзерман Т. И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. - 2000. - № 2. - С. 4-5.
Информация о работе Основные философские направления Объективный идеализм философии Платона