Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 11:41, реферат
В ходе исторического развития философии возникали самые разнообразные попытки разрешения основных проблем человеческого знания. Поэтому внутри общего развития философии каждая проблема имеет свою особенную историю, которая, хотя и стоит в очень тесной связи с общей историей развития взглядов, однако, в известном смысле самостоятельна, в этом обособлении вместе с тем обнаруживаются основания, которые постепенно привели к различным решениям философских проблем.
Развитие главнейших направлений философской мысли связывается с тремя основными проблемами: с гносеологической, метафизической и этической. Центральное положение среди указанных нами проблем занимает метафизическая. Все общие вопросы не входящие в область теории познания, в конце концов, приводят к метафизике. Теория познания, метафизика и этика являются тремя главными частями философии.
Введение 3
1. Объективный идеализм философии Платона 4
2. Субъективный идеализм Дж. Беркли 7
3. Абсолютный идеализм Гегеля 10
4. Материалистические тенденции в античности и французском Просвещении 13
5. Материализм Фейербаха и Маркса 19
Заключение 23
Список использованной литературы: 24
Содержание
В ходе исторического развития философии возникали самые разнообразные попытки разрешения основных проблем человеческого знания. Поэтому внутри общего развития философии каждая проблема имеет свою особенную историю, которая, хотя и стоит в очень тесной связи с общей историей развития взглядов, однако, в известном смысле самостоятельна, в этом обособлении вместе с тем обнаруживаются основания, которые постепенно привели к различным решениям философских проблем.
Развитие главнейших направлений философской мысли связывается с тремя основными проблемами: с гносеологической, метафизической и этической. Центральное положение среди указанных нами проблем занимает метафизическая. Все общие вопросы не входящие в область теории познания, в конце концов, приводят к метафизике. Теория познания, метафизика и этика являются тремя главными частями философии.
Различие основных метафизических направлений с самого зарождения философии определяется отношением, в котором стоят два более специальные из указанных понятий, непосредственно примыкающие к опыту, материя и душа, к более общему, субстанции. Из трех таких возможных основных отношений возникли, таким образом, три самые общие миросозерцания, между которыми возможны, в свою очередь переходы. Если материя, мыслимая как основа телесного мира, вместе с тем, принимается за общую субстанцию, то возникает материализм. Если, наоборот, духовное или в форме индивидуальной души, или в форме общего духовного принципа, мыслимого по аналогии с душевными деятельностями, делается субстанцией, то возникает идеализм. Наконец, при попытке удовлетворить равномерно различным сторонам действительности возникает направление, называемое вообще реализмом.
В нашей работе мы дадим характеристику основным философским направлениям – идеализму и материализму.
Платон — выдающийся представитель объективного идеализма, его основоположник, давший эвристический толчок развитию всей западной философии. Идеалистическая диалектика Платона оказалась вершиной античной диалектики. После Платона она не поднялась выше даже у Аристотеля. И к той форме диалектики, которая развивалась Платоном, всерьёз вернётся в начале 19 века только Гегель.
Теория «идей» Платона называется наивной, так как она представляет собой стержневую линию и не учитывает многих сложностей, а потому может быть подвергнута критике. Критика теории «идей» Платона раскрывается по линии ее дуализма, а также сведения подлинного бытия лишь к идеям, которые не имеют прямого отношения к земному чувственному миру. Платон проводит новый подход к своей концепции идей. Он полагает, что «идеи» представляют собой противоречивое единство единого и многого, бытия и небытия, движения и покоя, и это единство — источник любого изменения. В этом проявляется диалектика позднего Платона, которая признает противоположности тождественными, когда одно определение переходит в свою противоположность. Так, бытие предполагает небытие, единое — многое, покой — движение, тождество — различие.
Чтобы правильно понять учение Платона, нужно уяснить философский смысл различия подлинного и неподлинного бытия, т. е. бытия, обладающего всей полнотой реальности (абсолютного), и бытия, не обладающего полнотой (и потому относительного, и даже иллюзорного).1
Платон в своем позднем диалоге «Тимей» говорит о необходимости различать:
1) то, что всегда существует и никогда не становится (т. е. не изменяется, не исчезает и не возникает)
2) то, что всегда становится то тем, то иным (т. е. постоянно изменяется, возникает и исчезает), и поэтому никогда не существует (не существует как нечто прочное, вечное).
Первое есть образ сущности, или истинного бытия. Второе есть образ явления, или неистинного бытия. Предметом философии является истинное бытие, т. е. бытие абсолютное (непреходящее, вечное).
Основные положения учения Платона сводятся к следующему:
Существует два рода бытия, или сущего: подлинное и неподлинное, производное от подлинного. Истинный мир — это мир бестелесных, нематериальных, сверхчувственных сущностей, или идей. Эти сущности (идеи) — совершенны, неизменны и постоянны. Неистинный мир — это мир материальных вещей, производных, вторичных по отношению к идеям. Идея — это и причина вещи, и образец (эйдос), по которому она создана. Каждому классу вещей соответствует в мире бестелесных форм некоторая идея.
Мир материальных вещей реален, но эта реальность конечная, во многом призрачная, иллюзорная. Реальность этого мира состоит в том, что в нем, в его материальных образах, отражается высшая реальность мира духовного.
Если мир вещей при всем его несовершенстве и изменчивости форм все же обладает значением реальности, то материя, из которой состоят вещи, рассматривается Платоном как истинное небытие, нечто ирреальное. Это некое бренное содержание, находящееся в непрерывном изменении. Изменчивость, непостоянство, текучесть, отсутствие какой-либо прочной определенности — основные признаки неподлинности материи и материального мира. Именно здесь имеет место диалектика Гераклитовых противоположностей, которые постоянно борются друг с другом и переходят друг в друга. Этот мир несовершенен. Вещи непрерывно изменяются, возникают и гибнут. Даже человеческая мысль, идущая вслед за этими изменениями, — изменчива и текуча, а потому не способна адекватно выразить совершенную идею.2
Таким образом, действительное отношение мира вещей и мира идей состоит в том, что не идеи сообразуются с вещами, а, напротив, вещи сообразуются с идеями. Мир вещей — всего лишь тусклый отблеск (образ) мира идей. Поскольку идеи предшествуют материальным вещам, постольку философия Платона есть объективный идеализм. Эта же предпосылка лежит в основе теории познания Платона.
Учение Платона о душе составляет основу его этического мировоззрения, которое во многом совпадает с учением его учителя Сократа. Душа трактуется Платоном в духе учения пифагорейцев. Она не зависит от тела, покидает его в момент смерти и странствует в мире идей. Душа трехчастна: высшей частью ее является разум, второй частью души является воля и благородные страсти, третьей, низшей частью души выступают чувственные влечения (материальные привязанности и страсти), это так называемая вожделеющая душа. Преобладание тех или иных качеств души лежит в основе различных типов людей.
В своем учении о познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Платон подошел к познанию с позиций диалектики. Особенно подробно Платон разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя и т.д. Для философии природы Платона характерна ее связь с математикой. Платон анализировал диалектику понятий. Это имело огромное значение для последующего развития логики.
Воспитание человека (души) является главной проблемой платоновской философии. Наиболее полно эта проблема раскрывается в сочинении «Государство». Справедливость выступает синонимом государства, с одной стороны, и важнейшим жизненным достоянием человека — с другой. Идеальным государством у Платона является государство, устроенное в соответствии с его идеей. А его идея — это идея Всеобщего Блага. Платоновское государство — это теоретическая схема утопического государства, в котором жизнь общества подчинена строгому государственному контролю.3
Философия Дж. Беркли (1685-1753 гг.) имеет своим исходным пунктом критику непоследовательности Локковского сенсуализма. В частности, его концепцию первичных и вторичных качеств.
Согласно Локку, в ощущениях мы получаем информацию о качествах воспринимаемых вещей: теплое, плотное, сладкое, прямое, кривое, движущееся, покоящееся, и т. п. Но эти качества различны.
Первичные качества, которые мы получаем через ощущения, — объективны. Они объективны в том смысле, что существуют в самом объекте, вне нас и нашего сознания и не зависят от воспринимающей способности субъекта.
Вторичные качества — субъективны, т. е, зависят от органов чувств воспринимающего субъекта. Это субъективные состояния человеческой чувственности, как сказал бы И. Кант, которым в объективном мире ничего не соответствует.
К первичным качествам Локк относил такие качества, как плотность, протяженность, вес, форма, движение или покой, число. Вторичные качества — цвет, сладкое, теплое, соленое, холодное и т. п. Ощущения, воспроизводящие нам эти вторичные качества, не являются отражением самих вещей. Сами объекты не обладают ни теплом, ни холодом, ни сладостью, ни горечью, ни чем-нибудь еще подобного рода. Эти качества зависят только «от воспринимающей способности... человеческих органов» (Локк). Именно в этом и состоит непоследовательность Локка как материалиста; он допускает, что не все ощущения, восприятия и т. п. являются отражениями вещей.
С точки зрения Дж. Беркли, все качества, наличествующие в наших ощущениях, — только вторичны, т. е. зависят от воспринимающей способности наших органов чувств. Поэтому и протяженность, и вес, и движение, и покой, и форма, и число — зависят от самого воспринимающего, существуют не объективно (сами по себе), а субъективно, т. е, лишь, будучи воспринимаемыми и только в процессе восприятия. Возникает справедливый вопрос: что такое вещь и мир вещей? Согласно Беркли, вещи есть комплексы ощущений субъекта. Пока длится процесс восприятия, они существуют. С прекращением восприятия исчезает мир вещей. Наши ощущения и восприятия — критерий существования чего бы то ни было: существовать значит быть воспринимаемым.4
Отсюда можно сделать две важные экспликации. Во-первых, субъект и объект — тождественны. Без субъекта нет объекта. Верно и обратное. Но само это тождество не есть равенство сторон. Существование вещей зависит от субъекта. Тождество существует на основе субъекта, его индивидуального сознания. Во-вторых, получается, что ощущения и восприятия непосредственно достоверны и истинны, раз они рассматриваются в качестве критерия существования вещей.
Именно с этих позиций Беркли критикует понятие материи.
Материя вообще (как таковая) — есть нечто лишенное конкретных качеств. Но такая материя не может быть воспринимаема. Следовательно, она не существует.
Материя есть субстрат вещественных качеств и свойств. Все качества и свойства — вторичны, т. е. субъективны Они существуют только в сознании воспринимающего субъекта. Следовательно, материя как всеобщий субстрат чувственно воспринимаемых качеств и свойств — всего лишь фикция.
Таким образом, Беркли отвергает объективное существование телесной субстанции и вещей внешнего мира. Единственной субстанцией, существование которой признает Дж. Беркли, является индивидуальное сознание субъекта. Мир есть мое сознание, мое восприятие, мое представление, моя воля. Эта позиция и есть субъективный идеализм.
Слабость этой позиции обнаруживается, прежде всего, в неспособности исходя из предпосылки «мир есть мое сознание» объяснить, почему то, что воспринимается нами в ощущениях, не зависит от нас, т. е. имеет значение объективно данного. Беркли понимает это: «Когда я открываю глаза при полном дневном свете, то не от моей воли зависит выбрать между видением и невидением, а также определить, какие именно объекты представятся моему взгляду; то же самое относится к слуху и другим ощущениям: запечатленные ими идеи не суть создания моей воли».
Это затруднение заставляет Беркли в дальнейшем существенно изменить свои взгляды. В результате чего он отходит от основной предпосылки субъективного идеализма, согласно которой «мир есть мое сознание» (солипсизм), и переходит на позиции объективною идеализма. Что же остается в философии Беркли от прежних позиций?
Беркли признает, что:
1. Дух есть единственная субстанция, но дух не субъективный, а объективный содержанием того, что дано в ощущениях и восприятиях воспринимающего субъекта, являются не объективно существующие качества вещей, а идеи;
2. Идеи, которые даны нам в ощущениях, имеют своим источником Абсолютный Дух, т. е. Бога. 5
Значение философии Г. Гегеля состоит, прежде всего, в том, что она положила конец старому метафизическому представлению о каком-либо окончательном характере результатов человеческого познания и практики. Истина познания в понимании Гегеля не есть сумма готовых догматических положений, к которым пришли неизвестно как и почему, истина есть процесс, окончательное завершение которого невозможно. Этот процесс состоит в историческом расширении и развитии знаний, поднимающихся с низших ступеней на все более высокие ступени постижения, развертывания и обоснования мышлением человека определенной логической идеи.
Философское учение Гегеля представляет собой систему. Она включает в себя следующие основные разделы:
Логика
1. Онтологическая логика
Предмет: бытие, сущность, действительность
2. Учение о понятии
Предмет: субъективность: понятие, суждение, умозаключение; объективность: механизм, химизм, телеология
3. Учение, об идеях
Предмет: идея жизни, идея познания, абсолютная идея
Философия природы (инобытие духа)
Разд. 1. Механика
Предмет: пространство и время; материя и движение, конечная механика; абсолютная механика
Разд. 2. Физика
Предмет: всеобщая индивидуальность, особенная индивидуальность, тотальная индивидуальность
Разд. 3. Органическая физика
Предмет: геологическая природа, растительная природа, животный организм
Философия духа
Разд. 1. Субъективный дух
Предмет: душа (природная, чувствующая, действительная), сознание (сознание как таковое, самосознание, разум), дух (теоретический, практический, свободный)
Разд. 2. Объективный дух
Предмет: абстрактное право (собственность, договор, неправда); моральность (умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть; нравственность (семья, гражданское общество, государство)
Разд. 3. Абсолютный дух (пли дух в его чистом выражении)
Предмет: искусство, религия откровения, философия
Гегель исходит из того, что Абсолютное есть некая предвечная Абсолютная идея, безличный мировой разум, который порождает всю действительность. Свою сущность Абсолютная идея раскрывает в виде трех ступеней реального исторического процесса. Отсюда и вся система Гегеля разделяется на три части.
Информация о работе Основные философские направления Объективный идеализм философии Платона