Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:21, контрольная работа
Системные подходы к обществу имеют определенную традицию. Сен-Симон рассматривал общественные явления как различные стороны закономерно развивающегося целостного организма, в котором определяющее значение имеют «индустрия» (экономическая деятельность) и соответствующие ей формы собственности и классы.
1. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
1.1 Системные представления о социуме в истории философии
1.2 Теоретическая модель общества как выражение его системности. Источники и движущие силы исторического процесса
1.3 Материальное производство -- основа существования и развития общества
1.4 Социальная структура как сфера общественной жизни
Список использованных источников
общество социум философия система
Социально-экономический
аспект НТР выражается в гуманизации
производства. Технические средства приближаются
к свойствам и природе человека, учитывая
его физические, умственные и психологические
возможности. Если этого нет, то происходит
отчуждение человека от техники, не срабатывает
антропоморфный принцип и не обеспечивается
целостность труда.
Революция в
науке и технике должна сопрягаться
с культурной, изменяющей человека.
Формируется качественно новый
тип непрерывно обучающегося и совершенствующегося
работника. Высокая степень
Создавая условия
для технологической свободы
человека, его самовыражения, НТР
выступает как величайшее благо.
Вместе с тем НТР является и
большой опасностью для человека
при неумелой, неграмотной организации
технологических процессов.
Изменения в
производительных силах сопровождаются
соответствующими процессами в производственных
отношениях. Это осуществляется как
путем постепенной
Рынок - средство,
но не цель. Он может быть эффективен:
а) если согласуется
с научно-технологическими преобразованиями;
б) при создании
равноправных условий развития различных
социальных типов хозяйства и
форм собственности;
в) при наличии
массовых социальных сил, заинтересованных
во внедрении нового хозяйственного
механизма;
г) если имеются
квалифицированные кадры, способные
умело действовать в
д) при соответствующей
инфраструктуре, функционировании товарных
и фондовых бирж, информационно- коммерческих
центров и т.д.;
е) при наличии
достаточных экономических
ж) при системности
и синхронности осуществления рыночных
мероприятий.
На основе развития
рынка формируется рыночное экономическое
мышление, которому присущи такие
черты, как инициативность, прагматизм,
динамизм, адаптивность. Усиление в постиндустриальном
обществе социальной направленности рынка
порождает в экономическом мышлении ориентиры
на социальную защиту населения, выполнение
государством важных управленческих функций
на рынке, что не исключает опору на инициативность
и гибкость. Лауреаты Нобелевской премии
за 2001 г. в области экономических наук
американские ученые Д. Стиглиц, Д. Акерлоф
и М. Спенс в своих работах доказывают
наибольшую эффективность не чисто либеральной
модели развития, а необходимость активного
регулирования государством рыночных
процессов. Рыночная система отношений
предполагает открытость экономики, ее
органическое вхождение в систему мирохозяйственных
связей. В ходе осуществления НТР экономика
интернационализируется и вместе с тем
производство индивидуализируется, децентрализируется,
что позволяет более гибко и быстрее реагировать
на изменяющиеся потребности населения
и внедрять новшества.
В либеральном
варианте рынок на рубеже XX - XXI вв. способен
подавить человека, когда он не просто
свободно продает свою рабочую силу, а
зачастую встроен в сложные структуры
крупных корпораций, продавая им себя
и тем самым отчуждая свои личностные
качества - талант, творческие способности
и т.п. Человек - потребитель на рынке часто
становится пленником маркетинга. Хотя
рынок имеет существенное значение в функционировании
общества, к нему не сводятся все реальности,
ибо необходимо обеспечить справедливый
доступ к здравоохранению, образованию,
окружающей среде и т.п., к благам, которые
не должны сильно зависеть от распределения
через рынок.
Кроме рыночных,
у человечества имеются и иные
пути разрешения своих социальных проблем,
к примеру, создание новых отраслей,
целенаправленное, избирательное, приоритетное
и планомерное развитие тех социально-экономических
структур, которые способны обеспечить
значительный эффект и выигрыш во времени.
Мировоззренческий
аспект НТР раскрывает проблему общей
стратегии отношения человека к
миру. Позиция человека-временщика
и конъюнктурщика, озабоченного сиюминутной
выгодой, заменяется рачительным хозяйственным
отношением к материальным, природным
и трудовым ресурсам, к среде обитания
и жизнедеятельности человека. Стоит задача
не только сохранения, но и улучшения и
гуманизации среды, учета долговременных
и широкомасштабных последствий использования
науки и техники. В свое время великие
географические открытия расширили горизонт
видения человеком мира. Современное освоение
космоса, проникновение в тайны глубин
материи, возможность быстрых перемещений
в пространстве, интернационализация
связей, науки и техники, «стандартов»
рынка и демократии, широкая информатизация
общества делают стиль мышления человека
еще более масштабным, универсальным и
вместе с тем профессионально углубленным.
Повысилась роль не только специальных
профессиональных знаний, но и общей культуры,
философской подготовки, знания иностранных
языков. Необходимость учета последствий
НТР в глобальном плане, с позиций экологических
критериев и «человеческих» измерений
делает мышление современного человека
глобальным, экологически и гуманистически
ориентированным.
Итак, в ходе
НТР происходит соединение факторов
научно-технического прогресса и
социально-политических закономерностей,
открывается простор для
Движение от
Политической к промышленной и научно-технической
революции, от традиционного к
1.4 Социальная
структура как сфера
При интеграции
множества целей, интересов, устремлений,
воль индивидуальные взаимодействия (приспособление,
оппозиция и компромисс) аккумулируются
в массовые, т.е. происходит «сведение»
индивидуального к социальному, формируется
социальная структура общества.
Примитивным формам
производства соответствовали формы
кровнородственной связи и типы
семьи, простейшие социальные отношения.
Элементами такого общества были род (объединение
кровных родственников по единству происхождения,
обладающих общим местом поселения, общим
языком, сходными обычаями и верованиями)
и племя (объединения вышедших из одного
корня родов).
Социально единое
общество постепенно перерастало в социально-дифференцированное.
Это происходило на основе расчленения
функций внутри технологии, общественного
разделения труда. Складывались социально-этническая
подструктура (народности и нации), социально-демографическая
(разделение людей по полу и возрасту),
социально-пространственная (разделение
людей по типам поселения на городское
и сельское), социально-классовая (основой
общества выступает классовое деление)
и профессионально-
Народность - исторически
сложившаяся общность людей, основанная
на территориальных связях между
людьми, имеющая зачатки экономических
связей, общие язык и культуру. Что касается
нации, то ее, вероятно, следует рассматривать
как единство этнического, социально-
экономического и культурно-исторического
компонентов, из которых преобладающий
определяется конкретными условиями жизни
данной нации. В нации как этнической общности
подчеркивается значение единого языка
и самосознания. Существует также подход
к пониманию нации как политической общности
граждан определенного государства. Нации
- продукт индустриальной эпохи и политической
централизации, пришедшей на смену феодальной
раздробленности. Важную роль в формировании
наций из народностей играет интеллигенция,
борющаяся за сохранение этнических традиций.
Центральное место
в социально-дифференцированном обществе
занимают классы. Обобщенным признаком
классов, полагал К. Маркс, является их
историческое место в определенной системе
производства154. К. Каутский предложил
различать классы в зависимости от того,
какую долю произведенного общественного
богатства они получают. А.А. Богданов
в качестве критерия классового деления
назвал участие людей в организации производства.
«Классами называются большие группы
людей, - писал В. И. Ленин, - различающиеся
по их месту исторически определенной
системе общественного производства,
по их отношению (большей частью закрепленному
и оформленному в законах) к средствам
производства, по их роли в общественной
организации труда, а следовательно, по
способам получения и размерам той доли
общественного богатства, которой они
располагают. Классы - это такие группы
людей, из которых одна может присваивать
труд другой благодаря различию их места
в определенном укладе общественного
хозяйства»155. Ленин в своем определении
классов исходил из структуры производственных
отношений. Он не отбросил признаки классов,
названные Каутским и Богдановым, но поставил
их в отношение субординации к основному
признаку: отношению классов к средствам
производства.
Наряду с теорией
классов существует теория стратификации.
В ней деление общества на страты
(слои) производится не только по структуре
экономического базиса (как это дано в
ленинском определении классов), но и по
иным критериям: профессии, занятости,
доходу, образованию, квалификации, партийной
принадлежности, психологии и т.д. Классовая
и стратификационная модели дополняют
друг друга, дают достаточно универсальную,
а не одномерную картину социальной структуры.
Усложняющееся общественное разделение
труда обусловливает разделение интересов
представителей города и деревни, умственного
и физического труда, производителей и
потребителей, управляющих и управляемых,
общенародных, коллективно-групповых
и индивидуальных, общегосударственных
и местных, национальных, работающих и
безработных. Важной составной частью
социальной политики является нахождение
разумного компромисса интересов различных
слоев населения.
Для современного
общества характерно переплетение процессов
социальной интеграции и социальной
дифференциации. Одним из первых процессы
социальной мобильности и социальной
стратификации исследовал П.А. Сорокин.
Происходит расширение хозяйственно-экономических
связей, политических и культурных контактов,
интернационализация общественной жизни
в целом, координируются усилия по борьбе
с угрозой войн, экологическим кризисом,
болезнями, международной преступностью.
Как заметил Ясперс, едиными становятся
моды и правила общения, жесты, манера
говорить. Общим становится эталон общения:
вежливые улыбки, спокойствие, юмор в напряженных
ситуациях, самодисциплина и порядок в
толпе и пр. Майер, Гароди, Белл, Маркузе,
Ригби исследуют различные направления
«размывания» социальной структуры общества.
По мере развития
общих черт образа жизни одновременно
проявляются усиливающиеся
Абсолютизация
любой тенденции - объединительной
(интеграционной) или учитывающей
специфику социально-этнических общностей
- некорректна. Ведь «сплошная» интеграция
«растворяет» общности и индивидов в едином
потоке, а чрезмерная дифференциация рождает
замкнутость на уровне индивидов, коллективов,
социальных групп, наций, регионов, государств.