Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:21, контрольная работа
Системные подходы к обществу имеют определенную традицию. Сен-Симон рассматривал общественные явления как различные стороны закономерно развивающегося целостного организма, в котором определяющее значение имеют «индустрия» (экономическая деятельность) и соответствующие ей формы собственности и классы.
1. ОБЩЕСТВО КАК  РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА 
1.1 Системные  представления о социуме в  истории философии 
1.2 Теоретическая  модель общества как выражение  его системности. Источники и  движущие силы исторического  процесса 
1.3 Материальное  производство -- основа существования  и развития общества 
1.4 Социальная  структура как сфера общественной  жизни 
Список использованных источников 
общество социум философия система
Социально-экономический 
аспект НТР выражается в гуманизации 
производства. Технические средства приближаются 
к свойствам и природе человека, учитывая 
его физические, умственные и психологические 
возможности. Если этого нет, то происходит 
отчуждение человека от техники, не срабатывает 
антропоморфный принцип и не обеспечивается 
целостность труда. 
Революция в 
науке и технике должна сопрягаться 
с культурной, изменяющей человека. 
Формируется качественно новый 
тип непрерывно обучающегося и совершенствующегося 
работника. Высокая степень 
Создавая условия 
для технологической свободы 
человека, его самовыражения, НТР 
выступает как величайшее благо. 
Вместе с тем НТР является и 
большой опасностью для человека 
при неумелой, неграмотной организации 
технологических процессов. 
Изменения в 
производительных силах сопровождаются 
соответствующими процессами в производственных 
отношениях. Это осуществляется как 
путем постепенной 
Рынок - средство, 
но не цель. Он может быть эффективен: 
а) если согласуется 
с научно-технологическими преобразованиями;  
б) при создании 
равноправных условий развития различных 
социальных типов хозяйства и 
форм собственности;  
в) при наличии 
массовых социальных сил, заинтересованных 
во внедрении нового хозяйственного 
механизма;  
г) если имеются 
квалифицированные кадры, способные 
умело действовать в 
д) при соответствующей 
инфраструктуре, функционировании товарных 
и фондовых бирж, информационно- коммерческих 
центров и т.д.;  
е) при наличии 
достаточных экономических 
ж) при системности 
и синхронности осуществления рыночных 
мероприятий. 
На основе развития 
рынка формируется рыночное экономическое 
мышление, которому присущи такие 
черты, как инициативность, прагматизм, 
динамизм, адаптивность. Усиление в постиндустриальном 
обществе социальной направленности рынка 
порождает в экономическом мышлении ориентиры 
на социальную защиту населения, выполнение 
государством важных управленческих функций 
на рынке, что не исключает опору на инициативность 
и гибкость. Лауреаты Нобелевской премии 
за 2001 г. в области экономических наук 
американские ученые Д. Стиглиц, Д. Акерлоф 
и М. Спенс в своих работах доказывают 
наибольшую эффективность не чисто либеральной 
модели развития, а необходимость активного 
регулирования государством рыночных 
процессов. Рыночная система отношений 
предполагает открытость экономики, ее 
органическое вхождение в систему мирохозяйственных 
связей. В ходе осуществления НТР экономика 
интернационализируется и вместе с тем 
производство индивидуализируется, децентрализируется, 
что позволяет более гибко и быстрее реагировать 
на изменяющиеся потребности населения 
и внедрять новшества. 
В либеральном 
варианте рынок на рубеже XX - XXI вв. способен 
подавить человека, когда он не просто 
свободно продает свою рабочую силу, а 
зачастую встроен в сложные структуры 
крупных корпораций, продавая им себя 
и тем самым отчуждая свои личностные 
качества - талант, творческие способности 
и т.п. Человек - потребитель на рынке часто 
становится пленником маркетинга. Хотя 
рынок имеет существенное значение в функционировании 
общества, к нему не сводятся все реальности, 
ибо необходимо обеспечить справедливый 
доступ к здравоохранению, образованию, 
окружающей среде и т.п., к благам, которые 
не должны сильно зависеть от распределения 
через рынок. 
Кроме рыночных, 
у человечества имеются и иные 
пути разрешения своих социальных проблем, 
к примеру, создание новых отраслей, 
целенаправленное, избирательное, приоритетное 
и планомерное развитие тех социально-экономических 
структур, которые способны обеспечить 
значительный эффект и выигрыш во времени. 
Мировоззренческий 
аспект НТР раскрывает проблему общей 
стратегии отношения человека к 
миру. Позиция человека-временщика 
и конъюнктурщика, озабоченного сиюминутной 
выгодой, заменяется рачительным хозяйственным 
отношением к материальным, природным 
и трудовым ресурсам, к среде обитания 
и жизнедеятельности человека. Стоит задача 
не только сохранения, но и улучшения и 
гуманизации среды, учета долговременных 
и широкомасштабных последствий использования 
науки и техники. В свое время великие 
географические открытия расширили горизонт 
видения человеком мира. Современное освоение 
космоса, проникновение в тайны глубин 
материи, возможность быстрых перемещений 
в пространстве, интернационализация 
связей, науки и техники, «стандартов» 
рынка и демократии, широкая информатизация 
общества делают стиль мышления человека 
еще более масштабным, универсальным и 
вместе с тем профессионально углубленным. 
Повысилась роль не только специальных 
профессиональных знаний, но и общей культуры, 
философской подготовки, знания иностранных 
языков. Необходимость учета последствий 
НТР в глобальном плане, с позиций экологических 
критериев и «человеческих» измерений 
делает мышление современного человека 
глобальным, экологически и гуманистически 
ориентированным. 
Итак, в ходе 
НТР происходит соединение факторов 
научно-технического прогресса и 
социально-политических закономерностей, 
открывается простор для 
Движение от 
Политической к промышленной и научно-технической 
революции, от традиционного к 
1.4 Социальная 
структура как сфера 
 
При интеграции 
множества целей, интересов, устремлений, 
воль индивидуальные взаимодействия (приспособление, 
оппозиция и компромисс) аккумулируются 
в массовые, т.е. происходит «сведение» 
индивидуального к социальному, формируется 
социальная структура общества. 
Примитивным формам 
производства соответствовали формы 
кровнородственной связи и типы 
семьи, простейшие социальные отношения. 
Элементами такого общества были род (объединение 
кровных родственников по единству происхождения, 
обладающих общим местом поселения, общим 
языком, сходными обычаями и верованиями) 
и племя (объединения вышедших из одного 
корня родов). 
Социально единое 
общество постепенно перерастало в социально-дифференцированное. 
Это происходило на основе расчленения 
функций внутри технологии, общественного 
разделения труда. Складывались социально-этническая 
подструктура (народности и нации), социально-демографическая 
(разделение людей по полу и возрасту), 
социально-пространственная (разделение 
людей по типам поселения на городское 
и сельское), социально-классовая (основой 
общества выступает классовое деление) 
и профессионально-
Народность - исторически 
сложившаяся общность людей, основанная 
на территориальных связях между 
людьми, имеющая зачатки экономических 
связей, общие язык и культуру. Что касается 
нации, то ее, вероятно, следует рассматривать 
как единство этнического, социально- 
экономического и культурно-исторического 
компонентов, из которых преобладающий 
определяется конкретными условиями жизни 
данной нации. В нации как этнической общности 
подчеркивается значение единого языка 
и самосознания. Существует также подход 
к пониманию нации как политической общности 
граждан определенного государства. Нации 
- продукт индустриальной эпохи и политической 
централизации, пришедшей на смену феодальной 
раздробленности. Важную роль в формировании 
наций из народностей играет интеллигенция, 
борющаяся за сохранение этнических традиций. 
Центральное место 
в социально-дифференцированном обществе 
занимают классы. Обобщенным признаком 
классов, полагал К. Маркс, является их 
историческое место в определенной системе 
производства154. К. Каутский предложил 
различать классы в зависимости от того, 
какую долю произведенного общественного 
богатства они получают. А.А. Богданов 
в качестве критерия классового деления 
назвал участие людей в организации производства. 
«Классами называются большие группы 
людей, - писал В. И. Ленин, - различающиеся 
по их месту исторически определенной 
системе общественного производства, 
по их отношению (большей частью закрепленному 
и оформленному в законах) к средствам 
производства, по их роли в общественной 
организации труда, а следовательно, по 
способам получения и размерам той доли 
общественного богатства, которой они 
располагают. Классы - это такие группы 
людей, из которых одна может присваивать 
труд другой благодаря различию их места 
в определенном укладе общественного 
хозяйства»155. Ленин в своем определении 
классов исходил из структуры производственных 
отношений. Он не отбросил признаки классов, 
названные Каутским и Богдановым, но поставил 
их в отношение субординации к основному 
признаку: отношению классов к средствам 
производства. 
Наряду с теорией 
классов существует теория стратификации. 
В ней деление общества на страты 
(слои) производится не только по структуре 
экономического базиса (как это дано в 
ленинском определении классов), но и по 
иным критериям: профессии, занятости, 
доходу, образованию, квалификации, партийной 
принадлежности, психологии и т.д. Классовая 
и стратификационная модели дополняют 
друг друга, дают достаточно универсальную, 
а не одномерную картину социальной структуры. 
Усложняющееся общественное разделение 
труда обусловливает разделение интересов 
представителей города и деревни, умственного 
и физического труда, производителей и 
потребителей, управляющих и управляемых, 
общенародных, коллективно-групповых 
и индивидуальных, общегосударственных 
и местных, национальных, работающих и 
безработных. Важной составной частью 
социальной политики является нахождение 
разумного компромисса интересов различных 
слоев населения. 
Для современного 
общества характерно переплетение процессов 
социальной интеграции и социальной 
дифференциации. Одним из первых процессы 
социальной мобильности и социальной 
стратификации исследовал П.А. Сорокин. 
Происходит расширение хозяйственно-экономических 
связей, политических и культурных контактов, 
интернационализация общественной жизни 
в целом, координируются усилия по борьбе 
с угрозой войн, экологическим кризисом, 
болезнями, международной преступностью. 
Как заметил Ясперс, едиными становятся 
моды и правила общения, жесты, манера 
говорить. Общим становится эталон общения: 
вежливые улыбки, спокойствие, юмор в напряженных 
ситуациях, самодисциплина и порядок в 
толпе и пр. Майер, Гароди, Белл, Маркузе, 
Ригби исследуют различные направления 
«размывания» социальной структуры общества. 
По мере развития 
общих черт образа жизни одновременно 
проявляются усиливающиеся 
Абсолютизация 
любой тенденции - объединительной 
(интеграционной) или учитывающей 
специфику социально-этнических общностей 
- некорректна. Ведь «сплошная» интеграция 
«растворяет» общности и индивидов в едином 
потоке, а чрезмерная дифференциация рождает 
замкнутость на уровне индивидов, коллективов, 
социальных групп, наций, регионов, государств.