Общество как развивающаяся система

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:21, контрольная работа

Краткое описание

Системные подходы к обществу имеют определенную традицию. Сен-Симон рассматривал общественные явления как различные стороны закономерно развивающегося целостного организма, в котором определяющее значение имеют «индустрия» (экономическая деятельность) и соответствующие ей формы собственности и классы.

Оглавление

1. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
1.1 Системные представления о социуме в истории философии
1.2 Теоретическая модель общества как выражение его системности. Источники и движущие силы исторического процесса
1.3 Материальное производство -- основа существования и развития общества
1.4 Социальная структура как сфера общественной жизни
Список использованных источников
общество социум философия система

Файлы: 1 файл

Общество как развивающаяся система.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Социально-экономический  аспект НТР выражается в гуманизации  производства. Технические средства приближаются к свойствам и природе человека, учитывая его физические, умственные и психологические возможности. Если этого нет, то происходит отчуждение человека от техники, не срабатывает антропоморфный принцип и не обеспечивается целостность труда. 

Революция в  науке и технике должна сопрягаться  с культурной, изменяющей человека. Формируется качественно новый  тип непрерывно обучающегося и совершенствующегося  работника. Высокая степень подготовленности работника позволяет эффективно использовать средства производства. Впрочем, образование выполняет не только прагматическую функцию - квалифицированно трудиться в сфере производства, - но имеет также широкое социально-политическое и духовно-нравственное значение. В условиях нарастающего научно-технического прогресса, активного использования рынка, демократизации общественной жизни значение всеохватывающей системы непрерывного образования и самообразования возрастает. Современная вероятностно-неопределенная характеристика бытия, где невозможно однозначно предсказать результаты, переносится и на систему образования. Последняя призвана формировать способность у личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе развития окружающей реальности и самого человека. При этом система подготовки кадров ориентируется не просто на экстенсивный рост знаний, а на развитие способности к умению приобретать, обрабатывать и владеть нужной информацией и на ее основе принимать решения. Еще в XVI в. Монтенем была высказана мысль: ум, хорошо устроенный, ценится больше, чем хорошо наполненный. Чисто количественное накопление знаний неперспективно хотя бы потому, что объем информации с 90-х гг. XX в. удваивается менее чем за год против 50 лет в начале XIX в. Конечно, нельзя пренебрегать и количественной стороной накопления знаний. 

Создавая условия  для технологической свободы  человека, его самовыражения, НТР  выступает как величайшее благо. Вместе с тем НТР является и  большой опасностью для человека при неумелой, неграмотной организации технологических процессов. 

Изменения в  производительных силах сопровождаются соответствующими процессами в производственных отношениях. Это осуществляется как  путем постепенной трансформации  одной формы собственности в  другую (например, отмена крепостного права в России в 1861 г.), так и революционной ломкой устаревших производственных отношений и заменой их принципиально новыми (пример: буржуазная французская революция 1789 -- 1794 гг. ликвидировала господство феодальной собственности и утвердила буржуазную). Проявляется также обратное активное воздействие производственных отношений на производительные силы. Товарно-денежные отношения отсекают бесполезный и некачественный (по результатам) труд. 

Рынок - средство, но не цель. Он может быть эффективен: 

а) если согласуется  с научно-технологическими преобразованиями;  

б) при создании равноправных условий развития различных  социальных типов хозяйства и  форм собственности;  

в) при наличии  массовых социальных сил, заинтересованных во внедрении нового хозяйственного механизма;  

г) если имеются  квалифицированные кадры, способные  умело действовать в цивилизованных рыночных условиях хозяйствования, т.е. при синхронизации экономической  и культурно-технической революций;  

д) при соответствующей  инфраструктуре, функционировании товарных и фондовых бирж, информационно- коммерческих центров и т.д.;  

е) при наличии  достаточных экономических условий  и правовых регуляторов (демонополизации, разгосударствлении форм собственности, введении в действие антиинфляционных механизмов, способов социальной защиты населения и пр.);  

ж) при системности  и синхронности осуществления рыночных мероприятий. 

На основе развития рынка формируется рыночное экономическое  мышление, которому присущи такие  черты, как инициативность, прагматизм, динамизм, адаптивность. Усиление в постиндустриальном обществе социальной направленности рынка порождает в экономическом мышлении ориентиры на социальную защиту населения, выполнение государством важных управленческих функций на рынке, что не исключает опору на инициативность и гибкость. Лауреаты Нобелевской премии за 2001 г. в области экономических наук американские ученые Д. Стиглиц, Д. Акерлоф и М. Спенс в своих работах доказывают наибольшую эффективность не чисто либеральной модели развития, а необходимость активного регулирования государством рыночных процессов. Рыночная система отношений предполагает открытость экономики, ее органическое вхождение в систему мирохозяйственных связей. В ходе осуществления НТР экономика интернационализируется и вместе с тем производство индивидуализируется, децентрализируется, что позволяет более гибко и быстрее реагировать на изменяющиеся потребности населения и внедрять новшества. 

В либеральном  варианте рынок на рубеже XX - XXI вв. способен подавить человека, когда он не просто свободно продает свою рабочую силу, а зачастую встроен в сложные структуры крупных корпораций, продавая им себя и тем самым отчуждая свои личностные качества - талант, творческие способности и т.п. Человек - потребитель на рынке часто становится пленником маркетинга. Хотя рынок имеет существенное значение в функционировании общества, к нему не сводятся все реальности, ибо необходимо обеспечить справедливый доступ к здравоохранению, образованию, окружающей среде и т.п., к благам, которые не должны сильно зависеть от распределения через рынок. 

Кроме рыночных, у человечества имеются и иные пути разрешения своих социальных проблем, к примеру, создание новых отраслей, целенаправленное, избирательное, приоритетное и планомерное развитие тех социально-экономических структур, которые способны обеспечить значительный эффект и выигрыш во времени. 

Мировоззренческий аспект НТР раскрывает проблему общей  стратегии отношения человека к  миру. Позиция человека-временщика и конъюнктурщика, озабоченного сиюминутной выгодой, заменяется рачительным хозяйственным отношением к материальным, природным и трудовым ресурсам, к среде обитания и жизнедеятельности человека. Стоит задача не только сохранения, но и улучшения и гуманизации среды, учета долговременных и широкомасштабных последствий использования науки и техники. В свое время великие географические открытия расширили горизонт видения человеком мира. Современное освоение космоса, проникновение в тайны глубин материи, возможность быстрых перемещений в пространстве, интернационализация связей, науки и техники, «стандартов» рынка и демократии, широкая информатизация общества делают стиль мышления человека еще более масштабным, универсальным и вместе с тем профессионально углубленным. Повысилась роль не только специальных профессиональных знаний, но и общей культуры, философской подготовки, знания иностранных языков. Необходимость учета последствий НТР в глобальном плане, с позиций экологических критериев и «человеческих» измерений делает мышление современного человека глобальным, экологически и гуманистически ориентированным. 

Итак, в ходе НТР происходит соединение факторов научно-технического прогресса и  социально-политических закономерностей, открывается простор для универсального расцвета личности. В целом современный прогресс общества осуществим на основе достижения гармонии научно-технологической перестройки, культурно-технической подготовленности кадров, гибких экономических методов хозяйствования и социально и экологически ориентированных науки, техники, людей и рынка. 

Движение от Политической к промышленной и научно-технической  революции, от традиционного к индустриальному, постиндустриальному и информационно-экологическому обществу в большей степени характеризует  динамику народов-лидеров исторического  процесса. Это тот вектор, на который равняется все население Земли. 

1.4 Социальная  структура как сфера общественной  жизни 
 

При интеграции множества целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия (приспособление, оппозиция и компромисс) аккумулируются в массовые, т.е. происходит «сведение» индивидуального к социальному, формируется социальная структура общества. 

Примитивным формам производства соответствовали формы  кровнородственной связи и типы семьи, простейшие социальные отношения. Элементами такого общества были род (объединение кровных родственников по единству происхождения, обладающих общим местом поселения, общим языком, сходными обычаями и верованиями) и племя (объединения вышедших из одного корня родов). 

Социально единое общество постепенно перерастало в социально-дифференцированное. Это происходило на основе расчленения функций внутри технологии, общественного разделения труда. Складывались социально-этническая подструктура (народности и нации), социально-демографическая (разделение людей по полу и возрасту), социально-пространственная (разделение людей по типам поселения на городское и сельское), социально-классовая (основой общества выступает классовое деление) и профессионально-образовательная (общество характеризуется с точки зрения занятия его членов преимущественно умственным или физическим трудом, профессиональных и образовательных параметров). В разделенное общество также входят первичные коллективы людей (в первую очередь трудовые), семья и индивиды. Формируются и иные социальные образования: неформальные группы (объединенные решением общих для себя задач), диффузные (временные образования, например, на митингах), элитные. 

Народность - исторически  сложившаяся общность людей, основанная на территориальных связях между  людьми, имеющая зачатки экономических связей, общие язык и культуру. Что касается нации, то ее, вероятно, следует рассматривать как единство этнического, социально- экономического и культурно-исторического компонентов, из которых преобладающий определяется конкретными условиями жизни данной нации. В нации как этнической общности подчеркивается значение единого языка и самосознания. Существует также подход к пониманию нации как политической общности граждан определенного государства. Нации - продукт индустриальной эпохи и политической централизации, пришедшей на смену феодальной раздробленности. Важную роль в формировании наций из народностей играет интеллигенция, борющаяся за сохранение этнических традиций. 

Центральное место  в социально-дифференцированном обществе занимают классы. Обобщенным признаком классов, полагал К. Маркс, является их историческое место в определенной системе производства154. К. Каутский предложил различать классы в зависимости от того, какую долю произведенного общественного богатства они получают. А.А. Богданов в качестве критерия классового деления назвал участие людей в организации производства. «Классами называются большие группы людей, - писал В. И. Ленин, - различающиеся по их месту исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства»155. Ленин в своем определении классов исходил из структуры производственных отношений. Он не отбросил признаки классов, названные Каутским и Богдановым, но поставил их в отношение субординации к основному признаку: отношению классов к средствам производства. 

Наряду с теорией  классов существует теория стратификации. В ней деление общества на страты (слои) производится не только по структуре экономического базиса (как это дано в ленинском определении классов), но и по иным критериям: профессии, занятости, доходу, образованию, квалификации, партийной принадлежности, психологии и т.д. Классовая и стратификационная модели дополняют друг друга, дают достаточно универсальную, а не одномерную картину социальной структуры. Усложняющееся общественное разделение труда обусловливает разделение интересов представителей города и деревни, умственного и физического труда, производителей и потребителей, управляющих и управляемых, общенародных, коллективно-групповых и индивидуальных, общегосударственных и местных, национальных, работающих и безработных. Важной составной частью социальной политики является нахождение разумного компромисса интересов различных слоев населения. 

Для современного общества характерно переплетение процессов  социальной интеграции и социальной дифференциации. Одним из первых процессы социальной мобильности и социальной стратификации исследовал П.А. Сорокин. Происходит расширение хозяйственно-экономических связей, политических и культурных контактов, интернационализация общественной жизни в целом, координируются усилия по борьбе с угрозой войн, экологическим кризисом, болезнями, международной преступностью. Как заметил Ясперс, едиными становятся моды и правила общения, жесты, манера говорить. Общим становится эталон общения: вежливые улыбки, спокойствие, юмор в напряженных ситуациях, самодисциплина и порядок в толпе и пр. Майер, Гароди, Белл, Маркузе, Ригби исследуют различные направления «размывания» социальной структуры общества. 

По мере развития общих черт образа жизни одновременно проявляются усиливающиеся различия - профессиональные, культурно-бытовые, возрастные, национально-языковые. Современный  человек не стремится к единообразию, а предпочитает многообразие. В этом заключается позитивный момент социальной дифференциации. В дифференциации имеются и негативные последствия. В международном плане сейчас обостряется противоречие за рынки сбыта, использование ресурсов планеты между сверхразвитой частью мировой капиталистической системы и остальным миром. Так, страны так называемого «золотого миллиарда» потребляют около 80% мировых сырьевых ресурсов. Жизненный уровень населения богатых стран превышал сейчас примерно равное по численности населения самых бедных стран в 75 раз и продолжает расти. 

Абсолютизация любой тенденции - объединительной (интеграционной) или учитывающей  специфику социально-этнических общностей - некорректна. Ведь «сплошная» интеграция «растворяет» общности и индивидов в едином потоке, а чрезмерная дифференциация рождает замкнутость на уровне индивидов, коллективов, социальных групп, наций, регионов, государств. 

Информация о работе Общество как развивающаяся система