Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:21, контрольная работа
Системные подходы к обществу имеют определенную традицию. Сен-Симон рассматривал общественные явления как различные стороны закономерно развивающегося целостного организма, в котором определяющее значение имеют «индустрия» (экономическая деятельность) и соответствующие ей формы собственности и классы.
1. ОБЩЕСТВО КАК  РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА 
1.1 Системные  представления о социуме в  истории философии 
1.2 Теоретическая  модель общества как выражение  его системности. Источники и  движущие силы исторического  процесса 
1.3 Материальное  производство -- основа существования  и развития общества 
1.4 Социальная  структура как сфера общественной  жизни 
Список использованных источников 
общество социум философия система
Общество как 
развивающаяся система 
 
 СОДЕРЖАНИЕ 
1. ОБЩЕСТВО КАК 
РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА 
1.1 Системные 
представления о социуме в 
истории философии 
1.2 Теоретическая 
модель общества как выражение 
его системности. Источники и 
движущие силы исторического 
процесса 
1.3 Материальное 
производство -- основа существования 
и развития общества 
1.4 Социальная 
структура как сфера 
Список использованных 
источников 
общество социум 
философия система 
1. ОБЩЕСТВО КАК 
РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА 
 
1.1 Системные представления 
о социуме в истории философии 
 
Системные подходы 
к обществу имеют определенную традицию. 
Сен-Симон рассматривал общественные 
явления как различные стороны 
закономерно развивающегося целостного 
организма, в котором определяющее 
значение имеют «индустрия» (экономическая 
деятельность) и соответствующие ей формы 
собственности и классы. 
О. Конт выделил 
в социологии социальную статику 
и социальную динамику. Статика изучает 
природу социальной связи через 
взаимоотношение социальных институтов 
как элементов единого социального организма 
(системы). Динамика исследует процессы 
и законы социальных изменений. 
Общество, по мнению 
Герберта Спенсера (1820 - 1903), состоит 
из трех главных систем: производящей 
средства для жизни, распределительной 
и регулятивной. Подобно биологическим 
организмам, общество развивается от простейших 
форм к более сложным. Оригинальны суждения 
философа о росте многообразия, дифференциации 
общественного развития (социальном расслоении, 
появлении новых организаций) при одновременном 
усилении связей, о том, что социум не должен 
поглощать отдельную личность. 
Некоторые моменты 
идеализированной модели общества К. Маркс 
выразил так: «...Из определенной формы 
материального производства вытекает, 
во-первых, определенная структура 
общества, во-вторых, определенное отношение 
людей к природе.  
Их государственный 
строй и их духовный уклад определяются 
как тем, так и другим. Следовательно, 
этим же определяется и характер их 
духовного производства». «Способ 
производства материальной жизни обусловливает 
социальный, политический и духовный процессы 
жизни вообще». В письмах к П.В. Анненкову 
Маркс писал о соотношении способа материального 
производства, гражданского общества 
и политического строя. 
Георгий Валентинович 
Плеханов (1856 - 1918), излагая марксистское 
понимание взаимоотношения общественного 
бытия и общественного сознания, предложил 
следующую схему этого взаимоотношения:  
1) состояние 
производства на определенном 
этапе его развития;  
2) социально-политический 
строй, выросший на данной 
3) психика общественного 
человека, или общественная психология, 
определяемая частью 
4) высшие формы 
общественного сознания, отражающие 
различные стороны жизни общества.  
Каждый из этих 
элементов взаимодействует с 
другими: взаимовлияние идет как 
сверху вниз, так и снизу вверх. 
Но определяющим выступает влияние, 
идущее от производства к общественному 
сознанию. 
Целый ряд идей, 
характеризующих сложно развивающиеся 
социальные объекты, высказали представители 
культурно-деятельностных концепций общества. 
Здесь особенно важно введение в социологию 
Вебером понятия идеальных типов, рассмотрение 
системы человеческого действия (Парсонс, 
Хабермас и др.). 
В развитии современной 
западной цивилизации системообразующую 
роль сыграла идея экономической 
рациональности, реализующаяся в 
капиталистическом хозяйстве и 
образе жизни. Эта идея выражается в 
рациональной религии (протестантизм), 
рациональном праве и управлении 
(рациональная бюрократия), рациональном 
денежном обращении и других сферах общества. 
Современная системная 
методология предстает как 
По мнению B.C. 
Степина, модель социума состоит 
из трех подсистем. Первая - это неорганическое 
тело цивилизации, созданная человеческой 
деятельностью вторая природа, система 
техники и способ развития двухкомпонентной 
телесности человека: биологического 
тела и системы искусственных органов, 
которые функционально выступают как 
продолжение и дополнение естественных 
органов человека. Такое понимание человека 
явилось одной из стимулирующих идей, 
которые привели к материалистическому 
пониманию истории, разработке представления 
о решающей роли способа производства, 
развития цивилизации. Вторая подсистема 
- это многообразие человеческих отношений: 
бытие человека в социальных коллективах, 
больших и малых социальных группах. Третья 
подсистема - культура, наличие в обществе 
сложно организованной совокупности информационных 
кодов, хранящих и трансформирующих надбиологические 
программы человеческой жизнедеятельности. 
Цели, ценности, знания, навыки выступают 
как особая программа деятельности, которая 
должна стать достоянием субъекта. Программы 
могут транслироваться, передаваться 
в виде образцов, знаний, предписаний, 
верований, норм, мировоззренческих установок 
и т.п. Они составляют массив накопленного 
человеческого опыта. 
1.2 Теоретическая 
модель общества как выражение 
его системности. Источники и 
движущие силы исторического 
процесса 
 
Помимо приведенных 
подходов идет непрерывный процесс вовлечения 
новых связей и категорий, отражающих 
общественную жизнь. Теоретическая модель 
общества не является самоцелью. Она - 
инструмент познания реального общества, 
обеспечивает мировоззренческую четкость, 
методологическую дисциплину мысли, помогает 
правильно поставить проблемы и дает ориентиры 
в научном поиске их решения. Социальные 
универсалии формируют целостный образ 
человеческого жизненного мира и выражают 
шкалу ценностных приоритетов соответствующего 
типа культуры. 
Основой систематизации 
категорий социальной философии 
выступают: неисчерпаемость общества; 
многообразие связей, которые не проявляются 
везде и всегда одинаково; усложняющееся 
изменение задач 
При построении 
теоретической модели общества исходят 
из исследования идеализированного 
объекта. Это дает возможность отвлечься 
от несущественных явлений, представить 
изучаемый объект в идеально развитой 
форме, что позволяет обнаружить 
присущие ему законы движения. 
Реальное общество 
богаче, разнообразнее, чем его идеализированная 
модель. В реальном историческом процессе 
события носят неповторимую оригинальную 
окраску. Модель общества, выраженная 
в категориях, совпадает с реальным 
обществом постольку, поскольку выражает 
его сущность, внутренние, необходимые, 
повторяющиеся связи и отношения. Итак, 
имеются и сходство, и различие реального 
общества и его теоретической модели. 
Модель общества 
должна характеризовать социум как 
совокупность сторон, элементов, т.е. как 
«вещь», и в то же время как развивающийся 
процесс. 
В гегелевско-марксистском 
подходе противоречия выступают 
как источник развития всякого сущего. 
В учебнике «Введение в философию» 
(Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. 
и др. М., 1990) источник развития общества 
сводится к проблеме интересов как детерминантов 
деятельности людей. Теория конфликтов 
также отталкивается от интересов. Вероятно, 
данный вопрос необходимо рассматривать 
универсальнее. 
Отметим, что 
первоначальным было противоречие между 
природой и обществом, так как человек 
и общество вышли из природы. Это противоречие 
как исходное будет функционировать до 
тех пор, пока существует социальная реальность. 
Все планы совершенствования и переустройства 
общества должны основываться, прежде 
всего, на необходимости поддержания жизни 
биосферы и возможностей существования 
и развития каждого человеческого существа. 
Любые проблемы социума не могут быть 
решены помимо взаимоотношения человека 
с миром природы и миром «второй природы», 
т.е. культуры. Отсюда следует, что первый 
уровень (блок) предлагаемой нами теоретической 
модели общества включает взаимодействие 
природы, человека и культуры. 
Экологический 
фактор (природная среда) функционирует 
в единстве со способом производства 
материальной жизни (экономическим фактором) 
и способом производства непосредственной 
жизни (демографическим фактором). Все 
это составляет второй уровень модели 
общества. Актуальной является задача 
создания гармонично функционирующей, 
единой, человеко-эколого-экономической 
воспроизводственной системы. 
Отталкиваясь 
от структуры общественного бытия, 
в третьем блоке модели общества 
мы фиксируем взаимодействие материального 
производства, духовного производства, 
производства общественных отношений 
и формирования конкретного типа 
личности, составляющих способ производства 
общественной жизни. 
Внешнее противоречие 
«природа - общество» превращается 
во внутреннее противоречие развитого 
социального организма 
Помимо экономики 
на исторический процесс влияют также 
социальная сфера, семейные отношения, 
государство, идеология и т.д. Противоречие 
«производительные силы - производственные 
отношения» переходит в иные противоречия, 
заключенные в развитии главных сфер общественной 
жизни. Это - в социальной сфере - противоречие 
между противоположными классами, доходящее 
в антагонистическом обществе до классовой 
борьбы, преодоление существенных различий 
между классами, социальными группами, 
слоями, движение к социальной и национальной 
однородности в единстве с процессом социальной 
дифференциации. В политической сфере 
- столкновение политических сил, политических 
партий, борьба за власть, движение к политической 
консолидации в единстве с процессом вычленения 
специфики политических устремлений разных 
социальных, национальных и региональных 
сил. В духовной сфере -- противоборство 
в сознании, в теориях, зарождение предпосылок 
преобразований в идеях. Пятый уровень 
теоретической модели характеризует соотношение 
способа материального производства, 
социальной, политической и духовной жизни. 
В названных четырех основных сферах социума 
наличествует материальное и идеальное. 
В материально-производственной сфере 
это вещественные средства производства, 
материальное благо и идеальные компоненты 
труда. Г. Зиммель, отталкиваясь от идей 
Маркса, рассматривал деньги не только 
как показатель экономической жизни общества, 
но и как особый культурный феномен, опосредующий 
отношения людей, как универсальный способ 
обмена, определяющий общение в самых 
различных областях человеческой жизнедеятельности. 
Он уделил внимание социально-психологическим 
аспектам денежных отношений, их влиянию 
на духовную жизнь людей, высказал мысль 
о знаково-символической роли денег. Позднее, 
во второй половине XX в., эти положения 
развил Т. Парсонс, рассматривая деньги 
как особый код культуры, «специализированный 
знак». 
В социальной сфере 
присутствуют материально-экономические 
истоки появления социальной структуры 
и различные духовные компоненты функционирования 
индивидов и социальных общностей, в политической 
сфере - материальная база управления 
и его духовные составляющие (политические 
решения, планирование, идеологические 
программы и т.п.), наконец, в духовной сфере 
имеются материальные факторы (продукты 
духовной культуры облечены в материальную 
форму). К. Маркс анализировал сознание 
как «вплетенное» в бытие людей. Люди как 
элемент общества, считал Г. Спенсер, обладают 
сознанием, которое как бы разлито по всему 
социальному агрегату, а не локализовано 
в некотором одном центре. Любые «представления 
об обществе и человеке, - полагает B.C. Степин, 
- должны учитывать историческое развитие, 
целостность социальной жизни и включенность 
сознания в социальные процессы»152. По 
мере движения от базисной, материально-производственной, 
сферы к последующим возрастает удельный 
вес идеального: в духовной жизни идеальное 
общественное сознание выступает как 
центральное звено. 
Поступательное 
развитие общества, формирование его 
«пирамиды» (уровней, институтов и т.д.) 
есть результат взаимодействия индивидов, 
человеческой деятельности в связи с разрешением 
противоречий. Особую роль как побудительные 
мотивы деятельности играют потребности 
и интересы человека. Аристотель указывал, 
что человека побуждает к действию интерес. 
Интерес и потребность - источник всякой 
человеческой общительности153, указывал 
Гельвеций. Потребности и интересы различные 
философы связывали: с божественным предначертанием; 
со ступенями самопознания абсолютной 
идеи; с человеческой природой («любовь 
и голод правят миром»); с действием объективных 
закономерностей. 
Потребности в 
диалектико-материалистическом понимании 
- целостная система связей субъекта 
со средой (природной и общественной), 
выражающих необходимость в определенных 
благах и активность в овладении ими. Основными 
чертами потребности являются: импульсивность 
(побудительность к действию), избирательность 
(направленность на то, что необходимо 
субъекту), повторяемость (удовлетворенная 
потребность через какое-то время воспроизводится 
вновь), преемственность и возвышение 
(изменение старых и порождение новых, 
более масштабных и сложных запросов), 
активность (поиск средств и условий для 
удовлетворения потребности). Есть экономически, 
демографически и экологически обусловленные 
разумные потребности человеческого развития, 
но существуют также и деградационно-паразитические 
потребности вседозволенности. Американский 
психолог А.Х. Маслоу (1908 - 1970) предложил 
следующую классификацию потребностей: