Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:21, контрольная работа
Системные подходы к обществу имеют определенную традицию. Сен-Симон рассматривал общественные явления как различные стороны закономерно развивающегося целостного организма, в котором определяющее значение имеют «индустрия» (экономическая деятельность) и соответствующие ей формы собственности и классы.
1. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
1.1 Системные представления о социуме в истории философии
1.2 Теоретическая модель общества как выражение его системности. Источники и движущие силы исторического процесса
1.3 Материальное производство -- основа существования и развития общества
1.4 Социальная структура как сфера общественной жизни
Список использованных источников
общество социум философия система
Общество как
развивающаяся система
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩЕСТВО КАК
РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
1.1 Системные
представления о социуме в
истории философии
1.2 Теоретическая
модель общества как выражение
его системности. Источники и
движущие силы исторического
процесса
1.3 Материальное
производство -- основа существования
и развития общества
1.4 Социальная
структура как сфера
Список использованных
источников
общество социум
философия система
1. ОБЩЕСТВО КАК
РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
1.1 Системные представления
о социуме в истории философии
Системные подходы
к обществу имеют определенную традицию.
Сен-Симон рассматривал общественные
явления как различные стороны
закономерно развивающегося целостного
организма, в котором определяющее
значение имеют «индустрия» (экономическая
деятельность) и соответствующие ей формы
собственности и классы.
О. Конт выделил
в социологии социальную статику
и социальную динамику. Статика изучает
природу социальной связи через
взаимоотношение социальных институтов
как элементов единого социального организма
(системы). Динамика исследует процессы
и законы социальных изменений.
Общество, по мнению
Герберта Спенсера (1820 - 1903), состоит
из трех главных систем: производящей
средства для жизни, распределительной
и регулятивной. Подобно биологическим
организмам, общество развивается от простейших
форм к более сложным. Оригинальны суждения
философа о росте многообразия, дифференциации
общественного развития (социальном расслоении,
появлении новых организаций) при одновременном
усилении связей, о том, что социум не должен
поглощать отдельную личность.
Некоторые моменты
идеализированной модели общества К. Маркс
выразил так: «...Из определенной формы
материального производства вытекает,
во-первых, определенная структура
общества, во-вторых, определенное отношение
людей к природе.
Их государственный
строй и их духовный уклад определяются
как тем, так и другим. Следовательно,
этим же определяется и характер их
духовного производства». «Способ
производства материальной жизни обусловливает
социальный, политический и духовный процессы
жизни вообще». В письмах к П.В. Анненкову
Маркс писал о соотношении способа материального
производства, гражданского общества
и политического строя.
Георгий Валентинович
Плеханов (1856 - 1918), излагая марксистское
понимание взаимоотношения общественного
бытия и общественного сознания, предложил
следующую схему этого взаимоотношения:
1) состояние
производства на определенном
этапе его развития;
2) социально-политический
строй, выросший на данной
3) психика общественного
человека, или общественная психология,
определяемая частью
4) высшие формы
общественного сознания, отражающие
различные стороны жизни общества.
Каждый из этих
элементов взаимодействует с
другими: взаимовлияние идет как
сверху вниз, так и снизу вверх.
Но определяющим выступает влияние,
идущее от производства к общественному
сознанию.
Целый ряд идей,
характеризующих сложно развивающиеся
социальные объекты, высказали представители
культурно-деятельностных концепций общества.
Здесь особенно важно введение в социологию
Вебером понятия идеальных типов, рассмотрение
системы человеческого действия (Парсонс,
Хабермас и др.).
В развитии современной
западной цивилизации системообразующую
роль сыграла идея экономической
рациональности, реализующаяся в
капиталистическом хозяйстве и
образе жизни. Эта идея выражается в
рациональной религии (протестантизм),
рациональном праве и управлении
(рациональная бюрократия), рациональном
денежном обращении и других сферах общества.
Современная системная
методология предстает как
По мнению B.C.
Степина, модель социума состоит
из трех подсистем. Первая - это неорганическое
тело цивилизации, созданная человеческой
деятельностью вторая природа, система
техники и способ развития двухкомпонентной
телесности человека: биологического
тела и системы искусственных органов,
которые функционально выступают как
продолжение и дополнение естественных
органов человека. Такое понимание человека
явилось одной из стимулирующих идей,
которые привели к материалистическому
пониманию истории, разработке представления
о решающей роли способа производства,
развития цивилизации. Вторая подсистема
- это многообразие человеческих отношений:
бытие человека в социальных коллективах,
больших и малых социальных группах. Третья
подсистема - культура, наличие в обществе
сложно организованной совокупности информационных
кодов, хранящих и трансформирующих надбиологические
программы человеческой жизнедеятельности.
Цели, ценности, знания, навыки выступают
как особая программа деятельности, которая
должна стать достоянием субъекта. Программы
могут транслироваться, передаваться
в виде образцов, знаний, предписаний,
верований, норм, мировоззренческих установок
и т.п. Они составляют массив накопленного
человеческого опыта.
1.2 Теоретическая
модель общества как выражение
его системности. Источники и
движущие силы исторического
процесса
Помимо приведенных
подходов идет непрерывный процесс вовлечения
новых связей и категорий, отражающих
общественную жизнь. Теоретическая модель
общества не является самоцелью. Она -
инструмент познания реального общества,
обеспечивает мировоззренческую четкость,
методологическую дисциплину мысли, помогает
правильно поставить проблемы и дает ориентиры
в научном поиске их решения. Социальные
универсалии формируют целостный образ
человеческого жизненного мира и выражают
шкалу ценностных приоритетов соответствующего
типа культуры.
Основой систематизации
категорий социальной философии
выступают: неисчерпаемость общества;
многообразие связей, которые не проявляются
везде и всегда одинаково; усложняющееся
изменение задач
При построении
теоретической модели общества исходят
из исследования идеализированного
объекта. Это дает возможность отвлечься
от несущественных явлений, представить
изучаемый объект в идеально развитой
форме, что позволяет обнаружить
присущие ему законы движения.
Реальное общество
богаче, разнообразнее, чем его идеализированная
модель. В реальном историческом процессе
события носят неповторимую оригинальную
окраску. Модель общества, выраженная
в категориях, совпадает с реальным
обществом постольку, поскольку выражает
его сущность, внутренние, необходимые,
повторяющиеся связи и отношения. Итак,
имеются и сходство, и различие реального
общества и его теоретической модели.
Модель общества
должна характеризовать социум как
совокупность сторон, элементов, т.е. как
«вещь», и в то же время как развивающийся
процесс.
В гегелевско-марксистском
подходе противоречия выступают
как источник развития всякого сущего.
В учебнике «Введение в философию»
(Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С.
и др. М., 1990) источник развития общества
сводится к проблеме интересов как детерминантов
деятельности людей. Теория конфликтов
также отталкивается от интересов. Вероятно,
данный вопрос необходимо рассматривать
универсальнее.
Отметим, что
первоначальным было противоречие между
природой и обществом, так как человек
и общество вышли из природы. Это противоречие
как исходное будет функционировать до
тех пор, пока существует социальная реальность.
Все планы совершенствования и переустройства
общества должны основываться, прежде
всего, на необходимости поддержания жизни
биосферы и возможностей существования
и развития каждого человеческого существа.
Любые проблемы социума не могут быть
решены помимо взаимоотношения человека
с миром природы и миром «второй природы»,
т.е. культуры. Отсюда следует, что первый
уровень (блок) предлагаемой нами теоретической
модели общества включает взаимодействие
природы, человека и культуры.
Экологический
фактор (природная среда) функционирует
в единстве со способом производства
материальной жизни (экономическим фактором)
и способом производства непосредственной
жизни (демографическим фактором). Все
это составляет второй уровень модели
общества. Актуальной является задача
создания гармонично функционирующей,
единой, человеко-эколого-экономической
воспроизводственной системы.
Отталкиваясь
от структуры общественного бытия,
в третьем блоке модели общества
мы фиксируем взаимодействие материального
производства, духовного производства,
производства общественных отношений
и формирования конкретного типа
личности, составляющих способ производства
общественной жизни.
Внешнее противоречие
«природа - общество» превращается
во внутреннее противоречие развитого
социального организма
Помимо экономики
на исторический процесс влияют также
социальная сфера, семейные отношения,
государство, идеология и т.д. Противоречие
«производительные силы - производственные
отношения» переходит в иные противоречия,
заключенные в развитии главных сфер общественной
жизни. Это - в социальной сфере - противоречие
между противоположными классами, доходящее
в антагонистическом обществе до классовой
борьбы, преодоление существенных различий
между классами, социальными группами,
слоями, движение к социальной и национальной
однородности в единстве с процессом социальной
дифференциации. В политической сфере
- столкновение политических сил, политических
партий, борьба за власть, движение к политической
консолидации в единстве с процессом вычленения
специфики политических устремлений разных
социальных, национальных и региональных
сил. В духовной сфере -- противоборство
в сознании, в теориях, зарождение предпосылок
преобразований в идеях. Пятый уровень
теоретической модели характеризует соотношение
способа материального производства,
социальной, политической и духовной жизни.
В названных четырех основных сферах социума
наличествует материальное и идеальное.
В материально-производственной сфере
это вещественные средства производства,
материальное благо и идеальные компоненты
труда. Г. Зиммель, отталкиваясь от идей
Маркса, рассматривал деньги не только
как показатель экономической жизни общества,
но и как особый культурный феномен, опосредующий
отношения людей, как универсальный способ
обмена, определяющий общение в самых
различных областях человеческой жизнедеятельности.
Он уделил внимание социально-психологическим
аспектам денежных отношений, их влиянию
на духовную жизнь людей, высказал мысль
о знаково-символической роли денег. Позднее,
во второй половине XX в., эти положения
развил Т. Парсонс, рассматривая деньги
как особый код культуры, «специализированный
знак».
В социальной сфере
присутствуют материально-экономические
истоки появления социальной структуры
и различные духовные компоненты функционирования
индивидов и социальных общностей, в политической
сфере - материальная база управления
и его духовные составляющие (политические
решения, планирование, идеологические
программы и т.п.), наконец, в духовной сфере
имеются материальные факторы (продукты
духовной культуры облечены в материальную
форму). К. Маркс анализировал сознание
как «вплетенное» в бытие людей. Люди как
элемент общества, считал Г. Спенсер, обладают
сознанием, которое как бы разлито по всему
социальному агрегату, а не локализовано
в некотором одном центре. Любые «представления
об обществе и человеке, - полагает B.C. Степин,
- должны учитывать историческое развитие,
целостность социальной жизни и включенность
сознания в социальные процессы»152. По
мере движения от базисной, материально-производственной,
сферы к последующим возрастает удельный
вес идеального: в духовной жизни идеальное
общественное сознание выступает как
центральное звено.
Поступательное
развитие общества, формирование его
«пирамиды» (уровней, институтов и т.д.)
есть результат взаимодействия индивидов,
человеческой деятельности в связи с разрешением
противоречий. Особую роль как побудительные
мотивы деятельности играют потребности
и интересы человека. Аристотель указывал,
что человека побуждает к действию интерес.
Интерес и потребность - источник всякой
человеческой общительности153, указывал
Гельвеций. Потребности и интересы различные
философы связывали: с божественным предначертанием;
со ступенями самопознания абсолютной
идеи; с человеческой природой («любовь
и голод правят миром»); с действием объективных
закономерностей.
Потребности в
диалектико-материалистическом понимании
- целостная система связей субъекта
со средой (природной и общественной),
выражающих необходимость в определенных
благах и активность в овладении ими. Основными
чертами потребности являются: импульсивность
(побудительность к действию), избирательность
(направленность на то, что необходимо
субъекту), повторяемость (удовлетворенная
потребность через какое-то время воспроизводится
вновь), преемственность и возвышение
(изменение старых и порождение новых,
более масштабных и сложных запросов),
активность (поиск средств и условий для
удовлетворения потребности). Есть экономически,
демографически и экологически обусловленные
разумные потребности человеческого развития,
но существуют также и деградационно-паразитические
потребности вседозволенности. Американский
психолог А.Х. Маслоу (1908 - 1970) предложил
следующую классификацию потребностей: