Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:21, контрольная работа
Системные подходы к обществу имеют определенную традицию. Сен-Симон рассматривал общественные явления как различные стороны закономерно развивающегося целостного организма, в котором определяющее значение имеют «индустрия» (экономическая деятельность) и соответствующие ей формы собственности и классы.
1. ОБЩЕСТВО КАК  РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА 
1.1 Системные  представления о социуме в  истории философии 
1.2 Теоретическая  модель общества как выражение  его системности. Источники и  движущие силы исторического  процесса 
1.3 Материальное  производство -- основа существования  и развития общества 
1.4 Социальная  структура как сфера общественной  жизни 
Список использованных источников 
общество социум философия система
1) физиологические, 
необходимые для выживания;  
2) потребности 
безопасности и защиты - экзистенциальные;  
3) потребности 
привязанности и любви - социальные;  
4) потребности 
самоуважения и признания - персональные;  
5) потребности 
самовыражения, 
Первые два типа 
потребностей названы врожденными, три 
остальных - приобретенными. Гуманистический 
образ цивилизации, согласно теории Маслоу, 
предполагает не только требование индивидуальной 
самореализации (достижение личного успеха 
за счет потерь и неудач другого), но и 
требование объединенного действия, кооперации 
людей. 
Интерес фиксирует 
направленность деятельности субъекта 
- поисковую, познавательную, преобразовательную, 
потребительскую и т.д. - на определенный 
круг явлений и на самого себя. В 
интересах закрепляется отношение 
субъекта к природе, ко всей совокупности 
общественных институтов, материальных 
и духовных ценностей общества. Ю. Хабермас 
в труде «Познание и интерес» выделяет 
три типа интересов: технический, практический 
и эмансипационный, которые соответственно 
относятся к трудовой деятельности человека, 
общению и рефлексивной деятельности 
сознания.  
В целом различаются 
интересы:  
- по степени 
общности их носителей (
- сфере направленности 
(экономический, социальный, политический, 
духовный, экологический, демографический);  
- характеру субъекта 
социального действия (классовый, 
национальный, государственный);  
- степени осознанности 
(стихийный, сознательный);  
- возможности 
осуществления (мнимый, реальный);  
- отношению к 
обществу или природе (
Потребности и 
интересы выступают как следствие, 
продукт определенных форм жизнедеятельности 
и условий существования (социально-экономических, 
политических, демографических, экологических) 
и одновременно они как мотивационные 
механизмы оказывают обратное воздействие 
на производственно-экономический потенциал, 
социальную сферу и политические ориентации. 
Шестой уровень модели общества фиксирует 
взаимоотношение жизнедеятельности, условий 
существования, потребностей и интересов, 
в совокупности составляющие образ жизни. 
Общество в 
самом широком интегративном 
изложении - совокупность динамичных социальных 
связей, отношений и их носителей 
и творцов -- людей. Общество, полагал 
Н.А. Бердяев, представляет собой объективацию 
человеческих отношений. Социум есть форма 
бытия человека, воплощение присущей ему 
уникальности и коллективности. 
Человек - исходная 
«клеточка» социума. Индивиды, по П. Сорокину, 
вступают в систему социальных взаимоотношений 
под влиянием бессознательных (рефлексов) 
и биосознательных (значения, нормы, ценности) 
регуляторов. Социальное действие всегда 
личностно и осмысленно, связывает действующее 
лицо с другими субъектами. Индивид частично 
«запрограммирован» существующими обстоятельствами, 
социальными нормами, оценивает альтернативы, 
принимает решения и добивается их исполнения. 
Вместе с тем, в продуктах труда в результате 
кооперации, «скрещивания» усилий многих 
индивидуальных агентов следы индивидуального 
размываются и получается безличное, общественное. 
В социуме взаимодополняют друг друга 
хаос и порядок. На базе параметров порядка 
формируются нормы культуры, искусства, 
этики, языка. В то же время в динамической 
жизни возникают новые импульсы, новые 
аттракторы, разрушаются старые параметры 
порядка. 
С одной стороны, 
общество естественно развивается 
по объективным законам, с другой 
- все участники социальной сферы 
являются движущими силами истории. 
Если в природе противоречие как 
источник развития выступает одновременно 
и как его движущая сила, то в обществе 
источник развития (разрешение и воспроизводство 
противоречий) и движущие силы прогресса 
(деятельность человеческого фактора) 
относительно самостоятельны друг к другу 
(хотя они и связаны, переплетены). Седьмой 
блок модели общества характеризует взаимоотношение 
исторической необходимости (через объективные 
условия) и сознательной деятельности 
(через человеческий фактор), результатирующиеся 
в общественный прогресс как цивилизационно-формационный 
процесс. 
Исходное и одновременно 
обобщающее значение в приведенной системе 
категорий (восьмой уровень модели общества) 
имеет закон первичности общественного 
бытия и активной обратной роли общественного 
сознания. 
Понятия статичнее 
и обладают большей дискретностью, 
чем реальность, которую они выражают. 
Возможен лишь приблизительный образ 
бесконечно сложной реальности. Обнаружение 
главных противоположностей, их разворачивания 
дают исследователю не всю картину реальности, 
а только ее основные моменты. Конечно, 
любая модель (схема) упрощает действйтельность, 
поэтому здесь трудно было выделить демократические 
либо тоталитарные параметры социума, 
ценности, альтернативные варианты развития, 
чередование стадий эволюции и революции, 
конвергенции и дивергенции, схождения 
к центру и децентрализации, активности 
и пассивности, убыстрения процессов и 
их замедления и многое другое. Тем не 
менее предложенная модель социума может 
быть полезна в том числе в методическом 
аспекте: для уяснения взаимосвязи и динамики 
ряда важнейших элементов общественной 
системы. 
Итак, социум это 
не механическая сумма индивидов, а 
сложно организованная саморазвивающаяся 
система, включающая разнообразные 
подсистемы, связанные соподчиненными 
отношениями. Общество характеризуется 
динамичностью, незавершенностью, нелинейностью, 
альтернативностью, детерминированностью 
и одновременно непредсказуемостью развития. 
Поэтому модель общества является в некотором 
роде определенной, четкой и вместе с тем 
открытой, незамкнутой, предполагает свое 
совершенствование. В представленной 
теоретической модели воплощены рациональные, 
наиболее ценные элементы различных исследовательских 
программ о социуме в системном виде, при 
доминировании диалектико-материалистической 
программы, творчески вобравшей достижения 
современной науки и философии. 
Из философской 
классики следует, что «ключом» (исходной 
единицей) социальной системы является 
социальное действие, проявляющееся 
в главных сферах общества. Рассмотрим 
более конкретно эти сферы. 
1.3 Материальное 
производство -- основа существования 
и развития общества 
 
Диалектико-материалистическая 
философия исходит из того, что 
материальное производство есть необходимое 
условие существования общества 
и человека, определяет социальную, 
политическую и духовную жизнь, находясь 
в обратной зависимости от них, вплетено 
в единую человеко-эколого-экономическую 
систему. Материальное производство выступает 
в конкретно-исторической форме способа 
производства, характеризующегося единством 
производительных сил и производственных 
отношений. 
Производительные 
силы общества опираются на естественную 
силу и включают ее в себя, что уже подчеркивал 
Ф. Бэкон. В действии человек, писал он, 
не может ничего другого, как только соединять 
и разъединять тела природы. Понятие «производительные 
силы» ввели в науку классики английской 
политической экономии, характеризуя 
производство как сочетание рабочей силы 
и орудий труда.  
Производительные 
силы и общественные отношения, по утверждению 
К. Маркса, являются различными сторонами 
развития общественного индивида. Производство 
материальных благ - материально-духовный 
процесс, ибо человек, агент производства, 
выступает не только как материальное, 
но и духовное существо, обрабатывающее 
информацию, осуществляющее планирование 
совершаемого процесса, его осмысление, 
предвидение его результатов.  
Производительные 
силы - это система вещественного 
фактора, средств производства (средств 
труда и предметов труда) и 
личностного фактора 
К личностному 
фактору производства относятся 
не только производители вещественного 
продукта - рабочие, ученые, технологи, 
конструкторы, управляющие, сочетающие 
физический и умственный труд, но и производители 
невещественного продукта, обеспечивающие 
функционирование производственных систем 
и социальной инфраструктуры. Прежде чем 
сформироваться как производительная 
сила, человек должен стать личностью, 
пройти школу обучения и воспитания. Поэтому 
работа педагога, врача, художника, журналиста, 
актера, всякая деятельность (не только 
непосредственная материально-производственная), 
формирующая личность, должна рассматриваться 
как опосредованная производительная 
сила. 
Производственные 
отношения характеризуют способ 
соединения средств производства с 
работником и включают отношения:  
а) собственности;  
б) распределения;  
в) обмена (натурального 
или товарно-денежного);  
г) потребления.  
Производственные 
отношения выступают социально-
Революции в 
производительных силах связаны 
с существенными изменениями 
в технике. Феномен техники имеет 
глубокие корни, уходящие в античность 
и в более позднее время. В 1877 
г. вышел труд Э. Каппа «Основные 
черты философии техники». Универсальную 
роль технике отводил К. Маркс, подчеркивая 
ее значение для развития не только материального 
производства, но и общества в целом. Ручная 
мельница, отмечал Маркс, дает общество 
с сюзереном во главе, паровая машина - 
общество с промышленным капиталистом. 
Технику анализировали Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт, 
О. Шпенглер, К. Ясперс, М. Хайдеггер и др. 
Смысл техники, по Ясперсу, состоит в освобождении 
от власти природы, а принцип техники заключается 
в целенаправленном манипулировании материалами 
и силами для реализации назначения человека. 
Техника в синергетической философии 
рассматривается с позицией нелинейной 
динамики, теории катастроф, процессов 
самоорганизации и коэволюции. 
Техника -- искусственное 
образование, созданное человеком; 
средство, орудие для удовлетворения человеческих 
потребностей; реальность, противостоящая 
природе и человеку и одновременно находящаяся 
в единстве с ними; специфический способ 
использования сил и энергии природы; 
явление, неотделимое от технологии. Техника 
эволюционировала от домашинной, или орудийной 
(инструментальной), к машинной и автоматической. 
(Здесь мы отвлекаемся от значения техники 
в смысле совокупности человеческих умений 
и способностей.) 
 
Переход от ремесленных 
орудий ручного труда к машине 
явился второй революцией в производительных 
силах. Если простое орудие труда приводилось 
в движение силой человека или животного 
(реже - воды или ветра), то машинное - специальным 
энергетическим устройством. Впервые 
паровая машина появилась в Англии в 1769 
г. На смену инструментальному орудию 
труда пришла трех- звенная система, состоящая 
из рабочего устройства, двигателя и передаточного 
механизма. Возросла роль научного знания, 
приобретшего способность постепенно 
превращаться в непосредственную производительную 
силу. Осуществлению второй революции 
в производительных силах (промышленной) 
благоприятствовало развитие демократии, 
свершавшиеся буржуазные революции, рождение 
доктрины либерализма. В Европе, в частности, 
во Франции появилась «Декларация прав 
человека и гражданина», где провозглашались 
свобода, собственность, безопасность, 
право на сопротивление насилию. 
Современную революцию 
в производительных силах О. Тоффлер 
назвал «социотехнической революцией». 
Часто ее называют информационно-компьютерной 
или информационно-