Общество как развивающаяся система

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:21, контрольная работа

Краткое описание

Системные подходы к обществу имеют определенную традицию. Сен-Симон рассматривал общественные явления как различные стороны закономерно развивающегося целостного организма, в котором определяющее значение имеют «индустрия» (экономическая деятельность) и соответствующие ей формы собственности и классы.

Оглавление

1. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
1.1 Системные представления о социуме в истории философии
1.2 Теоретическая модель общества как выражение его системности. Источники и движущие силы исторического процесса
1.3 Материальное производство -- основа существования и развития общества
1.4 Социальная структура как сфера общественной жизни
Список использованных источников
общество социум философия система

Файлы: 1 файл

Общество как развивающаяся система.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

1) физиологические,  необходимые для выживания;  

2) потребности  безопасности и защиты - экзистенциальные;  

3) потребности  привязанности и любви - социальные;  

4) потребности  самоуважения и признания - персональные;  

5) потребности  самовыражения, самоактуализации - духовные.  

Первые два типа потребностей названы врожденными, три остальных - приобретенными. Гуманистический образ цивилизации, согласно теории Маслоу, предполагает не только требование индивидуальной самореализации (достижение личного успеха за счет потерь и неудач другого), но и требование объединенного действия, кооперации людей. 

Интерес фиксирует  направленность деятельности субъекта - поисковую, познавательную, преобразовательную, потребительскую и т.д. - на определенный круг явлений и на самого себя. В  интересах закрепляется отношение субъекта к природе, ко всей совокупности общественных институтов, материальных и духовных ценностей общества. Ю. Хабермас в труде «Познание и интерес» выделяет три типа интересов: технический, практический и эмансипационный, которые соответственно относятся к трудовой деятельности человека, общению и рефлексивной деятельности сознания.  

В целом различаются  интересы:  

- по степени  общности их носителей (индивидуальный, групповой, общечеловеческий);  

- сфере направленности (экономический, социальный, политический, духовный, экологический, демографический);  

- характеру субъекта  социального действия (классовый,  национальный, государственный);  

- степени осознанности (стихийный, сознательный);  

- возможности  осуществления (мнимый, реальный);  

- отношению к  обществу или природе (прогрессивный,  реакционный, относительно нейтральный). 

Потребности и  интересы выступают как следствие, продукт определенных форм жизнедеятельности  и условий существования (социально-экономических, политических, демографических, экологических) и одновременно они как мотивационные механизмы оказывают обратное воздействие на производственно-экономический потенциал, социальную сферу и политические ориентации. Шестой уровень модели общества фиксирует взаимоотношение жизнедеятельности, условий существования, потребностей и интересов, в совокупности составляющие образ жизни. 

Общество в  самом широком интегративном  изложении - совокупность динамичных социальных связей, отношений и их носителей  и творцов -- людей. Общество, полагал Н.А. Бердяев, представляет собой объективацию человеческих отношений. Социум есть форма бытия человека, воплощение присущей ему уникальности и коллективности. 

Человек - исходная «клеточка» социума. Индивиды, по П. Сорокину, вступают в систему социальных взаимоотношений под влиянием бессознательных (рефлексов) и биосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. Социальное действие всегда личностно и осмысленно, связывает действующее лицо с другими субъектами. Индивид частично «запрограммирован» существующими обстоятельствами, социальными нормами, оценивает альтернативы, принимает решения и добивается их исполнения. Вместе с тем, в продуктах труда в результате кооперации, «скрещивания» усилий многих индивидуальных агентов следы индивидуального размываются и получается безличное, общественное. В социуме взаимодополняют друг друга хаос и порядок. На базе параметров порядка формируются нормы культуры, искусства, этики, языка. В то же время в динамической жизни возникают новые импульсы, новые аттракторы, разрушаются старые параметры порядка. 

С одной стороны, общество естественно развивается  по объективным законам, с другой - все участники социальной сферы  являются движущими силами истории. Если в природе противоречие как  источник развития выступает одновременно и как его движущая сила, то в обществе источник развития (разрешение и воспроизводство противоречий) и движущие силы прогресса (деятельность человеческого фактора) относительно самостоятельны друг к другу (хотя они и связаны, переплетены). Седьмой блок модели общества характеризует взаимоотношение исторической необходимости (через объективные условия) и сознательной деятельности (через человеческий фактор), результатирующиеся в общественный прогресс как цивилизационно-формационный процесс. 

Исходное и одновременно обобщающее значение в приведенной системе категорий (восьмой уровень модели общества) имеет закон первичности общественного бытия и активной обратной роли общественного сознания. 

Понятия статичнее  и обладают большей дискретностью, чем реальность, которую они выражают. Возможен лишь приблизительный образ бесконечно сложной реальности. Обнаружение главных противоположностей, их разворачивания дают исследователю не всю картину реальности, а только ее основные моменты. Конечно, любая модель (схема) упрощает действйтельность, поэтому здесь трудно было выделить демократические либо тоталитарные параметры социума, ценности, альтернативные варианты развития, чередование стадий эволюции и революции, конвергенции и дивергенции, схождения к центру и децентрализации, активности и пассивности, убыстрения процессов и их замедления и многое другое. Тем не менее предложенная модель социума может быть полезна в том числе в методическом аспекте: для уяснения взаимосвязи и динамики ряда важнейших элементов общественной системы. 

Итак, социум это  не механическая сумма индивидов, а  сложно организованная саморазвивающаяся  система, включающая разнообразные  подсистемы, связанные соподчиненными отношениями. Общество характеризуется  динамичностью, незавершенностью, нелинейностью, альтернативностью, детерминированностью и одновременно непредсказуемостью развития. Поэтому модель общества является в некотором роде определенной, четкой и вместе с тем открытой, незамкнутой, предполагает свое совершенствование. В представленной теоретической модели воплощены рациональные, наиболее ценные элементы различных исследовательских программ о социуме в системном виде, при доминировании диалектико-материалистической программы, творчески вобравшей достижения современной науки и философии. 

Из философской  классики следует, что «ключом» (исходной единицей) социальной системы является социальное действие, проявляющееся  в главных сферах общества. Рассмотрим более конкретно эти сферы. 

1.3 Материальное  производство -- основа существования и развития общества 
 

Диалектико-материалистическая философия исходит из того, что  материальное производство есть необходимое  условие существования общества и человека, определяет социальную, политическую и духовную жизнь, находясь в обратной зависимости от них, вплетено в единую человеко-эколого-экономическую систему. Материальное производство выступает в конкретно-исторической форме способа производства, характеризующегося единством производительных сил и производственных отношений. 

Производительные  силы общества опираются на естественную силу и включают ее в себя, что уже подчеркивал Ф. Бэкон. В действии человек, писал он, не может ничего другого, как только соединять и разъединять тела природы. Понятие «производительные силы» ввели в науку классики английской политической экономии, характеризуя производство как сочетание рабочей силы и орудий труда.  

Производительные  силы и общественные отношения, по утверждению  К. Маркса, являются различными сторонами  развития общественного индивида. Производство материальных благ - материально-духовный процесс, ибо человек, агент производства, выступает не только как материальное, но и духовное существо, обрабатывающее информацию, осуществляющее планирование совершаемого процесса, его осмысление, предвидение его результатов.  

Производительные  силы - это система вещественного  фактора, средств производства (средств  труда и предметов труда) и  личностного фактора производства (обладающего физической силой, трудовыми  навыками, производственным опытом, знаниями и морально-волевыми качествами), в процессе функционирования которых осуществляется технологический процесс.  

К личностному  фактору производства относятся  не только производители вещественного продукта - рабочие, ученые, технологи, конструкторы, управляющие, сочетающие физический и умственный труд, но и производители невещественного продукта, обеспечивающие функционирование производственных систем и социальной инфраструктуры. Прежде чем сформироваться как производительная сила, человек должен стать личностью, пройти школу обучения и воспитания. Поэтому работа педагога, врача, художника, журналиста, актера, всякая деятельность (не только непосредственная материально-производственная), формирующая личность, должна рассматриваться как опосредованная производительная сила. 

Производственные  отношения характеризуют способ соединения средств производства с  работником и включают отношения:  

а) собственности;  

б) распределения;  

в) обмена (натурального или товарно-денежного);  

г) потребления.  

Производственные  отношения выступают социально-экономическим  механизмом, который детерминирует  возникновение, развитие и функционирование системы общественных стимулов к  труду, выявляют природу той экономической силы, которая побуждает человека включаться в трудовой процесс. Развитие производительных сил есть эволюционно-революционный процесс, включенный в цивилизационную и формационную динамику. Первая революция в производительных силах произошла в эпоху появления шлифованных каменных орудий (неолитическая, или аграрная, революция). Вся история биосферы пошла по новому руслу: человек начал создавать искусственный кругооборот веществ. Переход к производящей экономике был обусловлен оскудением запасов природы в местах обитания человека и ростом численности населения. (Последнее - причина и одновременно следствие перехода к производящей экономике.) На базе разделения труда и роста его производительности возник прибавочный продукт. Тем самым были созданы материальные предпосылки для систематического обмена, развития торговли, концентрации прибавочного продукта в руках части общества. Прежняя ориентация на коллективный труд и равенство в распределении изжила себя. В коллективные начала внедрялись индивидуальная деятельность и частная собственность. Если Руссо назвал вором первого человека, оградившего участок земли забором и сказавшего: «Это мое», то Вольтер определил первого собственника как человека не ленивого, не нищего, а человека честного, мудрого и делового. Общество качественно изменилось - стало сложноструктурированным, возросли и усложнились потребности, изменилась шкала ценностей, увеличилась нагрузка на биосферу. Итогом изменения экономических условий, общественных отношений было становление эксплуататорского классового общества. 

Революции в  производительных силах связаны  с существенными изменениями  в технике. Феномен техники имеет  глубокие корни, уходящие в античность и в более позднее время. В 1877 г. вышел труд Э. Каппа «Основные  черты философии техники». Универсальную роль технике отводил К. Маркс, подчеркивая ее значение для развития не только материального производства, но и общества в целом. Ручная мельница, отмечал Маркс, дает общество с сюзереном во главе, паровая машина - общество с промышленным капиталистом. Технику анализировали Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт, О. Шпенглер, К. Ясперс, М. Хайдеггер и др. Смысл техники, по Ясперсу, состоит в освобождении от власти природы, а принцип техники заключается в целенаправленном манипулировании материалами и силами для реализации назначения человека. Техника в синергетической философии рассматривается с позицией нелинейной динамики, теории катастроф, процессов самоорганизации и коэволюции. 

Техника -- искусственное  образование, созданное человеком; средство, орудие для удовлетворения человеческих потребностей; реальность, противостоящая природе и человеку и одновременно находящаяся в единстве с ними; специфический способ использования сил и энергии природы; явление, неотделимое от технологии. Техника эволюционировала от домашинной, или орудийной (инструментальной), к машинной и автоматической. (Здесь мы отвлекаемся от значения техники в смысле совокупности человеческих умений и способностей.) 
 

Переход от ремесленных  орудий ручного труда к машине явился второй революцией в производительных силах. Если простое орудие труда приводилось в движение силой человека или животного (реже - воды или ветра), то машинное - специальным энергетическим устройством. Впервые паровая машина появилась в Англии в 1769 г. На смену инструментальному орудию труда пришла трех- звенная система, состоящая из рабочего устройства, двигателя и передаточного механизма. Возросла роль научного знания, приобретшего способность постепенно превращаться в непосредственную производительную силу. Осуществлению второй революции в производительных силах (промышленной) благоприятствовало развитие демократии, свершавшиеся буржуазные революции, рождение доктрины либерализма. В Европе, в частности, во Франции появилась «Декларация прав человека и гражданина», где провозглашались свобода, собственность, безопасность, право на сопротивление насилию. 

Современную революцию  в производительных силах О. Тоффлер  назвал «социотехнической революцией». Часто ее называют информационно-компьютерной или информационно-экологической революцией. В информационных технологиях приоритет принадлежит информационным потокам, а не веществу и энергии. Третья революция в производительных силах, НТР, начавшаяся в 40 - 50-х гг. XX в., знаменует собой переход от машинного производства к автоматизированному. К прежним трем звеньям машины добавляется управляющее устройство. Развитие такого производства связано с совершенствованием ЭВМ, с появлением робототехники, гибких автоматизированных систем. Помимо материало- и энергоемкости возрастает значение наукоемкости производства. Качественное преобразование производительных сил на основе перехода к автоматизированному производству, превращение научно-технической деятельности в определяющее звено материального производства составляет производственно-технический аспект сущности НТР. Но этого недостаточно: важно также учитывать социально-экономическую и мировоззренческую стороны сущности НТР. Прогресс техники обусловливается и измеряется не только технико-технологическими идеями и их реализациями, но и социально-политическими, экономическими, экологическими, гуманистическими и нравственными параметрами. М. Хайдеггер видел причину угроз, исходящих из действия технических устройств, в человеке, воспринимающего мир лишь как материал для удовлетворения своих потребностей. Значит, необходима переориентация мышления человека. Исследователи призывают к анализу сильных и слабых сторон «технологического мировоззрения», к «гуманизациитехники». 

Информация о работе Общество как развивающаяся система