Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:21, контрольная работа
Системные подходы к обществу имеют определенную традицию. Сен-Симон рассматривал общественные явления как различные стороны закономерно развивающегося целостного организма, в котором определяющее значение имеют «индустрия» (экономическая деятельность) и соответствующие ей формы собственности и классы.
1. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
1.1 Системные представления о социуме в истории философии
1.2 Теоретическая модель общества как выражение его системности. Источники и движущие силы исторического процесса
1.3 Материальное производство -- основа существования и развития общества
1.4 Социальная структура как сфера общественной жизни
Список использованных источников
общество социум философия система
1) физиологические,
необходимые для выживания;
2) потребности
безопасности и защиты - экзистенциальные;
3) потребности
привязанности и любви - социальные;
4) потребности
самоуважения и признания - персональные;
5) потребности
самовыражения,
Первые два типа
потребностей названы врожденными, три
остальных - приобретенными. Гуманистический
образ цивилизации, согласно теории Маслоу,
предполагает не только требование индивидуальной
самореализации (достижение личного успеха
за счет потерь и неудач другого), но и
требование объединенного действия, кооперации
людей.
Интерес фиксирует
направленность деятельности субъекта
- поисковую, познавательную, преобразовательную,
потребительскую и т.д. - на определенный
круг явлений и на самого себя. В
интересах закрепляется отношение
субъекта к природе, ко всей совокупности
общественных институтов, материальных
и духовных ценностей общества. Ю. Хабермас
в труде «Познание и интерес» выделяет
три типа интересов: технический, практический
и эмансипационный, которые соответственно
относятся к трудовой деятельности человека,
общению и рефлексивной деятельности
сознания.
В целом различаются
интересы:
- по степени
общности их носителей (
- сфере направленности
(экономический, социальный, политический,
духовный, экологический, демографический);
- характеру субъекта
социального действия (классовый,
национальный, государственный);
- степени осознанности
(стихийный, сознательный);
- возможности
осуществления (мнимый, реальный);
- отношению к
обществу или природе (
Потребности и
интересы выступают как следствие,
продукт определенных форм жизнедеятельности
и условий существования (социально-экономических,
политических, демографических, экологических)
и одновременно они как мотивационные
механизмы оказывают обратное воздействие
на производственно-экономический потенциал,
социальную сферу и политические ориентации.
Шестой уровень модели общества фиксирует
взаимоотношение жизнедеятельности, условий
существования, потребностей и интересов,
в совокупности составляющие образ жизни.
Общество в
самом широком интегративном
изложении - совокупность динамичных социальных
связей, отношений и их носителей
и творцов -- людей. Общество, полагал
Н.А. Бердяев, представляет собой объективацию
человеческих отношений. Социум есть форма
бытия человека, воплощение присущей ему
уникальности и коллективности.
Человек - исходная
«клеточка» социума. Индивиды, по П. Сорокину,
вступают в систему социальных взаимоотношений
под влиянием бессознательных (рефлексов)
и биосознательных (значения, нормы, ценности)
регуляторов. Социальное действие всегда
личностно и осмысленно, связывает действующее
лицо с другими субъектами. Индивид частично
«запрограммирован» существующими обстоятельствами,
социальными нормами, оценивает альтернативы,
принимает решения и добивается их исполнения.
Вместе с тем, в продуктах труда в результате
кооперации, «скрещивания» усилий многих
индивидуальных агентов следы индивидуального
размываются и получается безличное, общественное.
В социуме взаимодополняют друг друга
хаос и порядок. На базе параметров порядка
формируются нормы культуры, искусства,
этики, языка. В то же время в динамической
жизни возникают новые импульсы, новые
аттракторы, разрушаются старые параметры
порядка.
С одной стороны,
общество естественно развивается
по объективным законам, с другой
- все участники социальной сферы
являются движущими силами истории.
Если в природе противоречие как
источник развития выступает одновременно
и как его движущая сила, то в обществе
источник развития (разрешение и воспроизводство
противоречий) и движущие силы прогресса
(деятельность человеческого фактора)
относительно самостоятельны друг к другу
(хотя они и связаны, переплетены). Седьмой
блок модели общества характеризует взаимоотношение
исторической необходимости (через объективные
условия) и сознательной деятельности
(через человеческий фактор), результатирующиеся
в общественный прогресс как цивилизационно-формационный
процесс.
Исходное и одновременно
обобщающее значение в приведенной системе
категорий (восьмой уровень модели общества)
имеет закон первичности общественного
бытия и активной обратной роли общественного
сознания.
Понятия статичнее
и обладают большей дискретностью,
чем реальность, которую они выражают.
Возможен лишь приблизительный образ
бесконечно сложной реальности. Обнаружение
главных противоположностей, их разворачивания
дают исследователю не всю картину реальности,
а только ее основные моменты. Конечно,
любая модель (схема) упрощает действйтельность,
поэтому здесь трудно было выделить демократические
либо тоталитарные параметры социума,
ценности, альтернативные варианты развития,
чередование стадий эволюции и революции,
конвергенции и дивергенции, схождения
к центру и децентрализации, активности
и пассивности, убыстрения процессов и
их замедления и многое другое. Тем не
менее предложенная модель социума может
быть полезна в том числе в методическом
аспекте: для уяснения взаимосвязи и динамики
ряда важнейших элементов общественной
системы.
Итак, социум это
не механическая сумма индивидов, а
сложно организованная саморазвивающаяся
система, включающая разнообразные
подсистемы, связанные соподчиненными
отношениями. Общество характеризуется
динамичностью, незавершенностью, нелинейностью,
альтернативностью, детерминированностью
и одновременно непредсказуемостью развития.
Поэтому модель общества является в некотором
роде определенной, четкой и вместе с тем
открытой, незамкнутой, предполагает свое
совершенствование. В представленной
теоретической модели воплощены рациональные,
наиболее ценные элементы различных исследовательских
программ о социуме в системном виде, при
доминировании диалектико-материалистической
программы, творчески вобравшей достижения
современной науки и философии.
Из философской
классики следует, что «ключом» (исходной
единицей) социальной системы является
социальное действие, проявляющееся
в главных сферах общества. Рассмотрим
более конкретно эти сферы.
1.3 Материальное
производство -- основа существования
и развития общества
Диалектико-материалистическая
философия исходит из того, что
материальное производство есть необходимое
условие существования общества
и человека, определяет социальную,
политическую и духовную жизнь, находясь
в обратной зависимости от них, вплетено
в единую человеко-эколого-экономическую
систему. Материальное производство выступает
в конкретно-исторической форме способа
производства, характеризующегося единством
производительных сил и производственных
отношений.
Производительные
силы общества опираются на естественную
силу и включают ее в себя, что уже подчеркивал
Ф. Бэкон. В действии человек, писал он,
не может ничего другого, как только соединять
и разъединять тела природы. Понятие «производительные
силы» ввели в науку классики английской
политической экономии, характеризуя
производство как сочетание рабочей силы
и орудий труда.
Производительные
силы и общественные отношения, по утверждению
К. Маркса, являются различными сторонами
развития общественного индивида. Производство
материальных благ - материально-духовный
процесс, ибо человек, агент производства,
выступает не только как материальное,
но и духовное существо, обрабатывающее
информацию, осуществляющее планирование
совершаемого процесса, его осмысление,
предвидение его результатов.
Производительные
силы - это система вещественного
фактора, средств производства (средств
труда и предметов труда) и
личностного фактора
К личностному
фактору производства относятся
не только производители вещественного
продукта - рабочие, ученые, технологи,
конструкторы, управляющие, сочетающие
физический и умственный труд, но и производители
невещественного продукта, обеспечивающие
функционирование производственных систем
и социальной инфраструктуры. Прежде чем
сформироваться как производительная
сила, человек должен стать личностью,
пройти школу обучения и воспитания. Поэтому
работа педагога, врача, художника, журналиста,
актера, всякая деятельность (не только
непосредственная материально-производственная),
формирующая личность, должна рассматриваться
как опосредованная производительная
сила.
Производственные
отношения характеризуют способ
соединения средств производства с
работником и включают отношения:
а) собственности;
б) распределения;
в) обмена (натурального
или товарно-денежного);
г) потребления.
Производственные
отношения выступают социально-
Революции в
производительных силах связаны
с существенными изменениями
в технике. Феномен техники имеет
глубокие корни, уходящие в античность
и в более позднее время. В 1877
г. вышел труд Э. Каппа «Основные
черты философии техники». Универсальную
роль технике отводил К. Маркс, подчеркивая
ее значение для развития не только материального
производства, но и общества в целом. Ручная
мельница, отмечал Маркс, дает общество
с сюзереном во главе, паровая машина -
общество с промышленным капиталистом.
Технику анализировали Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт,
О. Шпенглер, К. Ясперс, М. Хайдеггер и др.
Смысл техники, по Ясперсу, состоит в освобождении
от власти природы, а принцип техники заключается
в целенаправленном манипулировании материалами
и силами для реализации назначения человека.
Техника в синергетической философии
рассматривается с позицией нелинейной
динамики, теории катастроф, процессов
самоорганизации и коэволюции.
Техника -- искусственное
образование, созданное человеком;
средство, орудие для удовлетворения человеческих
потребностей; реальность, противостоящая
природе и человеку и одновременно находящаяся
в единстве с ними; специфический способ
использования сил и энергии природы;
явление, неотделимое от технологии. Техника
эволюционировала от домашинной, или орудийной
(инструментальной), к машинной и автоматической.
(Здесь мы отвлекаемся от значения техники
в смысле совокупности человеческих умений
и способностей.)
Переход от ремесленных
орудий ручного труда к машине
явился второй революцией в производительных
силах. Если простое орудие труда приводилось
в движение силой человека или животного
(реже - воды или ветра), то машинное - специальным
энергетическим устройством. Впервые
паровая машина появилась в Англии в 1769
г. На смену инструментальному орудию
труда пришла трех- звенная система, состоящая
из рабочего устройства, двигателя и передаточного
механизма. Возросла роль научного знания,
приобретшего способность постепенно
превращаться в непосредственную производительную
силу. Осуществлению второй революции
в производительных силах (промышленной)
благоприятствовало развитие демократии,
свершавшиеся буржуазные революции, рождение
доктрины либерализма. В Европе, в частности,
во Франции появилась «Декларация прав
человека и гражданина», где провозглашались
свобода, собственность, безопасность,
право на сопротивление насилию.
Современную революцию
в производительных силах О. Тоффлер
назвал «социотехнической революцией».
Часто ее называют информационно-компьютерной
или информационно-