Общая характеристика эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:00, контрольная работа

Краткое описание

Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя — философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи.
Греческое слово «философия» восходит к именам Фалеса, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово «философия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову «философия» придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не менее, следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.
Философия — это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности.
Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

Оглавление

I. Введение……………………………………………………с.1
II. Основная часть.
1) Общая характеристика эпохи Возрождения……………..с.2
2) Гуманистическая мысль эпохи Возрождения……………с.
3) Натурфилософия эпохи Возрождения……………………с.
4) Выдающиеся деятели эпохи Возрождения:……………...с.
III. Заключение………………………………………………. с.

Файлы: 1 файл

Возрождение..doc

— 177.00 Кб (Скачать)

                                             План.

 

I. Введение……………………………………………………с.1

II. Основная часть.

1) Общая характеристика эпохи Возрождения……………..с.2

2) Гуманистическая мысль эпохи Возрождения……………с.

3) Натурфилософия эпохи Возрождения……………………с.

4) Выдающиеся деятели эпохи Возрождения:……………...с.

III. Заключение………………………………………………. с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пусть никто  в молодости 
не откладывает занятие философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для  
здоровья души.

Эпикур


    I. Введение.

 

Философия явилась  на свет в результате осознания человечеством  самого себя. Желаешь познать себя — философствуй, это справедливо  как для отдельного человека, так и для любой эпохи.

Греческое слово  «философия» восходит к именам Фалеса, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово «философия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову «философия» придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не менее, следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.

Философия —  это любовь. Но что мы любим? То, без  чего нам плохо, без чего не хочется  жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности.

Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Основная  часть.

1)Общая характеристика эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Вряд ли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру' голландского культуролога И. Хейзинга, «осенью Средневековья». Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.

Сами деятели  Ренессанса противопоставляли новую  эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры — против варварства, знания — против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания.

Эпоха Возрождения  — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек — высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Одной из характерных  черт духовной атмосферы этого времени  стало заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи — некоронованный правитель Флоренции — говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле.

Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага.

человека главной  целью социального и культурного  развития и отстаивает ценность человека как личности.

В такой трактовке  этот термин употребляется и в  наше время. Но как целостная система  взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.

В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности и дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение).

Особое место  в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения — антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта — создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.

Наконец, если философия  Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения — антропоцентризм. Человек — не только важнейший объект рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия.

2). Гуманистическая мысль эпохи Возрождения

Термин «гуманизм» происходит от латинского humanitas (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106—43 до н.э.). Для него humanitas — это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitas» (гуманитарные дисциплины).

Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374). В его творчестве — начало многих путей,

которыми шло  развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате               «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной для человека его времени.

В трактате проявляется  принципиально новый подход к  оценке античного наследия. По убеждению  Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма, к античному наследию.

Первый гуманист считал, что содержанием подлинной  философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познании.

Своими рассуждениями  Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя через максимально деятельное включение в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок — такова общественная доблесть, требовавшаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.

      Гуманисты вырабатывают новый  подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. Ярким воплощением этого подхода может служить разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404—1472), архитектора, живописца, теоретика искусства, сформулировавшего принципы живописной композиции — равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберти, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью.

 «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться1.

Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась  новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Джованни Пикоделла Мирандола (1463—1494) в своей яркой «Речи о достоинстве человека» помещает его в центр мира:

Не  даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению2.

Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.

Однако было бы неправильным идеализировать такого рода гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валла (1407—1457). В главном своем философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Балла провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо:

Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет

умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы

погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она3.

Подобная мировоззренческая  позиция выглядит как асоциальная.

 Прославляя  мощь человека и его величие,  восхищаясь его удивительными  творениями, мыслители эпохи Возрождения  неизбежно приходили к

сближению человека с Богом.

 

__________________________________________________________________

1Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2  - СПб: Петрополис, 1994. - С. 247.

2Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека //Эстетика 'Ренессанса: Антология. Т. 1. — М.: Искусство, 1981. — С. 249.

3Валла Л. О наслаждении //Антология мировой философии, Т. 2. — М.: Мысль, 1970.— С. 81.

Человек укрощает ветры и побеждает моря, знает счет времени...

Кроме того, он с помощью светильника  ночь превращает в день.

Наконец, божественность человека раскрывает нам  магия. Она руками человека творит чудеса — как те, которые может творить природа, так и те, которые может сотворить только бог1.

В подобных рассуждениях Джанноццо Манетти (1396—1472), Марси-лио Фичино (1433—1499), Томмазо Кампанелы (1568—1639) и других мыслителей Возрождения проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма — тенденция к обожествлению человека.

Однако гуманисты  не были ни еретиками, ни атеистами. В  подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское

мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем — человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.

Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, таким образом, включает и антиклерикальные взгляды2.

Выступления против светской власти римских пап, разоблачения пороков служителей церкви и нравственной развращенности монашества содержатся в сочинениях Лоренцо Валла, Леонардо Бруно(1374—1444), Поджо Браччолини (1380—1459), Эразма Роттердамского (1469—1536) и др. Однако это не помешало многим гуманистам стать служителями церкви, а двое из них — Томмазо Парентучелли и Энеа Сильвио Пикколомини — даже были возведены в XV в. на папский престол.

Надо сказать, что до середины XVI в. преследование  гуманистов со стороны католической церкви — явление крайне редкое. Поборники новой светской культуры не боялись костров инквизиции, и слыли добрыми христианами. И только Реформация заставила церковь перейти в наступление.

Начало XVI в. ознаменовалось  крупнейшим кризисом римско-католической церкви. Апогеем ее нравственного упадка и предметом особого возмущения стала продажа индульгенций ~ грамот, свидетельствующих об отпущении грехов. Торговля ими открывала возможность искупить преступление без всякого раскаяния, а также купить право на будущий проступок.

«95 тезисов против индульгенций», вывешенные в 1517 г. на дверях церкви в  Виттенберге немецким богословом Мартином Лютером (1483—1546), имели огромный резонанс. Они стали мощным стимулом для выступлений против официальной церковной идеологии и послужили

      _________________________________________________________________________________________

           1Кампанелла Т.. О превосходстве человека нал животными и о божественности ею души //Эстетика Ренессанса: Антология. Т. I. — М.: Искусство. 1981 -С. 422. 424.

 

началом Реформации (от лат. reformatio — преобразование) — движения за обновление веры, обратившегося против папства.

Реформационные  процессы, приведя к расколу римской  церкви и созданию новой разновидности  христианства — протестантизма, проявились с разной степенью интенсивности во всех странах католической Европы. Теоретические положения, выдвинутые Мартином Лютером и его последователями — швейцарским священником Ульрихом Цвингли (1484—1531) и французским богословом Жаном Кальвином (1509—1564), — имели не только религиозный смысл, но были наполнены социально-политическим и философским содержанием.

    Отношения  же Реформации и Ренессанса  противоречивы. С одной стороны,  гуманистов Возрождения и представителей роднила глубокая неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам (в одном случае — к античным, в другом — к евангельским). С другой стороны,  Реформация — это протест против ренессансного возвеличивания человека.

В полной мере эта  противоречивость проявляется при сопоставлении взглядов родоначальника Реформации Мартина Лютера и голландского гуманиста Эразма Роттердамского. Мысли Эразма часто перекликаются с рассуждениями Лютера: это и саркастический взгляд на привилегии католических иерархов, и язвительные замечания по поводу образа мыслей римских богословов. Но они разошлись в отношении к свободе воли. Лютер отстаивал мысль о том, что перед лицом Бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только если человек осознает, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись. А единственным и остаточным условием спасения является вера. Для Эразма же человеческая свобода значила не меньше, чем Бог. Священное Писание для него — это призыв, обращенный Богом к человеку, и человек волен откликнуться на него или нет.

Информация о работе Общая характеристика эпохи Возрождения