Общая характеристика эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:00, контрольная работа

Краткое описание

Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя — философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи.
Греческое слово «философия» восходит к именам Фалеса, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово «философия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову «философия» придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не менее, следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.
Философия — это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности.
Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

Оглавление

I. Введение……………………………………………………с.1
II. Основная часть.
1) Общая характеристика эпохи Возрождения……………..с.2
2) Гуманистическая мысль эпохи Возрождения……………с.
3) Натурфилософия эпохи Возрождения……………………с.
4) Выдающиеся деятели эпохи Возрождения:……………...с.
III. Заключение………………………………………………. с.

Файлы: 1 файл

Возрождение..doc

— 177.00 Кб (Скачать)

             Социальные утопии Л Т. Мора  и Т. Кампанеллы.        

Философская мысль эпохи Возрождении исчерпывается рассуждениями, опирающимися на политический реализм. Н. Макиавелли предпочел действительность воображаемому. Но были и те, кто, по его собственным словам, «изобразил республики и государства, которых в действительности никто не знавал и не видывал»4.

__________________________________________________________________

1Макиавелли Н. Указ. соч. С. 345.

2 См.: Великович J1.H. Черная гвардия Ватикана. — М.: Мысль, 1985. — С 19

3Цит. по: Юсим М. А. Этика Макиавелли. — М.: Наука, 1990. — С. 81.

4 Макиавелли Н. Указ. соч. С. 345.

 

Одним из таких  мыслителей был  Томас Мор (1478—1535), английский гуманист, государственный деятель и святой католической церкви. Пик его политической карьеры — высший государственный пост лорда-канцлера Англии, который спустя без малого сто лет займет другой английский философ Френсис  Бэкон.  Однако бессмертную славу Томасу Мору принесла его «Утопия» — произведение, описывающее жизнь на счастливом острове, затерянном где-то в Новом Cвете.

Рассказ об идеальном  государстве ведется от лица некоего  Гитлодея, путешественника, случайно оказавшегося на этом чудесном острове. В эпоху Великих географических открытий и усиленного интереса публики к литературе о путешествиях это был весьма удачный ход для обеспечения успеха книге.

Слово «утопия» в буквальном переводе с греческого (ои — нет, topos — место) означает «место, которого нет» (сам Мор переводил название этой страны еще и как Нигдейя). Термин, предложенный английским гуманистом, оказался столь удачным, что стал наименованием целого жанра, представлявшего описания вымышленных стран, которые могут служить образцом общественного устройства. В ряду этих многочисленных произведений можно назвать «Город Солнца» Кампанеллы, «Новую Атлантиду» Бэкона, «Путешествие в землю Офирскую» Михаила Щербатова, «Путешествие в Икарию» Кабе и др. Впрочем, все эти авторы, не исключая и самого Мора, имели великого предшественника — Платона, подробно описавшего принципы идеального общественного устройства в своем «Государстве». Более того, утопическая традиция имеет очень древнюю историю: достаточно вспомнить миф о «потерянном рае», легенду о «золотом веке» или сказочную страну «с молочными реками и кисельными берегами».

«Утопия» Томаса Мора начинается с острой критики  существовавших в Англии общественньгх порядков. Источник всех социальных бедствий он видит в наличии частной собственности. Там, где она есть, где все мерят на деньги, там вряд ли возможно справедливое общество. Поэтому он считает, что «распределение средств равномерным и справедливым способом и благополучие в ходе людских дел возможны только с совершенным уничтожением частной собственности»1.

Рисуя безотрадную  картину эпохи становления буржуазных отношений, Мор не ограничивается лишь неприятием существующих порядков. Он противопоставляет им проект государства всеобщего благоденствия. В этом заключается важная особенность утопизма. Его представителей нельзя назвать реформаторами, то есть теми, кто стремится изменить существующий мир. Несогласие утопистов с действительностью касается всех ее сторон, и их альтернативные проекты затрагивают общественный порядок в целом.

__________________________________________________________________________________________________

1Мор Т. Утопия.- М. 1978.-С. 274.

Описывая идеальное  государство острова Утопия, Т. Мор, конечно же, понимал, что это путешествие в страну, которой нет

 (недаром же он дал ей такое говорящее название). Однако он считал, что проект такого общества не только прекрасен, но и вполне осуществим в будущем.

Спустя столетие утопические идеи получили развитие в творчестве итальянского мыслителя Томмазо Кампанеллы (1478—1535), доминиканского монаха, астролога и бунтовщика. Особую роль в его судьбе сыграло участие в заговоре против испанского владычества в его родной Калабрии. В 1499 г. заговор был раскрыт, а Кампанелла приговорен к тюремному заключению, длившемуся 27 лет. В этих условиях он и создал одно из важнейших своих произведений — «Город Солнца».

В отличие от Мора Кампанелла не только мечтал о  совершенном обществе, но и стремился к радикальному переустройству социальных порядков. Заговор против испанского владычества предполагал последующее учреждение такого общественного строя.

Однако различие между Мором и Кампанеллой в этом важном пункте еще не дает основания для противопоставления этих мыслителей. Сходство между ними значительно. И тот и другой не придавали значения условиям и путям осуществления идеала, сосредоточивая свое внимание на детальном конструировании будущего царства добра и справедливости.

Повествование у Кампанеллы так же, как и у  Мора, ведется от лица мореплавателя, который во время своего кругосветного  путешествия оказался на острове Тапробана, расположенном где-то в районе экватора. Там он посетил необычное для своего времени государство, основанное философами, бежавшими из Индии.

Общественный  уклад жизни соляриев — граждан  Солнечного государства — также  строится на всеобщем труде и отсутствии частной собственности, и поэтому «не они служат вещам, а вещи служат им1. Продолжительность рабочего дня в Городе Солнца еще меньше, чем в Утопии, и составляет всего четыре часа.

Во главе  государства стоит верховный  правитель, именуемый Метафизиком, или просто Солнцем. Он выносит по всем вопросам и спорам окончательные решения. Эта должность не наследуется, и на нее не избирают. Ее может занять самый сведущий во всех областях человек, выбор которого очевиден. У Метафизика есть три главных помощника: Мощь, Мудрость и Любовь, — каждый из них руководит своей областью общественной жизни. Мощь — военным делом, Мудрость —- искусством, ремеслами и науками, в ведении Любви находятся вопросы деторождения, воспитания, земледелия, скотоводства, питания. Каждый из них имеет своих помощников. Все граждане, достигшие 20-летнего возраста, составляют Большой  Совет, на собраниях которого они решают вопросы контроля за деятельностью

_________________________________________________________________

1Кампанелла Т. Город Солнца. О наилучшем государстве. Из сонетов Кампанеллы. ~М, 1954-С. 71.

 

должностных лиц  и их смещения, за исключением Высшей четверки. Правда, Метафизик и трое его помощников сами должны передать свои места тем, кто превзойдет их.

 Хотя утописты эпохи Возрождения в полном соответствии с духом своего времени рассматривали человека в качестве высшей ценности, жесткая регламентация всего образа жизни, отличающая утопические проекты, не оставляет места свободе личности, прекращает людей, по меткому выражению Ф. Достоевского, в подобие «фортепьянных клавиш», на которых играет кто-то другой.

В каждом из утопистов  есть что-то от пророка: все они были убеждены, что их проект — это и есть то единственное решение, которое сделает всех людей счастливыми. Возможно, людям и необходим образ Такого

хрустального дворца, виднеющегося где-то вдали, но ведь это не значит, что его проект безупречен, и они смогли бы в этом дворце жить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В средние века основной формой философствования становится теоцентризм. Утверждается идея о том, что природа и человек – это творения Бога. Основными проблемами философии становятся «Бог – человек – природа», «вера и знание», «предназначение человека», «надежда и упование».

В средние века познание, система  мышления, логика развивались как схоластика (от лат. shola – школа). Схоластика – официальная школьная философия, основной особенностью которой была оторванная от реальной жизни игра словами и понятиями, а основной задачей – доказательство бытия бога и обоснование догм священного писания. Среди схоластов (с XI в.) возник спор реалистов номиналистов о природе общих понятий. Суть спора была в том, как идет наше познание: от вещей к понятиям, или, наоборот, от понятий – к вещам. Наиболее крупные мыслители этого периода: Августин Блаженный, Авиценна, П. Абелляр, Ф. Аквинский, Д. Скот, У. Оккам и др.

В эпоху Возрождения совершается  переход от теоцентризма к антропоцентризму, т.е. центр внимания от Бога перемещается к человеку. В этот период возрождаются идеалы античности, получают распространение и развиваются идеи гуманизма и прежде всего идея о самоценности земной жизни человека, учение о целостности индивидуального духовно-телесного существования человека и его органической связи со Вселенной.

Мыслители этого периода провозглашали  свободу человека, человеческой личности, выступали против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение, счастье и удовлетворение земных потребностей. Человек провозглашался не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и центральным звеном всей цепи космического бытия. Для взглядов и сочинений мыслителей этого времени характерна антисхоластическая направленность, создание новой пантеистической картины мира (отождествление бога с природой). В эпоху Возрождения жили и творили такие выдающиеся мыслители как М. Сервет, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно, М. Монтень («Для человека, который не знает науки о добре, любая другая наука бесполезна»), авторы впечатляющих утопических теорий Т. Мор («Утопия»), Т. Кампанелла («Город солнца») и др.

Учебное пособие Философия Лазарев Н. М., Червонный В.П. Екатеринбург 2007 с. 14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия эпохи  Возрождения

 

В XV-XVI вв. в Западной Европе с развитием экономических отношений  и снижением авторитета церкви заметно  возросло влияние науки и философии, произошло оживление всей культурной жизни общества. Эпоха развития культуры, науки, философии, связанная с зарождением буржуазных отношений, получила название эпохи Возрождения. В Италии, а затем и в Германии, Нидерландах, Франции мыслители и художники в своих воззрениях, творчестве возрождали забытые в средние века достижения греческой и римской античности, дали импульс их дальнейшему развитию (натурфилософия, гуманизм, образование, политическая философия и т.д.).

Основные черты философии  эпохи Возрождения это:

духовная секуляризация – освобождение философии от духовного давления церкви. Философия перестает ослуживать богословие, заканчивается период его схоластического развития, начинается процесс свободного развития философской мысли.

главным содержанием  духовной культуры Возрождения были идеи гуманизма, где на первое место выдвигалась человеческая индивидуальность, внутренний мир человека – творца, его автономность и свобода.

вся культура Возрождения  проникнута культом красоты (эстетизмом), это характерно и для философии, которая видит свою задачу в поиске гармонии во всем – в природе, человеке, обществе. В качестве идеала выступает Античность (общество, человек, искусство), культ героя, творца.

ведущий исторический тип  философствования в эту эпоху  – антропоцентризм, так как гуманистическое мировоззрение ставило человека в центр Вселенной, человек рассматривался одновременно как цель и средство развития общества, являлся исходным и конечным аргументом в рассуждениях.

Натурфилософы Возрождения  видят в космосе, природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, проявляющимися в строении и функциях, как живых существ, включающих человека, так и в неодушевленных стихиях. Они невольно стремились устранить идею творения мира Богом - мировая душа представала у них как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа играет самостоятельную роль и не нуждается в потустороннем начале. Распространяется пантеизм (от греч. pan-весь, всё, theo-бог, буквально – всебожие) – мировоззренческая модель, где представления о Боге и Природе сближаются, вплоть до их отождествления. При этом Бог воспринимается не как надмировая надприродная сила, а как сила и гармония самой природы.

Утверждается рационалистическое отношение к миру – проверка разумом  гармонии, критичность мышления, в противовес уходящей религиозной догматике. Возрождается диалектика как метод мышления, способного видеть мир, как единство противоположностей (в том числе - конечного и бесконечного), утверждать идею бесконечного самодвижения природы.

Одним из виднейших мыслителей Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464 гг.) – замечательный итальянский  натурфилософ, автор трудов «О вершине  созерцания», «Об ученом незнании»  и др., который трактует высшее начало бытия как единое и бесконечное, как тождество противоположностей – Бога с миром, творца с творением. Кузанский открыл принцип совпадения противоположностей, что явилось важным шагом к новой диалектике. Его последователь и ученик Николай Коперник (1473-1543 гг.) стал основателем гелиоцентрической концепции мира. Дальнейшее развитие эти воззрения получили в трудах мыслителя и естествоиспытателя Галилео Галилея (1564-1642 гг.), который считал опыт основой познания и начал конструировать идеальные модели физических объектов. Другим продолжателем Кузанского явился Джордано Бруно (1548-1600 гг.), утверждавший идею бесконечности космоса, относивший к природе то, что в средние века приписывалось творцу. На смену средневековому теоцентризму приходит антропоцентризм (от греч. antrophos–человек) – картина мира, где в центре предстает уже не бог, а человек – активный, деятельный. Наиболее ярко антропоцентризм выразился в таком восславившем человека, его творческие силы, общественном движении как гуманизм (от лат. humanus- человеческий, человечный), который сплотил философов и писателей, художников и меценатов.

Почитая античность, гуманисты  эпохи Возрождения сделали однако несравненно больший акцент на идеях  свободы человека, его активной роли как созидателя своей судьбы, чего явно не доставало в античной философии и культуре. Так, итальянский философ гуманист Пико делла Мирандола (1463 – 1494 гг.) в трактате «Речь о достоинстве человека» говорил, что пусть Господь Бог создал человека, но он дал ему свободную волю и посему человек сам становится творцом своей судьбы. Французский философ Мишель Монтень (1533 – 1592 гг.) в сочинении «Опыты» через присущий ему скептицизм ищет, однако, пути, ведущие людей к истине и помогающие ответить на вопрос: «Как человеку прожить жизнь?». Свои сочинения Монтень направляет на активизацию человеческого разума. И по сей день «Опыты» - одно из самых читаемых и почитаемых философских произведений. О том, что человек творит себя в процессе жизни писал и Пьетро Помпонацци (1462 – 1525 гг.), автор сочинений «О фатуме, свободе воли и предопределении» и «Трактат о бессмертии души». Этот яркий итальянский философ писал, что человеку присуща нравственность, несводимая к жизни в мире животных и что проблемы морали нравственности необходимо серьезно, глубоко изучать.

Информация о работе Общая характеристика эпохи Возрождения