Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 23:12, курсовая работа
Ньютон подтверждает многое из этих идей экспериментально.
Во-вторых, изменяется образ науки. Научная революция заключается не только в создании новых, отличных от предыдущих теорий. Это еще и новое представление о знании, о науке. Наука больше не является продуктом интуитивных прозрений отдельного мага. Это знание открыто всем, достоверность которого всегда можно подтвердить при помощи эксперимента.
В-третьих, научные идеи, поскольку они становятся фактом, доступным общественному контролю, социализируются. Возникают академии, лаборатории, международные научные контакты.
- Понятие философии Нового времени, общая характеристика.
- Основные направления и их представители:
а) Эмпиризм
б) Рационализм
- Значение философии Нового времени.
- Выводы.
Общая характеристика философии Нового времени
Философия "Нового
времени" началась с астрономической
революции Коперника, изменившей образ
мира. Коперник помещает в центр мира вместо
Земли Солнце. Кеплер разрабатывает теорию
кругового вращения планет. Ньютон подтверждает
многое из этих идей экспериментально.
Во-вторых, изменяется образ науки. Научная
революция заключается не только в создании
новых, отличных от предыдущих теорий.
Это еще и новое представление о знании,
о науке. Наука больше не является продуктом
интуитивных прозрений отдельного мага.
Это знание открыто всем, достоверность
которого всегда можно подтвердить при
помощи эксперимента.
В-третьих, научные идеи, поскольку они
становятся фактом, доступным общественному
контролю, социализируются. Возникают
академии, лаборатории, международные
научные контакты.
По мере того как в недрах феодализма постепенно
развиваются товарно-денежные отношения
и складываются зачатки капиталистического
производства, назревает потребность
в новом видении мира. Феодальные привилегии,
сословные границы, как и многочисленные
барьеры между феодальными королевствами
и княжествами, обнаруживают свою несовместимость
с развитием капиталистической промышленности
и торговли. Освобождаясь от пут феодальных
отношений, человек стремится к самоутверждению,
к осознанию самого себя, к более верному
пониманию своего места в мире.
С этим стремлением связана новая эпоха
культуры - эпоха европейского Возрождения
или Ренессанса. Хотя философы Ренессанса
(ХIV-ХVII вв.) и считали, что просто возрождают
интерес к античной философии и науке,
они, часто того не видя, создавали новое
мировоззрение. Для христианства и средневековья
единственная творческая сила - бог. Даже
человек, обладающий богоподобной душой,
лишь червь земной. Зарождающийся капитализм
развивал инициативу и активность личности,
и мыслители Возрождения ставили в центре
мироздания человека, подчеркивая, что
именно человек является главной фигурой
и высшим судьей своего разумного и целесообразного.
Отсюда и интерес к человеческому достоинству,
к свободе и разуму человека. Постепенно
освобождаясь от авторитета средневековой
философии, мыслители эпохи Возрождения
создают антропоцентристское (от греч
2. 0 antropos- человек) мировоззрение, приветствуя
и обосновывая гуманизм и индивидуализм.
Важнейшей отличительной чертой мировоззрения
эпохи Возрождения оказывается его ориентация
на искусство. Если средневековье можно
назвать эпохой религиозной, то Возрождение
- эпохой художественно-эстетической.
И если в центре внимания античности была
природа, космос, в средние века - бог и
связанная с ним идея спасения, то в эпоху
Возрождения в центре внимания оказывается
человек.
В эпоху возрождения, как никогда раньше,
возросла ценность отдельного человека.
Ни в античности, ни в средние века не было
такого жгучего интереса к человеку во
всем многообразии его проявлений. Выше
всего в эту эпоху ставится своеобразие
и уникальность каждого индивидуума. Изощренный
художественный вкус везде умеет распознать
и оценить это своеобразие. Оригинальность,
непохожесть на других становится здесь
важнейшим признаком великой личности.Именно
эпоха Возрождения дала миру целую плеяду
выдающихся индивидуальностей, великих
гуманистов, обладающих ярким темпераментом,
всесторонней образованностью, выделявшихся
среди остальных своей волей, целеустремленностью,
огромной энергией. Но философия Возрождения
была переходной ступенью к философии
зрелого буржуазного общества. В ХVII-ХVIII
вв. начался следующий период в развитии
философии, который принято называть философией
Нового времени.
В это время вследствие интенсивного развития
промышленности, мореплавания, торговли
и великих географических открытий поток
информации резко возрос, в результате
чего колоссально расширился кругозор
европейских ученых. Благодаря великим
открытиям Н.Коперника (1473-1543), Г.Галилея
(1564-1642) и И.Кеплера (1571-1635) возникает новое
естествознание. Его отличительная черта
- соединение теории, сформулированной
на языке алгебры и геометрии, с заранее
запланированным наблюдением и экспериментом.
Быстро развиваются новые отрасли естествознания
- механика, физика, химия, экспериментальная
биология. Чем больше накапливается сложных
научных проблем, тем острее ощущается
потребность в философском анализе знаний
- в общей методологии познания. Вместе
с тем новые знания коренным образом меняют
научную картину мира. Познание становится
центральной проблемой философии, а его
отношение к изучаемым материальным предметам
- стержнем новых философских направлений.
Этот период в развитии философии получил
название гносецентристского (от греч.
gnosis - знание,познание). Одно из таких направлений
рационализм (от лат. ratio-разум) - выдвигает
на первый план логические основания науки.
Главным источником знания считаются
идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы
изначально присущи человеку или являются
его врожденными способностями. Но ответить
на вопрос, каким образом эти идеи могут
дать истинное, правильное знание об окружающем
мире, что гарантирует истину, рационализм
не может. Наиболее яркими представителями
рационализма в то время были Р.Декарт
(1596-165О), Б.Спиноза (1632-1677), Г.Лейбниц (1646-1716)
и ряд других мыслителей.
Другое философское направление - эмпиризм
(от греч.empiria - опыт) утверждает, что все
знания возникают из опыта и наблюдений.
При этом остается неясным, как возникают
научные теории, законы и понятия, которые
нельзя получить непосредственно из опыта
и наблюдений. Наиболее яркими представителями
этого направления были Ф.Бэкон (1561-1626),
Т.Гоббс (1588-1679) и Д.Локк (1632-1704).
Внутри каждого из этих направлений в
явной или скрытой форме происходит сложная
борьба материалистических и идеалистических
воззрений. И рационализм, и эмпиризм подходят
односторонне к процессу познания. Идеалисты
настоятельно подчеркивают активную роль
мышления и явно недостаточно внимания
уделяют процессам и явлениям, происходящим
в реальном мире. Материалисты того времени
в свою очередь недооценивают активный,
творческий характер человеческого мышления.
В последней трети ХVI - начале ХVII века
происходят первые буржуазные революции
(в Нидерландах, Англии), которые положили
начало развитию нового общественного
строя - капитализма.. Развитие нового,
буржуазного общества порождает изменения
не только в экономике, политике и социальных
отношениях, но и в сознании людей.
Это находит отражение и в развитии философии.
Уже в эпоху Возрождения философы уделяли
большое внимание критике средневековой
схоластики. Эта критика приобретает еще
больший размах в ХVII-ХVIII вв.
Развитие науки и общественной жизни обнаруживает
ограниченность всех прежних философских
систем, их мировоззренческих и методологических
установок. По мере развития капиталистического
способа производства все острее становятся
противоречия между нарождающимся капиталистическим
строем и пережитками феодализма. Поэтому
буржуазная философия нового времени,
отражая глубокие изменения и противоречия
в самой общественной жизни, выступает
с острой критикой феодализма. Это нашло
свое отражение прежде всего в борьбе
материалистических взглядов и идеалистических
воззрений. Передовые мыслители ХVII-ХVIII
вв., опираясь на достижения современного
им естествознания, идеологически подготавливали
революционные преобразования в общественной
жизни и продвинули философскую науку.
Борьба материализма и идеализма в этот
период приобрела еще более острый характер,,
чем в древности. В ХVII-ХVIII вв. борьба против
религии как господствующей идеологии
изжившего себя феодального строя отвечала
самым насущным потребностям прогрессивного
развития общества.
Уже в период ранних буржуазных революций
в наиболее развитых странах Западной
Европы был выдвинут ряд материалистических
теорий, развившихся в борьбе против теологии
и схоластики. В конце ХVI- начале ХVII вв.
в Англии возникло сильное материалистическое
направление, которое плодотворно развивалось
на протяжении ХVII и отчасти ХVIII столетий.
Английский материализм ХVII в. представлен
философскими теориями Ф.Бэкона, Т.Гоббса
и Д.Локка. Блестящим представителем передовой
научной мысли во Франции в ХVII в. был выдающийся
естествоиспытатель, математик и философ
Р.Декарт. Почетное место среди передовых
мыслителей ХVII века принадлежит голландскому
философу Б.Спинозе.
Материалистическая мысль эпохи ранних
буржуазных революций опиралась на достижения
естествознания. Однако в этот период
из всех областей научных знаний наибольшее
развитие получили такие дисциплины, как
математика, механика, физика. Это отвечало
потребностям развития производства,
но в то же время накладывало свой отпечаток
на философское осмысление мира. Так, в
частности, философы того времени пытались
объяснить многие явления в области биологии
с позиций механики. Это обусловило специфическую
форму материализма того времени, а именно
его механический характер.
Наряду с этим необходимо отметить следующее
обстоятельство. Главнейшим приобретением
естествознания ХVII-ХVIII вв. явился экспериментальный
метод и метод анализа. Применение метода
анализа, использование эксперимента
обусловили великие открытия естествознания
той поры. Однако метод анализа стал постепенно
обнаруживать свою односторонность, ограниченность.
Исследование явлений природы чисто аналитически,
без применения синтеза породило у ученых
привычку рассматривать природные процессы
и явления в отрыве друг от друга, вне их
всеобщей связи и взаимодействия, т.е.
не диалектически, а метафизически. Поэтому
в естествознании, а затем и в философии
стал господствовать метафизический метод
мышления.
В конце ХVII- начале ХVIII вв., после завершения
цикла ранних буржуазных революций, в
странах Западной Европы поднялась волна
религиозной реакции и идеализма. Одним
из наиболее активных ее представителей
был епископ Д.Беркли (1685-1753). Но все попытки
Беркли и других философов-идеалистов
остановить распространение материалистических
идей оказались безуспешными. В ХVIII веке
выступления материализма против религии
и идеализма приобрели еще более острый
характер. Основным центром борьбы в Западной
Европе стала Франция.
Французский материализм XVIII века был
передовым мировоззрением, идеологически
подготовившим французскую буржуазную
революцию. Наиболее яркими его представителями
были Ж. Мелье (1664-1729), Ж.О. Ламетри (17О9-175О), Д. Дидро
(1713-1784), П. Гольбах (1723-1789), К.Гельвеций (1715-1771).
Французские материалисты XVIII в. выступали
с резкой критикой религии, опираясь на
прочный фундамент материалистического
понимания природы.
XVIII век в истории человеческой цивилизации
не случайно называют эпохой Просвещения.
Научное знание, бывшее ранее достоянием
узкого круга людей, теперь распространяется
вширь, выходя за пределы лабораторий
и университетов. Уверенность в мощи человеческого
разума, в его безграничных возможностях,
в прогрессе наук - в этом заключалась
важнейшая черта взглядов передовых философов
того времени. На знамени просветителей
написано два главных лозунга: "Наука
и прогресс". В Англии философия Просвещения
нашла свое выражение в творчестве Д.Локка,
Д.Толанда (167О-1722). Во Франции плеяда просветителей
была представлена Ф.М.Вольтером (1694-1778),
Ж.Ж.Руссо (1612-1778), Д.Дидро, М.Д.Аламбером
(1717-1783), П.Гольбахом, Ж.Ламетри. В Германии
носителями идей Просвещения стали И.Гердер
(1744-18О3) молодой И.Кант (1724-18О4).
Основной особенностью философии Нового времени была ее ориентация на науку как наивысшую ценность. Кроме революционизирующего влияния на понимание космоса, у новой астрономии было еще два больших достоинства: первое - это признание того, что все то, во что верили с древних времен, могло быть ложным; второе - что проверкой научной истины является терпеливый сбор фактов вместе со смелой догадкой относительно законов, объединяющих факты. [Рассел Б., С.631]
В новое время философия по традиции отождествлялась с метафизикой в аристотелевском ее понимании, то есть признавалась "первой философией", умозрительной наукой о самых общих принципах бытия и знания. Метафизика Нового времени начала дополняться естественнонаучным содержанием. Благодаря этому она достигла значительных успехов сфере математики, физики, другой специальной науки. У передовых мыслителей рассматриваемой эпохи метафизика выражала гармоничное единство умозрительно рационального мышления и экспериментальной практики, а также и ту инициативу, которая, как правило, принадлежала тогда именно умозрительно теоретическому компоненту, а не опытному элементу, научно философского знания. И к аналогичной гипотезе вынужденные были обращаться и те мыслители, которых абсолютизировал дедуктивный для рационализма метод познания, отрывали мышление от чувственного опыта, вещественного мира, существующего способа производства, государственного строя, политической идеологии, права и судопроизводства, религии, искусства, морали.
Если естественная религия XVIII века искала поддержки, которую ей не могла дать естественно-научная метафизика, в морали, то это было возможно благодаря тому, что в промежутке времени эта ветвь философского исследования тоже достигла полной независимости от положительной религии. Действительно, освобождение философии, начавшееся вместе с распространением религиозно-индифферентной метафизики XVII века, совершилось сравнительно быстро и беспрепятственно, но при этом тенденция новой эпохи сказалась, между прочим, и в том, что центр тяжести философских исследований был перенесен в область психологии. [Виндельбанд В, С. 422]
Внутренний ход развития новой философии легко рассмотреть. Философия этого периода стремится познать вещи усилиями человеческого разума и поэтому берет своё начало, твердо веря в возможность такого проникновения, полностью доверяя этим силам; она берёт за основу это предположении и поэтому, основной способ ее обоснования, носит характер догматизма. Так как она предполагает познание, то делает своим объектом природу вещей, независимо от условий познаваемости, и основная её задача - объяснение явлений, в том числе духовных, из сущности природы: поэтому её основное направление имеет характер натурализма.
Но истинная познавательная способность должна быть только одна, как и истинное познание вещей. А человеческий разум состоит из двух способностей, посредством которых мы представляем вещи: чувственности и ума, силы восприятия и силы мышления. Поэтому вместе с началом новой философии уже возникает спор между противоположными направлениями познания, который не парализуется общностью задачи и предположения, а скорее вызывается ею.
Это время характеризуется переходом от религиозной, идеалистической философии к философскому материализму и материализму естествоиспытателей, так как материализм соответствует интересам наук. И тот и другой начинают критику схоластики с постановки вопроса о познаваемости мира. Возникает два течения в гносеологии: сенсуализм и рационализм. Сенсуализм – это учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания. Сенсуализм неразрывно связан с эмпиризмом – все знания обосновываются в опыте и посредством опыта. Рационализм – учение, признающее разум единственным источником познания.
Однако материализм Нового времени не смог отойти от метафизики. Это обусловлено тем, что под законами развития и движения мира понимаются только механические. Поэтому материализм этой эпохи является метафизическим и механистическим.
Рационализм Нового времени характеризуется дуализмом. Признаются два первоначала мира: материя и мышление.
Разрабатываются методы познания мира. Сенсуализм использует индукцию – движение мысли от частного к общему. Рационализм опирается на дедукцию – движение мысли от общего к частному.
Духовный облик, присущий периоду истории, который обычно называют Новым временем, во многих отношениях отличается от духовного облика периода Средневековья. Из этих отличительных черт наиболее важны две: падение авторитета церкви и рост авторитета науки. С этими двумя чертами связаны другие. В культуре Нового времени светские элементы преобладают над элементами церковными. Государство всё более и более заменяют церковь как орган управления, контролирующий культуру. Бразды правления народами находятся на первых порах в основном в руках королей; в дальнейшем, подобно тому как это было в Древней Греции, короли постепенно заменяются демократиями и тиранами.
Авторитет науки, признаваемый большинством философов новой эры, весьма существенно отличается от авторитета церкви, ибо он является по своему характеру интеллектуальным, а не правительственным. Никакие кары не обрушиваются на головы тех, кто отвергает авторитет науки; никакие соображения выгоды не влияют на тех, кто его принимает. Он завоёвывает умы исключительно присущим ему призывом к разуму. Другой чертой, отличающей авторитет науки, является то, что он как бы соткан из кусков и частичек, а не представляет собой, подобно канону католической догмы, цельной системы, охватывающей человеческую мораль, человеческие надежды, прошлую и грядущую историю Вселенной. Авторитет науки высказывает своё суждение только о том, что в данный момент представляется научно установленным, а это составляет лишь крошечный островок в океане неведения. Авторитет науки ещё в одном отношении отличается от церковного авторитета, который провозглашает свои суждения абсолютно верными и неизменными во веки веков: суждения науки являются опытными, делаются на основе вероятностного подхода и признаются подверженными процессу изменения.
Основные направления и их представители:
а) Эмпиризм:
Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626), его философия имеет неувядаемое значение как основатель современного индуктивного метода и зачинатель логической систематизации процесса научной деятельности. Основатель науки Нового времени. Критик «ИДОЛОВ» познания.
Он был сыном Николаса Бэкона, лорда хранителя большой печати, а его тётка была женою сэра Вильяма Сессиля, впоследствии лорда Бэрли; таким образом, он вырос в атмосфере государственных дел. В возрасте двадцати трёх лет он стал членом парламента и советником Эссекса. Тем не менее, когда Эссекс впал в немилость, он помогал его преследовать. Его сурово осуждали за это, например, Литтон Стречи в своей книге «Елизавета и Эссекс» представляет Бэкона чудовищем измены и неблагодарности. Но это совершенно несправедливо. Он работал с Эссексом, пока тот был лоялен, но покинул его, когда лояльность к нему была бы предательством; в этом не было ничего, что мог бы осудить даже самый строгий моралист того века.
Несмотря на то, что он отказался от Эссекса, он никогда не был в большей милости при жизни королевы Елизаветы. Однако с вступлением на престол Якова II его положение при дворе улучшилось. В 1617 году он получил должность своего отца - хранителя большой печати, а в 1618 году стал лордом канцлером. Но находился он на этом важном посту всего лишь два года, после чего был обвинён в том, что брал взятки от тяжущихся сторон. Он согласился, что обвинение правильно, указывая лишь на то, что эти подарки никогда не влияли на его решения. Относительно этого каждый момент составить своё собственное мнение, так как нет никаких доказательств относительно решений, к которым пришёл бы Бэкон при других обстоятельствах. Его присудили к штрафу в 40000 фунтов стерлингов, к заключению в Тауэр впредь до распоряжения короля, к постоянному удалению от двора к лишению прав занимать государственные должности. Этот приговор был приведён к исполнению лишь в незначительной части. Его не заставили уплатить штраф, и содержался он в Тауэре только четыре дня. Но он был вынужден отказаться от общественности и провести остаток своих дней в писании важных книг.
С точки зрения морали Бэкон был обычным человеком, не лучше и не хуже, чем масса его современников. Спустя пять лет, проведённых в уединении, он умер от простуды, схваченной им во время опытов по консервированию кур путём замораживания их в снегу.
Наиболее значительная книга Бэкона «О достоинстве и преумножении наук» во многих отношениях исключительно современна. Его обычно рассматривают как автора изречения «знание - сила»; и хотя, возможно, у него были предшественники, которые сказали то же самое, но он по - новому подчеркнул важность этого положения. Вся основа его философии была практической: дать человечеству возможность средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы. Он считал, что философия должна быть отделена от теологии и не переплетаться с ней так тесно, как это было в схоластике. Он принимал ортодоксальную религию; он не был таким человеком, чтобы ссориться с правительством по такому вопросу. Но в то время как он думал, что разум мог бы доказать существование Бога, он считал всё остальное в теологии познаваемым только через откровение. В самом деле, он считал, что торжество веры наиболее велико тогда, когда беспомощному разуму догма кажется наиболее нелепой. Однако философия должна зависеть только от разума. Таким образом, он был сторонником доктрины «двойственной истины»: истины разума и истины откровения.
Бэкон был первым из целого ряда интересующихся наукой философов, который подчёркивал важность индукции в противоположность дедукции. Как и большинство его последователей, он попытался найти некий лучший вид индукции, чем то, что называется индукция через простое перечисление.
Бэкон верил, что он имеет метод, при помощи которого индукция сможет сделать нечто большее. Он, например, хотел раскрыть природу теплоты, которая, как он предполагал (и это правильно), состоит из быстрых и беспорядочных движений мельчайших частиц тел. Его метод должен был привести к созданию таблиц горячих тел, холодных тел и тел различной степени тепла. Он надеялся, что эти таблицы покажут, что некоторые качества всегда присущи только горячим телам и отсутствуют в холодных, а в телах с различной степенью тепла они присутствуют в различной степени. Применяя этот метод, он надеялся установить общие законы, имеющие на первой ступени самую малую степень общности. Из ряда таких законов он надеялся вывести закон второй степени общности и т.д. Предполагаемый закон должен быть испытан применением в новых условиях; если бы он действовал и в этих условиях, он был бы подтверждён. Некоторые примеры особенно ценны потому, что они дают нам возможность выбрать между двумя теориями, каждая из которых возможна в той мере, в какой это касается предыдущих наблюдений. Такие примеры называются преимущественными примерами.
Бэкон не только презирал силлогизм, но недооценивал и математику, рассматривая её как недостаточно экспериментальную. Он с открытой враждой относился к Аристотелю, однако очень высоко ценил Демокрита. Хотя он не отрицал того, что природа служит примером божественной цели, он отвергал любую примесь теологических объяснений в фактическом исследовании явлений; он считал, что всё нужно объяснять как необходимое следствие действующих причин. Он ценил свой метод за то, что тот показывал, как классифицировать наблюдаемые факты, на которых должна базироваться наука.
Одна из наиболее знаменитых частей философии Бэкона - это его перечисление того, что он называет «идолами», под которыми подразумевает плохие привычки ума, которые приводят людей к ошибкам. Из них он перечисляет пять видов. «Идолами рода» являются те, которые свойственны самой природе человека; в частности, он упоминает привычку ожидания большего порядка, чем действительно можно найти в явлениях природы. «Идолы пещеры» - это личные суеверия, присущие отдельному исследователю. «Идолы рынка» - это те, которые связаны с тиранией слов. «Идолы театра» - это те, которые связаны с общепринятыми системами мышления; из них, естественно, система мышления Аристотеля и схоластов представляются наиболее заслуживающими внимания примерами.
Информация о работе Общая характеристика философии Нового времени