Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 04:51, реферат
В переводе с греческого языка слово "философия" означает любовь к мудрости.
Многими людьми понятия любви и мудрости считаются наиболее, загадочными.
Однако уже в памятниках древней культуры можно найти не утратившие до сих пор
значения представления об их смысле.
человека в материальный и духовный процесс настоящего мира и трансценденция, т.
е. выход его из этого процесса. Человек не только вовлечен в процесс, но и
выходит из него. Примерно те же самые категории встречаются и в
экзистенциализме, но персонализм, воздавая должное экзистенциализму, тем не
менее не согласен с его пессимизмом и с акцентом на негативные качества
человека.
Итак, главной задачей для персонализма является не человек вообще, не даже
личность как некоторое познающее Я, как это было у Фихте, не познающий
субъект, а реальная, конкретная и, главное, целостная личность, состоящая из
души и тела и способная познавать, чувствовать, любить, творить, работать и
лениться, со всеми ее многообразными проявлениями. Поэтому личность, в которой
пересекаются все слои бытия — и духовный, и материальный — оказывается
онтологичной. Личность должна быть вписана в некоторое бытие, она не может быть
замкнута сама на себя, она должна быть возведена к некоему личному началу,
объединяющему все личности, т. е. к Богу. Истоки каждого человека как личности
находятся в том, что человек есть образ и подобие Божие, творение Божие. Именно
поэтому человек есть личность.
В работе «Персонализм» Мунье совершенно справедливо указывает, что философия
два тысячелетия занималась чем угодно (познанием человека, его познавательных
способностей и т. д.), в то время как еще на заре I тысячелетия словами
Спасителя и христианства вообще было провозглашено главное ценностное,
главное философское положение, что человек есть личность и Бог есть Личность.
И именно христианское учение является до конца последовательно
персоналистичным. Мунье постоянно подчеркивает, что он не вырабатывает новой
философской школы, а просто повторяет старую, избитую истину о том, что
человеку нужно вернуться к своим истокам — к Богу, что человек должен через
Бога вернуться к самому себе, и таким образом познать самого себя и обрести
мир и в своей душе, и в обществе. Французские персоналисты были в основном
католиками, так называемыми лево-католиками, которые стремились пересмотреть
некоторые католические установки, не выходя при этом за рамки догматические.
Кроме христианства, персоналисты возводили свое учение к огромному количеству
философов: прежде всего к Сократу, Паскалю и Лейбницу. Так же, как у
Лейбница каждый человек есть монада, т. е. личность, и все монады вхожи в
Божественную Монаду, так и у персоналистов (и у всех христиан) каждый
человек — личность, поскольку он является образом Божественной Личности.
Задача философии Мунье, Лакруа и др. персоналистов не в построении новой
системы, а в переориентации человека, возврате его к первохристианским
истокам. Поскольку единственным истинным онтологическим моментом является
личность, соединяющая в себе и материальное и духовное начало, то личность
есть единственный реальный субъект. Личность прежде всего характеризуется
свободой, поэтому
ни о каких детерминирующих
может: человек свободен, свободен полностью, поэтому марксизм ошибается,
считая, что экономическая революция является залогом всеобщего благоденствия.
Экономический момент важен, но не он приведет человека к высшей цели. Человек
свободен, и поэтому он не подчиняется экономическим и историческим
закономерностям; таковых закономерностей просто не существует.
Персоналисты различают понятия индивида и личности. Индивид — это
биологическая характеристика человека со всеми его индивидуальными
биологическими отличиями: цветом глаз, волос, количеством родинок и т. п. Как
индивид человек включен в род и с точки зрения научной непознаваем; индивидом
не занимается ни наука, ни философия. Но человек как личность есть
неповторимая единица, не как единица материальная, биологическая, а как
единица свободная, прежде всего свободно творящая, свободно действующая.
Поэтому не может быть никаких исторических закономерностей. Персоналисты еще
раз подчеркивают, почему они не согласны с идеализмом, который вроде бы в
любой форме (объективной или субъективной) всегда стремится показать свою
лояльность по отношению к христианству, но персоналисты указывают, что
идеализм может привести только к некоему безличному духу, но не к Личному
Богу. Как говорил американский персоналист Уильям Хокинг в работе «Значение
Бога в религиозном опыте», идеалистическая философия не исполняет работы
религиозной истины, поэтому идеализм не есть истина религии. Философия
всегда не завершена, она всегда находится в поисках, в сомнениях. Религия же,
наоборот, завершаема, она есть совокупность догматов, в которых сомневаться
нельзя, и на основании этих догматов мы можем стремиться построить более или
менее систематичное учение. Поэтому философия не может привести к религии, т.
к. она не может привести нас к знанию Бога, и самое главное, по мнению
Хокинга, философия никогда не сможет создать Бога, Которому поклоняются.
Впоследствии эту идею очень образно выразит Мартин Хайдеггер: «Перед Богом
Спинозы нельзя плясать и смеяться».
Каждый человек есть личность, но человеческое я включает в себя такие
необходимые элементы, как мы и ты. Поэтому истинное познание
человека, личности самого себя невозможно без общения, без коммуникации. Как
сказал Недонсель, «чтобы быть собой, следует быть по крайней мере вдвоем», а в
другом месте он указывает, что для того, чтобы быть своим я, надо быть
желаемым другим я. Человек не всегда имеет возможность полного общения
с другим человеком, но, даже находясь в одиночестве, человек, тем не менее,
остается личностью. Это возможно постольку, поскольку с человеком всегда есть
Бог. Бог для человека есть некое высшее Ты, именно поэтому общение с
Богом и делает человека истинной личностью. Общение с другим человеком возможно
только лишь потому, что человек общается с Богом. В человеке всегда есть это
Божественное Ты, и, погружаясь в свои собственные глубины, человек
всегда общается с Богом, Который никогда его не покидает, в отличие от наших
земных собеседников. Именно поэтому, «чтобы быть собой, следует быть по крайней
мере вдвоем, а чтобы быть в полной мере собой, необходимо, чтобы другим был
Бог».
Персоналисты не строили последовательной философской системы, поэтому у них
трудно найти какую-то разработанную онтологию, гносеологию и т.п. Но тем не
менее, если мы говорили, что в начале онтологии стоит личность — Личность
Бога или личность человека, то в отношении гносеологии персоналисты (прежде
всего Лакруа) разрабатывали теорию верования. Теория верования гласит, что в
познании человека главную роль играет вера, и чтобы отличить ее от
религиозной веры, персоналисты называют ее верованием. Анализ любого
познавательного человеческого акта показывает, что он невозможен без
огромного количества верований: человек верит аксиоме, собеседнику или
автору книгу. Таким образом, разум оказывается небольшим частным случаем
верования, более широкого гносеологического начала в человеке. Человек есть
прежде всего существо верующее, а разум есть лишь некоторая проясняющая вера.
Даже тот факт, что человек может во всем сомневаться, по мнению Лакруа,
показывает, что человек независим. Само наличие сомнения показывает свободу
человека, его онтологическую независимость, и эта онтологическая
независимость показывает приобщенность его к некоему иному бытию, к Богу.
Поэтому сомнение опять же оказывается включенным в более широкий контекст, в
контекст верования. Открывая себя в сомнении, пишет Лакруа, я открываю Бога.
Любое познание всегда есть соединение веры и разума, поэтому наука не может
дать абсолютного знания. Наука есть лишь частный случай того широкого знания,
которое дается человеку в его вере. Поэтому часто возникают и различные
научные теории, и вообще многие персоналисты по отношению к критерию
научного познания склонялись к конвенционализму, т. е. учению о согласии, по
которому истины науки являются истинами постольку, поскольку люди
договорились считать их таковыми. Но истина содержится только в Боге, поэтому
в основе любого верования всегда лежит вера в Бога. Поэтому же нельзя и
доказать бытие Бога, ибо разум всегда погружен в стихию веры, в стихию
верования, и по уверению Лакруа, любое доказательство бытия Бога
предполагает уже веру в Бога. Эта мысль достаточно хорошо высказана в лекциях
о доказательствах бытия Бога Кудрявцева-Платонова, профессора Московской
Духовной Академии конца XIX в. Чтобы прийти к Богу, чтобы доказать бытие
Бога, надо исходить из него, совершенно справедливо утверждает Лакруа.
Персонализм, являясь некоторым философским направлением, не разрабатывает
свою школу, поэтому многие философы считают себя одновременно и
персоналистами, и экзистенциалистами. Такова особенность многих современных
философских направлений.
Мы наблюдали слияние
психоанализа, экзистенциализма и марксизма, психоанализа и марксизма,
феноменологии и философии жизни. Философия XX в. оказывается очень и очень
многогранной. К сожалению, в нашем курсе нам не удалось рассмотреть множество
других философских школ. Мы рассмотрели только наиболее важные, наиболее
значимые, оказавшие наиболее сильное влияние на судьбы современного мира и
проявившиеся в мировоззрении возможно большего числа людей.
Заключение
По самой своей сущности религиозная мысль и связанная с нею философия
принадлежат к традиционалистскому, догматическому типу сознания. Это ни в
коей мере не означает, что в русле религиозной мысли не рождаются
философские учения,
оказывающие большое и
культуру. Выражая устремления религиозного сознания той или иной эпохи,
вооружая его идеями, аргументами, ценностными представлениями, философы
православия, католичества, протестантизма, ислама и других вероисповеданий
могут стать влиятельными мыслителями — примером могут служить Августин и
Фома Аквинский.
Причиной влияния религиозной идеологии всегда было и остается сегодня
существование соответствующих
религиозных организаций и
Информация о работе Неотомизм-современная религиозная философия