Неотомизм-современная религиозная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 04:51, реферат

Краткое описание

В переводе с греческого языка слово "философия" означает любовь к мудрости.
Многими людьми понятия любви и мудрости считаются наиболее, зага­дочными.
Однако уже в памятниках древней культуры можно найти не утратившие до сих пор
значения представления об их смысле.

Файлы: 1 файл

для наташи.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

- ангелов. Венчает  иерархию бытия бытие Бога. Онтология  неотомизма тесно

связана с его  логикой и аргументологией, предполагает построение особых

доказательств бытия  Бога. В неотомистской антропология человек, как и всякое

бытие, понимается как единство потенции и акта, материи и формы. Бессмертная

душа человека —  его форма, определяющая человеческое бытие. Душа более

совершенна и благородна по сравнению с человеческим телом. На­ходясь у

человека, она на самом деле принадлежит богу. Деяния души направляются

естественным законом, который повелевает творить добро  и избегать зла.

Гносеология неотомизма, по мнению Ю. Бохенского, должна быть названа

реализмом. Дело заключается  в том, что в неотомизме признается существование

реальности, не зависимой  от человека, и критикуется субъективно-

идеалистическое понимание  процесса познания. Познание неотомисты правильно

определяют как  взаимоотношения субъекта и объекта. Однако для них субъект —

это бессмертная  человеческая душа, а объект — сущность вещи, т. е. ее форма,

идея. Получается, что  человек познает не материальные объекты, а

содержащиеся в  них идеальные сущности.

Познание "сущности" вещи восходит от ее чувственного восприятия через

образование понятий  о единичных вещах к познанию "всеобщности" вещей с

помощью откровения. Критерием истинности знания является его соответствие

сотворенным богом  вещам.

В конце XX века онтология, гносеология и антропология неотомизма обновляются

и возникает "ассимилирующий неотомизм", в котором в состав неотомизма

включаются идеи феноменологии, экзистенциализма, философской антропологии и

других современных  философских течений. Особое место  в развитии

современного неотомизма занимает деятельность и творчество папы римского

Иоанна Павла II, в  миру Кароля Войтыллы. На папский престол он избран в

октябре 1978 года. В  его ноябрьском 1994 года обращении  к католикам

прозвучало, что церковь  совершала "грехи" в прошлом  и небезгрешна в

настоящем. Он указал на четыре греха прошлого: разъединение христиан,

религиозные войны, деятельность инквизиции и "дело Галилея", а также на

четыре греха настоящего: ненабожность, забвение моральных цен­ностей (как

следствие распространения  абортов и разводов), некритичность  по отношению к

тоталитаризму, терпимость по отношению к проявлениям несправед­ливости.

Следует подчеркнуть, что, осуждая грех раскола христиан, Иоанн Павел II

считает, что в  нем содержится и позитивный смысл, ибо "Вера в Христа — это

вера в того, кто  из человеческой слабости может извлечь  благо. Вера в Христа

— одна, но это разделение позволило церкви выявить все богатства,

содержащиеся в  Евангелии, которые иначе могли  бы остаться не­известными".

Многочисленные энциклики  и религиозно-философские труды  Иоанна Павла II

посвящены не только проблемам церкви, но и человека, общества. Об этом

свидетельствовали вопросы, обсуждаемые в его произведениях. В частности, о

том, как найти  золотую середину между издержками "реального социализма" и

пороками "развитого  капитализма"; является ли рынок  главным регулятором

социальной жизни; что такое борьба за справедливость и чем она отличается от

борьбы классов.

В работе "Основание  этики" (1983 г.) Кароль Войтылла отмечает, что

"тоталитаризм  — это попытка отобрать у  людей индивидуальность, отождествив

их и уровняв  в совместной жизни". Требование освобождения от тота­литаризма

не является выражением социально-политического радикализма, а есть призыв к

морально-религиозному совершенствованию личности, ее "очищению от греха", т.

к. "Христос сам  вел такую борьбу в гораздо  большем масштабе, чем думают те,

кто хотел бы видеть в нем лишь "первого социалиста".

Во взглядах Иоанна Павла II нашла отражение доминирующая сегодня в

неотомизме тенденция  антропологизации философии. Она связана  с пересмотром

традиционной иерархии ценностей и проблем религиозной  философии. Если в

традиционном неотомизме философская мысль шла от бога к человеку, то в

современном неотомизме обосновывается необходимость восходить  от человека к

богу. При этом обычно актуализируются христианские гуманистические  традиции,

подчеркивается, что  в теоцентризме содержится интерес к человеку, его жизни,

поведению, нравственности.

Рассуждая о происхождении  моральных норм, К. Войтылла отмечал, что

"Христианская  этика считает, что нравственные  нормы, как и все законы тварной

природы, исходят  от Творца, однако очень многие из этих норм — естественны,

человек прямо сознает  их, благодаря естественному пути разума". Человек —

не только материал для Бога, возникший достаточно случайно, но и существо,

творящее самого себя и сознающее свои возможности

Сходные взгляды развивает Ж. Маритен, утверждая, что в самой при­роде

человека заключен "божественный закон", что человек  обладает свобо­дой воли и

поэтому его жизнь  не имеет жесткого провиденциального  сценария, а является

лишь его наброском (провиденциализм - понимание истории как проявление воли

бога).

    

Проблемы личности в персонализме 

Другим влиятельным  философским направлением XX в. является персо­нализм. Само

название происходит от лат. persona — личность, и персонализм  является

философским течением, ставящим в центр своего изучения личность человека и

личность Бога. В  отличие от философской антропологии, которая может быть

совершенно разнообразна по своим конфессиональным и мировоззренческим

проявлениям, персонализм  по преимуществу есть религиозное, христианское

течение. Атеистические  персоналисты встречаются крайне редко. Зарождается

персонализм в конце XIX в. в США. Известны такие мыслители, как Джосайя Ройс,

Б.Боум, Уильям Хокинг. С 1920 г. издается журнал «Personalist». В начале XX в.

персонализм зарождается в России, основными его сторонниками принято считать

Льва Шестова и  Николая Бердяева, которых относят  также и к экзистенциализму.

Классическим персонализмом  всегда считался французский персонализм, у истоков

которого стоят  два мыслителя: Эмманюэль Мунье  и Жан Лакруа. Вокруг них и

издававшегося по их инициативе с 1932 г. журнала «L’esprit» («Дух»), были и

другие французские  персоналисты, такие как М. Недонсель, Поль Рикёр, П.

Ландсберг и многие другие. Все они были, как правило, католиками.

На русский язык переведены две книги Мунье. Одна из них так и называется:

«Что такое персонализм». Другая называется просто «Персонализм». Эти книги

вышли в 40-х годах. В 30-х годах Мунье издал небольшую  книгу «Манифест

персонализма». Эти  книги составляют как бы классическую трилогию

персонализма. Недонсель  известен прежде всего как автор  статей о

персонализме во французских энциклопедиях, и в  этом смысле он является

классиком. Все модные цитаты по французскому персонализму — это практически

цитаты из Недонселя.

По уверению Мунье  и других философов-персоналистов, персонализм — это не

философская школа  и не система; это, скорее, умонастроение, жиз­ненная

позиция. Как пишет  Мунье, можно быть одновременно кантианцем и персоналистом,

можно быть социалистом  и персоналистом, можно быть христианином и

персоналистом. Персонализм  — это просто переоценка ценностей, показ того

факта, что именно человеческая личность лежит в основе всех поисков, всех

философских и социальных устремлений. Создание персонализма сам  Мунье, так

же, как и Шелер, откровенно связывает с кризисом, который поразил Европу в

20—30-е годы, когда  в воздухе носилось предчувствие  войны. Работы

непосредственно послевоенного  периода являются также попыткой осмыслить

катастрофу, которая  постигла Европу.

Мунье указывает, что человечеству всегда были свойственны две крайности:

материалистическая  и идеалистическая. Обе они в  равной мере справедливы, и

Маркс в своем  учении о законах общества, об отчуждении человека, об

экономическом воздействии  на человека оказался во многом прав. Но его

требование только лишь экономического переворота, только экономиче­ской

революции оказывается  никуда не ведущим, потому что оно  не затрагивает духовную

часть человека. Также  и идеалисты, пренебрегая материальной стороной жизни и

настраивая нас  только на самосовершенствование, оказываются  бессильными, ибо

человек все же существо, живущее в материальном мире, и  он не может

руководствоваться только духовными целями. Как пишет  Мунье, марксисты

утверждают, что сейчас классический экономический кризис, надо заняться

экономикой и тогда  кризис прекратится. Моралисты высказывают  противоположную

точку зрения: это  кризис человека, кризис нравственных ценностей — измените

человека и общество исцелится. Персоналистов не удовлетворяет  ни та, ни другая

точка зрения. Спиритуалисты  и материалисты впадают в одно и то же заблуждение,

свойственное современности, когда, следуя картезианскому сомнению,

безосновательно разделяют  тело и душу, мышление и деятельность, homo faber

и homo sapiens (человека созидающего и человека мыслящего). Персонализм

с самого начала противопоставляет  себя как идеализму, возводящему  мир к некоему

безликому, безличному духу и растворяющему в этом духе материальное начало,

так и материализму, который отрицает начало духовное, сводя все, в том числе и

человека, лишь к  материальным проявлениям. Персонализм  утверждает единство

материального и  духовного начала, и это единство находится в человеке, поэтому

именно человек  и является центром познания, центром  всех ценностей и всей

деятельности. А поскольку в каждом человеке это единство проявляется

по-своему, каждый человек  есть личность, неповторимое создание, то и этих

центров может быть столько, сколько людей на земле. Для персоналистов вопрос не

в том, что такое  человек вообще, не в том, что такое личность вообще. Такой

вопрос, конечно, ставится в их произведениях, но многие из них  написаны в

подчеркнуто неклассическом философском ключе. Поэтому и  основными терминами

персонализма являются вовлечение и трансценденция: вовлечение

Информация о работе Неотомизм-современная религиозная философия