Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:26, контрольная работа
Традиционно неокантианство понимается в двух смыслах, либо как широкое течение, включающее в себя все школы, связанные с переосмыслением кантовского философского наследия; либо как совокупность трех направлений -- «физиологического» (Ф. Л. Ланге, Г Гельмгольц), марбургской школы (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер), баденской школы (В. Виндельбанд, Э. Ласк, Г. Риккерт). Новейшие исследования в области психологии и физиологии человека, характеризующие успехи естествознания в середине XX века, позволили представителям данного направления вновь поставить вопрос о природе и сущности чувственного и рационального познания, о возможности или невозможности создания целостной картины мира. Это повлекло за собой пересмотр методологических основ естествознания и последовательную критику материализма, что поставило во главу угла неокантианства проблемы переоценки сущности метафизики и разработку методологии познания «наук о духе».
Введение
1. Понятие неокантианства в двух смыслах
2. Марбургская школа (Э. Кассирер, Г. Когена)
3. Баденская школа (Г. Риккерт, В. Виндельбанд)
4. Влияние неокантианства на Макса Вебера и его философские идеи
Заключение
Список литературы
Не будучи сторонником
Как видно, Макс Вебер касался в своих трудах широкого круга проблем социальной философии. Нынешнее возрождение интереса к его учению происходит потому, что он высказал глубокие суждения о решении сложных социальных проблем, которые волнуют нас сегодня.
Заключение
Таким образом, в марбургском неокантианстве культура понимается как система качественно различных форм науки, морали и искусства, изменяющих во взаимодействии друг друга и культуру как целое. В отечественной литературе уже отмечалось, что именно трактовка Марбургской школой культуры как системы, а не баденская концепция структуры философии и культуры, стала благодарным наследником кантовской культурологии, и именно она в 20в. нашла себе перспективного преемника в лице Э. Кассирера.
В заключение следует отметить, что развитие многообразных идей в немецкой философии культуры 19в. протекало в основном русле кантовской традиции и к началу 20в. кристаллизовалось вокруг проблемы типологии субъектов культуры, символизации в формах культуры типов отношений человека к миру, опосредованности процесса культуротворчества речевой деятельностью. Эти проблемы остались ключевыми и в философии культуры 20го века.
М. Вебер - один из наиболее крупных социологов начала 20 века.
Некоторые его идеи формировались в полемике с марксизмом. К. Маркс в своих работах стремился понять общество как некоторую целостность, социальная теория М. Вебера исходит из индивида, из его субъективной осмысленности своих действий. Социология М. Вебера весьма поучительна и полезна для российского читателя, которое долгое время воспитывался под влиянием идей марксизма. Не всякую критику марксизма можно признать справедливой у Вебера, но социология господства и этика ответственности могут многое объяснить как в нашей истории, так и в современной действительности. Многие социологические понятия по сей день широко используются в средствах массовой информации и в научной среде. Такое постоянство творчества М. Вебера говорит о фундаментальности и общезначимости его трудов.
Список литературы
1. Цитаты по: Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность М., 1991. С. 75.
2. Вебер М. Избранные
3. Акиндинова Т.А., Бердюгина Л.А. Новые грани старых иллюзий (Проблемы культуры и мировоззрения в буржуазной эстетической и художественной мысли XIX--XX веков). Л., 1984.
4. Введенский А.И. Философские очерки. СПб, 1901
5. В.Н. Лавриненко. Философия: учебник. Социальная философия М. Вебера
6. Культурология. XX век. Антология. М., 1994.
7. Вебер М. Избранные произведения. М.: Высшая школа, 1990
8. История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. - Кн. 1: История социологии (19 - первая половина 20в.) - М.: ИНФРА - М, 2004.
9. Кравченко А.И. «Социология М. Вебера». М.: Норма, 2002