Неокантианство

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:26, контрольная работа

Краткое описание

Традиционно неокантианство понимается в двух смыслах, либо как широкое течение, включающее в себя все школы, связанные с переосмыслением кантовского философского наследия; либо как совокупность трех направлений -- «физиологического» (Ф. Л. Ланге, Г Гельмгольц), марбургской школы (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер), баденской школы (В. Виндельбанд, Э. Ласк, Г. Риккерт). Новейшие исследования в области психологии и физиологии человека, характеризующие успехи естествознания в середине XX века, позволили представителям данного направления вновь поставить вопрос о природе и сущности чувственного и рационального познания, о возможности или невозможности создания целостной картины мира. Это повлекло за собой пересмотр методологических основ естествознания и последовательную критику материализма, что поставило во главу угла неокантианства проблемы переоценки сущности метафизики и разработку методологии познания «наук о духе».

Оглавление

Введение
1. Понятие неокантианства в двух смыслах
2. Марбургская школа (Э. Кассирер, Г. Когена)
3. Баденская школа (Г. Риккерт, В. Виндельбанд)
4. Влияние неокантианства на Макса Вебера и его философские идеи
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 40.66 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

 

1. Понятие неокантианства в двух  смыслах

 

2. Марбургская школа (Э. Кассирер, Г. Когена)

 

3. Баденская школа (Г. Риккерт, В. Виндельбанд)

 

4. Влияние неокантианства на  Макса Вебера и его философские  идеи

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Неокантианские школы. В Германии идеализм выступил в последней трети 19го столетия главным образом в  виде неокантианства. Можно насчитать  семь больших школ, которые по-разному  интерпретировали учение Канта:

 

1) физиологическое направление  (Герман Гельмгольц, 1821-1894; Фридрих  Альберт Ланге, 1828-1875), которое истолковало кантовские априорные формы как физиологические предрасположенности;

 

2) метафизическое направление (Отто  Либман, 1840-1912; Иоганнес Фолькельт, 1848-1930), считавшее возможной критическую метафизику;

 

3) реалистское направление (Алоиз Риль, 1844-1924; Рихард Гёнигсвальд, (1875-1947), высказавшееся за существование вещи в себе;

 

4) релятивистское направление Георга  Зиммеля (1858-1918), для которого кантовское априори носит психологический и относительный характер;

 

5) психологическое направление  (Ганс Корнелиус, 1863-1947), еще более сближающееся с позитивизмом. Эти пять школ остались в прошлом и, надо признать, они не ортодоксально кантианские. Зато две оставшиеся школы развились еще больше и стали очень влиятельными в период между двумя мировыми войнами, причем они сохраняли верность духу Кантовского учения. Это:

 

6) логистская (марбургская) школа (Коген, Наторп и Кассирер) и

 

7) теоретико-ценностная (Юго-западная  или Баденская) школа (Виндельбанд и Риккерт).

 

Наряду с этими, неокритические школы были и в Англии (С. Ходсон, Р. Адамсон, Дж. Хикс), и в Италии (К. Кантони, Ф. Токко, Ф. Фиорентино, Дж. Барцеллони, А. Банфи). Среди французских неокритицистов упомянем Ш. Ренувье, О. Гамелина, Л. Брюнсвика. Последний в книге «Современный идеализм» (1905) показал, что философия не наращивает знание количественно, она занята анализом его качества. Поскольку научный рост дан нам в историческом развитии, история познания есть не что иное, как «философская лаборатория».

 

Макс Вебер (1864--1920) - немецкий юрист, историк, экономист, социолог. Он один из основоположников социологического стиля мышления, нашедшего воплощение в «понимающей социологии» и  социологической «теории действия». Не без основания считая себя пионером новой науки, Вебер стремился  наряду с разработкой материальной социологии экономической, политической и религиозной жизни дать первое систематическое описание гносеологических, методологических и теоретических  основ социологии.

 

Формирование социально-политических воззрении и теоретической позиции  Макса Вебера во многом определялось общественно-политической ситуацией  в Германии последней четверти XIX века, а также состоянием науки  того времени, прежде всего политической экономии, истории и социальной философии.

 

Несмотря на десятки написанных монографий и исследований о М. Вебере и его трудах, несмотря на то, что  современная социология уже ушла далеко вперед, актуальность этой теме не вызывает сомнений. Во-первых, потому что, как и всякий крупный ученый, М. Вебер многогранен, он был не только гениальным социологом, но и вдумчивым историком, смелым экономистом и мудрым политиком. Его творчество в полной мере можно назвать энциклопедичным, ведь он использовал наработки всего комплекса гуманитарных наук. Поэтому каждое новое поколение сможет увидеть в трудах М. Вебера не только классическую социологическую теорию, но и что-то новое, современное и апеллирующее к непреложным и неизменным законам, по которым живет социум. Многие тезисы М. Вебера из области социологии политики и государства актуальны для современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие неокантианства в двух  смыслах

 

Традиционно неокантианство понимается в двух смыслах, либо как широкое  течение, включающее в себя все школы, связанные с переосмыслением  кантовского философского наследия; либо как совокупность трех направлений -- «физиологического» (Ф. Л. Ланге, Г Гельмгольц), марбургской школы (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер), баденской школы (В. Виндельбанд, Э. Ласк, Г. Риккерт). Новейшие исследования в области психологии и физиологии человека, характеризующие успехи естествознания в середине XX века, позволили представителям данного направления вновь поставить вопрос о природе и сущности чувственного и рационального познания, о возможности или невозможности создания целостной картины мира. Это повлекло за собой пересмотр методологических основ естествознания и последовательную критику материализма, что поставило во главу угла неокантианства проблемы переоценки сущности метафизики и разработку методологии познания «наук о духе».

 

Главным объектом критики неокантианства стало учение И. Канта об объективно существующей, но непознаваемой «вещи  в себе». Неокантианство трактовало «вещь в себе» как «предельное  понятие опыта», что, по мысли представителей данного направления, должно было устранить  антиномичность кантонской философии. Первоначальной установкой неокантианства становится положение о том, что предмет познания конституируется нашими представлениями, а не наоборот. Представители данного направления обосновывали понимание деятельности мышления как полагающей само бытие и культуру, т.е. с позиций трансцендентализма.

 

Раннее неокантианство отстаивало положение, согласно которому учение И. Канта об априорных формах познания подтверждается психофизиологическими  исследованиями человека, и мир не является таковым, каковым воспринимается. Позже установка неокантианства на критическую рефлексию метафизики привела к смещению акцентов от исследования психофизиологических оснований познавательного  процесса к его трактовке, прежде всего, как логико-понятийного конструирования предмета.

 

2. Марбургская школа (Э. Кассирер, Г. Когена)

 

Марбургская школа. Основоположником Марбургской школы считается Герман Коген (1842-1918). Ее наиболее видными представителями в Германии были Пауль Наторп (1854-1924), Эрнст Кассирер (1874-1945), Ханс Файхингер (1852-1933); в России сторонниками неокантианских идей были А.И. Введенский, С.И. Гессен, Б.В. Яковенко. В разное время влияние неокантианских идей Марбургской школы испытали Н. Гартман и Р. Кронер, Э. Гуссерль и И.И. Лапшин, Э. Бернштейн и Л. Брюнсвик.

 

Марбургская школа особое внимание обращала на изучение логических оснований философии И. Канта, отстаивая первенство «теоретического» разума над разумов «практическим», ставя в центр своих интересов метод интерпретаций явлений культуры, конституированных в сферах морали, искусства, права, религии, науки. Неокантианство традиционно проявляло большой интерес к культуре, понимаемой как совокупность духовных способностей человека, которые дают ему возможность воспринимать мир, обладающий смыслом. В кантианстве культура становилась истинным предметом «наук о духе», требующих для своего исследования новой разработки специальных познавательных методов.

 

При этом марбургская школа рассматривала математику как образец для социогуманитарного знания, способы образования понятий в математике полагались в качестве эталона для образования понятий вообще.

 

Неокантианство считало, что «науки о духе» должны, используя специальные  методы, во-первых, изучать символические  формы, непосредственно создающие  человеческую культуру, а, во-вторых, исследовать  те инструменты, механизмы, способы символизации, которые определяют человеческое видение мира. Они выступают как априорные условия взаимодействия человека с действительностью, а сама действительность -- это результат культурной символизации.

 

Данные антипозитивистские и антинатуралистские установки неокантианства нашли наиболее последовательное воплощение в творчестве одного из крупнейших представителей марбургской школы -- Эрнста Кассирера (1874--1945), автора книг «философия символических форм», «Опыт о человеке Введение в философию человеческой культуры» и многочисленных культурологических и историко-философских работ Э.Кассирер в течение двадцати пяти лет преподавал философию в университетах Берлина и Гамбурга После прихода Гитлера к власти эмигрировал США, где активно работал в Йельском и Колумбийском университетах.

 

Как и многие неокантианцы, Э. Кассирер пытался преодолеть метафизическое противопоставление бытия и мышления за счет разработки трансцендентального метода, связанного с рефлексией форм научного познания, а не с самой действительностью. Э. Кассирер полагал, что познание имеет дело не с вещью, а с отношением, с заданным, а не с данным. Поэтому логика развития самой философии предполагает ее эволюцию от философии науки к философии культуры и философской антропологии. Для Э. Кассирера наиболее важным было создание в рамках неокантианской традиции «морфологии культуры», целостного описания всех ее областей с учетом их специфического разнообразия. С точки зрения Э. Кассирера, культура, являясь квинтэссенцией человеческого существования, связана с формообразующими принципами и отвлекается от скрытого за символическими формами содержания. Сам символ выступает как априорная форма, конституирующая действительность Задача философии в этом случае -- выяснить правила символического функционирования в разных сферах культуры (язык, миф, искусство, религия, история, наука). Вопрос о реальности вне символических отношений во внимание не принимается. Предельно культура понимается как иерархия символических форм, что, собственно, снимает антиномию «хаоса жизни» и «ее символического отражения», ограничивая действительность миром символов, как синтезом чувственного многообразия без решения вопроса об объективных основаниях символических форм.

 

Символ, понимаемый как способность  вещей, образов, действий, явлений выражать идеальное содержание, определенную идею, указывать на «нечто», играет в культуре огромную роль. Для Кассирера символ -- это, прежде всего форма самопознания человеческого духа Результаты этого процесса воплощаются в символических формах -- сферах культуры «Построенные на основе богатого культурного материала, книги немецкого философа отразили потребность в осмыслении информационно-коммуникативных функций культуры». Проблема передачи и сохранения больших блоков информации, ее более или менее верной интерпретации и степень ее усвоения неизбежно приводила к вопросу о природе символа и его месте в системе культуры. Человеческая способность к символизации стала рассматриваться как основа культурной деятельности. Символическая форма коммуникации, сделавшая возможным присвоение индивидуального опыта, превращение его во всеобщий, стала осознаваться как основа и условие производства, сохранения и ретрансляции культурных ценностей.

 

Согласно Э. Кассиреру, появление культуры сопряжено с ментальным приспособлением к среде. В дальнейшем эволюция культуры имеет как бы два направления: экстравepтнoe, направленное на символическое освоение мира, и интравертное, направленное на отражение внутренних процессов развития человеческого духа. Два эти потока можно наблюдать во всех формах культуры. Однако способы интравертного и зкстравертного освоения чрезвычайно: различны, проявляясь в хаосе культурных фактов, завися от исторических и национальных парадигм. Но богатство фактов не означает богатство мысли. Необходимо создать метод для овладения этим разнообразным культурным материалом. Для Кассирера жизнь -- не изначально данное, а предельный синтез всех культурных форм. Многообразие фактов порождается символической функцией, понимаемой как алгоритм, закон, организующий данность.

 

Мир культуры -- мир уже осмысленных, организованных, чувственно-пережитых форм. Целостность и единство этих форм имеют символический характер. Мир культуры -- мир символических форм и символических функций. Сам символ -- это «магический ключ» в специфически человеческий мир культуры. Э. Кассирера подчеркивает, что символ универсален, общеприменим, предельно изменчив. Поэтому и культура имеет особенности, связанные с данными свойствами символа. Для человека, обретшего культуру, не важна стихия жизни, многообразие ее явлений. Человек опосредует свое природное существование символическими формами. Символическое мышление, отмечает Э. Кассирер, преодолевает инертность человека, сообщая ему новую способность постоянного творческого воплощения, пересоздания мира культуры. Человек имеет дело уже не с реальностью, а с символической Вселенной, созданной его деятельностью. В культуре, утверждает Э. Кассирер, начиная от мифа и кончая искусством, идет нарастание индивидуальных проявлений человека.

 

Дилемма объективного, универсального и субъективного, индивидуального  разрешается фактической победой  последнего. Снятие этой противоположности  на новом уровне осуществляется в  науке: здесь традиция уступает место  новации как торжеству объективности. На основе науки происходит овладение  историей, через овладение историей -- самоосвобождение человека. Э. Кассирер писал: Человеческая культура, взятая как целое, может быть описана как процесс прогрессивного самоосвобождения человека. Язык, искусство, религия, наука являются различными фазами этого процесса. В них человек открывает, а удостоверяет новую силу -- силу строить свой собственный, «идеальный» мир».

 

«Идеальный» мир культуры характеризуется  рядом черт. Помимо символической  сущности культуры Кассирер отмечает ее деятельностный аспект. Мир культуры -- это «мир различных деятельностей», это совокупность формально-символических парадигм, обеспечивающих организаций человеческого опыта. Поэтому анализ формально-структурных единиц культуры должен предшествовать ее историческому анализу. Структурные единицы культуры разделяются по характеру деятельности, целям и направлениям развития, но в их основе общее -- символ. Поэтому культура, в принципе являясь инвариантной, в сущности -- единое. С точки зрения Э. Кассирера, единство ее форм определено их функциональным единством. Культура, как отражение сущностной целостности человека, определяется им как непрерывный процесс. Равновесие культуры всегда динамично, но никогда не статично. Мир культуры, созданный человеком, соединяет прошлое и будущее через единство символического бытия. Поэтому в культуре человек всегда как бы вне своего времени. Культура, подчеркивает Э. Кассирер, дает человеку не только устойчивость способов освоения мира, но и нечто большее: «конститутивные условия высшей формы общества». С точки зрения философа, именно символические формы, создающие культуру, являются средствами развития социального сознания, которое отличает человека от животного. Развитие социального сознания, являясь диалектическим процессом отождествления и различения, направлено на самопознание человека, так как человек не может найти самого себя, осознать собственную индивидуальность, кроме как посредством социальной жизни.

Информация о работе Неокантианство