Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:15, курсовая работа
Целью реферата стало рассмотрение вклада Иммануила Канта в философию и естествознание, для чего были поставлены следующие задачи:
рассмотрение общих черт возникновения и развития немецкой классической философии;
ознакомление c биографией И.Канта;
рассмотрение двух периодов творчества И. Канта;
выявление вклада И. Канта в естествознание и философию;
выявление роли трудов Канта для немецкой классической философии в целом.
Введение 3
1. Немецкая классическая философия 4
2. Иммануил Кант 7
3. Творчество Иммануила Канта 11
3.1. Отражение философии И.Канта в естествознании 11
3.2. «Критика чистого разума». Теория Познания 14
3.3. «Критика практического разума» 16
3.4. «Критика способности суждения» 19
3.5. Философия права 20
3.6. О конце сущего 22
Заключение 23
Список литературы 26
Предмет практического разума – обнаружение высшего блага, то есть того, что необходимо для свободы человека. Свободный человек свободно мыслит: вначале – дело и поведение, а затем – его осмысление. Добрая воля - чистая (безусловная воля). Чистая добрая воля не может существовать вне разума, т.к. она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И для того, чтобы породить эту волю нужен разум.
Объясняя идею нравственного закона, Кант выдвигает ряд постулатов. Постулат свободы воли говорит о способности каждого определять свое поведение, проникаясь сознанием долга. Если человек хочет быть моральным, то он следует долгу, а если он долгу не следует, то должен понимать, что ему придется отвечать за свои поступки. Постулат бессмертия души позволяет рассчитывать на достижение нравственного идеала и блаженства даже после смерти. Постулат о существовании верховной причины «высшего блага», Бога, предлагает гарантию такого воздаяния.
В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:
Поведение
первого детерминировано
Таким образом, поведение может определяться практическими интересами и моральными принципами. Возникает 2 тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу, и возникает «антиномия23 практического разума».
Человек, стремящийся к добродетели, имеет в душе какой-то порыв, волю, побуждающую его к добрым делам. Это чистая, добрая воля. Она разумна, т.к. имеет в себе способность действовать согласно представлению о том, как все должно быть, - т.е. о законе правильности. Человек проявляет свое отношение к закону через степень уважения. Уважение, как чувство свойственное человеку, целиком зависит от разума и может быть выражено в форме страха или склонности. Необходимость действия из уважения к нравственному закону и есть долг. Долг выражает или определенные склонности индивида, являющиеся приятными, выгодными или отражает нравственные соображения пусть даже и противоречащие эмпирическим интересам индивида.
Кант отмечает роль объединяющей, коллективной идеи в реализации добродетели: «Высшее нравственное благо не может быть осуществлено исключительно посредством стремления отдельного человека к его собственному моральному совершенству, а требует объединения людей в одно целое ради той же цели, т.е. системы благомыслящих людей, в которой и благодаря единству которой это благо только и может осуществиться».
«Критика способности суждения» — основной трактат Канта по эстетике, также рассматриваемый как третья критика, состоящая из двух частей. «Критика эстетической способности суждения» содержит тщательно продуманную теорию прекрасного и возвышенного. «Критика телеологической способности суждения» дополняет и в определенной степени проясняет его телеологическую доктрину и учение об идеях разума, которые содержатся в первой «Критике».
Можно сказать, что общей темой двух частей является вопрос о нашем неявном полагании целесообразности вещей, которым с точки зрения теоретического разума и естественнонаучного знания не может быть приписано никакой цели. Исследователи Канта усматривают достоинства третьей «Критики» в разных вещах: некоторые, особенно идеалисты, полагают, что она является кульминационным пунктом критической философии; другие, прежде всего эмпиристы, склонны видеть в ней добавление, которое составляет угрозу единству кантовской системы.
Помимо разума и рассудка Кант находит у человека третью способность — способность судить о прекрасном. В эстетике Кант различает два вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное. Эстетическое — это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное — это совершенство, связанное с формой. Эстетическое не исчерпывается прекрасным. Помимо него существует возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного — шторм. Пример математически возвышенного — горы.
Опыт прекрасного, полагает Кант, является особым – незаинтересованным и бескорыстным удовольствием, которое мы испытываем при созерцании формы объекта. Это эстетическое удовлетворение возникает, когда предстающее перед нами не рассматривается в качестве объекта для определенной цели или желания, не берется в отношении к какому-то определенному теоретическому понятию, но таким образом возбуждает свободную игру познавательных способностей, что приводит воображение в гармонию с рассудком. В отнесении к объекту это чувство гармонии есть не что иное, как «формальная целесообразность» данного объекта. Когда такое созерцательное удовольствие считают тесно связанным с самим объектом – и не только для того, кто испытывает это удовольствие, но и для всякого другого человека, – то данный объект называют прекрасным.
Чувство
возвышенного, напротив, обязано ощущению
несоразмерности между
Гений — это человек, способный к воплощению эстетических идей.
Кантовская философия права, которая излагается в первой части «Метафизики нравов», вырастает из этики. И право, и мораль имеют дело с правильным и неправильным. Однако морально правильное, с точки зрения Канта, – это проблема мотивов, юридическая же правильность должна относиться лишь к внешней стороне поступков.
«Всякое действие, – говорит Кант,
– правильно, которое в себе
самом, или в максиме, на
основании которой оно
В «естественном состоянии» индивид также имеет право претендовать на обладание тем, на что еще никто не претендовал, тем, на что он распространил свою волю. Однако, поскольку вышеупомянутые права являются общими для всех людей и, в отсутствие принятого закона, никто не связан обязательством воздерживаться от посягательства на чужое, если нет гарантий неприкосновенности своего, такое естественное право на вещи носит лишь предварительный характер, пока оно не будет подтверждено законом организованного общества – государства. Кант рассматривает образование государства в качестве веления самого практического разума, поскольку любое справедливое регулирование отношений «мое—твое» предполагает гражданское единство государства и провозглашенный им закон.
Все государства имеют три власти:
В справедливом государстве законодательная власть, являющаяся источником конкретных законов, может принадлежать только объединенной воле народа, и гражданин оставляет за собой три неотъемлемых права: конституционную свободу, гражданское равенство и политическую независимость.
Социально-политические доктрины Канта получили дальнейшую разработку в его «Идее всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784), а также в трактате «К вечному миру» (1795). В этой последней работе он утверждает, что устойчивый мир может быть достигнут только посредством добровольного союза государств, каждое из которых имеет республиканскую форму организации и представительное правление.
Философия религии Канта в основном представлена в работе «Религия в пределах только разума». Как уже отмечалось, значимость религиозной веры может, согласно Канту, происходить только из моральных принципов и природы нравственной жизни; только в этом случае необходимость веры имеет разумное основание.
Кантовские взгляды порождают в итоге деизм24, который также может быть с некоторым основанием назван этическим теизмом; он включает идею народа божьего как этической общности, которая может быть осуществлена только в форме церкви, в истоке которой – историческая вера (вера откровения), а в основании – Священное Писание. Однако Кант жестко критикует клерикализм и государственную религию: «Постепенный переход церковной веры к единодержавию чистой религиозной веры есть приближение царства Божия».
В "Берлинском ежемесячнике" (июнь 1794 г.) Кант опубликовал свою статью. Идея конца всего сущего представляется в этой статье как моральный конец человечества. В статье говорится о конечной цели человеческого бытия.
Три варианта конца:
1) естественный - по божественной мудрости.
2) сверхъестественный - по непонятным для людей причинам.
3) противоестественный - по человеческой неблагоразумности, неправильного понимания конечной цели.
Заключение
Центральное место в немецкой классической философии занимало исследование активности человека, т.е. практики, составляющей основу познания и преобразования действительности. Немецкие философы высказали немало плодотворных догадок, в частности о тождественности законов исторического процесса и деятельности людей, об общественной природе и др. Главные достижения немецкой классической философии лежат в области теории познания. Попытки преодоления созерцательности привели к представлению об общественно обусловленном и активно-творческом характере познавательной деятельности. Философия немецкой классики и в наши дни продолжает свою жизнь как относительно единое образование. Но немецкая классическая философия - созвездие, которое состоит из ярчайших звёзд. На всю последующую жизнь человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры. И одна из самых ярких этих звёзд - Иммануил Кант.
Одним из первых он поставил основные для немецкой классической философии вопросы, совершая переход от философии Просвещения к более компромиссному варианту, одновременно базируясь на ней, на ее бессмертных идеалах достоинства, свободы, равенства и братства.
Признавая существование объективного мира («вещь в себе»), Кант, однако, считал, что человеку доступен лишь мир явлений. Таким образом, в философии Канта сочетались идеи материализма и идеализма, агностицизма.
Положительная ценность философии Канта в том, что он впервые в истории немецкого идеализма восстановил диалектику, разработал сам некоторые ее вопросы и своими работами сообщил сильный толчок к ее дальнейшему развитию.
Философия Канта всеобъемлющая, захватывающая как науку и естествознание с открытиями, популярными до сих пор, так и гносеологию, этику, эстетику, антропологию, вопросы воли, морали, свободы и права.
Таким образом, по своей направленности Кант был дуалистом, признававшим существование идеального, априорного, временами божественного и материального, эмпирического, но не признавал их относительность.
С одной стороны на базе, а с другой - на базе противоречия кантовской философии строится вся последующая немецкая классическая философия.
Проблемы, поставленные Кантом, разрабатывал Иоганн Готлиб Фихте с позиций всеобщего «Я», в котором субъективное и объективное слиты воедино. Фихте называл свою философию "наукоучением" и основывался на диалектике объекта и субъекта, теории и практики. Фихте пытался более последовательно провести идеи Канта о философии как целостной научной системе. Он анализирует на понятийно-теоретическом уровне познавательные способности человека. Фихте углубляет кантовское учение о воображении, анализируя его различные формы.