Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:15, курсовая работа
Целью реферата стало рассмотрение вклада Иммануила Канта в философию и естествознание, для чего были поставлены следующие задачи:
рассмотрение общих черт возникновения и развития немецкой классической философии;
ознакомление c биографией И.Канта;
рассмотрение двух периодов творчества И. Канта;
выявление вклада И. Канта в естествознание и философию;
выявление роли трудов Канта для немецкой классической философии в целом.
Введение 3
1. Немецкая классическая философия 4
2. Иммануил Кант 7
3. Творчество Иммануила Канта 11
3.1. Отражение философии И.Канта в естествознании 11
3.2. «Критика чистого разума». Теория Познания 14
3.3. «Критика практического разума» 16
3.4. «Критика способности суждения» 19
3.5. Философия права 20
3.6. О конце сущего 22
Заключение 23
Список литературы 26
Он был похоронен рядом с северной стеной Кафедрального собора Кёнигсберга, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.
3. Творчество Иммануила Канта
Кант
прошёл в своем философском развитии
два этапа: "докритический" и "критический"
(Эти термины определяются работами
философа "Критика чистого разума",
1781; "Критика практического разума"
I этап (1747 - 1755 гг.) - Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью.
II этап (начинается с 1770 или с 1780-х гг.) - занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими, т.е. общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.
Положение Канта в истории мысли отчасти определяется отношением его взглядов к таким более ранним философским течениям, как рационализм и эмпиризм. Благодаря развитию рационалистических идей Декартом, Спинозой и Лейбницем появился идеал всеобъемлющей системы знания, дедуцируемой из первых истин разума подобно тому, как это происходит в геометрии. Согласно этому взгляду, чувственное восприятие является вторичным источником знания, ему не хватает ясности и несомненности истин разума, которые простираются за пределы чувственного опыта и утверждают существование и природу Бога, бессмертие души и свободу воли. Противоположное рационализму движение – английский эмпиризм. Дж. Локк начал с отрицания врожденных идей, отдав предпочтение теории разума как «чистой доски», на которой ведет свою запись опыт. Эта линия получила завершение в творчестве Д. Юма, который отрицал возможность по-настоящему достоверного знания. Канту удалось избежать крайностей предшествующих направлений философской мысли; его более сложная философская теория соединила в себе элементы как рационализма, так и эмпиризма.
Однако Кант пришел к своей теории уже в зрелом возрасте, примерно в пятьдесят лет. В ранний период он следовал в основном лейбницианской точке зрения, которую воспринял от своего университетского учителя Мартина Кнутцена и почерпнул из работ Христиана Вольфа. Вместе с тем Кант достаточно рано пришел к определенным идеям, которые основывались на ньютоновской физике и были несовместимы с учением Лейбница; наконец, по его собственному свидетельству, он был пробужден от догматического сна сочинениями Юма. Последовавшая революция в его мышлении получила выражение в «Критике чистого разума», а также более поздних работах, составивших непреходящий вклад в мировую философию.
Ранние, «докритические», сочинения Канта образуют лишь четвертую часть его опубликованных работ и представляют скорее исторический интерес. Тем не менее, у них есть свои достоинства, благодаря которым он завоевал высокую репутацию. Упомянем некоторые из них, в частности три работы, свидетельствующие о знании физики и проницательности философа. В работе «Претерпела ли Земля в своем вращении вокруг оси, благодаря которому происходит смена дня и ночи, некоторые изменения со времени своего возникновения» (1754) высказано верное предположение о торможении вращения Земли приливными волнами. В трактате «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) Кант за сорок лет до Пьер-Симона Лапласа14 выдвигает сходную небулярную космогоническую гипотезу,15 обосновывающую диалектический взгляд на Вселенную. Он доказал, что туманность16 медленно вращается, постепенно сжимается и, благодаря гравитации, сплющивается, а со временем из неё формируются звёзды и планеты.
Кант считал, что своей работой он сделал огромное открытие и восклицал: "Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т.е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир".
Хотя Кант и признавал Бога в качестве создателя мира, но вся его концепция развития утверждала, что в мире уже содержится сама причина возникновения и развития природы.
Своими
естественнонаучными работами Кант,
по словам Энгельса, пробил брешь в метафизическом
объяснении природы: он сделала попытку
приложить принципы современного ему
естествознания не только к
строению Вселенной, но к истории ее возникновения
и развития. Он,
кроме того, выдвинул идею
распределения животных
по порядку их
возможного происхождения, а также
идею о естественном
происхождении человеческих
рас.
В работе «О причинах землетрясений» (1756) в качестве таковых называются смещения и разломы в геологических слоях Земли.
Некоторые работы этого периода исследователи считают возможным сравнивать с более поздними сочинениями, касающимися тех же тем. Например, «Единственно возможное обоснование для доказательства бытия Бога» (1762), «Исследование степени ясности принципов естественной теологии и морали» (1762) и «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного» (1764). «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика» (1766), направленные против Сведенборга, предвосхищают более позднюю критику метафизического и теологического догматизма. В работе «О первом основании различия сторон в пространстве» (1768) обосновывается несовместимое с взглядами Лейбница положение, которое, несомненно, привело Канта к заключениям, сформулированным в инаугурационной диссертации «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного17 мира» (1770). Диссертация ознаменовала поворотный пункт в переходе от «докритической» к «критической» точке зрения.
Кант
считал, сто решению таких проблем фило
проблема бытия, морали и религии,
должно предшествовать
исследование возможностей
человеческого познания
и установление
его границ. Необходимые условия познания
заложены, согласно
Канту, в самом разуме и составляют основу
знания. Кант различал
воспринимаемые человеком явления вещей
и вещи как они
существуют сами по себе. Мы
познаем мир не так,
как он есть на
самом деле, а только
так, как он нам является. Нашему знанию
доступны только явления вещей (феномены18),
составляющие
содержание нашего опыта. В результате
воздействия «вещей самих
по себе» на органы чувств возникает хаос
ощущений. Приводим мы
этот хаос в единство и порядок силами
нашего разума. То,
что мы
считаем законами природы,
на самом деле есть связь,
вносимая
разумом в мир явлений,
то есть наш разум предписывает
законы
природе. Но миру явлений соответствует
независимая от
человеческого сознания сущность вещей
– «вещи сами по себе».
Абсолютное познание их невозможно. Они
для нас только ноумены,
то есть умом постигаемая, но не данная
в опыте сущность. Кант не
разделял безграничной веры в человеческий
разум, называя эту веру
догматизмом. В принципиальной ограниченности
человеческого
познания он видел определенный нравственный
смысл: если бы
человек был наделен
абсолютным знанием,
то для него не было
бы
ни риска, ни борьбы
при выполнении нравственного
долга.
Кант
был убежден, что идеи пространства
и времени человеку
известны прежде восприятий. Пространство
и время идеальны, а не
реальны.
Чувственные
впечатления связываются между
собой посредствам
суждений, в основе которых лежат категории19,
то есть общие
понятия, которые, по Канту, суть «чисто
логические» формы,
характеризующие только «чистое
мышление», а не его предмет.
Категории даны человеку до всякого опыта
и независимо от него, то есть априори.
Смысл
кантовского априоризма заключается
в том, что субъект познания располагает
определенными, уже до него сложившимися
формами
познания. Но этот
априоризм не тождествен
понятию врожденных
идей: априори - это не врожденные идеи,
а формы, усвоенные
человеком в ходе его приобщения к сложившимся
до него формам
культуры.
Следует отметить, что категории - это еще не само научное знание, это только его возможность, такую же возможность представляют опытные данные. Что бы на базе этих возможностей возникло понятие, требуется "продуктивное воображение". В работе недвусмысленно выражена идея бессознательного, притом активного, творческого начала. Кант говорит о "спонтанности мышления". Рассудок, благодаря продуктивному воображению, сам спонтанно, то есть стихийно, помимо сознательного контроля, создает свои понятия20. Продуктивное воображение - это рабочий инструмент синтеза чувственности и рассудка. Такова одна из центральных идей "Критики чистого разума". Деятельное начало в интеллекте, которое Кант называл продуктивным воображением, представляет собой разновидность интуиции. Помимо образования понятий, интуиция нужна еще в одном важном деле - в их использовании. Ученый должен не только располагать набором общих правил, законов, принципов, но и уметь применять их в конкретных, единичных обстоятельствах. Кант называет это интуитивное уменье способностью суждения. Таким образом, интуиция сопровождает познание при его движении в любом направлении: когда возникают абстракции, и когда эти абстракции применяются в конкретных ситуациях
В
своем учении о познании Кант большое
место отводил
диалектике: противоречие рассматривалось
как необходимый
момент познания. Но диалектика для
него - лишь гносеологический
принцип, она субъективна,
так как не отражает
противоречий самих
вещей, а только противоречия
мыслительной деятельности. Именно
потому, что в ней противопоставляются
содержание знаний и их
логическая форма и предметом диалектики
становятся сами эти
формы в их отрыве от содержания знаний,
Ленин называл логику
Канта «формальной»21.
В «Критике чистого разума» Кант приходит к выводу, что «критика разума необходимо приходит, в конце концов, к науке; наоборот, догматическое применение разума без критики приводит к ни на чем не основанным утверждениям, которым можно противопоставить столь же ложные утверждения, стало быть, приводит к скептицизму22».
Веры требует наш практический разум, то есть наше нравственное сознание. Оно не зависит от чувственных мотивов, и с его помощью человек возвышается над природой.
Мораль не может быть теоретически обоснована. Она, как и религия, покоится на вере, но религия не является источником нравственных норм. «Религия ничем не отличается от морали по своему содержанию, то есть объекту, ибо она касается долга вообще; ее отличие от морали лишь формальное, то есть религия есть законодательство разума, призванное придавать морали влияние на человеческую волю для исполнения человеком каждого его долга при помощи созданной самим разумом идеи Бога».
Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. По мнению Канта, знания только тогда имеют ценность, когда позволяют человеку стать лучше, гуманнее. Следовательно, практический разум выше, совершеннее теоретического, он есть совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив — требует соблюдения долга. Гипотетический императив — требует, чтобы наши действия были полезны. Существует две формулировки категорического императива:
Это требование может