Назначение мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:02, реферат

Краткое описание

В психологии, да и вообще в околопсихологическом обиходе, сложились довольно разнообразные и довольно противоречивые представления о видах мышления. Различают мышление абстрактное и мышление конкретное, наглядно-образное и наглядно-действенное, интуитивное и логическое, теоретическое и практическое, научное и обыденное.

Файлы: 1 файл

Назначение мышления.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

Чем же отличается "мышление теоретическое" от "мышления практического"? – У меня складывается впечатление, что технологически, принципиально, эти мышления ничем не отличаются одно от другого. Цели у них разные. Обстоятельства достижения целей разные. Зато вся технология такая же, как в научном методе. Поэтому выделять их как особые виды мышления мне представляется неправильным. Скорее, надо различать теоретическую и практическую деятельности . Первая деятельность направлена на создание целостных систем описания действительности, вторая – на преобразование этой действительности. Они взаимно дополняемы: в ходе деятельности возникают затруднения, вызванные неполнотой представления деятеля о действительности. Деятель может сам попытаться решить затруднения, а может доверить поиск решения исследователям, испытателям, теоретикам. Проведя свою работу, они выдадут в итоге новое, более полное описание действительности, с помощью которого будет легко найти выход из затруднения. Не исключено, что теоретики сразу предложат верное решение, поскольку данная сторона действительности может оказаться ими уже исследованной. Но есть одно существенное отличие между практической и теоретической деятельностями: теоретическая деятельность больше имеет дело со следами (с тем, что уже произошло) , а практическая – с вестями (с тем, что происходит теперь и может произойти в дальнейшем). Первая более статична, а вторая более динамична.  

Теперь углубимся  в исследование процесса творчества.  

"Когда-то  — мы едва обратили на это внимание — в нашу мысль запал слабый зародыш, начался период его медленного созревания, он жил как бы подспудно, долго пребывал в нашем мозгу, ничем не выдавая своего присутствия. Случалось, что он не заявлял о себе месяцами и годами. Писатель занимается тысячами проблем, получает мириады впечатлений, а тем временем в непроницаемых дебрях его психической жизни этот глубоко скрытый зародыш растет, питаясь таинственными соками.  

В его тайник проникают впечатления обыденные  и возвышенные, сведения безразличные и необычайные, обрывки разговоров, обрывки прочитанного, лица, глаза, руки, сны, мечтания, восторги — неисчерпаемое обилие явлений, из которых каждое может питать этот эмбрион, способствовать его росту. И вот в один прекрасный день, когда мы меньше всего этого ждем, когда мы, как нам кажется, находимся очень далеко от того, что с ним связано, он проявляется как давно желанный и жизнеспособный образ. В силу неизвестных нам причин наступает кризис, внезапный конец долгой подсознательной работы, в своей напористости часто похожий на действие стихийных сил природы и такой же, как и они, безличный. Гайдн, когда у него возникла мелодия, долженствовавшая в “Сотворении мира” выразить рождение света, воскликнул, ослепленный ее блеском: “Это не от меня, это свыше!”  

Здесь нет разницы  между писателем и философом, художником и ученым. Вместо того чтобы  повторять избитую истор ию о  я блоке Ньютона, стоит привести гораздо менее известный, но, может  быть, гораздо более поучительный пример из жизни великого математика Анри Пуанкаре. В течение многих месяцев он тщетно искал определенную формулу, неустанно думал о ней. Наконец, так и не найдя решения, совершенно забыл о ней и занялся чем-то другим. Прошло много времени, и вдруг однажды утром он, будто подброшенный пружиной, быстро встал из-за стола, подошел к бюро и сразу же написал эту формулу не задумываясь, словно списал ее с доски. Таким же образом и на писателей нисходят, как бы осеняют их долго не поддававшиеся развязки драм, романов, новелл, в мгновенной вспышке проясняются характеры и судьбы персонажей, отыскиваются долго и напрасно искавшиеся строки, как те, что Жан Мореас , стоя под уличным фонарем, дрожащими пальцами записывал на коробке из-под папирос. Гёте рассказывает во вступлении к “Вечному жиду”, как он около полуночи словно безумный вскочил с постели, как его внезапно захватила жажда воспеть эту загадочную личность. И в данном случае, наверное, было то же, что и во всех ему подобных: поэт годами носил в себе тон, настроение баллады, прежде чем она вылилась у него в стихи. И вот каким сравнением заканчивает Гёте рассказ об этом переживании: “Мы только складываем поленья для костра и стараемся, чтобы они были сухими, а когда наступит урочный час, костер вспыхнет сам — к немалому нашему удивлению”.  

Эти “неожиданности души” неодинаковы по силе и продолжительности: от кратких вспышек, освещающих на мгновение  лишь одну мысль или частицу образа, и до великих, многое охватывающих открытий. В последнем случае выступает  на поверхность значительная часть подсознательного, и это оказывается потрясением огромной силы, вроде тектонических катастроф, когда из глубин океана появляются острова и становятся новой отчизной растений, животных и людей. ( Парандовский Я. Алхимия слова. М. "Правда". 1990, с.106)"  

Для описания последовательных шагов в осуществлении творческого  замысла удобным оказалось использовать последовательность развития насекомых: зародыш – гусеница – куколка  – имаго (взрослая особь). Творческий процесс начинается с некой затравки , зародыша, догадки, задумки и т.п. Затем следует стадия сбора материала (гусеница). Иногда этот материал собирается долго и почти неосознанно, иногда быстро и вполне осознанно. Далее материалу дают отстояться, вызреть, кристаллизоваться (куколка). После этого рождается нечто новое (имаго). Творческий цикл завершён.  

Зародыши же эти берутся в недрах абстрактно-дробного мышления, которое строит образ действительности, и, на него опираясь, с ней взаимодействует. И этот образ несомненно беднее самой  действительности, в нём имеются неоправданные обобщения и допущения, что-то представляется искажённо, а что-то опущено вообще. И вот иногда пытливому взгляду некоего индивида открывается это несоответствие образа действительности и самой действительности. В действительности происходит что-то такое, что в ней происходить не должно! Удивление. Вопрос. Вопрос может быть любым. Их может быть несколько. Но он-то – вопрос – и является тем "зародышем", который побуждает повнимательней к действительности присмотреться, прислушаться, приосязаться и как-то по иному обратить внимание. Кажется очевидным, что разным стадиям творческого процесса должны сопутствовать разные психические состояния. В данном случае стадия "зародыша" сопровождается состоянием некой "озадаченности", "растерянности", "недоумения", "сомнения", "смущения" и т.п. Стадия "зародыша" соответствует переходу от абстрактно-дробного мышления к мышлению конкретно-дробному.  

Возникает желание  понять: в чём же тут дело? Так  начинается сбор материала, касающегося  неожиданно представшей стороны действительности. Это переход от стадии "зародыша" к стадии "гусеницы".  

Понятно, что  стадия "гусеницы" соответствует  работе конкретно-дробного мышления. Собираются факты, впечатления, мнения и прочий "материал", который послужит сырьём для построения образа той части действительности, что так озадачила этого художника. Какой же зуд заставляет его метаться в поисках впечатлений, что не даёт ему покоя? В каком психическом состоянии он пребывает? Когда непонимание только увеличивается от обилия новых сведений, лишь разнообразные проявления воли могут ему помочь. Тут и упорство, и выдержка, и целеустремлённость. Есть, конечно, и познавательная страсть, и жажда самовыражения, но на стадии "гусеницы" нет ещё никакой уверенности в успехе дела. Так что тут происходит педантичный, упорный сбор впечатлений, сведений и прочих фактов, не взирая на всякие скуки, печали, хандры, уныния и прочее подобное. Хотя, надо признать, немалое количество людей и прочих существ, на этой стадии останавливаются. И эта сторона действительности так и остаётся для них "тёмной".  

Но однажды  наступает пресыщение сбором материала. Безразличие какое-то делается. Так  происходит переход от стадии "гусеницы" к стадии "куколки". Конкретно-целостное  мышление выходит на передний план. Переработка собранного сырья набирает ход. Поначалу она бывает незаметной. Но, чем ближе к завершению стадия вынашивания (инкубации, преображения, перестройки, созревания), тем чаще возникают приливы непонятного предчувствия, предвкушения, трепетного восторга. "Вдохновение" – это творческое возбуждение, такое психическое состояние, которое способствует ускорению мышления. Состояние вдохновения может быть длительным. Вдохновение возникает во время перехода от стадии "куколки" к стадии "имаго". Слово "озарение" означает переживание, сопутствующее самому открытию, оно разовое, итоговое. И длительным не бывает. Зато по силе может превзойти все другие переживания. Само это состояние ликования есть достойная награда за преодоление всех трудностей на пути к успеху. Наверно, где-то здесь, как частный случай мышления творческого, присутствует мышление наглядно-образное (а, ведь есть образы и слуховые, и осязательные, и прочие). Куда пристроить "интуитивное" мышление? Более всего с ним можно отождествить конкретно-целостное мышление.  

Надо ещё учитывать, что мышление не ограничивается в  каждую единицу времени решением только какого-то одного вопроса. Множество  вопросов одновременно пребывают в  нём на разных стадиях решения: одни только возникли, другие вот-вот получат решение, третьи застряли на стадии сбора сведений и т.д. Особенно интересно бывает в случаях, когда много вопросов созревают одновременно, или почти одновременно. Озарения фонтанируют!  

Попробуем, пока предварительно, бегло, выстроить ряд  творческих деятельностей. За основу классификации возьмём признак "самовыражения". Чем меньше связан творец с ограничениями действительности, в рамках которой происходит его творчество, тем больше возможностей для самовыражения он имеет. Творчество исследователя (учёного) от творчества художника (композитора, архитектора, писателя, артиста и т.п.) отличается тем, что исследователь стремится познать закономерности действительности, а художник стремится явно к самовыражению. Художник создаёт образы , а исследователь – формулы . Можно даже сказать, что художник формулу превращает в образ, а исследователь образ превращает в формулу . Искусство занимается созданием переживаний, а наука – созданием понятий (порой весьма разветвлённых и многоуровневых). Художник с помощью своего творения стремится произвести в потребителях его творчества (читателях, зрителях, слушателях и т.п.) некое, вполне определённое переживание. Он через продукты своего творчества делится с потребителями своим субъективным переживательным опытом. Потому что жизнь, бедная переживаниями, кажется пустой, скучной, бессмысленной, людям нужны переживания, чтобы ощутить полноту своей жизни.  

Исследователь познаёт объективную действительность. В своих творениях он старается  донести до потребителей суть, голую суть, извлечённую им из нагромождения явлений действительности. Тут возможностей для самовыражения меньше, чем в искусстве, Более ограничен в возможности самовыражения изобретатель , поскольку его творчество должно свестись к конкретной технологии. Изобретатель – это создатель новых технологий . Он ищет способы изготовления того же самого, но другими, более удобными способами. Но у художников тоже возникают порой большие трудности с выбором достойного материала для воплощения созданного их воображением образа. Исследователю порой бывает трудно найти подходящую для каждого данного случая абстракцию, и ему надо иметь не менее мощное, чем у художника, воображение, чтобы из одних абстракций выводя другие абстракции, не забывать о действительности. Творчество конструктора сводится к воплощению технологий в конкретных инструментах, станках, в должностных инструкциях и инструкциях по эксплуатации оборудования. Творчество инженера проявляется в применении оборудования , во всё более эффективном его использовании. Совсем мало простора для творчества у непосредственных исполнителей . Тут творчество проявляется в рационализаторстве .  

Творчество учителя  состоит в умении найти подход к каждому ученику и так  преподнести ему учебный материал, чтобы он его правильно понял, надолго запомнил и, самое главно е( !!!), добровольно захотел бы узнать ещё. Если учитель творчески относится к своему делу, то он будет активно конкретно-дробно искать всё новые и новые особенности учеников, он будет стремиться к правильному осмыслению обнаруживаемых особенностей, он будет непрестанно пополнять свой опыт и постоянно проверять практически свои догадки.  

Думаю, сказанного достаточно для того, чтобы составить  представление о творческом подходе  к делу. Творческий человек отличается сознательным настроем на поиск нового, необычного, нестандартного с целью создания всё более точного, достоверного образа той части действительности, где протекает его деятельность. Для этого надо обладать как соответствующими способностями, так и сильной познавательной мотивацией. Кроме того, личность должна быть развитой настолько, чтобы ей было ЧТО сказать (творчески себя выразить). Это не оригинальничание во что бы то ни стало, а создание чего-то такого, что ранее он не создавал (в масштабах, разумеется, разных).  

Обратите внимание! Технологически различия между этими  видами творчества ничтожны. Механизм везде одинаковый. Зато цели разные. Сырьё разное. Продукты поэтому тоже разные. Сырьём для художника являются жизненные впечатления, которые  должны оживить идею (замысел), наполнить её образным содержанием. Когда образ созрел и родился, возникает задача воплощения его в какой-то форме, в каком-то материале. В зависимости от специализации художника это может быть пьеса; скульптура; дом со всякими завитушками; песня; повесть; картина и т.д. Они и будут продуктами художественного творчества.  

Для исследователя  сырьём являются научные факты. Чтобы  их получить он наблюдает за действительностью, задаёт ей вопросы с помощью всевозможных опытов. Из полученных фактов строится затем образ исследуемой части действительности. Этот образ сопоставляется с образами, добытыми другими исследователями. В итоге такой работы выстраивается концепция, теория или что-то подобное, обобщённо описывающее бытиё исследованной части действительности. Продуктом исследовательской деятельности являются знания (формализованные описания действительности). Философы, как правило, опираются уже на эти, добытые исследователями, знания, используя их как сырьё для своих изысканий. Как видно, "научный метод" надо признать одним из вариантов проявления творческой деятельности.  

Информация о работе Назначение мышления