Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:02, реферат
В психологии, да и вообще в околопсихологическом обиходе, сложились довольно разнообразные и довольно противоречивые представления о видах мышления. Различают мышление абстрактное и мышление конкретное, наглядно-образное и наглядно-действенное, интуитивное и логическое, теоретическое и практическое, научное и обыденное.
Абстрактно-целостное 
мышление отвлекается от непосредственного 
опыта, оно обезличенное и можно 
с полным основанием говорить об объект-объектной 
позиции познающего (я - объект, предмет 
познания - объект). В сравнении с другими 
видами мышления – у этого есть развитый 
синтаксис. Его задача - обобщение достигнутого 
конкретно-целостным мышлением, обезличивание, 
формализация чужого и своего опыта. Отвлечение 
от частностей, от несущественного . Выявление 
закономерностей и выведение из них законов. 
Включение новых смыслов в ткань сложившихся 
представлений, проверка их на непротиворечивость 
логическим законам. Выработка целостного 
представления о действительности или 
отдельных её сторонах. Далеко не всегда 
этот процесс осуществляется сознательно 
и строго целенаправленно. Поэтому и системы 
представлений о действительности у людей 
бывают иногда размытыми, запутанными, 
противоречивыми. Но даже при этом неосознанно 
предполагается, что есть в мире какие-то 
законы, которые невозможно обойти, есть 
что-то сбывающееся всегда.  
Всевозможные 
классификации и систематизации 
производятся с помощью именно этого 
вида мышления. Абстрактно-целостное мышление 
в своём развитом состоянии - это мир суждений 
и умозаключений, мир законов и целостных, 
внутренне непротиворечивых систем законов, 
где всё причинно обусловлено , где нет 
места личному произволу. Это мир кристальной 
чистоты и ясности. Абстрактно-целостное 
мышление обращено в вечное время . Звучит 
это, может быть, и непривычно, зато по 
существу. Вечное, оно же неизменное в 
любых обстоятельствах, одно только может 
содержать в себе абсолютные законы. Во 
всяком случае, мировоззрения вырабатываются 
тут.  
Однако , есть тут 
соблазн уйти в отрыв от действительности, 
увлечься формулами и сочетаниями 
формул, когда уже непонятно что 
же они отражают и чему соответствуют.  
Абстрактно-дробное 
мышление имеет дело с понятными 
вещами, оно относится к предметам, 
как к простым, известным, обычным. Это 
уже позиция я - субъект, предмет использования 
- объект (о предмете познания речи уже 
нет - он считается давно познанным). Это 
последняя стадия освоения действительности 
от её первоначально полного непонимания 
до полного её покорения. Разумеется, если 
пользоваться преимущественно абстрактно-дробным 
мышлением, то полное покорение действительности 
может оказаться лишь воображаемым, ибо 
действительность в абстрактно-дробном 
мышлении представлена уж очень упрощённо, 
поскольку оно запросто использует чужой 
опыт, чужие знания без попыток их понять. 
О действительности известно из рассказов 
соседей, из книг и фильмов, из кое-какого 
собственного случайного опыта, который 
истолковывается в пользу понятности 
и простоты окружающего.  
Абстрактно-дробное 
мышление разворачивается в простом 
и понятном мире. Здесь не возникает 
необходимости вникать в суть 
явлений, докапываться до корней, достаточно 
бывает инструкции по эксплуатации: что 
куда подсоединить, что во что загрузить 
и на что потом нажать, чтобы всё это 
заработало. Это мышление алгоритмическое, 
технологическое, прикладное, прагматическое. 
Абстрактно-дробное мышление – это неосознаваемое, 
автоматическое мышление, сопутствующее 
привычным ежедневным делам. Приверженцы 
абстрактно-дробного подхода к действительности 
избегают сложностей и запутанностей, 
стремятся не столько к ясности, сколько 
к простоте. И сильно расстраиваются, если 
мир оказывается сложней, чем им хочется.  
Здесь осуществляется 
взаимодействие системы представлений 
о действительности с самой действительностью. 
Тут воспроизводится уже известное, испытанное, 
проверенное. Абстрактно-дробное мышление 
ждёт от действительности простоты, надёжности, 
доступности, управляемости. Это алгоритмическое 
мышление. Этот вид мышления обращён в 
прошлое , из него он черпает сведения 
при встрече с окружающей действительностью, 
подгоняя непохожее новое под привычные 
мерки, активно упрощая и огрубляя всякие 
проявления индивидуальности. При взгляде 
отсюда мир кажется постоянным и неизменным 
в своих циклических повторах. Его технологии 
построены в расчёте на то, что мир не будет 
меняться, всегда будет оставаться таким, 
как и раньше. И обычно хватает той разрешающей 
способности, которая позволяет пользоваться 
предметами и процессами без вникания 
во всякие теоретические глубины. Поэтому 
велик соблазн отмахнуться от чего-то 
непонятного, сделать вид, что ничего особенного 
не произошло.  
Будни и праздники 
мышления  
Разумеется, что 
тот, кто самостоятельно прошёл путь 
от полного непонимания какого-то 
явления до его полного покорения (хотя 
бы в той степени, которая его вполне устраивает), 
лучше может с ним управляться, чем тот, 
кто это явление освоил абстрактно: по 
учебникам да по чьим-то рассказам. К примеру, 
большинство людей пользуются бытовой 
техникой, не очень-то вникая в её устройство, 
и если что сломается, обращаются к специалистам. 
Рядовые пользователи даже простенькую 
инструкцию по эксплуатации далеко не 
всегда прочитывают. Их представления 
о принципах работы бытовой техники весьма 
поверхностны . О многих явлениях действительности 
мы за свою жизнь так и не получаем сколько-нибудь 
чёткого представления, не имея времени, 
сил, средств, для их исследования, а, главное, 
не имея интереса к этим явлениям, так 
и оставаясь в лоне грубо категоричных 
абстрактно-дробных схем. Если такое отношение 
к действительности становится родным, 
привычным, желанным, то есть соблазн не 
замечать очевидных противоречий и всё 
объяснять обманами зрения, осязания, 
обоняния и прочих средств восприятия 
действительности.  
Люди так и 
предупреждают друг друга: "Не расстраивайте 
меня, не рассказывайте ничего плохого!", 
"Не портите мне настроение!". 
Оказывается приятней жить в самодельном 
фантастическом мире, полагая, что он 
уютен и прочен, чем сталкиваться 
ежечасно с его противоречиями.  
Все это можно 
свести в таблицу (см. далее).  
Переработка информации 
проходит через все эти виды мышления 
от первоначального полного 
Из этих четырёх 
видов мышления самым осознанным 
надо признать конкретно-дробное мышление. 
В его ведении состоят все 
наблюдения и самонаблюдения ( саморефлексии 
). Это оно любой вывод кидается перепроверять. 
Абстрактно-целостное мышление оказывается 
наиболее последовательным и уравновешенным. 
С его помощью строятся всевозможные планы 
и проекты. Наиболее таинственным, непредсказуемым 
оказывается мышление конкретно-целостное. 
Им очень трудно управлять, но в его недрах 
рождаются как великие художественные 
образы, так и великие научные абстракции. 
Абстрактно-дробное мышление является 
самым автоматическим. Вследствие этого 
оно и самое быстрое.  
Для облегчения 
понимания сказанного выше (а мой 
личный опыт подсказывает мне, что подавляющее 
большинство читателей 
Поскольку в 
предлагаемой здесь концепции видов 
мышления есть претензия на полноту 
описания мышления как психического 
явления, с её позиций должны быть 
удовлетворительно объяснены 
Можно уточнить 
теперь понятие “научного метода 
(название "научное мышление" мне 
представляется не вполне научным)”, который 
состоит в своевременном 
1) Применение 
абстрактно-дробного мышления 
2) Переход к 
конкретно-дробному мышлению, выяснение 
всех, сопутствующих проблеме, обстоятельств 
(нельзя исключать даже самые невероятные 
обстоятельства, поскольку неизвестно 
их взаимовлияние и то, чему в начале не 
придали значения, может оказаться самым 
важным). Поначалу это просто подробное 
описание всего, что только привлекло 
внимание, но этого мало. Конкретно-дробное 
мышление призвано собрать максимально 
возможное количество данных о непонятном 
предмете.  
3) Конкретно-целостное 
мышление включается в работу 
по мере накопления новых 
4) Итог данного 
частного случая 
5) Полученные 
формулы подвергаются 
6) Эти формализованные 
знания берёт к применению 
абстрактно-дробное мышление, оно 
предполагает, что мир (действительность, 
мироздание, вселенная) или, хотя 
бы, часть мира, какой-нибудь класс 
предметов, подчиняются 
Люди с большой 
познавательной потребностью не ждут 
проблем, для того, чтобы включить 
своё конкретно-дробное мышление. Они 
их ищут, ими владеет страстная жажда познания. 
Но мало иметь познавательную страсть, 
надо ещё, чтобы ей сопутствовали развитые 
умственные способности, которые надо 
понимать как способности, прежде всего 
к интенсивному многомерному мышлению 
. Причём, наиболее важным надо признать 
конкретно-целостное мышление, порождающее 
качественно новые смыслы , которые потом 
используются другими видами мышления. 
Конечно же, отчуждённые виды мышления 
тоже нужны и важны, но они оперируют только 
количественными величинами , тем, что 
уже известно. Конкретно-дробное мышление 
тоже долго бы плутало “среди деревьев 
ища лес”, если бы не подсказки конкретно-целостного 
мышления.  
По-видимому, в 
научном методе должны быть обязательно 
представлены первые два вида мышления, 
именно с их помощью делаются открытия. 
Третий вид необходим для создания теории, 
для обобщения частных выводов и результатов. 
Наличие хорошо структурированной теории 
непротиворечиво обобщающей факты, свидетельствует 
о развитости науки. Если представление 
оправдывается в ходе деятельности, то 
в течение какого-то времени оно будет 
считаться правильным, пока не будут найдены 
факты, ему явно противоречащие. Практические 
деятели принимают на веру изложенные 
в теории представления о действительности 
и, основываясь на ней, создают свои технологии, 
и что-то в действительности преобразуют. 
Когда у них что-то не получается, они снова 
обращаются к науке и исследовательские 
циклы снова повторяются до тех пор, пока 
проблема не будет решена. Потом уже это 
новое представление ложится в основу 
новой теории и т.д. Так что четвёртый вид 
мышления, абстрактно-дробный, трудно 
признать составной частью научного метода. 
По-видимому, абстрактно-целостный вид 
мышления наиболее соответствует "теоретическому" 
мышлению, впрочем, как и "логическому".