Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:02, реферат
В психологии, да и вообще в околопсихологическом обиходе, сложились довольно разнообразные и довольно противоречивые представления о видах мышления. Различают мышление абстрактное и мышление конкретное, наглядно-образное и наглядно-действенное, интуитивное и логическое, теоретическое и практическое, научное и обыденное.
Абстрактно-целостное
мышление отвлекается от непосредственного
опыта, оно обезличенное и можно
с полным основанием говорить об объект-объектной
позиции познающего (я - объект, предмет
познания - объект). В сравнении с другими
видами мышления – у этого есть развитый
синтаксис. Его задача - обобщение достигнутого
конкретно-целостным мышлением, обезличивание,
формализация чужого и своего опыта. Отвлечение
от частностей, от несущественного . Выявление
закономерностей и выведение из них законов.
Включение новых смыслов в ткань сложившихся
представлений, проверка их на непротиворечивость
логическим законам. Выработка целостного
представления о действительности или
отдельных её сторонах. Далеко не всегда
этот процесс осуществляется сознательно
и строго целенаправленно. Поэтому и системы
представлений о действительности у людей
бывают иногда размытыми, запутанными,
противоречивыми. Но даже при этом неосознанно
предполагается, что есть в мире какие-то
законы, которые невозможно обойти, есть
что-то сбывающееся всегда.
Всевозможные
классификации и систематизации
производятся с помощью именно этого
вида мышления. Абстрактно-целостное мышление
в своём развитом состоянии - это мир суждений
и умозаключений, мир законов и целостных,
внутренне непротиворечивых систем законов,
где всё причинно обусловлено , где нет
места личному произволу. Это мир кристальной
чистоты и ясности. Абстрактно-целостное
мышление обращено в вечное время . Звучит
это, может быть, и непривычно, зато по
существу. Вечное, оно же неизменное в
любых обстоятельствах, одно только может
содержать в себе абсолютные законы. Во
всяком случае, мировоззрения вырабатываются
тут.
Однако , есть тут
соблазн уйти в отрыв от действительности,
увлечься формулами и сочетаниями
формул, когда уже непонятно что
же они отражают и чему соответствуют.
Абстрактно-дробное
мышление имеет дело с понятными
вещами, оно относится к предметам,
как к простым, известным, обычным. Это
уже позиция я - субъект, предмет использования
- объект (о предмете познания речи уже
нет - он считается давно познанным). Это
последняя стадия освоения действительности
от её первоначально полного непонимания
до полного её покорения. Разумеется, если
пользоваться преимущественно абстрактно-дробным
мышлением, то полное покорение действительности
может оказаться лишь воображаемым, ибо
действительность в абстрактно-дробном
мышлении представлена уж очень упрощённо,
поскольку оно запросто использует чужой
опыт, чужие знания без попыток их понять.
О действительности известно из рассказов
соседей, из книг и фильмов, из кое-какого
собственного случайного опыта, который
истолковывается в пользу понятности
и простоты окружающего.
Абстрактно-дробное
мышление разворачивается в простом
и понятном мире. Здесь не возникает
необходимости вникать в суть
явлений, докапываться до корней, достаточно
бывает инструкции по эксплуатации: что
куда подсоединить, что во что загрузить
и на что потом нажать, чтобы всё это
заработало. Это мышление алгоритмическое,
технологическое, прикладное, прагматическое.
Абстрактно-дробное мышление – это неосознаваемое,
автоматическое мышление, сопутствующее
привычным ежедневным делам. Приверженцы
абстрактно-дробного подхода к действительности
избегают сложностей и запутанностей,
стремятся не столько к ясности, сколько
к простоте. И сильно расстраиваются, если
мир оказывается сложней, чем им хочется.
Здесь осуществляется
взаимодействие системы представлений
о действительности с самой действительностью.
Тут воспроизводится уже известное, испытанное,
проверенное. Абстрактно-дробное мышление
ждёт от действительности простоты, надёжности,
доступности, управляемости. Это алгоритмическое
мышление. Этот вид мышления обращён в
прошлое , из него он черпает сведения
при встрече с окружающей действительностью,
подгоняя непохожее новое под привычные
мерки, активно упрощая и огрубляя всякие
проявления индивидуальности. При взгляде
отсюда мир кажется постоянным и неизменным
в своих циклических повторах. Его технологии
построены в расчёте на то, что мир не будет
меняться, всегда будет оставаться таким,
как и раньше. И обычно хватает той разрешающей
способности, которая позволяет пользоваться
предметами и процессами без вникания
во всякие теоретические глубины. Поэтому
велик соблазн отмахнуться от чего-то
непонятного, сделать вид, что ничего особенного
не произошло.
Будни и праздники
мышления
Разумеется, что
тот, кто самостоятельно прошёл путь
от полного непонимания какого-то
явления до его полного покорения (хотя
бы в той степени, которая его вполне устраивает),
лучше может с ним управляться, чем тот,
кто это явление освоил абстрактно: по
учебникам да по чьим-то рассказам. К примеру,
большинство людей пользуются бытовой
техникой, не очень-то вникая в её устройство,
и если что сломается, обращаются к специалистам.
Рядовые пользователи даже простенькую
инструкцию по эксплуатации далеко не
всегда прочитывают. Их представления
о принципах работы бытовой техники весьма
поверхностны . О многих явлениях действительности
мы за свою жизнь так и не получаем сколько-нибудь
чёткого представления, не имея времени,
сил, средств, для их исследования, а, главное,
не имея интереса к этим явлениям, так
и оставаясь в лоне грубо категоричных
абстрактно-дробных схем. Если такое отношение
к действительности становится родным,
привычным, желанным, то есть соблазн не
замечать очевидных противоречий и всё
объяснять обманами зрения, осязания,
обоняния и прочих средств восприятия
действительности.
Люди так и
предупреждают друг друга: "Не расстраивайте
меня, не рассказывайте ничего плохого!",
"Не портите мне настроение!".
Оказывается приятней жить в самодельном
фантастическом мире, полагая, что он
уютен и прочен, чем сталкиваться
ежечасно с его противоречиями.
Все это можно
свести в таблицу (см. далее).
Переработка информации
проходит через все эти виды мышления
от первоначального полного
Из этих четырёх
видов мышления самым осознанным
надо признать конкретно-дробное мышление.
В его ведении состоят все
наблюдения и самонаблюдения ( саморефлексии
). Это оно любой вывод кидается перепроверять.
Абстрактно-целостное мышление оказывается
наиболее последовательным и уравновешенным.
С его помощью строятся всевозможные планы
и проекты. Наиболее таинственным, непредсказуемым
оказывается мышление конкретно-целостное.
Им очень трудно управлять, но в его недрах
рождаются как великие художественные
образы, так и великие научные абстракции.
Абстрактно-дробное мышление является
самым автоматическим. Вследствие этого
оно и самое быстрое.
Для облегчения
понимания сказанного выше (а мой
личный опыт подсказывает мне, что подавляющее
большинство читателей
Поскольку в
предлагаемой здесь концепции видов
мышления есть претензия на полноту
описания мышления как психического
явления, с её позиций должны быть
удовлетворительно объяснены
Можно уточнить
теперь понятие “научного метода
(название "научное мышление" мне
представляется не вполне научным)”, который
состоит в своевременном
1) Применение
абстрактно-дробного мышления
2) Переход к
конкретно-дробному мышлению, выяснение
всех, сопутствующих проблеме, обстоятельств
(нельзя исключать даже самые невероятные
обстоятельства, поскольку неизвестно
их взаимовлияние и то, чему в начале не
придали значения, может оказаться самым
важным). Поначалу это просто подробное
описание всего, что только привлекло
внимание, но этого мало. Конкретно-дробное
мышление призвано собрать максимально
возможное количество данных о непонятном
предмете.
3) Конкретно-целостное
мышление включается в работу
по мере накопления новых
4) Итог данного
частного случая
5) Полученные
формулы подвергаются
6) Эти формализованные
знания берёт к применению
абстрактно-дробное мышление, оно
предполагает, что мир (действительность,
мироздание, вселенная) или, хотя
бы, часть мира, какой-нибудь класс
предметов, подчиняются
Люди с большой
познавательной потребностью не ждут
проблем, для того, чтобы включить
своё конкретно-дробное мышление. Они
их ищут, ими владеет страстная жажда познания.
Но мало иметь познавательную страсть,
надо ещё, чтобы ей сопутствовали развитые
умственные способности, которые надо
понимать как способности, прежде всего
к интенсивному многомерному мышлению
. Причём, наиболее важным надо признать
конкретно-целостное мышление, порождающее
качественно новые смыслы , которые потом
используются другими видами мышления.
Конечно же, отчуждённые виды мышления
тоже нужны и важны, но они оперируют только
количественными величинами , тем, что
уже известно. Конкретно-дробное мышление
тоже долго бы плутало “среди деревьев
ища лес”, если бы не подсказки конкретно-целостного
мышления.
По-видимому, в
научном методе должны быть обязательно
представлены первые два вида мышления,
именно с их помощью делаются открытия.
Третий вид необходим для создания теории,
для обобщения частных выводов и результатов.
Наличие хорошо структурированной теории
непротиворечиво обобщающей факты, свидетельствует
о развитости науки. Если представление
оправдывается в ходе деятельности, то
в течение какого-то времени оно будет
считаться правильным, пока не будут найдены
факты, ему явно противоречащие. Практические
деятели принимают на веру изложенные
в теории представления о действительности
и, основываясь на ней, создают свои технологии,
и что-то в действительности преобразуют.
Когда у них что-то не получается, они снова
обращаются к науке и исследовательские
циклы снова повторяются до тех пор, пока
проблема не будет решена. Потом уже это
новое представление ложится в основу
новой теории и т.д. Так что четвёртый вид
мышления, абстрактно-дробный, трудно
признать составной частью научного метода.
По-видимому, абстрактно-целостный вид
мышления наиболее соответствует "теоретическому"
мышлению, впрочем, как и "логическому".