Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:02, реферат
В психологии, да и вообще в околопсихологическом обиходе, сложились довольно разнообразные и довольно противоречивые представления о видах мышления. Различают мышление абстрактное и мышление конкретное, наглядно-образное и наглядно-действенное, интуитивное и логическое, теоретическое и практическое, научное и обыденное.
Назначение мышления  
В психологии, да 
и вообще в околопсихологическом 
обиходе, сложились довольно разнообразные 
и довольно противоречивые представления 
о видах мышления. Различают мышление 
абстрактное и мышление конкретное, 
наглядно-образное и наглядно-действенное, 
интуитивное и логическое, теоретическое 
и практическое, научное и обыденное. Но 
попробуем взглянуть на мышление системно. 
Системный метод при правильном его понимании 
и применении даёт удивительно жизнеспособные 
теоретические плоды, находящие скорое 
практическое применение. В данной статье 
я хочу поделиться своими выводами, полученными 
как раз с помощью системного метода.  
Итак, представим 
себе некую открытую систему (ОС). У 
неё есть внутренняя среда , выделенная 
из окружающей её внешней среды . Вокруг 
есть примерно равные ей по размерам системы, 
наряду с ней входящие в состав, объединяющей 
их, сверхсистемы , т.е. системы высшего 
уровня. Среди этих ОС можно выделить как 
системы пассивные , так и активные . Первые 
примитивны, предсказуемы, одинаковы, 
вторые самостоятельны, непредсказуемы, 
уникальны. Системы пассивные назовём 
объектами , активные - субъектами .  
Внутренняя среда 
ОС уязвима, она может жить и процветать 
только в благоприятных условиях, 
для чего ей жизненно необходимо различать 
полезное и опасное, а научившись различать 
- стремиться к первому и избегать второго. 
Так вот, психику можно рассматривать 
как посредника, призванного обеспечить 
внутренней среде успешное существование 
в столь непредсказуемо и сложно устроенном 
мире . Одним из инструментов психики, 
служащим для решения этой задачи как 
раз и является мышление. Т.е. мышление 
призвано уменьшить непредсказуемость 
окружающей среды, сделать её понятной, 
управляемой. Иначе говоря, если поначалу 
какое-то явление при первой с ним встрече 
воспринимается как сложное, непредсказуемое, 
непонятное и потому неуправляемое, то 
после осторожного, исследовательского 
взаимодействия с ним, оно становится 
понятным. Мышление призвано изменять 
представлен ия о я влениях действительности 
так, чтобы то, что при первой встрече казалось 
субъектом, после исследования стало бы 
восприниматься как объект .  
События и знаки  
Предлагаемая 
здесь вниманию публики точка 
зрения на виды мышления сложилась 
у меня после попыток системно 
выстроить факты, так или иначе 
связанные с мышлением. Многочисленные 
подходы и концепции мышления, встреченные 
в литературных источниках, не столько 
проясняли, сколько запутывали и без того 
не простую проблему. Делать обзор всех 
этих концепций в данной статье полагаю 
нецелесообразным, поскольку задачу свою 
вижу в другом: мне бы хотелось поделиться 
выводами, к которым я пришёл, исследуя 
мышление. Скажу только, что само мышление 
меня интересовало больше, чем изучение 
мнений о нём. Из-за этого я не стал прочёсывать 
всё Мироздание в поисках чего-то похожего 
на выводы, к каким я пришёл в итоге своих 
изысканий. Потому буду благодарен широко 
эрудированным читателям, если они укажут 
мне на какие-либо работы, в которых получаются 
такие же выводы (в смысле – укажут на 
предшественников). Здесь я не касаюсь 
вопроса о возникновении и становлении 
процессов мышления как в онтогенезе, 
так и в филогенезе. Для рассмотрения берётся 
человеческое мышление в том состоянии, 
в каком оно пребывает на рубеже 20 – 21-го 
веков. Это статический, поперечный, срез 
(если под продольным и динамическим понимать 
срез исторический). Для оживления изложения 
я не стал прибегать к слишком уж научному 
языку и прошу читателей академического 
склада не придираться сильно к, имеющей 
здесь место, антропоморфизации видов 
мышления.  
Надо ли говорить, 
что мышление есть процесс переработки 
информации ? Но что же представляет из 
себя информация? Придётся углубиться 
в изучение сего предмета. Итак, в действительности, 
частями которой мы с вами изволим быть, 
есть причины и порождённые ими следствия 
. Например, усиливающееся дрожание рельсов 
свидетельствует о приближении поезда. 
Ослабевающее дрожание рельсов указывает 
на то, что поезд удаляется. Причина дрожания 
– движение поезда по рельсам (непосредственное 
взаимодействие). Усиление или ослабление 
дрожания указывают на направление его 
движения относительно точки отсчёта. 
Причём в этой точке рельсы будут дрожать 
независимо от наличия на этом месте наблюдателя. 
Царапины на колёсах и рельсах свидетельствуют 
об их непосредственном взаимодействии. 
Так что можно говорить о двух видах взаимодействий: 
непосредственных и опосредованных: поезд 
и рельсы взаимодействуют непосредственно 
, а тот (субъект, объект ли), кто воспринимает 
дрожание рельсов, взаимодействует с поездом 
опосредованно , через это дрожание. Так 
же есть два вида следствий: направленных 
в прошлое и в будущее. Воспринимая эти 
следствия, можно судить о том, что тут 
произошло, и о том, какое событие надвигается. 
Иначе говоря, есть события – непосредственные 
взаимодействия. Есть знаки – опосредованные 
взаимодействия. Так, волна, образующаяся 
в результате движения по рельсам поезда, 
есть знак о том, что взаимодействие непосредственное 
между поездом и рельсами где-то происходит. 
Если есть навык, то можно определить по 
силе дрожания расстояние до поезда.  
Итак, каждое событие 
, происходящее в настоящем времени, 
иначе говоря, каждое взаимодействие 
между какими-либо открытыми системами, 
порождает знаки : обращённые в прошлое 
следы и обращённые в будущее 
вести . Если весть - это некий всплеск, 
который не имеет длительного бытия 
(в сравнении с самим событием), то след 
- метка, отпечаток, остаётся на провзаимодействовавших 
объектах навсегда (в данном случае на 
рельсах и колёсах поезда).  
Иногда события 
опережают свои вести: сверхзвуковой 
самолёт опережает порождённую им звуковую 
волну. Ничем не предвещаемые события 
вполне можно назвать чудесными : так не 
бывает, а, тем не менее, происходит. Но 
для этого нужно иметь уже каких-то разумных 
существ в качестве наблюдателей, кому 
удивляться было чтоб. Эти существа (те 
самые субъекты или активные ОС) при встрече 
со следами и вестями, а, также, непосредственно 
взаимодействуя с явлениями действительности, 
создают каждый свой уникальный образ 
действительности. Чтобы взаимодействовать 
с себе подобными слаженно, продуктивно, 
успешно, им приходится как-то договариваться 
по поводу устройства действительности 
и своих совместных в ней действий. Тут-то 
и становятся им необходимыми символы 
– заместители событий, следов и вестей. 
В таком случае буквы оказываются заместителями 
звуков, иероглифы – заместителями слов 
и т.д. К примеру, какой-нибудь медведь 
нарочно оставляет свои следы на границах 
своего участка. Он его сознательно метит. 
Эти метки служат символами этого медведя 
и адресованы другим представителям его 
вида как сообщение о занятости данного 
участка. Словом знак я предлагаю пользоваться 
как родовым понятием для следов, вестей 
и символов.  
Знаки имеют 
свои значения . Так, определённый ряд 
вмятин в почве (след), в зависимости 
от их формы, свежести и глубины, может 
иметь разное значение для разных индивидов 
с этим знаком встретившихся. Во-первых, 
вмятины можно либо заметить, либо не заметить. 
А, заметив, можно придать им значение, 
или не придать. А, если и решат придать 
значение, то каждый придаст своё ("Здесь 
вчера прошёл медведь!" – "Не вчера, 
а только что! И не медведь, а лось!"). 
Такие разночтения уже происходят со следами 
и вестями – а они ведь имеют явную связь 
с действительностью! Что же говорить 
о символах! Значение символам можно приписать 
совершенно произвольное ! Поэтому надо 
договариваться с остальными членами 
общества, чтоб всё не перепутать ненароком. 
Но, договариваясь, индивиды могут брать 
значения для символов только из своего 
собственного опыта . Например, несколько 
человек обсуждают, каким символом обозначить 
муравьеда. Кое-кто живо включается в обсуждение, 
рассказывает о своих наблюдениях за муравьедами, 
описывает их повадки и предлагает свои 
обоснования для того, чтобы для обозначения 
муравьеда выбрать именно такой символ. 
Среди присутствующих есть некто, задающий 
вопрос: "А что это такое – муравьед?". 
Окружающие начинают ему объяснять: "Ты 
медведя когда-нибудь видел? Так он чем-то 
на него похож", "Когти у него как 
у крота устроены, только размером побольше 
, а язык у него длиннющий!". Несведущему 
участнику совещания приходиться лепить 
самодельный образ муравьеда, т.е. воображать 
его. Но этот образ никогда им не виданного 
существа, будет, всё-таки, конкретным! 
Ведь он его доработал, представил себе, 
вообразил. Он его освоил и присвоил. При 
этом такой образ может быть весьма далёк 
от образа настоящего муравьеда. Теперь, 
используя договорной символ муравьеда, 
он будет приписывать ему своё самодельное 
фантастическое значение .  
Для классификации 
видов мышления в предлагаемой вниманию 
читателей концепции 
Что же мы выяснили? 
Единицей информации является знак . Информация 
объективна в том смысле, что независимо 
от наличия наблюдателей всякая причина 
порождает свои следствия, и, следовательно, 
всякое событие порождает свои знаки. 
Информация становится субъективной после 
присвоения каким-либо субъектом значения 
знаку. Мышление оперирует не столько 
знаками, сколько их значениями. Знак без 
значения не содержит субъективной информации 
и в таком виде бесполезен для субъекта. 
Такие знаки, как следы и вести, являются 
носителями объективных значений, поскольку 
имманентно сопутствуют явлениям. Через 
их освоение с помощью мышления субъект 
получает конкретное представление о 
действительности в виде соответствующих 
образов. Вычленяя из образов общие для 
них всех свойства, мышление строит иерархию 
понятий, которая должна соответствовать 
объективным закономерностям действительности.  
Виды мышления  
Рассмотрим теперь 
виды мышления. Конкретно-дробное мышление 
включается в работу при встрече с чем-то 
необычным, непонятным, сложным, новым, 
непривычным. Если применить здесь понятия 
субъект и объе кт к пр едмету познания, 
то можно сказать, что познающий принимает 
здесь позицию объекта (я - объект, предмет 
познания - субъект). Т.е. предполагается, 
что познаваемая действительность сложней, 
непредсказуемей , чем казалось на первый 
взгляд. При непосредственной встрече 
с познаваемым познающий ведёт себя осторожно, 
поскольку предмет познания, пока он всесторонне 
не будет исследован, лучше считать опасным. 
Здесь, конечно, иногда приходится рисковать, 
но риск этот осознанный, с готовностью 
к неожиданностям, с подстраховкой. Поскольку 
заранее трудно определить, что в новом 
окажется важным, а что неважным, надо 
быть внимательным ко всему, надо обеспечить 
полноту данных об исследуемом явлении. 
Это различительное мышление. Тут требуется 
внимательность к самым, казалось бы, несущественным 
мелочам, дотошность, скрупулёзность, 
въедливость при установлении фактов, 
проверке достоверности сообщений. Здесь 
ничто не принимается на веру, всё подвергается 
сомнению, тщательно перепроверяется. 
Отсюда вытекает стремление к непосредственной 
личной встрече с новым явлением, к непосредственному 
восприятию, к приобретению собственного 
опыта взаимодействия с новым явлением. 
Это наблюдение, экспериментирование, 
всестороннее вопрошание заинтересовавшего 
предмета. В итоге во всей красе предстаёт 
“его величество Факт”. Факт превыше 
любой теории, любой идеологии, превыше 
всего! Главное - найти новый факт, не надо 
умствовать и философствовать (что-то 
в роде открытия нового вида животных 
или растений, нового острова). Такие открытия 
непосредственны и являются следствием 
добросовестного конкретно-дробного прочёсывания 
местности. Такой подход позволяет назвать 
этот вид мышления экстенсивным . Оно работает 
вширь . Этот вид мышления имеет дело с 
частностями, свойствами.  
Можно сказать, 
что конкретно-дробное мышление 
обращено в будущее , поскольку имеет 
дело с тем, что ещё неизвестно, что только 
может произойти. Это упреждающее мышление. 
Оно собирает и собирает впечатления, 
сведения, мнения в расчёте, что когда 
в будущем что-то такое понадобится, то 
оно уже будет под рукой. Это мышление, 
среди всех видов мышления, выполняет 
роль критика . Всякое утверждение оно 
встречает вопросом: А так ли это в действительности? 
И предлагает не решение, нет, это было 
бы слишком поспешно и самонадеянно, а 
только другую точку зрения, другой ракурс 
восприятия. Как-то так получилось, что 
слово "критиковать" почти всегда 
означает "громить". Вообще-то, критиковать 
– это значит указывать на слабые места.  
Однако есть 
риск за деревьями не увидеть леса, 
утонуть в море фактов.  
Когда новое 
явление всесторонне 
Конкретно-целостное 
мышление сопровождается особыми переживаниями: 
ощущением полноты, достаточности 
имеющихся фактов; ощущением того, что 
нечто внутри зреет, развивается; предвкушением 
открытия, понимания, постижения. И вот 
предмет познания оказывается познанным. 
Он уже не чужд познающему , который породнился 
с ним, пока размышлял о нём и наблюдал 
за ним (я - субъект, предмет познания - 
субъект). Завершение кристаллизации сопровождается 
эйфорическим настроением, ликованием: 
“Ага! Так вот оно что!” Продукт конкретно-целостного 
мышления должен соответствовать эстетическим 
требованиям: что красиво, то и правильно. 
Однако , есть риск увлечься красотами 
и оторваться от действительности, погрузиться 
в причудливые миражи собственного воображения 
. Но если быть чутким к запросам ума, то 
недостаток фактов обычно замечается 
по замедлению кристаллизации и его можно 
восполнять, переходя к конкретно-дробному 
мышлению. Можно сказать, что конкретно-целостное 
мышление вырабатывает смыслы и оперирует 
смыслами. Этот вид мышления обращён в 
настоящее время , погружён в пучину непосредственного 
собственного опыта. Если можно так выразиться, 
конкретно-целостное мышление – это пребывательное 
мышление. Тут происходит самая тесная, 
многомерная встреча познающего с познаваемым.