Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:02, реферат
В психологии, да и вообще в околопсихологическом обиходе, сложились довольно разнообразные и довольно противоречивые представления о видах мышления. Различают мышление абстрактное и мышление конкретное, наглядно-образное и наглядно-действенное, интуитивное и логическое, теоретическое и практическое, научное и обыденное.
Назначение мышления
В психологии, да
и вообще в околопсихологическом
обиходе, сложились довольно разнообразные
и довольно противоречивые представления
о видах мышления. Различают мышление
абстрактное и мышление конкретное,
наглядно-образное и наглядно-действенное,
интуитивное и логическое, теоретическое
и практическое, научное и обыденное. Но
попробуем взглянуть на мышление системно.
Системный метод при правильном его понимании
и применении даёт удивительно жизнеспособные
теоретические плоды, находящие скорое
практическое применение. В данной статье
я хочу поделиться своими выводами, полученными
как раз с помощью системного метода.
Итак, представим
себе некую открытую систему (ОС). У
неё есть внутренняя среда , выделенная
из окружающей её внешней среды . Вокруг
есть примерно равные ей по размерам системы,
наряду с ней входящие в состав, объединяющей
их, сверхсистемы , т.е. системы высшего
уровня. Среди этих ОС можно выделить как
системы пассивные , так и активные . Первые
примитивны, предсказуемы, одинаковы,
вторые самостоятельны, непредсказуемы,
уникальны. Системы пассивные назовём
объектами , активные - субъектами .
Внутренняя среда
ОС уязвима, она может жить и процветать
только в благоприятных условиях,
для чего ей жизненно необходимо различать
полезное и опасное, а научившись различать
- стремиться к первому и избегать второго.
Так вот, психику можно рассматривать
как посредника, призванного обеспечить
внутренней среде успешное существование
в столь непредсказуемо и сложно устроенном
мире . Одним из инструментов психики,
служащим для решения этой задачи как
раз и является мышление. Т.е. мышление
призвано уменьшить непредсказуемость
окружающей среды, сделать её понятной,
управляемой. Иначе говоря, если поначалу
какое-то явление при первой с ним встрече
воспринимается как сложное, непредсказуемое,
непонятное и потому неуправляемое, то
после осторожного, исследовательского
взаимодействия с ним, оно становится
понятным. Мышление призвано изменять
представлен ия о я влениях действительности
так, чтобы то, что при первой встрече казалось
субъектом, после исследования стало бы
восприниматься как объект .
События и знаки
Предлагаемая
здесь вниманию публики точка
зрения на виды мышления сложилась
у меня после попыток системно
выстроить факты, так или иначе
связанные с мышлением. Многочисленные
подходы и концепции мышления, встреченные
в литературных источниках, не столько
проясняли, сколько запутывали и без того
не простую проблему. Делать обзор всех
этих концепций в данной статье полагаю
нецелесообразным, поскольку задачу свою
вижу в другом: мне бы хотелось поделиться
выводами, к которым я пришёл, исследуя
мышление. Скажу только, что само мышление
меня интересовало больше, чем изучение
мнений о нём. Из-за этого я не стал прочёсывать
всё Мироздание в поисках чего-то похожего
на выводы, к каким я пришёл в итоге своих
изысканий. Потому буду благодарен широко
эрудированным читателям, если они укажут
мне на какие-либо работы, в которых получаются
такие же выводы (в смысле – укажут на
предшественников). Здесь я не касаюсь
вопроса о возникновении и становлении
процессов мышления как в онтогенезе,
так и в филогенезе. Для рассмотрения берётся
человеческое мышление в том состоянии,
в каком оно пребывает на рубеже 20 – 21-го
веков. Это статический, поперечный, срез
(если под продольным и динамическим понимать
срез исторический). Для оживления изложения
я не стал прибегать к слишком уж научному
языку и прошу читателей академического
склада не придираться сильно к, имеющей
здесь место, антропоморфизации видов
мышления.
Надо ли говорить,
что мышление есть процесс переработки
информации ? Но что же представляет из
себя информация? Придётся углубиться
в изучение сего предмета. Итак, в действительности,
частями которой мы с вами изволим быть,
есть причины и порождённые ими следствия
. Например, усиливающееся дрожание рельсов
свидетельствует о приближении поезда.
Ослабевающее дрожание рельсов указывает
на то, что поезд удаляется. Причина дрожания
– движение поезда по рельсам (непосредственное
взаимодействие). Усиление или ослабление
дрожания указывают на направление его
движения относительно точки отсчёта.
Причём в этой точке рельсы будут дрожать
независимо от наличия на этом месте наблюдателя.
Царапины на колёсах и рельсах свидетельствуют
об их непосредственном взаимодействии.
Так что можно говорить о двух видах взаимодействий:
непосредственных и опосредованных: поезд
и рельсы взаимодействуют непосредственно
, а тот (субъект, объект ли), кто воспринимает
дрожание рельсов, взаимодействует с поездом
опосредованно , через это дрожание. Так
же есть два вида следствий: направленных
в прошлое и в будущее. Воспринимая эти
следствия, можно судить о том, что тут
произошло, и о том, какое событие надвигается.
Иначе говоря, есть события – непосредственные
взаимодействия. Есть знаки – опосредованные
взаимодействия. Так, волна, образующаяся
в результате движения по рельсам поезда,
есть знак о том, что взаимодействие непосредственное
между поездом и рельсами где-то происходит.
Если есть навык, то можно определить по
силе дрожания расстояние до поезда.
Итак, каждое событие
, происходящее в настоящем времени,
иначе говоря, каждое взаимодействие
между какими-либо открытыми системами,
порождает знаки : обращённые в прошлое
следы и обращённые в будущее
вести . Если весть - это некий всплеск,
который не имеет длительного бытия
(в сравнении с самим событием), то след
- метка, отпечаток, остаётся на провзаимодействовавших
объектах навсегда (в данном случае на
рельсах и колёсах поезда).
Иногда события
опережают свои вести: сверхзвуковой
самолёт опережает порождённую им звуковую
волну. Ничем не предвещаемые события
вполне можно назвать чудесными : так не
бывает, а, тем не менее, происходит. Но
для этого нужно иметь уже каких-то разумных
существ в качестве наблюдателей, кому
удивляться было чтоб. Эти существа (те
самые субъекты или активные ОС) при встрече
со следами и вестями, а, также, непосредственно
взаимодействуя с явлениями действительности,
создают каждый свой уникальный образ
действительности. Чтобы взаимодействовать
с себе подобными слаженно, продуктивно,
успешно, им приходится как-то договариваться
по поводу устройства действительности
и своих совместных в ней действий. Тут-то
и становятся им необходимыми символы
– заместители событий, следов и вестей.
В таком случае буквы оказываются заместителями
звуков, иероглифы – заместителями слов
и т.д. К примеру, какой-нибудь медведь
нарочно оставляет свои следы на границах
своего участка. Он его сознательно метит.
Эти метки служат символами этого медведя
и адресованы другим представителям его
вида как сообщение о занятости данного
участка. Словом знак я предлагаю пользоваться
как родовым понятием для следов, вестей
и символов.
Знаки имеют
свои значения . Так, определённый ряд
вмятин в почве (след), в зависимости
от их формы, свежести и глубины, может
иметь разное значение для разных индивидов
с этим знаком встретившихся. Во-первых,
вмятины можно либо заметить, либо не заметить.
А, заметив, можно придать им значение,
или не придать. А, если и решат придать
значение, то каждый придаст своё ("Здесь
вчера прошёл медведь!" – "Не вчера,
а только что! И не медведь, а лось!").
Такие разночтения уже происходят со следами
и вестями – а они ведь имеют явную связь
с действительностью! Что же говорить
о символах! Значение символам можно приписать
совершенно произвольное ! Поэтому надо
договариваться с остальными членами
общества, чтоб всё не перепутать ненароком.
Но, договариваясь, индивиды могут брать
значения для символов только из своего
собственного опыта . Например, несколько
человек обсуждают, каким символом обозначить
муравьеда. Кое-кто живо включается в обсуждение,
рассказывает о своих наблюдениях за муравьедами,
описывает их повадки и предлагает свои
обоснования для того, чтобы для обозначения
муравьеда выбрать именно такой символ.
Среди присутствующих есть некто, задающий
вопрос: "А что это такое – муравьед?".
Окружающие начинают ему объяснять: "Ты
медведя когда-нибудь видел? Так он чем-то
на него похож", "Когти у него как
у крота устроены, только размером побольше
, а язык у него длиннющий!". Несведущему
участнику совещания приходиться лепить
самодельный образ муравьеда, т.е. воображать
его. Но этот образ никогда им не виданного
существа, будет, всё-таки, конкретным!
Ведь он его доработал, представил себе,
вообразил. Он его освоил и присвоил. При
этом такой образ может быть весьма далёк
от образа настоящего муравьеда. Теперь,
используя договорной символ муравьеда,
он будет приписывать ему своё самодельное
фантастическое значение .
Для классификации
видов мышления в предлагаемой вниманию
читателей концепции
Что же мы выяснили?
Единицей информации является знак . Информация
объективна в том смысле, что независимо
от наличия наблюдателей всякая причина
порождает свои следствия, и, следовательно,
всякое событие порождает свои знаки.
Информация становится субъективной после
присвоения каким-либо субъектом значения
знаку. Мышление оперирует не столько
знаками, сколько их значениями. Знак без
значения не содержит субъективной информации
и в таком виде бесполезен для субъекта.
Такие знаки, как следы и вести, являются
носителями объективных значений, поскольку
имманентно сопутствуют явлениям. Через
их освоение с помощью мышления субъект
получает конкретное представление о
действительности в виде соответствующих
образов. Вычленяя из образов общие для
них всех свойства, мышление строит иерархию
понятий, которая должна соответствовать
объективным закономерностям действительности.
Виды мышления
Рассмотрим теперь
виды мышления. Конкретно-дробное мышление
включается в работу при встрече с чем-то
необычным, непонятным, сложным, новым,
непривычным. Если применить здесь понятия
субъект и объе кт к пр едмету познания,
то можно сказать, что познающий принимает
здесь позицию объекта (я - объект, предмет
познания - субъект). Т.е. предполагается,
что познаваемая действительность сложней,
непредсказуемей , чем казалось на первый
взгляд. При непосредственной встрече
с познаваемым познающий ведёт себя осторожно,
поскольку предмет познания, пока он всесторонне
не будет исследован, лучше считать опасным.
Здесь, конечно, иногда приходится рисковать,
но риск этот осознанный, с готовностью
к неожиданностям, с подстраховкой. Поскольку
заранее трудно определить, что в новом
окажется важным, а что неважным, надо
быть внимательным ко всему, надо обеспечить
полноту данных об исследуемом явлении.
Это различительное мышление. Тут требуется
внимательность к самым, казалось бы, несущественным
мелочам, дотошность, скрупулёзность,
въедливость при установлении фактов,
проверке достоверности сообщений. Здесь
ничто не принимается на веру, всё подвергается
сомнению, тщательно перепроверяется.
Отсюда вытекает стремление к непосредственной
личной встрече с новым явлением, к непосредственному
восприятию, к приобретению собственного
опыта взаимодействия с новым явлением.
Это наблюдение, экспериментирование,
всестороннее вопрошание заинтересовавшего
предмета. В итоге во всей красе предстаёт
“его величество Факт”. Факт превыше
любой теории, любой идеологии, превыше
всего! Главное - найти новый факт, не надо
умствовать и философствовать (что-то
в роде открытия нового вида животных
или растений, нового острова). Такие открытия
непосредственны и являются следствием
добросовестного конкретно-дробного прочёсывания
местности. Такой подход позволяет назвать
этот вид мышления экстенсивным . Оно работает
вширь . Этот вид мышления имеет дело с
частностями, свойствами.
Можно сказать,
что конкретно-дробное мышление
обращено в будущее , поскольку имеет
дело с тем, что ещё неизвестно, что только
может произойти. Это упреждающее мышление.
Оно собирает и собирает впечатления,
сведения, мнения в расчёте, что когда
в будущем что-то такое понадобится, то
оно уже будет под рукой. Это мышление,
среди всех видов мышления, выполняет
роль критика . Всякое утверждение оно
встречает вопросом: А так ли это в действительности?
И предлагает не решение, нет, это было
бы слишком поспешно и самонадеянно, а
только другую точку зрения, другой ракурс
восприятия. Как-то так получилось, что
слово "критиковать" почти всегда
означает "громить". Вообще-то, критиковать
– это значит указывать на слабые места.
Однако есть
риск за деревьями не увидеть леса,
утонуть в море фактов.
Когда новое
явление всесторонне
Конкретно-целостное
мышление сопровождается особыми переживаниями:
ощущением полноты, достаточности
имеющихся фактов; ощущением того, что
нечто внутри зреет, развивается; предвкушением
открытия, понимания, постижения. И вот
предмет познания оказывается познанным.
Он уже не чужд познающему , который породнился
с ним, пока размышлял о нём и наблюдал
за ним (я - субъект, предмет познания -
субъект). Завершение кристаллизации сопровождается
эйфорическим настроением, ликованием:
“Ага! Так вот оно что!” Продукт конкретно-целостного
мышления должен соответствовать эстетическим
требованиям: что красиво, то и правильно.
Однако , есть риск увлечься красотами
и оторваться от действительности, погрузиться
в причудливые миражи собственного воображения
. Но если быть чутким к запросам ума, то
недостаток фактов обычно замечается
по замедлению кристаллизации и его можно
восполнять, переходя к конкретно-дробному
мышлению. Можно сказать, что конкретно-целостное
мышление вырабатывает смыслы и оперирует
смыслами. Этот вид мышления обращён в
настоящее время , погружён в пучину непосредственного
собственного опыта. Если можно так выразиться,
конкретно-целостное мышление – это пребывательное
мышление. Тут происходит самая тесная,
многомерная встреча познающего с познаваемым.