Наука и глобальные проблемы современного человечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:05, реферат

Краткое описание

Явления, которые принято называть «глобальными проблемами», возникли в середине 20 в., осознаны научной общественностью были спустя 20 лет. Глобальные проблемы - это проблемы, касающиеся (в той или иной степени) всех стран и народов, решение которых возможно лишь объединенными усилиями всего мирового сообщества. С решением этих проблем связано само существование земной цивилизации или, по крайней мере, ее дальнейшее развитие. Глобальные проблемы имеют комплексный характер, плотно взаимопереплетаясь друг с другом.
Глобальные проблемы:
Общество - природа.
Проблемы взаимоотношения общества и окружающей среды .
Человек - общество
Социальные проблемы.
Деградация окружающей среды.
Истощение природных ископаемых.
Чрезмерный рост населения.
Гонка вооружений.
Отсталость развивающихся стран.
Международная организованная преступность.

Файлы: 1 файл

реферат 1.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

 

Можно утверждать, что в 80-е годы в нашей стране сложился своеобразный кризис здравоохранения, который проявлялся особенно остро по следующим направлениям:

 

1. Кризис здоровья. Если еще 20 лет назад группа здоровых составляла приблизительно 30% от общего числа населения, то теперь не более 20%. Более 25% населения ежегодно госпитализируется в больницы, из каждый 100 родившихся 11 имеют дефекты физического и психического состояния. Снизилась средняя продолжительность жизни;

 

2. Кризис финансирования. Если в  начале 70-х расходы на здравоохранение  составляли около 10% от ВНП,  то теперь они составили менее  3% от ВНП.

 

3. Кризис материально-технической  базы;

 

4. Кризис кадров.

 

Принятое в 1989 году "Положение о новом хозяйственном механизме в здравоохранении" было направлено на преодоление всех этих негативных моментов. Согласно этому документу предполагалось, что по мере готовности ЛПУ перейдут на новые условия хозяйствования в 1990-1991 гг. В этом положении были определены общие принципы и формы работы ЛПУ на основе применения экономических методов управления и перехода преимущественно к территориальному принципу управления здравоохранением. Необходимо отметить, что концепция, заложенная в этом документе, в существенной мере копировала экономические решения относительно других отраслей экономики страны, и на наш взгляд, в малой степени учитывала специфику здравоохранения. В литературе достаточно подробно освещены положительные и отрицательные стороны внедрения нового хозяйственного механизма здравоохранения. Представляется, что в целом сделанные в этом направлении шаги были правильными, однако резкая смена приоритетов в концептуальном развитии страны, переход на рыночные рельсы, принятие закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" в значительной степени радикализировали обстановку и потребовали новых подходов к дальнейшему развитию всей системы охраны здоровья населения.

 

В связи с этим в последнее  время появилось значительное количество публикаций, в которых анализируется в основном необходимость перехода к медицинскому страхованию. Медицинское страхование, как отмечают многие авторы, в широком смысле - это новые экономические отношения в здравоохранении в условиях рынка, то есть создание такой системы охраны здоровья и социального обеспечения, которая реально гарантировала бы всем жителям Российской Федерации свободно доступную квалифицированную медицинскую помощь, независимо от их социального положения и уровня доходов.

 

Цель медицинского страхования - повысить качество и расширить объем медицинской помощи посредством: радикального увеличения ассигнований на здравоохранения; децентрализации системы управления фондами здравоохранения; материальной заинтересованности медицинских работников в конечных результатах; экономической заинтересованности предприятий в сохранении здоровья работающих; экономической заинтересованности каждого человека в сохранении своего здоровья. Именно так широко определена цель в законе о медицинском страховании.

 

Страхование затрагивает тем самым  на только количество медицинских услуг, то есть спрос, но и деятельность человека по "поддержанию своего здоровья". Возникает определенная альтернатива между страхованием и стимулированием  различных субъектов рынка медицинских услуг. Чем лучше развито страхование, тем меньше рыночных стимулов к росту эффективности использования имеющихся ресурсов; чем хуже развито страхование, тем сильней рыночные стимулы. Можно легко нарушить баланс между этими сторонами. Баланс может быть сохранен введением различных ограничений в страховании. Люди не должны быть застрахованы на 100% расходов на лечение, иначе это полностью ликвидирует рыночные стимулы. Но они должны быть уверены, что по всем крупным рискам им придется платить только часть цены.

 

Цель медицинского страхования - гарантировать  гражданам при возникновении  страхового случая получение медицинской  помощи за счет накопленных средств  и финансировать профилактические мероприятия. Такая социальная защита может быть реализована путем создания в едином порядке специализированного денежного фонда, в формировании которого принял бы участие, в конечном счете, каждый гражданин.

 

Естественно, переход к медицинскому страхованию порождает значительное количество проблем, решение которых становится чрезвычайно актуальным. Так, в частности, важной проблемой является разработка методик технико-экономического обоснования соответствующих услуг. Такие методики необходимы, с одной стороны, страховым медицинским компаниями для прогнозирования своего развития с целью обеспечения рентабельности своей деятельности, а с другой стороны - органам управления здравоохранением и Госстрахнадзора РФ для разработки адекватных мер регулирования рынка страховых медицинских услуг. Современное здравоохранение России стоит на пороге трансформации в новую систему, обусловленную созданием базисной программы медико-социального страхования, системы, позволяющей в условиях формирования рыночных отношений в России личное здоровье человека сделать фактором, всецело определяющим комфортность его существования в обществе.

 

Десятилетний опыт введения системы  обязательного медицинского страхования (ОМС) населения страны предопределил  коренные структурно - функциональные преобразования в здравоохранении.

 

Продолжается интенсивный поиск  приемлемой модели отечественной системы  здравоохранения, модели взаимоотношений  врача и пациента в условиях становления  рынка медицинских услуг, модели, которая в наивысшей степени  была бы адекватна изменяющимся общественным реалиям.

 

Исследователями научно обосновываются принципы отношений в здравоохранении, адекватные современным реалиям  развития общества, вырабатываются специфические  формы и методы регулирования  таких отношений.

 

В этом смысле крайне актуальны исследования экономических сущностей современной системы здравоохранения, что в определенной степени связано с обеспечением качества медицинской помощи. Внедрение новых экономических моделей во взаимоотношения врача и пациента является необходимым условием обеспечения высокой эффективности системы здравоохранения.

 

На современном этапе реформирования системы здравоохранения в России поиск адекватных методов управления подобным сектором является крайне актуальной и, как подтверждает практика, не простой  проблемой.

 

Процесс реформирования здравоохранения в условиях рыночной экономики потребовал радикальных перемен в управлении процессом оказания медицинских услуг населению. Обозначившаяся в последние десятилетия тенденция ухудшения здоровья российского населения делает актуальным пересмотр действующих подходов к управлению всеми видами ресурсов, находящимися в распоряжении хозяйствующих субъектов различных уровней системы здравоохранения.

 

В настоящее время среди приоритетных задач бюджетных учреждений здравоохранения  все более заметное место занимает оптимизация использования финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов на фоне фактической недостаточности бюджетных поступлений. Снизить потери возможно путем использования резервов мощностей бюджетных ЛПУ для оказания платных медицинских услуг населению.

 

При расширении объемов реализации платных медицинских услуг, затраты  на содержание коечной мощности частично переносятся на негосударственные  источники финансирования, что позволяет  повысить социальную доступность бесплатной медицинской помощи. Однако на сегодня сектор платных медицинских услуг развит недостаточно, что связано с привычкой населения получать медицинские услуги бесплатно, некорректным поведением медперсонала, низким качеством оказания услуг и отсутствием комплексного подхода к лечению и мониторинга дальнейшего состояния пациента. Кроме того, имеют место высокая конкуренция предложения услуг в некоторых областях медицины наряду с практически полным отсутствием в других и недостаточное количество грамотной рекламы медицинских услуг.

 

Все вышеперечисленное свидетельствует  о недостаточной эффективности  организации управления предоставлением  платных медицинских услуг населению  и, как следствие, снижению конкурентоспособности  учреждений здравоохранения на рынке. Для создания и поддержания устойчивого положения ЛПУ, обеспечения притока потребителей услуг, и, соответственно, финансовых средств, успешной конкуренции с другими производителями аналогичных услуг необходимо использование современных методов менеджмента, маркетинга, информационного и сервисного обслуживания потребителей.

 

Основные направления маркетинговой  деятельности включают изучение потребностей рынка медицинских услуг и  отношения населения к потребляемой медицинской помощи, определение  динамики спроса на различные виды медицинской помощи, оценку ее качества, технологичности и экономической эффективности, способы продвижения услуг. Это позволяет оптимизировать деятельность ЛПУ и грамотно спланировать дальнейшую маркетинговую стратегию, что приведет к занятию более выгодной рыночной позиции.

 

Однако применение маркетинговых  коммуникаций воздействия в управлении лечебно-профилактическим учреждением  ранее рассматривалось недостаточно, хотя их использование помогает не только увеличить доходность ЛПУ, но и улучшить организацию лечебно-профилактической помощи населению, формируя у него потребность в собственном здоровье.

 

Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется потребностью в разработке оптимальных вариантов  маркетинговой деятельности ЛПУ на рынке платных медицинских услуг.

 

Несмотря на приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья населения, в настоящее время здравоохранение  переживает острый экономический и  организационный кризис, что отрицательно влияет на целый ряд параметров, характеризующих состояние здоровья населения. При внедрении рыночных механизмов в российской экономике, при резком удорожании медицинской технологии и производства новых высокоэффективных лекарственных средств, при объективной необходимости повышения уровня доходов медицинских и социальных работников и, вообще, расходов на здравоохранение, сохранение системы бесплатного здравоохранения для всех и желаемого уровня качества не представляется возможным. Внедрение системы обязательного медицинского страхования (ОМС) не решает проблему качества, скорости и полноты медицинского обслуживания населения России. Альтернативой системе ОМС и теневому рынку медицины в государственных ЛПУ стало развитие системы коммерческой медицинской практики, в частности добровольного медицинского страхования (ДМС) и системы частного здравоохранения.

 

При этом ряд причин слабого развития сектора платных медицинских  услуг в государственных учреждениях  здравоохранения свидетельствует  о недостаточной эффективности  организации управления предоставлением медицинских услуг населению. Решением проблемы может выступить системный подход с применением принципов маркетингового управления, представляющего собой комплексный процесс планирования, экономического обоснования и управления производством услуг здравоохранения, ценовой политикой в области лечебно-профилактического процесса, продвижением услуг (товаров медицинского значения) к потребителям, а также процессом их реализации.

 

Маркетинг медицинских услуг включает изучение потребностей населения в различных медицинских услугах, информацию о возможностях их предоставления, формирование и регулирование рынка медицинских услуг с учетом специфики потребительского спроса и рынка медицинских товаров и услуг.

 

Деятельность ЛПУ в условиях рыночных отношений приобретает специфические черты универсальных маркетинговых отношений, характеризуется специфичностью отношений субъектов системы, подчиняется определенным закономерностям и строится на основах теории управления производственными процессами.

 

Взаимодействие целевых потребностей врача и пациента является центральным  ядром всей маркетинговой системы. Основной целью маркетинга в здравоохранении  является оптимизация рынка медицинских  услуг, под которой понимается анализ связи между нуждой, потребностью, спросом и предложением, а также учет влияния факторов системы обеспечения населения медицинскими услугами.

 

Наиболее эффективное использование  концепции маркетинга может быть достигнуто лишь при комплексном  подходе, который предполагает изучение и прогнозирование рынка медицинских услуг; изучение поведения пациентов; изучение спроса на медицинские услуги и факторов, определяющих его изменение; изучение конкурентов, оказывающих аналогичные услуги; изучение наиболее эффективных каналов продвижения оказываемых услуг.

 

Решение вышеперечисленных задач  позволит снизить степень неопределенности и риска в процессе управления учреждениями здравоохранения, что  достигается путем организации  систематических маркетинговых  исследований, цель которых состоит  в получении и анализе объективной информации, в разработке прогнозов развития рынка лечебно-профилактических услуг, в оптимизации стратегии оказания медико-санитарной помощи, в решении проблем создания рынка новых услуг для более полного удовлетворения спроса на них

 

Предложенная концепция управления спросом не ограничивается только оценкой  текущего состояния рынка и созданием  портрета существующего потребителя, а включает формирование портрета потенциального потребителя, выявление наиболее перспективных  видов услуг, а также разработку стабильных и эффективных каналов коммуникации, что даст ЛПУ возможность работать с группами населения, реально заинтересованными в платных услугах и имеющими возможность их оплачивать.

 

Разработанные подходы к проведению сегментации потребителей позволили провести анализ потребителей платных медицинских услуг города Воронежа и выявить основные сегменты потребителей, их качественные и количественные характеристики.

Информация о работе Наука и глобальные проблемы современного человечества