Наука и философия в Новое время

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью подробно рассмотрения особенностей науки и философии в Новое время. Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европы капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как инициативный и деятельный работник.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….………..3
1. Практическая ориентация новоевропейской философии………………..…..5
2. Теория дуализма и учение Рене Декарта…………………………….……….9
3. Философские, этические, социально-политические
взгляды Б. Спинозы………………………………………………………….…..16
4. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма…………………………….21
Раскрыть содержание понятий: дедукция, индукция, субстанция, эмпиризм, рационализм, дуализм, солипсизм, пантеизм, сенсуализм, учение «об идолах», субъективный идеализм, монада, материализм-атеизм.
Заключение………………………………………………………………….……29
Список литературы………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

Атеизм - отрицание верыв существование богов; в более узком - убеждение в том, что богов не существует. В самом широком смысле атеизм - простое отсутствие веры в существование любого из богов. Атеизм противоположен теизму, понимаемому в самом общем случае как вера в существование как минимум одного бога. Атеизм часто понимается также как отрицание существования сверхъестественного вообще - богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д. По отношению к религии атеизм - мировоззрение, отрицающее религию как веру в сверхъестественное. [1, стр. 2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, следует  отметить, что если рассматривать Просвещение как этап истории философской мысли, то мы вынуждены будем признать, что он не был богат яркими открытиями, принципиально новаторскими идеями. Философы-просветители восприняли и развили наследие своих великих предшественников XVII в. Их воззрения на природу опирались на физику Декарта и Ньютона, метафизику Спинозы, гносеология - на локковский сенсуализм, социальная философия - на доктрины Гоббса и Локка. И все же эта философия оригинальна и даже уникальна. Она оказала грандиозное влияние на умы современников, изменила мировоззрение общества и стала прелюдией к тем грандиозным преобразованиям, в результате которых родилась современная западная цивилизация.

Уподобление знания свету, а невежества тьме относится к числу древнейших метафор культуры. Просветителями всегда называли тех, кто несет людям новое знание, обучает и воспитывает. Просвещением же с большой буквы называется культурное движение, охватившее в XVIII в. все страны Европы, Северную, а отчасти и Южную Америку и ставшее важной вехой в духовной истории западного мира. Философия в культуре Просвещения играла столь важную роль, что понятия «просветитель» и «философ» считались синонимами. Человек мог быть математиком, врачом, свободным литератором, государственным чиновником, но его называли философом, если он был просветителем, т. е. критически мыслящим человеком.

Рационалистический метод  Декарта, концентрируя внимание на деятельности самого человеческого ума в процессе достижения истины, представляется прямой противоположностью методу эмпиризма Бэкона, основанному на чисто опытном выведении аксиом знания, лишенных математического осмысления. Однако картезианский аналитический и одновременно дедуктивно-синтетический метод, сколь бы ни подчеркивал Декарт его чисто интеллектуальные свойства, утратил бы свою эффективность, если бы он совершенно игнорировал опытный фактор. Декарт был далек от такого пренебрежения. Уже в «Правилах для руководства ума» он осудил тех высокомерных «мудрецов», которые, пренебрегая опытом, высокомерно воображают, что истина появится из их головы, как Минерва из головы Юпитера. В «Рассуждении о методе» автор еще более категорически заявил: «Что касается опытов, то я заметил, что они тем более необходимы, чем дальше мы продвигаемся в познании». Своими экспериментами Декарт сам великолепно это показал. Тем самым он доказал, что рационалистический метод, если он не хочет выродиться в умозрительно-схоластическое рассуждательство, обязан контролировать свои положения и выводы опытом, уточнять их экспериментом (ибо дедуктивный вывод не однозначен). К тому же хотя великий рационалист, вдохновленный своими математическими прозрениями, и был убежден в безошибочности и эвристической силе правильно рассуждающего ума, но он явно сам недооценивал того обстоятельства, что успешные эксперименты тоже играли не последнюю роль в выведении тех истин, которые потом он воспринимал как интуитивные.

В целом же Декарт односторонне, метафизически (в смысле антидиалектически) подчеркнул значение собственно интеллектуального фактора методологии за счет опытного, который в основном был все же сведен к роли практического индикатора, выявляющего эффективность фактора собственно умственного, рационального. Чувственное познание совершенно необходимо в повседневной практической жизни. .

Для философии нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.

 

Список литературы

 

  1. Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М. 2010 г. 190с.
  2. Богомолов Ю.А. Буржуазная философия кануна и начала империализма. - М.,1987. 220 с.
  3. Введение в философию. //под ред. Фролова С.С., М., 1996. 360 с.
  4. Декарт Р. Сочинения в двух томах. Том 1.- М.: Мысль, 1989. 650 с.
  5. Ляткер Я.А. Декарт, – М., 1989. 450 с.
  6. Рассел Б. История западной философии. - М., 2010 г. 360 с.
  7. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. -М., 2012 г. 320 с.
  8. Соколов В.В. Философия Рене Декарта.- М., 2011 г. 180 с.

 

 

 

 


Информация о работе Наука и философия в Новое время