Таковы основные общие
функции науки. Очевидно, что практически
все они, так или иначе, связаны между
собой.
Роль и место науки
как социального института отчетливо
видны в ее социальных функциях.
Главные из них – культурно-мировоззренческая
функция, функция непосредственной
производительной силы, функция
социальная.
Первая из них характеризует
роль науки как важнейшего
элемента духовной жизни и
культуры, играющего особую роль
в формировании мировоззрения,
широкого научного взгляда на
окружающий мир.
Вторая функция с
особенной силой обнаружила свое
действие в наши дни, в обстановке
углубляющейся НТР, когда синтез
науки, техники и производства
стал реальностью.
Наконец, роль науки
как социальной силы отчетливо
проявляется в том, что в
современных условиях научные
знания и научные методы находят
все более широкое применение
при решении широкомасштабных
проблем социального развития, его
программирования и т.д. В настоящий
период особое место науке
принадлежит в решении глобальных
проблем современности – проблемы
ресурсов, продовольствия, проблемы
войны и мира и т.д. В качестве
примера здесь можно назвать
экологическую проблематику. Бурный
научно-технический прогресс составляет
одну из главных причин таких
опасных для общества и человека
явлений, как истощение природных
ресурсов планеты, загрязнение
воздуха, воды, почвы. Следовательно,
наука – один из факторов
тех радикальных и далеко не
безобидных изменений, которые
происходят сегодня в среде
обитания человека. Этого не скрывают
и сами учёные. Научным данным
отводится ведущая роль и в
определении масштабов и параметров
экологических опасностей.
Таким образом, на
сегодняшний день мы можем
сказать, что наука в современном
обществе играет важную роль
во многих отраслях и сферах
жизни людей. Несомненно, уровень
развитости науки может служить
одним из основных показателей
развития общества, а также это,
несомненно, показатель экономического,
культурного, цивилизованного, образованного,
современного развития государства.
Проблемный
вопрос по теме 28.
2.Что
отличает науку от мифотворчества?
В исследовании проблемы
соотнесения науки и мифотворчества,
начиная с XIX в., наметились два
основных подхода. Один из них,
представленный большинством ученых,
сводится к утверждению, что
философия и наука возникают
из мифа (О.Конт, Г.Спенсер, Э.Тейлор,
Дж.Томсон и др.) Другой подход утверждает
нечто противоположное: «Уже на первобытной
ступени своего развития наука не имеет
ничего общего с мифологией, хотя в силу
исторической обстановки и существует
как мифологически окрашенная наука, так
и научно осознанная или хотя бы примитивно
научно трактованная мифология».
Логически, однако, возможен
и компромиссный вариант, учитывающий
диалектическую связь мифологического
и научного способов мышления.
Первопроходцы квазинаучного
мифотворчества пытаются выдать
свою деятельность за особую,
высшую форму познания, которая
будто бы в ближайшее время
должна заменить собой науку
как систему экспериментального
и теоретического исследовательского
поиска. Квазинаучные мифологические
инновации претендуют на роль
одного из полюсов не в дилемме
«наука – ненаука (мифология)»,
а в дилемме «старая (традиционная)
наука – новая (нетрадиционная)
наука». Таким образом, квазинаучное
мифотворчество конкурирует с
наукой и философией.
В ранней древнегреческой
культуре термин «миф» имел
широкий спектр значений: от мысли,
предписания и совета, до обмана
и лжи. В дальнейшем происходит
сужение спектра. В Средневековье
термин «миф» сводится лишь
к обозначению языческих верований
или форм фольклорного творчества
и наделяется сугубо отрицательными
оттенками. В Новое время и
эпоху Просвещения – это произвольная
выдумка, воображение, субъективная
фантазия, обычно включающая в
себя сверхъестественные образы,
действия и события. Такое словоупотребление
сохранялось до конца XIX в. В
XX в. возродилась тенденция полисемантизация
термина.
Миф – это:
- любое ложное знание, несущее в себе момент условности, относительности;
- преднамеренный обман, ложное, искаженное представление о действительности;
- легенды, предания, сказки, фольклор и др.;
- определенный тип философских воззрений;
- используемые в искусстве фантастические образы, продукты нереалистического художественно-образного преломления действительности, часто являющиеся продуктами функциональной и идейной переработки древних мифов и т.д.
Итак, миф растворен
в коллективе, наука апеллирует
к свободному индивидууму; миф
укоренен в глубинах бессознательного,
наука апеллирует к рацио; миф
фиксирует целостный образ мира,
наука расчленяет мир на составляющие.
Сама идея о возможности сконструировать
гуманитарное познание по образу
и подобию физики и биологии,
идея сделать для истории что-нибудь
равносильное с тем, что уже
было сделано другими исследователями
для разных отраслей наук естественных,
подразумевает существование некоего
образа науки, противополагаемой
обыденному сознанию. Миф трактует
события, имеющие глобальное (всемирное)
значение и всеобщий смысл.
Действие мифических событий
происходит в неопределенном
времени и в неопределенном
месте. В мифе природное и
человеческое не различено. Миф
не знает смерти как абсолютного
отрицания жизни. Смерть в мифе
- необходимый момент жизни, момент
чудесного скачка, превращения. В
то же время конкретная физическая
смерть индивида не воспринимается
в абсолютном значении.
Заключение
В своей контрольной работе
я рассмотрела такую важную в философии
тему, как «Наука и её социальные функции».
Раскрывая тему, я показала, что наука
была актуальна в древние времена, она
актуальна и на сегодняшний день. И, несомненно,
наука будет актуальна и в будущем.
Говорят, что если бы не было
Баха, то мир никогда бы не услышал музыки.
Но если бы не родился Эйнштейн, то теория
относительности рано или поздно была
бы открыта каким–нибудь ученым. Знаменитый
афоризм Ф.Бэкона: «Знание — сила» сегодня
актуален как никогда.
Тем более, если в обозримом
будущем человечество будет жить в условиях
так называемого информационного общества,
где главным фактором общественного развития
станет производство и использование
знания, научно–технической и другой
информации. Возрастание роли знания (а
в ещё большей мере — методов её получения)
в жизни общества неизбежно должно сопровождаться
усилением знания наук, специально анализирующих
знание, познание и методы исследования.
Наука есть постижение мира,
в котором мы живем. Соответственно науку
принято определять как высокоорганизованную
и высокоспециализированную деятельность
по производству объективных знаний о
мире, включающем и самого человека.
Литература:
- Берков В. Ф. Структура и генезис научной проблемы. Мн., 1983. БернстДж. Наука в истории общества. М, 1956.
- Ван-дер-Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука. М., 1959. В поисках теории развития науки. М., 1982.
- Гайденко П. П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.
- Герасимов И. Г. Структура научного исследования. М., 1985.
- Границы науки: О возможности альтернативных моделей познания. М, 1991.
- Ильин В. В., Калинкин А. Т. Природа науки. М, 1985. Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М., 1971.
- Кузнецова Н. И. Наука в ее истории. М., 1982.