Итак, на основании этих двух
подходов по рассматриваемой
проблеме можно сказать, что
зачатки научных знаний начали возникать
в высокоразвитых в культурном отношении
странах: Вавилонии, Греции, Китае, Индии.
В рамках каждой исторической эпохи, с
учетом уровня культурного развития, вырабатываются
конкретно-исторические формы познания
мира, общества. Однако до возникновения
капиталистического способа производства
наличные элементы знания не оказывали
сколь-нибудь заметного влияния на развитие
общества и не представляли собой сложившиеся
теоретизированные системы, пригодные
для объективного исследования окружающего
мира. Поэтому правомерно связывать начало
возникновения подлинной науки с коперниканской
революцией в естествознании и деятельностью
Галилея и Ньютона. На передний план выходит
механика как наука о небесных и земных
телах. Что касается физики, химии, биологии,
геологии и др., то они только начинали
делать первые самостоятельные шаги.
Таким образом, генезис
и развитие науки - это процесс,
растянутый во времени не на
столетия, а на тысячелетия, это
процесс, характеризуемый не только
революциями, прорывом непрерывного,
не только самостоятельностью этапов,
но и единством, преемственностью, системной
целостностью. Рассматривая науку как
систему и как процесс одновременно, можно
понять ее относительно самостоятельные
этапы как взаимообусловленные, связанные,
между которыми есть преемственность
в социокультурном плане.
В истории формирования
и развития науки можно выделить
две стадии, которые соответствуют
двум различным методам построения
знаний и двум формам прогнозирования
результатов деятельности. Первая
стадия характеризует зарождающуюся
науку (преднауку), вторая – науку
в собственном смысле слова.
Зарождающаяся наука
изучает преимущественно те вещи
и способы их изменения, с
которыми человек многократно
сталкивался в производстве и
обыденном опыте. Он стремился
построить модели таких изменений
с тем, чтобы предвидеть результаты
практического действия. Первой
и необходимой предпосылкой для
этого было изучение вещей,
их свойств и отношений, выделенных
самой практикой. Эти вещи, свойства
и отношения фиксировались в
познании в форме идеальных
объектов, которыми мышление начинало
оперировать как специфическими
предметами, замещающими объекты
реального мира. Эта деятельность
мышления формировалась на основе
практики и представляла собой
идеализированную схему практических
преобразований материальных предметов.
Соединяя идеальные объекты с
соответствующими операциями их
преобразования, ранняя наука строила
таким путем схему тех изменений
предметов, которые могли быть
осуществлены в производстве
данной исторической эпохи. Так,
например, анализируя древнеегипетские
таблицы сложения и вычитания
целых чисел, нетрудно установить,
что представленные в них знания
образуют в своем содержании типичную
схему практических преобразований, осуществляемых
над предметными совокупностями. Используя
такого типа знания, можно было предвидеть
результаты преобразования предметов,
характерные для различных практических
ситуаций, связанных с объединением предметов
в некоторую совокупность.
По мере развития
познания и практики наряду
с отмеченным способом в науке
формируется новый способ построения
знаний. Он знаменует переход
к собственно научному исследованию
предметных связей мира.
Если на этапе преднауки
как первичные идеальные объекты,
так и их отношения (соответственно
смыслы основных терминов языка
и правила оперирования с ними),
выводились непосредственно из
практики и лишь затем внутри
созданной системы знания (языка)
формировались новые идеальные
объекты, то теперь познание
делает следующий шаг. Оно начинает
строить фундамент новой системы
знания как бы «сверху» по
отношению к реальной практике
и лишь после этого, путем
ряда опосредований, проверяет
созданные из идеальных объектов
конструкции, сопоставляя их с
предметными отношениями практики.
При таком методе
исходные идеальные объекты черпаются
уже не из практики, а заимствуются
из ранее сложившихся систем
знания (языка) и применяются в
качестве материала при формировании
новых знаний.
Благодаря новому методу
построения знаний наука получает
возможность изучить не только
те предметные связи, которые
могут встретиться в сложившихся
стереотипах практики, но и проанализировать
изменения объектов, которые в
принципе могла бы освоить
развивающаяся цивилизация. С
этого момента кончается этап
преднауки и начинается наука
в собственном смысле.
Поскольку демаркация
между преднаукой и наукой
связана с новым способом порождения
знаний, проблема генезиса науки
предстает как проблема предпосылок
собственно научного способа
исследования. Эти предпосылки складываются
в культуре в виде определенных
установок мышления, позволяющих
возникнуть научному методу. Их
формирование является результатом
длительного развития цивилизации.
Переход к науке
в собственном смысле слова
был связан с двумя переломными
состояниями развития культуры
и цивилизации. Во-первых, с изменениями
в культуре античного мира, которые
обеспечили применение научного
метода в математике и вывели
ее на уровень теоретического
исследования, во-вторых, с изменениями
в европейской культуре, произошедшими
в эпоху Возрождения и перехода
к Новому времени, когда собственно
научный способ мышления стал
достоянием естествознания.
Античная философия
продемонстрировала, как можно планомерно
развертывать представление о
различных типах объектов (часто
необычных с точки зрения наличного
опыта) и способах их мысленного
освоения. Она дала образцы построения
знаний о таких объектах. Это
поиск единого основания (первоначал
и причин) и выведение из него
следствий (необходимое условие
теоретической организации знаний).
Эти образцы оказали бесспорное
влияние на становление теоретического
слоя исследований в античной
математике.
Уже в культуре Возрождения
начинает просматриваться новая
система ценностных ориентаций.
С одной стороны, утверждается,
в противовес средневековому
мировоззрению, новая система
гуманистических идей, связанная
с концепцией человека как
активно противостоящего природе
в качестве мыслящего и деятельного
начала. С другой стороны, утверждается
интерес к познанию природы,
которая рассматривается как
поле приложения человеческих
сил. Именно это новое отношение
к природе было закреплено
в категории "natura", что послужило
предпосылкой для выработки принципиально
нового способа познания мира:
возникает идея о возможности
ставить природе теоретические
вопросы и получать на них
ответы путем активного преобразования
природных объектов.
Теоретическое естествознание,
возникшее в эту историческую
эпоху, завершило долгий процесс
становления науки в собственном
смысле этого слова. Превратившись
в одну из важнейших ценностей
цивилизации, наука сформировала
внутренние механизмы порождения
знаний, которые обеспечили ей
систематические прорывы в новые
предметные области. В свою
очередь, эти прорывы в принципе
открывают новые возможности
для приложения научных знаний
в различных сферах человеческой
деятельности.
Для перехода к собственно
научной стадии необходим был
особый способ мышления (видения
мира), который допускал бы взгляд
на существующие ситуации бытия,
включая ситуации социального
общения и деятельности, как на
одно из возможных проявлений
сущности (законов) мира, которая
способна реализоваться в различных
формах, в том числе весьма
отличных от уже осуществившихся.
Развитие науки предполагает,
с одной стороны, революционные
сдвиги и обновления, с другой
– преемственность, эволюцию, возвращение
к прототипам. В настоящее время
происходит не только дальнейшая
эволюция науки и её типов,
но, что более существенно, переосмысление
её природы, строения и принципов.
Это переосмысление идёт по
нескольким направлениям: пересматривается
статус технических и гуманитарных
наук (в направлении их самостоятельности,
полноценности, осознания, специфичности);
происходит взаимная ассимиляция
и обогащение методов разных
наук; основания наук всё более
методологизируются; пересматриваются
основные категории и правила,
регулирующие научное мышление.
Наука всё более понимается как развивающийся
организм и инструмент познания, обусловленные
культурой и ценностными установками
человека.
По мнению Хаджарова
М.Х., вся история развития науки
является историей развертывания
развивающейся мысли. История
науки не предстает при этом
как последовательность разнообразных
мнений, теорий, концепций, сменяющих
друг друга во времени. Генезис
научного мышления во временном
аспекте выступает как собственная
его история, с присущей ей
перипетией. Следовательно, историю
мышления можно рассматривать
как непрерывный процесс порождения
мыслью себя. Так, осмысливая историю
философии, Гегель полагал, что эта есть
история нахождения мыслью самой себя...”,
а находит она себя “только порождая себя.
Порождение, нахождение и новое порождение
мыслью самой себя есть действительная
жизнь мышления.
В период становления
науки как социального института
вызревали материальные предпосылки,
создавался необходимый для этого
интеллектуальный климат, вырабатывался
соответствующий строй мышления.
Конечно, научное знание и тогда
не было изолировано от быстро
развивавшейся техники, но связь
между ними носила односторонний
характер. Некоторые проблемы, возникавшие
в ходе развития техники, становились
предметом научного исследования
и даже давали начало новым
научным дисциплинам. Так было,
например, с гидравликой и термодинамикой.
Сама же наука мало что давала
практической деятельности –
промышленности, сельскому хозяйству,
медицине. И дело было не только
в тои, что сама практика, как
правило, не умела, да и испытывала
потребности опираться на завоевания
науки или хотя бы просто
систематически учитывать их.
Сегодня, в условиях
научно-технической революции, у
науки всё более отчётливо
обнаруживается ещё одна концепция,
она выступает в качестве социальной
силы. Наиболее ярко это проявляется
в тех многочисленных в наши
дни ситуациях, когда данные
и методы науки используются
для разработки масштабных планов
и программ социального экономического
развития. При составлении каждой
такой программы, определяющей, как
правило, цели деятельности многих
предприятий, учреждений и организаций,
принципиально необходимо непосредственное
участие учёных как носителей
специальных знаний и методов
из разных областей.
Также, что ввиду комплексного
характера подобных планов и программ
их разработка и осуществление предполагают
взаимодействие общественных, естественных
и технических наук.
3.Социальные функции науки
Функциональный анализ
науки – составная часть ее
системно-деятельностной концепции.
Обычно называют две главные
функции науки - познавательную
и практическую. Вообще же в
литературе, касающейся данной области
исследований, функции науки обычно
представлены в следующей последовательности:
познавательная, объяснительная, практически-действенная
прогностическая, мировоззренческая
и функция социальной памяти.
В качестве главных
критериев выделения функций
науки выступают основные виды
деятельности ученых, их круг
обязанностей и задач, а также
сферы приложения и потребления
научного знания.
Итак, главные функции
науки следующие:
- познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;
- к числу важнейших функций науки относится предвидение. По этому вопросу блестяще высказался В.Оствальд: «Наука - это искусство предвидения. Вся ее ценность в том, в какой мере и с какой достоверностью она может предугадать будущие события. Мертво всякое знание, которое ничего не говорит о будущем, и такому знанию должно быть отказано в почетном звании - наука».
- мировоззренческая функция тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя ведущую роль в этом деле играет философия;
- производственная, технико-технологическая функция призвана рационализировать, «она учитывает» сферу материального производства, обеспечить его нормальное функционирование и развитие, технический и технологический прогресс, внедрение в производство новых технологий, форм организации и т п.;
- управленческо-регулятивная функция выражается в том, что наука должна разрабатывать идейно-теоретические и методологические основы управления и регуляции, прежде всего это касается социальных явлений и процессов. Ученые, менеджеры, социологи, психологи, политологи и экономисты осуществляют информационное обеспечение управленческо-регулятивного процесса, консультирование работников государственного аппарата, своими практическими рекомендациями способны повышать эффективность управленческих решений, совершенствовать организационные структуры, служебные и деловые отношения; научные работники через свою педагогическую деятельность могут значительно поднять уровень управленческой культуры руководящих кадров;
- культурно-воспитательная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Кроме того, наука является культурным феноменом, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства;
- идейно-преемственная, традиционная функция обеспечивает наследование, сохранение всех достижений научного «коллективного интеллекта», научной памяти, связь времен, преемственность различных поколений ученых, передачу традиций исследовательской эстафеты, определенных норм, ценностей и идеалов в сфере научного производства, сообщества;
- практически-действенная функция в известной мере как бы интегрирует все другие функции науки, характеризует её как универсальную преобразующую социальную силу, которая способна изменить все общество, все его сферы, стороны и отношения. Данная функция осуществляется главным образом через практическую, производственную деятельность людей, в которой происходит процесс материализации научного знания, идей ученых;
- методологическая функция призвана исследовать проблемы методологии науки, разрабатывать способы, средства и методы научного познания, «вооружать» ученых солидным и эффективным исследовательским инструментарием; прогресс науки оценивается не только богатством новых идей, но мощью исследовательского арсенала;
- производство, воспроизводство и подготовка научных кадров - эта функция науки, как и предыдущая, является внутринаучной, обеспечивает сферу научного производства необходимыми специалистами, исследователями, учеными, нормальное функционирование науки как социального института, собственное воспроизводство; особое внимание должно быть уделено подготовке молодых научных кадров.