Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:53, реферат
В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шанди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания. Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности.
ГАУ СПО «Тетюшский сельскохозяйственный техникум»
Реферат
по философии.
На тему: «Начало философии в Китае»
Работу выполнила
студентка 23 группы
Галиева Альфия Наилевна
Предыстория китайской философии (до VI века до н. э.)
В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шанди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания. Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности.
В это же время, согласно древнейшим
письменным памятникам Китая, некоторые
мыслители высказали ряд
В VII—VI вв. до н. э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы. Судя по книге Ши-цзин, в этот период в китайской философии господствует культ Неба, который не только объясняет движение звёзд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали.
Древняя китайская философия (VI—II вв. до н. э.)
Глубокие политические потрясения
в VII—III вв. до н. э. — распад древнего
единого государства и
В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:
В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ. Завершение классического периода древней китайской философии, занимающего важное место в её развитии (конец III века до н. э.), ознаменовалось преследованиями философов и сожжением манускриптов.
Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. — X в. н. э.)
Для этого периода характерна полемика между конфуцианством, легизмом и даосизмом. В конце концов конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика.В I веке н. э. в Китай проник буддизм.
Выдающиеся мыслители ханьского времени: философ и государственный деятель Дун Чжуншу (2 век до н. э.), получивший в средние века известность как «Конфуций эпохи Хань, философ-конфуцианец, литератор и филолог Ян Сюн (53 г. до н. э.- 18 н. э.), автор написанного в подражание «Книги перемен» сочинения "Тай сюань цзин» («Канон великого сокровенного»). К ханьскому времени относятся и такие выдающиеся мыслители как Ван Чун (27-ок.97 г.н. э.) и Чжан Хэн (78-139). Чжан Хэн внес выдающийся вклад в развитие древнекитайской астрономии, механики, сейсмологии и географии. Крупным мыслителем этой эпохи был также историк Сыма Цянь (145-86 гг. до н. э.), автор первой всеобщей истории Китая, начинавшейся с глубокой древности и заканчивающейся концом второго века до н. э. Считается, что во время правления династии Хань в творчестве таких мыслителей как Мэн Си (90-40 гг. до н. э.) и Цзин Фан (78-37 гг. до н. э.) было положено начало календарным приложениям « И цзин». К этому направлению, развивающему календарно астрономические аспекты « И цзина», можно отнести также деятельность ученика Мэн Си Цзяо Яньшоу, автора сочинения « И линь» («Лес перемен»), а также работы Чжэн Сюаня (127—200), Сюнь Шуана (128—190) и Юй Фаня (164—233).Во втором веке нашей эры протекала деятельность даосского философа и алхимика Вэй Бояна (ок.100-170), автора сочинения «Цань тун ци», в котором он изложил с помощью триграмм и гексаграмм, основные принципы даосской алхимии.Сочинение Вэй Бояна было построено в форме комментария к классической «Книге перемен» («Чжоу и»). В ханьское время было создано сочинение «Тай пин цзин», авторство которого приписывают даосскому мудрецу Юй Цзи. Предполагают, что учение, изложенное в данной книге, легло в основу идеологии восстания Жёлтых повязок и оказало значительное влияние на развитие даосской утопической мысли.
Большое влияние на развитие философии в Китае оказал проживший всего 23 года философ Ван Би (226—249). При династии Ранняя Вэй (220—264) он был крупным чиновником. Свои взгляды мыслитель излагал в комментариях к конфуцианской и даосской классике. Ван Би автор сочинений «Чжоу и чжу» ("Комментарий к «Чжоуским переменам») и «Лао-цзы чжу» "Комментарий к «Лао-цзы»). Содержание «Чжоу и» Ван Би истолковывал как теорию временных процессов и изменений. Против развиваемой Ван Би идеи «ценности небытия» (гуй у) активно выступал философ и ученый из государства Западная Цзинь Пэй Вэй (267—300), автор сочинения «Чун ю лунь» («Рассуждение об уважения бытия»).
Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.)
Оно характеризуется догматизацией
конфуцианства, которое вместе с его основателем
возвышается до религиозного почитания
(1055 — дарование роду Конфуция более высокого
дворянского звания, 1503 — причисление
Конфуция к лику святых, сооружение ему
храмов, в которых, однако, не было изображений
святых). С другой стороны, имеет место
гонение на даосистов (формальное запрещение
даосизма — — 1183). Христианство, проникнув
к тому времени в Китай, смогло оказать
влияние на китайскую философию. Видным
мыслителем XI века был Чжан Цзай, один
из основоположников неоконфуцианской
школы ли сюэ («учение о принципе»), также
известный как Чжан Цзыхоу, Чжан Хэнцзюй
и Чжан-цзы (1020—1078).Его основные сочинения
— «Си мин» («Западная надпись»), «Дун
мин» («Восточная надпись»), «Чжэн мэн»
(«Наставление непросвещённым»), «Цзин
сюэ ди ку» («Бездонность принципов изучения
канонов»), «И шо» («Учение Канона перемен»).
Чжан Цзай в своем учении о человеке исходил
из признания существования в человеке
двух «природ»- небесной и «эфирной». Согласно
Чжан Цзаю, ци (эфир) является первоосновой
как всех вещей, так и Вселенной в целом.
Ци заполняет великую пустоту (тайсю).
По мнению основателя юнцзяской школы
философа Е Ши (1150—1223), вселенная образована
из вещества, состоящего из пяти первоэлементов
и восьми видов вещества, которые символически
обозначаются восемью триграммами. Из
значительных мыслителей более позднего
времени следует упомянуть Ван Янмина
(1472—1529), который являлся посредником
между даосизмом и конфуцианством. Значительно
позднее выступает педагог Янь Юань (XVIII
век). Крупным мыслителем XVII века был философ-конфуцианец
Ван Чуаньшань (1619—1692), в основе натурфилософских
построений которого лежит учение о «Великой
пустоте» (тай сюй) одного из основоположников
неоконфуцианства Чжан Цзая (1020—1078). В
XVII веке протекает также деятельность
ученого-энциклопедиста(
Оригинальным и глубоким
мыслителем XIX века в Китае был
казненный вместе с пятью другими
активными деятелями