Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:45, доклад
Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. Конкретные люди приходят к философским раздумьям, занятием философией разными путями. Но есть также путь, по которому когда-то пришло к философии человечество. Для раскрытия специфики философии важно хотя бы в общем виде представить себе этот путь, обратившись к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылки, предтече философии.
Мифология и философия.
Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. Конкретные люди приходят к философским раздумьям, занятием философией разными путями. Но есть также путь, по которому когда-то пришло к философии человечество. Для раскрытия специфики философии важно хотя бы в общем виде представить себе этот путь, обратившись к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылки, предтече философии. Мифология - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.
Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. Мифы заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира. о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Итак, мифология была древнейшим типом мировоззрения - т.е. это совокупность фантастических взглядов и убеждений людей о мире и месте в нем человека.
Говоря о мифологии, мы должны разобраться с самим понятием. Mythos означает «слово», «рассказ» и на первых порах не противопоставляется logos`y, первоначальным смыслом которого также является» слово», «речь». И только в дальнейшем logos стал означать способность мышления, разум. Начиная с V в. до н.э. в философии и истории mythos, противопоставленный logos'y, приобрел уничижительный оттенок, обозначая бесплодное, необоснованное утверждение.
Важно понять, что для древнего человека мифология не была сказкой. Наделяя человеческими качествами природные и социальные явления, она обеспечивала приспособление и ориентацию человека в мире, была жизненно-практическим знанием.
Первоначально
в рамках мифологии рождается
представление о судьбе, что можно
считать первым духовно-
Первыми результатами
умозрения являются
В мифологии
и благодаря ей человек
Рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции YIII-Y веков до н. э., в контексте которого возникла наука. Первоначально понятие "философия" было, по сути, синонимом зарождающейся науки и теоретической мысли вообще, совокупного не разделенного на специальные разделы знания. В разные периоды истории у разных мыслителей вопрос, что такое философия, получал различные ответы. С развитием человеческой культуры, практики реально изменялся предмет философии, ее специфика. Да и в рамках одной эпохи рождались различные варианты философского понимания мира и жизни. Перестраивалось и самосознание философов - их понимание данного предмета, их представление о философии. Особенно ощутимо изменялся облик философии, ее статус, связи с наукой, политикой, древней культурой в переломные исторические эпохи. Но при всех переменах все же сохранялось некоторая связь уходящих в прошлое новых форм.
На протяжении многих веков
внимание философов привлекало природа.
Именно ее сделали предметом изучения
первые греческие философы. При этом их
интересовали не частности. Интересовали
их космогонические и космологические
вопросы: возникновение и строение мира,
Земли, Солнца, звезд. Ядром их философии,
да и позднее, было учение о первооснове
всего сущего, из которой все возникает
и в которую все превращается. В этом поиске
выражалась суть древнегреческого мышления,
для которого рациональное понимание
явления означало сведение его к единой
первооснове. Взгляды философов были неодинаковы.
Проблема первоначала смыкалась с другой
волновавшей философов проблемой: единого
и многого. Поиск единства в многообразии
мира выражал характерную для философской
мысли задачу синтеза человеческого опыта,
знаний. Таким образом, философия выступала
как философия природы, или натурфилософия.
Эти функции сохранялись за философской
мыслью в течении многих веков. Хотя на
зрелых стадиях развития науки, особенно
ее теоретических разделов, они существенно
видоизменились, философский интерес
к природе не угас. Постепенно в сферу
философии вошли вопросы общественной
жизни людей, ее политического, правового
устройства. Подобно натурфилософам, предвестником
будущего естествознания, социально-философская
мысль подготовила почву для позитивных,
конкретно-социально-