Мифология и Философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:45, доклад

Краткое описание

Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. Конкретные люди приходят к философским раздумьям, занятием философией разными путями. Но есть также путь, по которому когда-то пришло к философии человечество. Для раскрытия специфики философии важно хотя бы в общем виде представить себе этот путь, обратившись к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылки, предтече философии.

Файлы: 1 файл

Мифология и философия.docx

— 16.91 Кб (Скачать)

Мифология и философия.  

     Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. Конкретные люди приходят к философским раздумьям, занятием философией разными путями. Но есть также путь, по которому когда-то пришло к философии человечество. Для раскрытия специфики философии важно хотя бы в общем виде представить себе этот путь, обратившись к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылки, предтече философии. Мифология - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.

        Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. Мифы заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира. о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Итак, мифология была древнейшим типом мировоззрения - т.е. это совокупность фантастических взглядов и убеждений людей о мире и месте в нем человека.

       Говоря о мифологии,  мы  должны разобраться с самим  понятием. Mythos означает «слово», «рассказ» и на первых порах не противопоставляется logos`y, первоначальным смыслом которого также является» слово», «речь». И только в дальнейшем logos стал означать способность мышления, разум. Начиная с V в. до н.э. в философии и истории mythos, противопоставленный logos'y, приобрел уничижительный оттенок, обозначая бесплодное, необоснованное утверждение.

       Важно понять, что для древнего человека мифология не была сказкой. Наделяя человеческими качествами природные и социальные явления, она обеспечивала приспособление и ориентацию человека в мире, была жизненно-практическим знанием.

       Первоначально  в рамках мифологии рождается  представление о судьбе, что можно  считать первым духовно-образно-понятийным  актом. В Древней Греции это  понятие было представлено Мойрами  - мифическими персонажами, которые  олицетворяли собой закон развития  всего сущего, которому вынуждены  подчиняться как боги, так и  люди. Отчужденность человека от  «фюсис», или природы как всего сущего в акте самопознания в религии осмысляется как первичное грехопадение, символ, так или иначе проходящий красной нитью через всю духовную историю человечества и присутствующий в различных культурах и традициях под теми или иными образами или понятиями.

       Первыми результатами  умозрения являются анимистические  представления (обожествление, одухотворение  природы, деревьев, растительности), возникает тотемизм (одухотворение  животных, на которых распространялся  запрет охотиться), пробуждается  мифотворческая способность человека, развиваются всевозможные религиозные  взгляды и, наконец, человек  начинает задумываться о единой  сущности вещей и пытается  выразить ее в понятии, зарождается  философия.

       В мифологии  и благодаря ей человек научился  отделять идею вещи от самой  вещи, фетиш и его демоническую  сущность. Это привело к разрушению  фетишизма и созданию мифологии  самостоятельных богов классического  политеизма. Позднее и сами антропоморфные  боги будут заменены материальными  силами природы, с чего и  начнется греческая натурфилософия. Однако это не значит, что мифология  пришла к своему завершению  и гибели. Она трансформировалась  в учении орфиков и Ферекида, достигнув высших степеней умозрения у Эмпедокла и Платона, подготовив тем самым римско-эллинистическую религиозность и утверждение монотеистической религии христианства.

Рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней  Греции YIII-Y веков до н. э., в контексте которого возникла наука. Первоначально понятие "философия" было, по сути, синонимом зарождающейся науки и теоретической мысли вообще, совокупного не разделенного на специальные разделы знания. В разные периоды истории у разных мыслителей вопрос, что такое философия, получал различные ответы. С развитием человеческой культуры, практики реально изменялся предмет философии, ее специфика. Да и в рамках одной эпохи рождались различные варианты философского понимания мира и жизни. Перестраивалось и самосознание философов - их понимание данного предмета, их представление о философии. Особенно ощутимо изменялся облик философии, ее статус, связи с наукой, политикой, древней культурой в переломные исторические эпохи. Но при всех переменах все же сохранялось некоторая связь уходящих в прошлое новых форм.  

     На протяжении многих веков внимание философов привлекало природа. Именно ее сделали предметом изучения первые греческие философы. При этом их интересовали не частности. Интересовали их космогонические и космологические вопросы: возникновение и строение мира, Земли, Солнца, звезд. Ядром их философии, да и позднее, было учение о первооснове всего сущего, из которой все возникает и в которую все превращается. В этом поиске выражалась суть древнегреческого мышления, для которого рациональное понимание явления означало сведение его к единой первооснове. Взгляды философов были неодинаковы. Проблема первоначала смыкалась с другой волновавшей философов проблемой: единого и многого. Поиск единства в многообразии мира выражал характерную для философской мысли задачу синтеза человеческого опыта, знаний. Таким образом, философия выступала как философия природы, или натурфилософия. Эти функции сохранялись за философской мыслью в течении многих веков. Хотя на зрелых стадиях развития науки, особенно ее теоретических разделов, они существенно видоизменились, философский интерес к природе не угас. Постепенно в сферу философии вошли вопросы общественной жизни людей, ее политического, правового устройства. Подобно натурфилософам, предвестником будущего естествознания, социально-философская мысль подготовила почву для позитивных, конкретно-социально-политических знаний и дисциплин (гражданская история, юриспруденция и др.). Философы разрабатывали общее понимание знания об обществе, много думали как лучшим образом в соответствии с гуманизмом, идеалами свободы и разума, обустроить общество. Постоянным предметом раздумий философов выступал и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, познания, религия, искусство, его жизненные проблемы. В греческой философии поворот от космоса к человеку совершил Сократ. Для него главными философскими вопросами стали: вопросы человеческой жизни и смерти, смысла человеческого существования, предназначение человека, природы знания, истины, справедливости. Итак, предметом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях. Своеобразие философии сказалось в теоретическом характере мышления: из-под пера философов выходили не сказания с фантастическими сюжетами, а трактаты, обращенные к знаниям, разуму людей.


Информация о работе Мифология и Философия