Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 17:00, контрольная работа
Философы хотят знать, в чём смысл жизни человека. Но для этого нужно ответить на вопрос: что такое человек? В чём его сущность? Определить же сущность человека – значит показать его принципиальные отличия от всего остального. Главное отличие – это разум, сознание. Любая деятельность человека напрямую связана с активностью его духа, мысли. 1
История философии есть в известном смысле история противостояния материализма и идеализма, или, говоря иначе, того, как разные философы понимают соотношения бытия и сознания.
Если философ утверждает, что сначала в мире появилась некая идея, мировой разум, а от них родилось всё многообразие реального мира, то это значит, что мы имеем дело с идеалистической точкой зрения по основному вопросу философии. Идеализм есть такой тип и такой способ философствования, который активную творческую роль в мире отводит исключительно духовному началу; лишь за ним признавая способность к саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает её как низший род бытия – не как творческое, а как вторичное начало.
С точки зрения сторонников материализма, материя, т.е. основа всего бесконечного множества существующих в мире объектов и систем, первична, поэтому справедлив материалистический взгляд на мир. Сознание же, присущее лишь человеку, отражает окружающую реальность.
1. Введение……………………………………………………………………2
2. Материализм и идеализм………………………………………………….3
3. Исторические формы материализма………………………………..........9
4. Различие между метафизическим и диалектическим материализмом…………………………………………………………..........12
5. Заключение……………………………………………………………….13
6. Список литературы………………………………………………………14
Атомисты-геоцентристы считали, что земля удалена одинаково от всех точек оболочки космоса, неподвижна. Живое на земле возникло из неживого по законам природы без всякого творца и разумной цели. Главный закон мироздания: «ни одна вещь не происходит попусту, но в силу причинной связи и необходимости».
Метафизический материализм 17—18 века характеризуется тем, что наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между материализмом и диалектикой; в материализме встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир. Метафизический материализм (Л. Фейербах) отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия и тяготеет к построению однозначной картины мира, преувеличивая ту или другую его сторону: устойчивость, повторяемость, относительность. Вечное пространственно-временное существование материи и её непрерывное движение являются для французских материалистов XVIII века несомненным фактом.
Метафизический материализм наиболее последователен и наименее противоречив из всех разновидностей материализма. Его представителями обычно называют Ф. Бэкона, Гоббса, Спинозу, Локка и других. В общем виде смысл этой доктрины следующий: материя есть бытие, принципиально непознаваемое. («Кто говорит, что материя - не вещь в себе, тот тем самым идеалист» (Шопенгауэр)). Сущности не может быть без сознания, а потому материя - не сущность, а только неидеальная субстанция. Движение, время и пространство - субъективно. Сознание - либо атрибут, либо модус материи. Наше знание о мире (сущности) не суть знание о материи (субстанции). Субстанция действительно не зависит от нашего знания, но сущность ни в коем случае не атрибут материи. Материя - это вещь в себе.
Диалектический материализм («диамат») - учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления, соединяющее в себе материалистическое понимание действительности с диалектикой. Для него характерны внутреннее единство, нераздельная слитность диалектики и материалистической теории познания. В диалектическом материализме материализм и диалектика органически воссоединяются, так, что устанавливается полное единство диалектики (учения о развитии), логики (учения о мышлении) и теории познания.
Сильной стороной диалектического материализма стала ориентация на диалектику, что проявилось в признании принципиальной познаваемости мира. Оно было основано на понимании неисчерпаемости свойств и структуры материи и на детальном обосновании диалектики абсолютной и относительной истины как принципа философского познания.
Диамату
характерна строгая объективность
рассмотрения любых вещей и явлений;
многосторонность рассмотрения изучаемого
предмета, гибкость понятий; неразрывная
связь научных представлений, всех сторон
научного познания с понятием материи,
природы, обеспечивающая пользование
ими как относительными и предупреждающая
их превращение в абсолют.
4. Различие между метафизическим и диалектическим материализмом.
5.
Заключение
Материализм играет важную методологическую роль во всех областях научного познания, применительно ко всем проблемам философии и теоретическим проблемам естественных и общественных наук. Он указывает науке правильный путь к познанию действительного мира. Когда наука сталкивается с каким-нибудь сложным, еще нерешенным вопросом, то материалистическое мировоззрение заранее исключает его идеалистическое объяснение и ориентирует на поиски естественных законов развития, действительных ещё непознанных связей. Отвергая идею творения «из ничего», материализм выдвигает требование искать естественные причины изучаемых явлений.
Идеализм, как противоположное материализму учение, способствует изучению мира и его структуры с другой, идеалистической, стороны. Эти два направления философии, рассмотренные вместе, представляют полную картину мира.
Античный материализм показывает истоки и предпосылки зарождения изучаемых направлений, что создает фундамент для дальнейшего их изучения.
Механистический материализм отражает концепции мира с точки зрения механики и других точных наук. Данный вид материализма позволяет взглянуть на картину мира с точной и рациональной стороны.
Диалектический
материализм, будучи в самой основе
противоположен идеализму, имеет и
диаметрально противоположные ему
гносеологические источники. Это: строгая
объективность рассмотрения любых
вещей и явлений; многосторонность
рассмотрения изучаемого предмета, гибкость
и подвижность понятий; неразрывная связь
всех научных представлений, всех сторон
научного познания с понятием материи,
природы, обеспечивающая пользование
ими как относительными (релятивными)
и предупреждающая их превращения в абсолют.
6.
Список использованной
литературы