Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:15, контрольная работа
Русская философия — это феномен мировой философской мысли. Феноменальность русской философии объясняется историей развития философской мысли. Особенность развития заключается в том, что русская философия существовала исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейских и мировых философских течений, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, идеализма, рационализма и других. Одновременно русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада .
Введение………………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика материалистической традиции в России. Философия Н. Г. Чернышевского ………………………………………………………………………5
Глава 2. Общая характеристика русской религиозно-идеалистической философии. Философия B. C. Соловьева …………………………………………................12
Глава 3. Вклад русской философии в сокровищницу мировой философской мысли……………………………………………………………………………………………………………….18
Заключение ………………………………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………………………………23
К. Маркс и Ф. Энгельс
изучали сочинения
Произведения Чернышевского и самый облик революционера, стойкого в своих убеждениях и поступках, способствовали воспитанию многих поколений русских передовых людей. Он оказал большое влияние на развитие культуры и общественной мысли русского и других народов.
Глава 2. Общая характеристика русской религиозно-идеалистической философии. Философия В.С. Соловьева.
Идеализм (французское idealisme от греч. idea- идея) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное - первично, основоположно, а материя, природа, физическое - вторично, производно, зависимо, обусловлено. И, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, такт и в сфере познания. Хотя идеализм возник более двух с половиной тысячелетий тому назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в начале 18 века.
Предшествующая философия в разработке проблемы человека не удовлетворяла русского философа. Рационализм, являясь важнейшим этапом развития европейской философии, утвердил представление о человеке как "свободно-разумной личности", но при этом были попраны "права материи". Натуралистическая и материалистическая философия "восстановила и развила значение материального начала в мире и человеке". В материалистических школах человек "полюбил и познал материальную природу как нечто свое близкое и родное, развитие материализма и натурализма составляет такую же заслугу философии, как и развитие рационализма, в котором человек узнал и определил силы своего разумно-свободного духа". Однако и рационализм, и материализм как теоретическая философия Нового времени оказались односторонними, поскольку не смогли понять, что "рядом с миром вечных и неизменных образов предметного бытия и познания существует другая, изменчивая, волнующая действительность, субъективный мир хотения, деятельности и жизни человеческой. Рядом с теоретическим вопросом: что есть? существует вопрос практический: что должно быть? т. е. чего мне хотеть, что делать, во что и из-за чего жить. На этот вопрос теоретическая философия по существу своему не могла дать никакого ответа" (Там же). Задача современной философии - соединить противоположности и разорванность отвлеченного рационализма и эмпиризма, связав их с сущим в его абсолютности. Такая философия должна быть антропологической.
Философия В.С. Соловьева.
Владимир Сергеевич Соловьев
(1853-1900), создатель философии
При всей религиозной ориентации
философских построений В. С. Соловьева
именно человек представляет центральный
элемент бытия, культуры, истории, высший
смысл богочеловеческого
Выстраивая новую
Религия, в центре которой - единство человека и Бога, и философия всеединства стали предметом научных интересов русского философа, о чем он прямо заявлял: "Своего учения не имею; но ввиду распространения вредных подделок христианства считаю своим долгом с разных сторон, в разных формах и по разным поводам выяснить основную идею христианства, идею Царства Божия как полноту человеческой жизни не только индивидуальной, но и социальной и политической, воссоединяемой чрез Христа с полнотой Божества".
Метафизическим основанием
религиозно-идеалистической
Абсолютное есть одновременно "ничто" и "все": как "ничто" оно не есть что-либо, не сводится к отдельному, а как "все" оно определяет, обнимает собой все сущее. Абсолютное, таким образом, выступает в качестве "всеединства", оно едино в себе самом и одновременно все во всем.
Абсолютное (Бог) в философии всеединства распадается на абсолютное сущее и абсолютное становящееся. Абсолютное сущее - это собственно всеединое, являющееся обладателем "силы бытия", возможностью действительности. Абсолютное сущее представляется Соловьеву своеобразным организмом, обладающим двумя центрами. Первый центр - действующее начало безусловного единства, сводящее множество элементов к самому себе. Это начало свободно от каких-либо форм, свободно от бытия, оно лишь их потенция.
Второй центр - производящее
начало, сводящее множественность форм
к единому основанию. Оно означает
единство в явлении, оно не бытие,
а его образ, идея, проникнутая
началом Божественного
"Мировая душа" не забывает об отпавшем природном хаосе, она организует его "эволюцию", "собирание", развитие и преемственность в пяти царствах: минеральном, растительном, животном, человеческом, в котором человечество осознает идею безусловного совершенства Абсолютного, и Божьем, где человечество стремится эту идею осуществить, т. е. снова воссоединить мир с Богом. Таким образом, мировой процесс - это процесс космогонический, где "мировая душа" соединяется с отпавшим миром внешним образом, подготавливает следующую ступень этого процесса - теогонический процесс, где собственно и происходит это слияние, внутреннее единение Бога и природы, представленной человеком и его сознанием.
Из данных утверждений
следует, что русский философ
придерживается идеалистической точки
зрения, по которой все царства
едины, и единство это не в материальности,
а в Боге, Абсолютном сущем. Эта
псевдоэволюционная концепция носит
телеологический и
Соловьев различает идею как предмет, т. е. некоторое представление вовне, и идею как субъект, т. е. некоторую особенную действительность, возможность "быть самостоятельным центром для себя... следовательно, обладать самосознанием или личностью". Таким образом, в философии всеединства все, от атома до Абсолюта (Бога), есть существо, т. е. идея и личность.
Связь с Богом делает человека уникальным существом в природе, вечным и бессмертным, как вечен и бессмертен Абсолют. Другими словами, человек - это абсолютное становящееся, "второе абсолютное", духовный центр мира. Предназначение человека - осуществить связь между Богом и материальным миром, стать "проводником всеединящего божественного начала в стихийную множественность, устроителем и организатором вселенной".
В религиозно-идеалистической антропологии В. С. Соловьева человек - единственное активное, деятельное существо природы, осознающее свою деятельность, создающее идеалы. Философ утверждает, что он должен делать себя лучше, чем он есть в действительности. Поэтому человек должен оцениваться не по тому, что он есть, а по тому, что он уже сделал или делает. "Человеку естественно хотеть быть лучше и больше, чем он есть в действительности... Если он взаправду хочет, то и может, а если может, то и должен". Это утверждение может показаться противоречивым и даже бессмысленным. "Да, - утверждает философ, - это есть бессмыслица для животного, так как для него действительность есть то, что его делает и им владеет, но человек, хотя тоже есть уже данной, прежде него существовавшей действительности, вместе с тем может воздействовать на нее изнутри, и, следовательно, эта его действительность есть так или иначе, в той или другой мере то, что он сам делает, - делает более заметно и очевидно в качестве существа собирательного, менее заметно, но столь же несомненно и в качестве существа личного".
Таковы основные черты религиозной антропологии В. С. Соловьева, в которой человек, являясь образом и подобием Бога, становящимся всеединым, утверждающим себя в высоких идеалах нравственности, самоценен, ибо Бог "определяет только то, чем он становится, содержание и цель его жизни; но что он этим становится - это имеет свое основание не в Божестве, отрешенном от всякого процесса, а в нем самом".
Глава 3. Вклад русской философии в сокровищницу мировой философской мысли.
История русской философии насчитывает более тысячи лет. Возникла она вместе с появлением христианства на Руси (988 г), которое к X веку уже опиралось на развитую систему философских знаний. Представляет собой синтез теософии (божественная мудрость), антропософии (человеческая мудрость) и всей мировой философии и культуры. В ней также включена позиция, литература и искусства.
Русская философия очень самобытна и критична, она всё время находилась в поиске новых путей философствования. В ней всегда было представлено в единстве: космос, Бог и человек, а так же в неё были включены этико-эстетические идеи. Она искала Бога, правды и спасения, истину, добро и красоту.
Русская философия внесла
свой вклад в сокровищницу мировой
философской мысли. Сила, ценность русской
философии в том, что она строила
свои идеи о человеке и обществе
на основе литературной критики, анализа
художественной культуры, литературы,
живописи, музыки, т. е. эмпирической базой
русской философии была русская
художественная культура. В этом ее
главное достоинство. Западная философия
ориентировалась главным
Вклад русской религиозной метафизики в мировую философию значителен, но не менее важен ее вклад в мировую христианскую теологию. Русская философия конца ХIХ – начала ХХ века была ответом на вызов времени, который привел, по выражению вселенского патриарха Афинагора, к неопатристическому синтезу. Надо иметь ввиду, что последний великий православный богослов – Григорий Палама – жил полтысячелетия назад, а за это время мир очень сильно изменился. И если православие не хочет остаться богослужебной традицией для узкого круга лиц, а хочет быть тем, к чему призывал Христос: проповедью Евангелия до краев земли, - необходимо отвечать на вызовы времени. В частности, если речь идет о научно-философском дискурсе, то надо учитывать идею историчности бытия, идею процессуальности не только отельных явлений, например общественной жизни, но и сущего как такового. Научная картина мира все более плотно подходит к концепции универсального эволюционизма. Верующий разум должен сформулировать свое понимание этой ситуации. Русские религиозные мыслители ХIХ - ХХ вв., сумели дать свое понимание основных истин христианства: истины Боговоплощения, Искупления, - но уже в свете новой картины мира. Им для этого надо было уточнить и конкретизировать концепцию Творения, убрать излишнюю антропоморфность в представлениях о творении мира, внести динамику в раскрытие понятия Сущего. Более того, именно в России, и только в России мы получили православно-христианскую метафизику культуры и истории. В византийской мысли этого не было, там были сугубо богословские разработки в области триадологии, сотериологии, христологии. Но именно русские религиозные мыслители внесли свой вклад в такие сюжеты как Церковь и история, Церковь и культура. Кроме того, есть прагматический аспект нашего интереса к русской религиозной философии, ведь никакой другой самостоятельной состоявшейся традиции у нас просто нет. Гегельянство, марксизм, психоанализ, - это внешние для нашей культуры течения, мы должны их изучать, но полностью раствориться в них не можем. Ни у кого не вызывает сомнения, что нужно изучать и осваивать литературное наследие Гоголя, Лермонтова или Чехова. А вот то, что в философии можно обойтись без Бердяева, Франка или Соловьева, для многих, к сожалению, вещь сама собой разумеющаяся.
Информация о работе Материализм и Идеализм в русской философии