Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:15, контрольная работа
Русская философия — это феномен мировой философской мысли. Феноменальность русской философии объясняется историей развития философской мысли. Особенность развития заключается в том, что русская философия существовала исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейских и мировых философских течений, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, идеализма, рационализма и других. Одновременно русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада .
Введение………………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика материалистической традиции в России. Философия Н. Г. Чернышевского ………………………………………………………………………5
Глава 2. Общая характеристика русской религиозно-идеалистической философии. Философия B. C. Соловьева …………………………………………................12
Глава 3. Вклад русской философии в сокровищницу мировой философской мысли……………………………………………………………………………………………………………….18
Заключение ………………………………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………………………………23
Одной из важнейших особенностей русской философии является острота, жизненность, злободневность её содержания.
Жизненность русской философии, её устремлённость к проблемам человека и общества, судеб страны обусловили и другую её характерную черту – почти полное отсутствие в ней грандиозных, всеохватывающих, громоздких систем, подобных платоновской или гегелевской.
Отсутствие тяжеловесных логических систем обусловлено и другой особенностью русской философии – её глубокой эмоциональностью, наполненностью чувствами.
"Нутряной характер" русской философии, как и отсутствие в ней развитых систем, не помешали ей разработать ряд важнейших, стержневых философских понятий, которые пополнили сокровищницу мировой философской мысли.
Жизненность русской философии,
её включённость в социально-политические
процессы России, в острые социальные
столкновения, политическую борьбу обусловили
и её резкую разделённость на два
полярно противоположных
Заключение
Русской философии в отличие от европейской чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Русское мышление преимущественно антирационалистично, алогично по духу. Как и весь строй русской речи, оно часто основывается на интуиции. Это не означает, что русская философия чужда науке. Напротив, очень часто именно интуитивное предзнание оказывало огромную помощь русским ученым и мыслителям.
Поскольку идеалистическое или материалистическое решение основного вопроса философии являются взаимоисключающими, истинным может быть лишь одно из них. Таковым является материалистическое решение, что подтверждается историей науки, рассматриваемой под этим углом зрения, а также развитием общественной практики. Чем же объясняется в таком случае долговечность идеализма, его сохранение в общественном сознании на протяжении тысячелетий? Это обстоятельство имеет свои глубокие корни: гносеологические и социальные. Историческими истоками идеализма являются присущи мышлению первобытного человека анимизм и антропоморфизм, одушевление всего окружающего мира и рассмотрение его движущих сил по образу и подобию человеческих поступков как обусловленных сознанием и волей.
В дальнейшем гносеологическим истоком идеализма становится сама способность абстрактного мышления. Возможность идеализма дана уже в первой элементарной абстракции. Образование общих понятий и возрастающая степень абстрагирования - необходимые моменты прогресса теоретического мышления. Однако превратное пользование абстракцией влечёт за собой гипостазирование отвлечённых мышлением свойств, отношений действий реальных вещей в отрыве от их конкретных материальных носителей и приписывание этим продуктам абстракции самостоятельного существования.
Сознание мышление, величина, форма, добро, красота, мыслимые вне и независимо от материальных предметов и существ, которые ими обладают, равно как и растения «вообще» или человек «вообще», принимаемые за сущности, или идеи, воплощаемые в вещах, - таков тот ложный ход абстрактного мышления, который ведёт к идеализму.
Список используемой литературы.
1. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. – Л.1991;
2. Философия: /Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮРИСТЪ, 2005;
3. Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. – М.: 1994;
4. Философия: Учебник для вузов;под общ. ред. проф.Лавриненко В.Н,проф.Ратникова В.П., МО РФ.-М.: ЮНИТИ, 2001.;
5. Большаков А.В., Греенев В.С., Добрынина В.И. «Основы философских знаний» М.: общество «Знание» России,1997г.;
6. Главные философские направления / Под ред. Т.И. Ойзермана. - М., 1971.
7. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. Е. Философия. Справочник студента. – М.: «АСТ», 1999
8. Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Степина, Г.Ю. Семгина и др. – М.: Мысль, 2001. Том 2. С. 508.
9. Научно-просветительский
журнал. «Скепсис».Статья под ред. Юрия
Семёнова. http://scepsis.ru/editorial_
10. КОПРы по философии.
Информация о работе Материализм и Идеализм в русской философии