Материализм и Идеализм в русской философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:15, контрольная работа

Краткое описание

Русская философия — это феномен мировой философской мысли. Феноменальность русской философии объясняется историей развития философской мысли. Особенность развития заключается в том, что русская философия существовала исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейских и мировых философских течений, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, идеализма, рационализма и других. Одновременно русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада .

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика материалистической традиции в России. Философия Н. Г. Чернышевского ………………………………………………………………………5
Глава 2. Общая характеристика русской религиозно-идеалистической философии. Философия B. C. Соловьева …………………………………………................12
Глава 3. Вклад русской философии в сокровищницу мировой философской мысли……………………………………………………………………………………………………………….18
Заключение ………………………………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 45.21 Кб (Скачать)

 

Одной из важнейших особенностей русской философии является острота, жизненность, злободневность её содержания.

Жизненность русской философии, её устремлённость к проблемам человека и общества, судеб страны обусловили и другую её характерную черту – почти полное отсутствие в ней грандиозных, всеохватывающих, громоздких систем, подобных платоновской или гегелевской.

Отсутствие тяжеловесных логических систем обусловлено и  другой особенностью русской философии  – её глубокой эмоциональностью, наполненностью чувствами.

"Нутряной характер" русской философии, как и отсутствие в ней развитых систем, не помешали ей разработать ряд важнейших, стержневых философских понятий, которые пополнили сокровищницу мировой философской мысли.

Жизненность русской философии, её включённость в социально-политические процессы России, в острые социальные столкновения, политическую борьбу обусловили и её резкую разделённость на два  полярно противоположных направления: религиозно-идеалистическое, славянофильское, реформистское, с одной стороны, и материалистическое, атеистическое, западническое, революционно-радикальное – c другой стороны. Два этих полюса представлены с одной стороны, такими крупными философами – идеалистами, как А. С. Хомяков, В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, а с другой – не менее известными философами – материалистами, марксистами А. И. Герценом, Н. Г. Чернышевским, М. А. Бакуниным, П. Л. Лавровым, Г. В. Плехановым, В. И. Лениным. Своеобразие русской философии выражено и самой личностью русского философа, некоторыми типичными чертами его духовного облика.

 

     Заключение

        Русской философии в отличие от европейской чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Русское мышление преимущественно антирационалистично, алогично по духу. Как и весь строй русской речи, оно часто основывается на интуиции. Это не означает, что русская философия чужда науке. Напротив, очень часто именно интуитивное предзнание оказывало огромную помощь русским ученым и мыслителям.

Поскольку идеалистическое  или материалистическое решение  основного вопроса философии  являются взаимоисключающими, истинным может быть лишь одно из них. Таковым  является материалистическое решение, что подтверждается историей науки, рассматриваемой под этим углом  зрения, а также развитием общественной практики. Чем же объясняется в  таком случае долговечность идеализма, его сохранение в общественном сознании на протяжении тысячелетий? Это обстоятельство имеет свои глубокие корни: гносеологические и социальные. Историческими истоками идеализма являются присущи мышлению первобытного человека анимизм и антропоморфизм, одушевление всего окружающего мира и рассмотрение его движущих сил по образу и подобию человеческих поступков как обусловленных сознанием и волей.

В дальнейшем гносеологическим истоком идеализма становится сама способность абстрактного мышления. Возможность идеализма дана уже  в первой элементарной абстракции. Образование общих понятий и  возрастающая степень абстрагирования - необходимые моменты прогресса  теоретического мышления. Однако превратное пользование абстракцией влечёт за собой гипостазирование отвлечённых  мышлением свойств, отношений действий реальных вещей в отрыве от их конкретных материальных носителей и приписывание этим продуктам абстракции самостоятельного существования.

Сознание мышление, величина, форма, добро, красота, мыслимые вне  и независимо от материальных предметов  и существ, которые ими обладают, равно как и растения «вообще» или человек «вообще», принимаемые  за сущности, или идеи, воплощаемые  в вещах, - таков тот ложный ход  абстрактного мышления, который ведёт  к идеализму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. – Л.1991;

2. Философия: /Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮРИСТЪ, 2005;

3. Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. – М.: 1994;

4. Философия: Учебник для вузов;под общ. ред. проф.Лавриненко В.Н,проф.Ратникова В.П., МО РФ.-М.: ЮНИТИ, 2001.;

5. Большаков А.В., Греенев В.С., Добрынина В.И. «Основы философских знаний» М.: общество «Знание» России,1997г.;

6. Главные философские направления / Под ред. Т.И. Ойзермана. - М., 1971.

7. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. Е. Философия. Справочник студента. – М.: «АСТ», 1999

8.   Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Степина, Г.Ю. Семгина и       др. – М.: Мысль, 2001. Том 2. С. 508.

 9.  Научно-просветительский журнал. «Скепсис».Статья под ред. Юрия Семёнова.  http://scepsis.ru/editorial_staff/

10.  КОПРы по философии.

 


Информация о работе Материализм и Идеализм в русской философии