Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 23:08, реферат
Краткое описание
Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения, а в реальной жизни. Короче говоря, философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней. В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.
Оглавление
1. Аристотель
2. Гераклит
3.Платон 4.Сократ 5. Декарт Рене 6.Список литературы
Декарт
Рене (1596 — 1650) — французский философ,
математик, физик и физиолог.
Рене Декарт —
основоположник современной западной
философии, как это признается многими
исследователями истории философии. Происходил
из старинного дворянского рода. Он родился
во Франции в местечке Лаэ. Учился в иезуитском
колледже Ла-Флеш в Анжу, получил юридическое
образование. Во время учебы у Декарта
обнаружилась склонность к занятиям математикой.
В начале Тридцатилетней войны служил
сначала в протестантской, а затем в католической
Баварской армии. Он оставил армию в 1621
году и несколько лет путешествовал по
Германии, Италии, Голландии и Франции.
В 1629 году Декарт переселился в Нидерланды,
где провел двадцать лет в уединенных
научных занятиях. В 1649 году по приглашению шведской королевы
переехал в Стокгольм, где участвует в
основании Академии Наук. Однако суровый
климат Швеции стал причиной его преждевременной
кончины. Он вскоре умер от воспаления
легких. Через 16 лет после смерти, по требованию
французского правительства, останки
ученого были перевезены в Париж и торжественно
погребены в церкви Святой Женевьевы (Пантеоне). В основе философии Декарта лежит дуализм
— противопоставление мышления и материи,
души и тела, «мыслящей» и «протяженной»
субстанции. Мыслящая субстанция не обладает
протяженностью, она неделима, материальная
же субстанция, или телесная, наоборот,
обладает протяженностью, она делима на
отдельные части. Он признает, что мышление
и материя не зависят друг от друга. Субстанция
— это такая вещь, которая для своего существования
не нуждается ни в чем, а только в самой
себе. Поэтому Декарт приходил к выводу,
что совершенной субстанцией является
только Бог, который для него лишь гарант
истинности познания. Исходной точкой в концепции Декарта
является сомнение. Позиция Декарта состоит
в том, что истинность какого-либо положения
можно проверить, лишь поставив его под
сомнение. В этой позиции, впрочем, есть
очень рациональное зерно: только то знание
может считаться абсолютно истинным, которое
нельзя поставить под сомнение. Другими
словами, сомнение оказывается для Декарта
способом достижения истины. На первом этапе, по его мнению, следует
поставить под сомнение все, что возможно:
любые догмы, авторитеты церкви и философии
и даже собственное существование. Это
было шагом, достаточно смелым для того
времени. Впрочем, Декарт не собирался
отрицать факта существования бога. Постановка
под сомнение — это лишь операция, которая
необходима для правильного обоснования
философского знания о мире. В результате постановки всего под сомнение,
Декарт приходит к выводу, что любому сомнению
есть предел, и предел этот — само мышление.
Декарт рассуждает следующим образом:
Я сомневаюсь; поэтому, учитывая, что сомнение
— это акт мышления, можно сделать вывод,
что я мыслю. А поскольку я мыслю, значит,
я есть, я существую. Это нашло выражение
в известном афоризме Декарта: «Я мыслю,
следовательно, я существую». И эту мысль
не могут поколебать никакие сомнения,
поскольку данный факт — это самое очевидное
и достоверное, что имеется в распоряжении
человека. Это положение Декарт кладет
в основу своей философии, полагая, что
именно она может претендовать на роль
незыблемого, наиболее прочного основания.
На этом основании Декарт пришел к выводу,
что источником достоверности всякого
познания является мыслящее Я. Декарт сформулировал четыре принципа,
без соблюдения которых можно достигнуть
достоверного знания: «Первое — никогда не принимать за истинное
ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью,
иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости
и предвзятости и включать в свои суждения
только то, что представляется моему уму
столь ясно и столь отчетливо, что не дает
мне никакого повода подвергать их сомнению. Второе — делить каждое из исследуемых
мною затруднений на столько частей, сколько
возможно и нужно для лучшего их преодоления. Третье — придерживаться относительного
порядка мышления, начиная с предметов
более простых и наиболее легко познаваемых
и восходя к познанию наиболее сложного,
предполагая порядок даже там, где объекты
мышления вовсе не даны в их естественной
связи. И последнее — составлять всегда перечни
столь полные и обзоры столь общие, чтобы
была уверенность в отсутствии упущений». Весь мир Декарт подразделяет на два
вида субстанций — духовные и материальные.
Если в отношении животных можно допустить,
что они представляют собой бездушные
автоматы, то в случае человека это очевидным
образом не так. Человек способен управлять
своим телом с помощью ума, а ум — испытывать
на себе влияние разных по природе субстанций.
Декарт, интересовавшийся медициной, полагал,
что душа человека расположена в шишковидной
железе, находящейся в центральной части
головного мозга; с его точки зрения, это
и было тем местом, где душевная субстанция
взаимодействует с телесной. Именно здесь
материальные жизненные духи и вступают
в контакт с душой. Раздражение из внешнего
мира передается по нервам в головной
мозг и возбуждает пребывающую там душу.
Соответственно, самостоятельное возбуждение
души приводит в движение жизненные духи,
и нервный импульс завершается, мышечным
движением. Связь души и тела в целом укладывается
в схемы механического взаимодействия. Декарт ратует за практическую философию,
при помощи которой, зная силу и действия
огня, воды, воздуха, звезд,
небес и всех других окружающих нас тел,
люди могли бы точно использовать их для
разных целей и стать хозяевами и господами
природы. Практический метод Декарта состоит
в переходе от общего к частному, основой
которого всегда выступала математика.
Он считает, что все науки должны быть
подчинены математике, «ибо и ней содержится
все то, благодаря чему другие науки называются
частями математики». Это означало, что
познание природы представляет собой
познание всего того, что может быть зафиксировано
математически. В одном из своих произведений Декарт
писал, что его не устраивает кабинетная
ученость и что все можно найти в «великой
книге мира и в себе самом», и всю свою
жизнь следовал этим принципам. Прежде
всего он изучал мир и поэтому мало читал
произведений других авторов, считая,
что не стоит зря тратить время. Декарт
был экспериментатором и исследователем,
хватался за все, что могло дать практическое
применение, поэтому он был не только философом,
но и крупнейшим ученым. Декарт заложил
основы аналитической геометрии, ввел
многие современные алгебраические обозначения,
высказал закон сохранения количества
движения. В аналитической геометрии основным
достижением Декарта стал созданный им
метод координат (декартовы координаты).
Он заложил основы аналитической геометрии,
а его сочинение «Геометрия» (1637) оказала
огромное влияние на развитие математики.
Декарт и один из основателей механики,
автор закона преломления света, много
сделал для развития физиологии и психологии. Основные сочинения Декарта: «Рассуждение
о методе», «Метафизические размышления»,
«Начала философии», «Правила для руководства
ума» и др. Роль Декарта и его философии трудно
переоценить. Влияние его на всю последующую
философскую мысль огромно. Учение и различные
направления в философии, развивавшие
идеи Декарта, получили название «картезианство»
(от латинизированной формы его имени
— Картезий).
Список литературы:
Зотов А. Ф. Существует
ли мировая философия? // Вопр. философии.-1997 Введение в философию. М-: Политиздат,
1989.- Т. 2. Мир философии. М.: Политиздат, 1991.-Т. 1. Философский энциклопедический словарь.
- М.: Сов. Энциклопедия, 1983. (понятие «сознание») Введение в философию. - М.: Политиздат,
1989. Т. 2. Бытие и материя. Философское понимание
природы // Мир философии. М: Политиздат,
Т. 1.