(1126-1198)
- Абу Аль-Валид Мухаммад ибн
Ахмад ибн Рушд более известный в
Западном мире как Аверроэс, один
из самых великих мыслителей
в
исламской традиции.
- Он родился в Кордове, в самом
центре науки средневекового
Андалузского мира.
- Ибн Рушд написал пространные
комментарии по целому диапазону
аристотелевских работ.
- Ибн Рушд пытался примирить
Аристотелевскую систему
мысли с исламом.
Аверроэса
оказали большое влияние
на
средневековую философию,
особенно в Европе (аверроизм).
- Однако философия была лишь одной стороной жизни Аверроэса. Отец ученого был главным судьей и муфтием, а дед – великим кадием Кордовы, поэтому следуя фамильной традиции, ибн Рушд с ранних лет изучал теологию, юриспрденцию, арабскую литературу, проявлял особые способности к медицине, и стал судьей.
- Благодаря своим талантам и знаниям, сорокалетний ученый был приближен к халифу Абу-Якубу (1163-1184), при котором достиг высших почетных должностей и действовал то в Марокко, то в Севилье или Кордове.
- Одновременно ученый занял наследственную в его роду должность великого кадия Севильи. А через 11 лет он был назначен лейб-медиком халифа.
- В 1184 году, после смерти
Абу-Якуба, халифский престол
перешел к его сыну Абу-Юсуфу
Якубу.
богословов и кадиев вынесли
решение, что взгляды ибн Рушда
«нечестивы и еретичны».
Халиф повелел сжечь его
сочинения, а самого философа
сослал в местечко аль-Ясана, близ
Кордовы.
- Ибн Рушд умер - 10 декабря 1198 года. Через три месяца по просьбе родственников его останки были переправлены из Марокко в Кордову.
- Творческое наследие включает в себя сочинения по ранней исламской философии, логике в исламской философии, арабской медицине, филологии, теологии.
- Ибн Рушд написал по меньшей мере 67 оригинальных работ, среди которых 28 работ по философии, 20 – по медицине, 5 – по богословию, 4 – по грамматике, 8 – по исламской юриспруденции (фикха) и мусульманскому праву (шариат), а комментарии были составлены им к произведениям Аристотеля, Платона («Государство»), Александра Афродизийского («О разуме»), Николая Дамаскина («Первая философия»), Фараби (трактаты по логике), Ибн Сины («Урджуза о медицине») и Ибн Баджи («Трактат о соединении человека с деятельным разумом»).
- Комментируя Аристотеля и Платона, ибн Рушд использовал три вида комментариев: «Джами», «Талкис» и «Тафсир», которые, соответственно, означают «упрощенный обзор», «промежуточные комментарии с более критическим материалом», и «углубленное изучение аристотелевской мысли в мусульманском контексте». Эти термины изначально являются различными типами комментариев к Корану.
- Важнейшим из его философских произведений является написанный в 1180 году трактат «Опровержение опровержения».
- Согласно ибн Рушду, есть два вида познания истины:
- Первое познание заключается в религии и основывается на вере, а потому не может быть проверено, не требует особого обучения, чтобы понять.
- Второе познание истины – это
философия,которая доступна тем немногим,
кто имеет интеллектуальный потенциал,
чтобы взяться за ее изучение. В то
время как религия рассуждает о Боге риторически,
используя образность, которая проявляется
в Коране, то философия пользуется доказательным
способом.
- Рушд также рассматривал вопрос об истолковании бытия. Согласно ибн Рушду, материальный мир вечен, как и Бог, который и сотворил мир.
- Конечная причина бытия - Бог, находящийся на вершине иерархии и представляющий собой мыслящее само по себе мышление. Материя существует как постоянная возможность форм, которые возникают из материи; материя и форма, для ибн Рушда, нераздельны и образуют единство. Индивидуальные души не являются бессмертными, так как умирают вместе с телом.
- Этика Ибн Рушда заключается в учении, что человек создает добро в соответствии со своими установками, а не в зависимости от того, что его ожидает на том свете — Ад или Рай.
- Ибн Рушд написал медицинскую
энциклопедию под названием «Colliget»
(арабское «Куллийят» — «система»), которая
была
переведена на
латинский язык и несколько раз
перепечатывалась.
Многие его произведения переведены
на иврит.
- Ибн Рушд также сделал компиляцию работ
Галена и написал комментарий к
Канону врачебной науки Авиценны
(Ибн Сина)
(980-1037).
- Кроме того, ибн Рушд заслужил себе известность и как астроном – своими наблюдениями над солнечными пятнами.
- Учение Аверроэса было компромиссными, но в тоже время – очень актуальными на то время
- На протяжении позднего Средневековья и в эпоху Возрождения труды Аверроэса служили источником вдохновения для тех, кто считал нужным разделять философию и науку, с одной стороны, и теологию – с другой.